Цели:
образовательная:
- сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;
- подготовить учащихся к восприятию нового произведения;
- создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;
воспитательная:
- формировать у школьников любовь к литературному слову;
развивающая:
- продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.
Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию)
Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, А.П.Платонова, словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети!
- Сегодня у нас урок литературы.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.
- Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу и тихо сядем.
- Хорошо.
II Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы рассмотрим такую тему.
- Прочтите на доске (Писатель-сатирик. Жизненная основа комедия.).
- Понятна ли вам, дети, тема урока? (Нет).
- А почему?
(На доске не указаны конкретные названия, что за писатель-сатирик, какая комедия).
- А узнать все тайны поможет нам сегодня "Бюро литературных находок".
- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей.
М.В. Ломоносов |
А.С. Пушкин |
Н.В. Гоголь |
А.П. Платонов |
- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. М.В.Ломоносов писал оды, А.С.Пушкин — стихи, повести, А.П.Платонов — рассказы).
- Верно.
- А о какой комедии идёт речь, подумайте.
(Я думаю, о комедии "Ревизор", т.к. мы её читали дома).
- Правильно!
- Итак, тема урока "Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии "Ревизор".
- Запишите тему урока себе в тетрадь
III Разговор у портрета
- Давайте поработаем над портретом Н.В.Гоголя, который перед вами в учебнике.
- Что в данном портрете привлекло ваше внимание?
(Меня удивил выразительный взгляд сатирика). (Мне понравилось причёска, к тому же она очень необычна).
- О каких чертах характера Н.В.Гоголя можно судить, глядя на портрет?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь был добрым человеком, об этом свидетельствуют глаза).
(А я думаю, что Гоголь был умным, об этом свидетельствует широкий лоб).
- Что можно сказать про одежду сатирика?
(Одет элегантно, на шее - шарф, это соответствует эпохе первой половины 19 века).
- Совершенно верно.
IV. Работа со статьей учебника
- Что вам уже известно о жизни и творчестве сатирика из ранее изученного?
(Мне известно, что Н.В.Гоголь родился в местечке Большие Сорочины).
(А я читал о том, что в 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию).
(Я знаю, что в 30-е годы писатель знакомится с А.С. Пушкиным)
- А сегодня мы должны познакомиться со статьями учебника " Великий сатирик о себе", "Гоголь о театре".
- Перед тем, как начать читать, посмотрите на доску. Здесь даны вопросы, на которые вы должны ответить после прочтения.
-Прочтите, пожалуйста, вопросы на доске.
(1. О каком принципе мечтал Гоголь в юности?
2. Какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?
3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю?
4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"?
5. Какова роль театра, по мысли сатирика?)
- Теперь будем читать текст "по цепочке", не забывая про вопросы.
(Дети читают, учитель следит и исправляет ошибки).
- Закончили!
- Теперь давайте ответим на поставленные ранее вопросы.
- Кто желает?
- Пожалуйста.
(1. Гоголь мечтал о государственной службе, которая даст возможность "сделать что-то для общего добра", мечтал служить на благо Родины)
- Хорошо.
- Далее,
(2. Умение угадывать человека)
- Кто продолжает?
- Пожалуйста.
(3. Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину. Именно Пушкин подсказал сюжет "Ревизор", рассказав, как его приняли за важное лицо, прибывшее в Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачёве.)
- Молодец.
- Далее.
(4. "...собрать в одну кучу все дурное в России ... и за одним разом посмеяться над всем").
- И последний вопрос.
(5. Театр - великая школа, которая даёт зрителям живой полезный урок.)
-Совершенно верно.
- Поднимите карточки зелёного цвета, для кого материал показался интересным, новым, полезным?
(Дети поднимают)
- А ты, Настя, уже всё знала?
(Да. Я прочитала эту информацию в книге С.М.Машинского "Художественный мир Гоголя").
- Замечательно!
- Всё, что узнали из прочитанного, вы должны запомнить, т.к. это важная информация.
V. Словарная работа
- Для того, чтобы при изучении комедии Гоголя знать значения встречающихся слов, мы проведём словарную работу.
- Будем работать по группам. Каждая группа получит карточки со словами, значение которых вы найдёте, заглянув в словари, которые лежат у вас на столах.
1 гр. |
Водевиль |
Репертуар |
2 гр. |
Плагиат |
Фабула |
3 гр. |
Пародия |
Эпиграмма |
- Итак, приступили все к работе, будьте внимательны.
(Дети работают)
- Давайте проверим, что вы нашли.
Слово предоставляется первой группе.
(Дети зачитывают)
- Класс, вы слушаете и записываете в рубрику “Словарь урока”.
1гр. - Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.
Репертуар- 1 совокупность пьес, музыкальных и других произведений, идущих в театре. 2 совокупность исполняемых кем-то театральных ролей, музыкальных произведений.
2гр. - Плагиат- выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем.
Фабула — внутреннее строение произведения.
3гр. - Пародия — 1 комическое или сатирическое подражание кому, чему- нибудь. 2 неудачная, превращающаяся в насмешку, издёвка.
- Хорошо.
- Как вы думаете, для чего необходимо знать значение этих слов.
(Эти слова имеют непосредственное отношение к театру, а Н.В.Гоголь и театр- это единое целое).
VI. Итоги урока
- Сейчас мы поиграем в игру "Снежный ком", т.е. по цепочке, начиная со слова Н.В.Гоголь, вы проговариваете всю информацию, которую узнали на уроке (дети играют, тем самым,"восстанавливая" материал).
- Хорошо.
- А теперь заполните свои карточки "Мои Успехи" и покажите.
Урок оказался для меня бесполезным. | 0 |
Урок оказался для меня полезным. | 5 |
Я на уроке испытывал трудности. | 2 |
Моя оценка за работу на уроке. | 4 |
(Оценивание происходит и пятибальной системе).
- Хорошо.
VII Домашнее задание
1)-Составьте тест по комедии Н.В.Гоголя, используя вопросы по сюжету.
(Например: Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии “Ревизор”?
а) на всякого мудреца довольно простоты;
б) на зеркало меча пенять, коли рожа крива;
в) не в свои сани не садись.
2) Индивидуальное задание. (Подготовка сообщений на 7-10 минут)
1 уч-ся - Первая постановка "Ревизора" в Петербурге.
2 уч-ся - Постановка комедии в Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького.
3 уч-ся - Постановка пьесы в Москве.
- На этом наш урок подошёл к концу.
- До свидания.
Оформление доски
Литература
1. Беленький Г.И. Учебная хрестоматия 8 класса. Москва, 1999.
2. Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва, - 2001.
3. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" в школьном изучении. Ленинград, 1975.
4. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Москва, 1988.
5. Шульц. С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. Москва,1994.