Цели:
- Познакомить учащихся с интересными произведениями разных писателей;
- Пробудить у школьников потребность в чтении;
- Учить детей программировать свою читательскую деятельность.
Оборудование:
- газета “Что мы читаем” (лучшие сочинения);
- выставка книг, прочитанных ребятами;
- портреты писателей; иллюстрации к прочитанным произведениям;
- пословицы;
- высказывания писателей, плакат-лозунг “Чтением человек переживет века”.
К данному уроку, учащиеся писали сочинение в публицистическом стиле, на тему “Книга – друг и учитель человека” (лучшие работы были помещены в газету “Вот что мы читаем”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На полке за Вольтером,
Вергилий, Тасс с Гомером,
Все вместе предстоят.В час утренний досуга
Я часто, друг от друга,
Люблю их открывать…Укрывшись в кабинет,
Один я не скучаю.
И часто целый свет
С восторгом забываю.
Друзья мне мертвецы,
Парнасские жрецы;
Над полкою простою,
Над тонкою тафтою
Со мной они живут.
Певцы красноречивы,
Прозаики шутливы
В порядке стали тут…
А. С. Пушкин
– Сегодня, ребята, нам предстоит поговорить о книге, о ее роли в жизни каждого человека, и о том, что и как читать. Вы поделитесь своими впечатлениями о прочитанных книгах.
2. Чтение учителем отрывка из романа И. А. Гончарова “Обломов”.
Илья Иванович иногда возьмет и книгу в руки – ему все равно , какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко обойтись можно, так точно, как можно иметь картину на стене, можно и не иметь, можно пойти прогуляться, можно и не пойти: от этого ему все равно, какая бы ни была книга; он смотрел на нее, как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать.
Как относится к чтению Илья Иванович?
Согласны ли вы с его мнением, что чтение – роскошь?
3. Беседа о роли книги и чтения в жизни человека.
Что значит книга, чтение в жизни человека? Зачем нужно читать книги?
Дополнения учителя:
“Чтение – умножение человеческой мудрости, – той мудрости, которая, без всякого сомнения, в нынешние времена нужнее, чем когда-либо, нашему печальному миру, тонущему в пучинах позора и преступления…”. Как актуально звучат эти слова сегодня. А ведь автором этих строк является Хуан Луис Вивес, просветитель, философ и педагог испанского происхождения, соратник Эразма Роттердамского и Томаса Мора, живший в 1531 году.
“Учись и читай – читай и учись, от этого тебе легче будет жить на свете”, – советовал Герцен своей дочери Ольге.
“Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, – писал Н. В. Гоголь, – потому что их требует душа, и они идут ей во внутреннюю пользу”.
Наш современник – литературовед Святослав Бэлза справедливо говорит в книге “Человек читающий…”: “Когда человек берет в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми”.
– Но всегда ли бывает так? Всегда ли книга находит эмоциональный отклик у читателя? Всегда ли читатель понимает писателя?
Учителям-словесникам часто приходится слышать утверждения о том, что эта книга увлекательная, захватывающая, а эта неинтересная. Как вы считаете, почему это происходит? Почему иногда произведение не находит эмоционального отклика у учителя?
Вывод:
Да просто потому, что вы, ребята, иногда выбираете книгу, до которой еще не “доросли”. А если вернуться к ней через несколько лет, она может увлечь вас по-настоящему.
Книга может быть неинтересной, если она написана на тему, “модную” сегодня, но спустя несколько лет злободневность изживает себя.
Оказывается, что художественное содержание незначительно и интерес к ней исчезает. А бывает и наоборот: книга имела при выходе в свет самый скромный успех, но с годами становятся очевидны ее высокие достоинства.
Иногда интерес к художественному произведению теряется из-за того, что оно читается торопливо. Поэтому надо уметь читать с интересом, и не торопясь.
Поэтому встает вопрос, что читать? Каков должен быть круг чтения?
По свидетельству Сенеки (а это более двух тысяч лет назад!), Цицерон говорил, что ему и двух жизней недостало бы просто пробежать глазами сочинения только лирических поэтов.
А Хуан Луис Вивес отмечает: “Поэтому в каждом искусстве и умении должно быть определено, какие книги следует проходить в школах, какие читать на отдельных занятиях, какие оставлять, чтобы наш век, столь краткий и летучий, не растрачивался на пустопорожние, а нередко и вредные сочинения и не истекал прежде, чем мы доберемся до полезных”.
Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать; и те, что вовсе не нужно читать.
4. О программировании читательской деятельности учащихся.
Слово учителя.
В наше время все большее значение приобретает самообразование. А в самообразовании важно уметь программировать свою читательскую деятельность, т. е. определять интересующую вас тему, отбирать
произведения, продумывать свои впечатления о прочитанных книгах.
Готовясь к уроку, вы должны были выбрать “свое” произведение и представить его товарищам.
– Скажите, как (по какому принципу) вы обычно выбираете произведения для чтения? (Принципы у всех разные: одни руководствуются размером и “выбирают” то, что покороче; другие ориентируются на имя писателя; третьих привлекает заглавие; четвертых – иллюстрации; пятые, а таких совсем немного, относятся к выбору “своего” произведения серьезно и вдумчиво.)
– Конечно, литературы в наше время предостаточно. Какую хочешь книгу, ту и бери, читай. Но достаточно ли в наше время, когда информационный поток слишком велик, того, чтобы взять любую книгу и прочитать ее? (Конечно, нет.)
– С чего, по-вашему, начинается серьезное чтение? С чего начинается серьезный читатель? (Серьезный читатель начинается с того, что стремится понять, интересна ли ему предложенная для обсуждения тема или проблема, узнает, какие книги на эту тему есть в школьной, городской, домашней библиотеке, или библиотеке ваших друзей.
– Какие приемы выбора произведения для самостоятельного чтения вы используете? Что значит отнестись к выбору произведения вдумчиво?
(Нельзя ориентироваться на заглавие книги. Важно познакомиться с предисловием, просмотреть несколько страниц самой книги, вглядеться в иллюстрации.)
– Хорошо. Я надеюсь, что вы так и поступили, когда выбирали “свои” произведения, чтобы представить их своим товарищам.
Давайте послушаем, что вы прочитали. Но представление должно быть очень интересным, таким, чтобы после сегодняшнего нашего разговора захотелось прочитать его.
5. Сообщения учащихся о прочитанных книгах с мотивацией выбора прочитанного.
Начало вашего рассказа может быть таким:
Мне хочется рассказать вам о произведении “…” автора… Я выбрал его, потому что:
1) мне нравится тема (проблема), поднятая автором;
2) мне нравятся другие произведения этого автора (какие именно), которые читаются на одном дыхании, нравится манера его письма и т.д.
Мне очень понравилось это произведение, но особенно интересным, захватывающим показался отрывок …, поэтому я хочу зачитать его (выразительное чтение отрывка в лицах или его инсценировка).
6. Заключительное слово учителя.
– Вот и подошел к концу наш урок-разговор о прочитанных книгах, о том, как надо программировать свою читательскую деятельность. Хотелось бы, чтобы вы стали серьезными и вдумчивыми читателями.
“Кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!” (С. Михалков)
Гимном Книге звучит замечательная речь, произнесенная Герценом при открытии Вятской публичной библиотеки в 1837 году:
“Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет … старца юноше, начинающему жить…”.
И помните, что “художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель” (С.Михалков.)