Тип урока: внеклассное чтение.
Класс: восьмой.
Цели урока:
- Формирование и углубление знаний о композиции произведения, психологическом портрете героя, художественной детали.
- Знакомство с толстовской концепцией «естественного человека»
- Формирование и реализация умений анализа фрагмента произведения.
- Расширение представлений о возможности переплетения общественного и личного, настоящего и исторического.
ХОД УРОКА
Одно из самых обычных заблуждений
состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми,
глупыми, умными.
Человек течет, и в нем есть возможности; был глуп,
стал умен, был зол, стал добр.
Л.Н. Толстой.
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– На прошлом уроке, обсуждая рассказ Л.Н. Толстого «После бала», мы пришли к выводу, что пером Толстого двигало стремление обратить внимание современников на проблемы николаевской России. Еще в 1855 году Толстой предложил проект переформирования армии, где выступал против «прогнания сквозь строй». Толстой ставил проблемы долга, чести, совести, человеколюбия.
III. Актуализация знаний
Зачитать эпиграф, записанный на доске, прокомментировать и записать в тетрадь.
IV. Новый материал
– Итак, вы читали дома повесть Толстого. Какие особенности композиции вы заметили? (Рассказ в рассказе.)
– Композиция повести линейна. (Изображаем схематически.)
– Как движется повествование? (Назад, это воспоминание, отражаем на схеме.)
– Где происходит действие повести? (Схематически изображаем на доске и в тетради.)
Чеченский аул Зимний дворец Квартира Шамиля
Расположение русских войск на Кавказе (Хаджи-Мурат + рассказчик) добавляем в схему чуть позже
– Как связаны эти географические объекты? (Образом Хаджи-Мурата и рассказчика, вносим в схему.44)
– Следовательно, центральный персонаж – это Хаджи-Мурат.
– Давайте вспомним его историю и запишем тезисно:
– Боец
– Мстит за семью и т. д.
– Толстой писал, что хотел показать Хаджи-Мурата извне, его разные грани. Удалось ли это ему сделать?
– Почему воюет Хаджи-Мурат? (За внутренние убеждения.)
– Что является основным в его характере? (Месть, любовь к семье.)
– Как оказываются вовлеченными в план Хаджи-Мурата русские?
– Какие проблемы затрагивает Толстой, «связывая» Хаджи-Мурата с русскими?
– Гордость
– Национальное сознание
– Доверие
– Найдите эпизоды, раскрывающие эти проблемы.
– Но все происходящее на Кавказе оказывается связанным с Зимним дворцом. Почему? Как?
– Какую проблему ставит автор? (Власть и человек.)
– Каким мы увидели царя? Запишите тезисно:
– Человек настроения
– Жестокий и т. д.
– Приведите примеры, иллюстрирующие ваши тезисы.
– Какой художественный прием использует Толстой, описывая Хаджи-Мурата и царя? (Антитеза.)
– Почему Толстой использует антитезу, зачем он противопоставляет государственного деятеля и обычного человека?
– На чьей стороне автор? Почему?
– Толстого часто упрекали в симпатии Хаджи-Мурату. Это связано с его концепцией «естественного человека», т.е. человека природного, живущего по внутренним законам, законам семьи, человека, которого не коснулись достижения цивилизации.
– Описывая Хаджи-Мурата, царя, Толстой дает нам психологические портреты. Запись в тетради: психологический портрет – это мотивация поступков, характер человека.
– Разгадать психологический портрет помогает художественная деталь.
– Какие детали в портрете героя вам запомнились?
– Найдите экспозицию в повести. Прочитайте выразительно. На что обращает внимание автор?
– Выпишите эпитеты, сопровождающие описание цветов. Определите «характер» этих эпитетов. Можно ли их отнести к людям? Какой вывод можно сделать, наблюдая за цветами и жизнью людей?
– С каким чувством автор описывает «татарина»? Почему именно с этим цветком ассоциируется у рассказчика Хаджи-Мурат?
Делается вывод, связываются история Хаджи-Мурата и эпиграф.
V. Домашнее задание (если есть возможность провести 2 урока)
– Анализ 25 главы и вопрос: Почему Хаджи-Мурат ушел от русских?
Следующий урок строится как обсуждение главы, выявление проблематики, предлагается письменная работа «Размышляя над повестью Л. Толстого «Хаджи-Мурат». Можно ограничиться домашней письменной работой (см. выше)
VI. Подведение итогов урока
Выставление и комментирование оценок, вопросы учащихся.