Литературно-педагогическое эссе "Мой Бунин"

Разделы: Литература


Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья-
Наш дар бесценный речь!

И.А.Бунин.

Я преподаю русский язык и литературу, являюсь учителем словесности. Правда, в наши дни последнее определение несколько устарело, но мне оно очень нравится. Моё главное орудие, орудие педагога - филолога, - слово. Слово утешает и вдохновляет, оно может быть лозунгом и криком души, болью и радостью, праздником и буднями. Словом я воспитываю, бережно и нежно сею «разумное, доброе, вечное». Вспоминается Бунин: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной?».

Есть у меня на школьной доске стенд, на котором время от времени меняю текст. Он всегда перед глазами ребят: притягивает взор, заставляет задуматься. На стенде яркие высказывания, цитаты, стихотворения о добре и зле, о равнодушии, сострадании и милосердии.

Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать.
Саади.

Плати добром на зло.
Талмуд.

Любите врагов ваших - и не будет у вас врага.
Учение 12 апостолов.

Иной раз необязательно всё обсуждать. Важно это видеть, впитывать. Может быть, эти слова помогут в нужную минуту, подскажут, как поступить? И пусть не всё запомнится, но ориентир в жизни уже будет дан.

Я хочу воспитать в своих учениках духовность, нравственность. Как это сделать? Наверное, каждый учитель, садясь за письменный стол, задаёт себе этот вопрос. Поэтому современные уроки литературы - это уроки - размышления, уроки исследования, уроки - открытия. Ребёнка нужно воспитывать на ценностях литературы, а для этого он её должен знать.

Почему наши дети так мало читают? Много разных причин тому. Я попробовала «влюбить» их в свой предмет. Как? Известна тяга детей к интересному, необычному. Начну урок нестандартно, решила я: буду читать наизусть, стану на время урока актрисой! Найду такой яркий эпизод текста, который всколыхнёт душу ученика, произведёт на него незабываемое впечатление. Тогда, я уверена, возникнет атмосфера, в которой ребята почувствуют потребность прочитать книгу не по принуждению учителя, а по своему искреннему желанию.

Иногда бывает так, что свои привязанности и предпочтения в литературе учитель передаёт и детям.

Люблю И.А.Бунина. И конечно хочу, чтобы и мои ученики, так же как и я, смогли по-настоящему оценить его. С чего для меня начался Бунин? Наверное, с великолепных лекций на филфаке, когда наш курс попал к интереснейшему человеку. Кажется, с первых часов вся наша группа не писала ни строчки: хотелось только запоминать каждое слово, видеть, как его произносят. Именно тогда я по-новому открыла для себя И.А.Бунина.

Уже в 5 - 6 классах я стараюсь много говорить об этом великолепном мастере слова.

Итак, тема «И.А.Бунин. Рассказ «Лапти»». Началу темы и урока я уделяю особое внимание. На стенде слова:

Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребёнок, не остался бы жив ни один человек.
Л.Н.Толстой

Люди живы любовью: Любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни. Л.Н.Толстой

Вдумайтесь в эти слова. Попробуйте для себя найти ответ на вопросы:

  • Что значит любить людей?
  • Каково предназначение человека?
  • Нужны ли в жизни подвиги?

Представьте, что вы в жарко натопленной избе, потрескивает лучина. А теперь слушайте…(читаю наизусть).

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега хуторском доме был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду, он часто плакал, и всё просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами - от страха и от своей беспомощности.

Стукнуло в прихожей - Нефёд принёс сапоги на топку.

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефёдушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит...

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку, Покрасить фуксином не хитрое дело. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

И, притворив дверь, ушёл.

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Порой ребенок как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

А когда, наконец, рассвело, послышался стук в окно.

Это были новосельские мужики, привёзшие мёртвое тело, - белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежащего на розвальнях Нефёда. За пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином».

Первая реакция детей - жалость. У некоторых блеснули слёзы. Затем он начинают сомневаться: стоило ли так жертвовать собой? Может зря погиб Нефёд? Но мудрые слова, прочитанные до этого, указывают верное решение. Ребята говорят о любви к ближнему, о подвигах, совершаемых во имя других. Итак, цель достигнута. Дети постепенно учатся находить ответы на вопросы в литературе, выбирают идеалы, образцы.

Я должна заинтересовать, заинтриговать, завязать спор, столкнуть мнения и ненавязчиво, незаметно подсказать, направить. И самое главное - необычно, красиво и ярко преподнести материал так, чтобы задело тончайшие струны души.

Когда мои ученики становятся чуть старше, я им читаю наивные простодушные строки из первого дневника юного Бунина:

«29 декабря 1885 г.

Сегодня вечер у тётки. На нём, наверное, будут из Васильевского, и в том числе гувернантка, в которую я влюблён не на шутку.

... Сердце у меня чуть не выскочило из груди! Она моя! Она меня любит! О! С каким сладостным чувством я взял её ручку и прижал к своим губам! Она положил мне головку на плечо, и я запечатлел на её губах первый горячий поцелуй!»

- В чём особенность названий Бунина? («Тишина», «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи»). В них особый лиризм, звучит затаённая печаль. И дети с эти соглашаются. О своей тяге писать Бунин сказал в зрелые годы: «Она появляется у мен всегда из чувства какого-то волнения». Вот этим волнением, неспокойствием, неравнодушием к жизни пронизаны все произведения Ивана Алексеевича. Особенно ярко проявляется в его повестях и рассказах любовь к той, ушедшей России.

- Что для вас является символом Родины? (Звучат самые разные ответы: родной город, деревня бабушки и дедушки, Москва).

А для Бунина - это духовная атмосфера старинных дворянских усадеб с их полновесным, красно устроенным бытом. Поедемте в усадьбу…

«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню лиловые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это мещане-садовники насыпают яблоки. Так славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе...» Знакомы ли вам такие ощущения? Некоторым - да.

Теперь становится понятна и близка тоска Бунина об ушедшей России.

В чьих-то воспоминаниях об Иване Бунине сказано: он жил так, будто нёс перед собой свечу.

Это значит, что его мысленному взору всегда предстоял образ трепещущей, золотистой, горячей, земной красоты, подобный огоньку свечи. В «Грамматике любви» есть удивительная деталь: пол дома, где некогда жила Груня, «весь был устлан сухими пчёлами», они «щёлкали под ногами. Пчёлами была устлана и гостиная, совершение пустая...» Таинственное золотисто - сухое мерцание мёртвых пчёл - образ страшный, образ символический: слишком хрупок идеал Бунина.

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной...
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

У выдающихся людей не бывает тихой и спокойной жизни. В 1920 году Бунин эмигрирует из России. Для него всё кончено с «великой Россией» уже после февраля 1917 года. Дни, проведённые в Красной Одессе, он назвал «Окаянными днями», русскую революцию соотнёс с чумой.

- Как вы думаете, почему он не мог остаться в послереволюционной России?

Отвечу словами самого Бунина.

«Подумать только, надо ещё объяснять то тому, то другому, почему именно не пойду служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо ещё показывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому-нибудь проламывают голову, просвещать насчёт «последних достижений в инструментовке стиха» какого-нибудь скрягу с мокрыми от пота руками! Да порази его проказа до семьдесят седьмого колена, если он даже и «антиресуется стихами».

И ребята понимают, что жестокость новых властей оттолкнула писателя от России. Бунин видел, что в России всё меньше остаётся места красоте и силе. Вспомним разговор братьев Тихона и Кузьмы в «Деревне»: «...Была у меня понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да истаскала его наизнанку... Жалко налицо по будням носить, - праздника, мол, дождусь, а пришёл праздник - лохмотья одни остались. Так вот и я…с жизнью-то своей».

Включаю запись концерта С.Рахманинова (судьбы этих двух людей очень схожи). Усиливает впечатление зрительный ряд (слайды с видами усадьбы).

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и горько,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!

Он просил сжечь своё тело после кончины, ибо страшился телесного безобразия больше, чем нарушения церковной традиции. Всё обострённее год от года чувствуя свою связь с Россией, он, в конце концов, принял решение не возвращаться: «...попасть в Россию! А зачем? Старость уцелевших (и женщины, с которыми когда-то), кладбище всего, чем жил...» И в этом весь Бунин.

Я хочу, чтобы в сердце у ребят запечатлелся образ ищущего, творческого, глубоко переживающего Человека.

Произведения Бунина - это его взгляд на жизнь, на Россию. Бунин - гордый человек, глубоко и искренне любивший свою Родину. Верю, ребята это поймут. В этом счастье учительское, это судьба учительская...

Восемнадцать лет я работаю в школе. Всё было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий и открытий. Иногда приходилось всё начинать сначала, но никогда я не пожалела о том, что стала учителем словесности.

Составила учитель русского языка и литературы Ишмухаметова А.А.

Литература:

  1. Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа: Вече, 2006. – 320 с.
  2. Бунин И.А. Избранное. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 318с.