Литература
-
Урок внеклассного чтения по теме "Нравственные проблемы в произведениях Александра Вампилова" 2008
Урок внеклассного чтения по пьесам А.Вампилова в 10-м классе раскрывает тему жизни и творчества драматурга, воспитывает в читателях нравственность, гуманность, формирует жизненную позицию молодежи.
-
Интегрированный урок (философия + литература) "Русский символизм: конец старого или начало нового?" 2008
На уроке формируется представление учащихся о символизме как течении, объединившем авторов разных эстетических взглядов и этических позиций; учащиеся знакомятся с теоретическим наследием поэтов-символистов.
-
Читать или не читать 2008
Описание подхода к формированию различных компетенций на уроках, посвященных разным литературным жанрам. Суть этого подхода — составление логико-структурных таблиц по материалу произведения и воспроизведение на их основе содержания текста, формулирование идеи, авторский позиции — всего, что мы называем специальными (литературными), общеучебными, общекультурными, речевыми компетенциями.
-
Конспект урока по творчеству Н.В. Гоголя "От начала — к замыслу поэмы…", 10-й класс 2008
Предлагаемый материал поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме урок по литературе в 10-м классе по теме «От начала – к замыслу поэмы…». Данная разработка носит творческий характер и призвана помочь учащимся глубоко проанализировать первую главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
-
Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг 2008
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
-
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему "Имя прилагательное. Роль прилагательных в произведениях А.С. Пушкина" 2008
Интегрированный урок по русскому языку и литературе помогает научиться распознавать имена прилагательные на основе произведений А.Пушкина. Отличительной чертой данного занятия является использование информационных технологий при изучении нового материала и закреплении изученного. Самостоятельное ознакомление учащихся с некоторыми биографическими данными великого поэта. Обеспечивает высокую мотивацию работы на уроке, полученная таким образом информация лучше запоминается детьми. А «украшенное новыми словами» — прилагательными — стихотворение воспринимается детьми как авторская работа.
-
Уроки литературы в 7-м классе "Кристаллы поэзии. Хокку" 2008
Уроки посвящены изучению японской поэзии (2 часа), проводятся после рассмотрения темы «Русские поэты о родной природе» в разделе «Тихая моя родина». Традиционно учащиеся получают на таких занятиях представление о своеобразии жанра хокку, знакомятся с культурой Японии, пробуют свои творческие силы в сочинении хокку.
-
Поэзия Серебряного века: проблемно-исследовательская практика на уроках литературы 2008
Урок литературы «Эдгар По и русские символисты» является продолжением разговора о поэзии Серебряного века и нацелен на знакомство учащихся с переводными произведениями поэтов-символистов К.Бальмонта и В.Брюсова.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме: "Вечные образы в музыке и литературе" (проектная деятельность на уроке). 6-й класс 2008
Интегрированный урок русского языка и музыки для учащихся 6-х классов направлен на то, что бы обучить умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных и литературных произведений, обогатить словарный запас, развить фантазию, творческое и ассоциативное мышление и воспитать любовь к родной земле.
-
Тема урока: "Голубая да веселая страна…" 2008
План уроков литературы для учащихся старших классов. Уроки направлены на анализ лирического цикла С.А. Есенина.
-
Литературная игра "Детектив с Бейкер-стрит" 2008
1. Обращение к литературной игре – это способ научить детей вдумчиво, внимательно читать художественное произведение, находить главное и видеть смысл второстепенного. 2. Участие в игре развивает творческие способности учащихся и позволяет объединить в процессе подготовки непосредственных участников команд, группу поддержки, в том числе и родителей, «литературоведов» и «сценаристов», участвующих в написании сценария. 3. В числе книг-юбиляров 2007 года – известные «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла. Выбор книги для литературной игры принадлежит самим ребятам-семиклассникам, в активе которых игры по сказкам и мифам, романам Марка Твена, Дефо и рассказам Чехова. 4. В зависимости от степени подготовленности, эта игра может быть проведена для учащихся 7–9-х классов в рамках урока или во внеурочное время.
-
Трансформация традиционных сказочных образов в пьесах Е.Шварца (на примере пьесы "Тень") 2008
Пьесы Шварца связаны со сказками, но сюжеты наполняются особым содержанием. Отличительная черта его произведений – мораль, в которой отражаются основные понятия о добре, чести, любви. Изучение известных сказок, их тем и героев в пьесах Шварца знакомит нас с наследием драматурга, со способами воплощения в творчестве нравственных истин, с жизнью писателя. Сравнение на уроках сюжетов, героев традиционных сказок и пьес Шварца открывает большие возможности для творческой работы и литературоведческого исследования учащихся.
-
Разработка урока "Открытие писателя" (Анализ рассказов Л.Е. Улицкой "Народ избранный" и "Перловый суп") 2008
Данный урок знакомит учащихся выпускных классов с новым для них именем в современной литературе — Людмилой Улицкой. Занятие посвящено анализу двух произведений этого автора. Это рассказы-притчи «Народ избранный» и «Перловый суп». Вопросы, поставленные в ходе занятия, помогают раскрыть личное восприятие текста учащимися. Ход занятия предусматривает индивидуальную и групповую работу (мини-сочинение «Сочувствие и милосердие. Что это?», анализ эпизода «Две монахини», исполнение под гитару песни Б.Окуджавы «Молитва», выразительное чтение эпизода под музыку). Материалы урока помогут учащимся в подготовке домашнего сочинения «Открытие писателя».
-
Образ человека-бунтаря в повести Горького "Фома Гордеев" 2008
Разработка урока, цели которого показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героя, силу характера человека-бунтаря в произведениях русской литературы, в повести «Фома Гордеев» в частности, выявить, по каким позициям герой не приемлет мир отцов, доказать, что Фома Гордеев — человек-бунтарь, вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, поговорить о чувстве человеческого достоинства, о самооценке, в ходе беседы помочь учащимся понять и оценить поведение героев.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Диалог поколений" 2008
Бесспорно, диалог с молодежью поддерживать труднее, чем авторитарные отношения, основанные на дисциплине и подчинении. Но представители двух поколений должны попытаться понять друг друга, поскольку мы живем в одной жизни.
-
Урок-исследование по роману “Война и мир” в 10-м классе “Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого” 2008
Разработка урока, цель которого— развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Любви и звуков торжество" 2008
Цели данного урока — показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.
-
Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого 2008
В нашем сегодняшнем мире, где много зла, где на всех ярусах идёт борьба сильного со слабым, как никогда актуальна лирика Н.А. Заболоцкого, развивавшаяся в русле традиций русской поэзии. Стихотворения Н.Заболоцкого несут в себе огромный воспитательный заряд. Дети вместе с поэтом приходят к мысли о торжестве в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
Способствовать правильному пониманию учащимися идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» опасности индивидуализма.
-
"Воспрянем, дух Руси храня!" Тема Родины в творчестве А.Блока, И.Талькова, В.Леушкина. Конспект урока в 11-м классе 2008
Цель: познакомить учащихся с творчеством И.Талькова и В.Леушкина; воспитывать в детях чувство патриотизма; показать, какое место занимает Россия в творчестве каждого поэта.
-
Урок-новелла по творчеству Б.Пастернака "Чобы вовек твоя свеча во мне горела…" 2008
Выбранная форма проведения урока позволяет осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами великого мастера, создать атмосферу «погружения» в творчество поэта.
-
Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель" 2008
Урок является первым в изучении темы. Он формирует умения учащихся определять место повести в творчестве А.С. Пушкина, анализировать образы героев; способствует воспитанию гуманного отношения к людям; развивает умение рассуждать на поставленную тему.
-
Урок по литературе в 7-м классе на тему: "За добро плати добром" (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2008
Содержание урока построено на анализе рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма", учит анализировать текст, находить в произведении художественные средства и приемы (эпитеты, олицетворения, метафоры); развивает правильную грамотную речь, память, мышление; воспитывает любовь, доброту, милосердие, отзывчивость к людям, к родителям. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Урок литературы "Обрядовые песни" 2008
Урок построен в виде конкурса мини-проектов с использованием компьютерной презентации. В ходе работы над предложенными темами учащиеся знакомятся с особенностями обрядовой поэзии, учатся творчески реализовывать свои замыслы, изучают обычаи своей страны.
-
Урок в 11-м классе по теме "Авторская песня" 2008
Авторская песня - родная сестра так называемой эстрадной лирики. В 50–90-е годы ХХ века авторская песня стала общественным движением. Существует она и сегодня. Авторская песня выражает внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности.
-
Личностно-ориентированный урок-открытие "Человек создан для счастья, как птица для полета" (по очерку В.Г. Короленко "Парадокс") 2008
Цели урока: помочь учащимся увидеть нравственное взросление героев; показать, что личность человека формируется в результате межличностных отношений; воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру; помочь увидеть смысл жизни, наполнить его ценностным содержанием.
-
"А душу можно ль рассказать?" 2008
Данный материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения "А душу можно ль рассказать?" по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Составление кластеров, синквейнов позволит добиться более полного понимания темы и разнообразить урок. Работа над средствами выразительности приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора.
-
Конспект урока литературы (внеклассное чтение): "А.Грин. «Алые паруса». В поисках романтического героя" 2008
Основная идея урока - познакомить учащихся с романтическими героями феерии А.Грина "Алые паруса"; закрепить знания учащихся по теме "Романтизм" (основные черты романтического героя, основные приёмы композиции и тропы романтического произведения). Основным методом урока "В поисках... романтического героя" является дискуссия, что позволяет развивать у учащихся способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины их возникновения, различать главное и второстепенное, а также развивать умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли.
-
Урок-исследование по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2008
В данном материале представлена модель урока, иллюстрирующая использование технологии проведения исследования в урочной деятельности. В нем рассмотрены аксиоматические положения, определяющие отношение к тексту любого изучаемого произведения, предложено опережающее домашнее задание, возможные направления исследования текста, подробно представлено изучение пространства и времени рассказа.
-
Урок-исследование по теме: "Живой любовью согретый мир души ребенка" (по рассказу В.П. Астафьева "Ангел-хранитель") 2008
Цели урока: сделать идейно-художественный анализ рассказа В.П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя; развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала; стимулировать развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, развивать речь.