Литература
-
Родная природа в изображении русских поэтов и художников 2008
Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа в изображении русских поэтов и художников" можно отнести к эмоционально-образным формам урока. Его главная цель — научить школьника воспринимать поэтические произведения (в данном случае стихи о природе) в совокупности с другими видами искусства (живописью, музыкой).
-
Открытый урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?" 2008
Данная работа написана на основе открытого урока, который я провела после изучения поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова в 8-м классе. Основной вопрос: «В чём загадка Мцыри?» – решается через обсуждение проблемных ситуаций, которые способствуют раскрытию образа главного героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
-
Урок-конференция "Литература учит жизни… Литература учит здоровому образу жизни…" 2008
Здоровье - состояние ответственности за судьбу свою и ближних. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова - действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности. В этой связи хотелось бы привести пример одной из форм проведения урока литературы (внеклассное чтение) в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Приложение к уроку - презентация.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Тайники русской жизни" 2008
На уроке идет рассмотрение образа Ивана Грозного в истории и литературе. Можно найти богатый материал об эпохе правления Ивана Грозного; используется инсценирование художественных произведений, пополняется и активизируется словарный запас учащихся.
-
"…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Ю.Айхенвальд) 2008
Учитель использует в своей педагогической деятельности технологию подготовки и проведения урока, предложенную профессором М.М.Поташником. В течение четырех лет на уроках русского языка и литературы используется групповая форма учебной деятельности учащихся. Группы составлены на основе психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся. Когда ученики работают в группах, черты их темперамента могут влиять на конечный результат. Ученик может развиваться как творческая личность, когда учитель создает учебную ситуацию, в которой ученик применяет и совершенствует способ выполнения задания, характерный для его типа темперамента. Использование данной технологии создаёт условия для конструктивного диалога с учащимися на уроках и развития положительной мотивации к обучению.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Урок по теме: "…Милосердие… не бывает чрезмерным…" (по рассказу В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках") 2008
Знакомство учеников 5-го класса с нравственно-этическими ценностями на примере небольшого рассказа В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках". Кто-то может подумать, что рано об этом говорить с детьми 10–11-летнего возраста. Оказывается — нет. Они прекрасно понимают, о чем идет речь в данном рассказе, и делают глубокие наблюдения, приходят к правильным выводам. Именно об этом предлагаемый урок литературы, проведенный в 5-м классе. Урок проведен с использованием информационно-коммуникационных технологий.
-
Интегрированный урок литературы и физики "Гроза в науке и искусстве" 2008
Интегрируя литературу и физику, учитель ставит перед собой задачу мобилизовать мышление учеников на получение знаний из различных источников в нетрадиционной форме, установить междисциплинарные связи этих двух предметов, обобщить знания, выработать навыки интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества. Осуществляя такой методологический подход к развивающему обучению, у учителя всегда есть возможность организовать детей на собственную деятельность.
-
Интегрированный урок по культуре Серебряного века в 11-м классе "Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина" 2008
Урок по культуре «Серебряного века» показывает художественный и философский аспекты восприятия и отображения темы революции и гражданской войны в творчестве поэта М.Волошина и художника К.Петрова-Водкина, демонстрирует возможности интегрированного урока в формировании в сознании учащихся целостной картины эпохи.
-
Конференция заинтересованных читателей 2008
Конференция – эффективная форма работы с читателями 13–14 лет, позволяющая объединить возможности урока литературы, школьной библиотеки, творческих объединений дополнительного образования. Это итоговое мероприятие "Недели детской и юношеской книги", знакомящее с книжными новинками, самодеятельным литературным творчеством учеников, результатами опросов читателей, творчеством писателей-юбиляров текущего года. Перед участниками ставятся практические задачи и прослеживаются пути их решения. Главная цель – воспитание массового читателя.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии. «Вечные» проблемы и их разрешение в произведении" 2008
Задачи урока: рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира; выявить влияние окружающих на главных героев; развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Урок создан с использованием презентаций PowerPoint, Excel.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.
-
Интегрированный урок по истории и литературе на тему: "Быт и нравы купечества" 2008
Интегрированный урок истории и литературы был проведен в 10-м классе в связи с изучением в курсе истории учебного материала, связанного с преобразованиями в России во второй половине XIX века, в форме семинара, что позволило ученикам проявить творчество, самостоятельность. На уроке использовались пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и «Гроза», отражающие стремительные перемены в новой, пореформенной России; а также материалы постсоветского периода для сопоставления жизни купечества конца XIX в. и предпринимателей конца ХХ в.
-
Концепция человека в повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат" 2008
Данный конспект урока позволяет расширить представление о творчестве Л.Н.Толстого. Предложенная схема, помимо живого диалога о теории, естественного человека "Толстого" обращает и к теоретическим знаниям по литературе, наглядно демонстрируя связь между эпизодами, заставляя вспомнить определение композиции и ее составляющих. Думается, урок внеклассного чтения по повести «Хаджи-Мурат» – важный шаг вперед в постижении художественного мира Л.Н.Толстого.
-
"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель" 2008
В программе курса по литературе на изучение творчества Державина отводится всего 1 час. Для того, чтобы учащиеся имели представление о жизни поэта XVIII века, его творческих достижениях, был разработан урок по теме "Гаврила Романович Державин - поэт и государственный деятель". Цель данного урока - познакомить с биографией Державина, его творчеством. А также расширить представления учащихся о Державине как государственном деятель, показать его значимость в литературе.
-
Интегрированный урок исторической памяти русского народа. Тема: "Защитники православной земли Русской" 2008
Историческая память живёт в сердце русского народа, слагаются новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, но пришедшие к нам из глубины веков жития героев - защитников земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом Руси, остаются. Вспомним героев - защитников Отечества, и среди них Александра Невского.
-
Книга, о которой хочется рассказать 2008
В наше время все большее значение приобретает самообразование. А в самообразовании важно уметь программировать свою читательскую деятельность, т.е. определять интересующую тему, отбирать произведения, продумывать свои впечатления о прочитанных книгах.
-
Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2008
Имя Александра Сергеевича Пушкина, его бессмертные творения постоянно дают повод для творчества как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Игра составлена по аналогии с телевизионной версией, даёт возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина; находить правильный ответ, используя свои знания, сопоставляя жизненные обстоятельства поэта с его творчеством.
-
Приди за светом и надеждой (Урок-композиция) 2008
Урок литературы расширяет представление учащихся о Вампилове: показывает его редкостный талант, человеческое обаяние, природное остроумие; воспитывает чувство патриотизма; пробуждает гордость за живущих рядом людей.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Водевиль — удивительный и сложный мир" (А.П. Чехов. "Медведь") 2008
Урок включен в систему уроков по творчеству Чехова. Изучение данной темы поможет ученикам разобраться в особенностях нового жанра, а в дальнейшем - в драматургии "Вишневого сада". На уроке используется частично-поисковый метод, а яркая инсценировка помогает не только услышать текст, но и увидеть его. Это развивает самостоятельность и творческий потенциал ребят.
-
Урок литературы по теме "Дружбы и друзья в лирике А.С. Пушкина" 2008
Урок развивает эстетический вкус старшеклассников, приобщает к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А.С.Пушкина.
-
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…" 2008
Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова знакомит с основными мотивами лирики поэта. Учащиеся включены в активную деятельность по анализу, осмыслению произведений М.Ю.Лермонтова. Рабочая карта позволяет учителю «видеть» процесс работы, а индивидуальные задания максимально дифференцируют процесс обучения. Вместе с тем они позволяют ребенку попробовать свои силы в постижении художественного мира произведения.
-
Тема Родины в лирике С.Есенина 2008
В представленном уроке используются разные формы работы с классом, групповые и индивидуальные. Индивидуально готовятся ответы на вопросы семинара, а группы, готовят презентации и подбирают музыку. На уроке звучит музыка, демонстрируются иллюстрации к стихам С.Есенина. Такой метод обучения помогает глубже понять духовный мир поэта и пробуждает интерес к изучению поэзии С.Есенина.
-
От детали к проблеме (из опыта анализа художественного произведения на уроках литературы в 9-м классе) 2008
Помочь ученику найти нравственную опору - такая цель стоит перед учителем. Повесть Н.В.Гоголя "Нос" раскрывает социальные проблемы русского общества середины XIX века. В духовный мир повести помогает проникнуть вдумчивое чтение. В ходе работы сравнивается русское общество XIX века и современная Россия, решаются "вечные" социальные и нравственные проблемы. Вникая в текст, ребенок учится чувствовать красоту и выразительность русского языка, развивает речь, образное и логическое мышление.
-
Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме " Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой "Реквием". Осознание своеобразия поэмы А.Ахматовой "Реквием" происходит путем осмысления образного строя и художественных особенностей произведения. Цель достигается через реализацию методов и приемов, актуализирующих в сознании учащихся смыслообразующую и рефлективную функции.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Невидимые параллели" (по произведению В.М. Гаршина) 2008
Урок строится на обучении в сотрудничестве. Целью урока является не только овладение знаниями, но и воспитание открытости, доброжелательности. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ и презентации.
-
Тестовый контроль при изучении творчества А.С. Пушкина в 9-м классе 2008
Изучение поэзии в 8–10-х классах затруднено из-за субъективности восприятия лирики: нравятся те стихотворения, в которых учащиеся находят выражение своих переживаний. Поэтому следует поощрять самостоятельный выбор стихов для чтения и заучивания наизусть и в то же время тактично и настойчиво направлять выбор школьника.
-
Урок литературы "Тарас Бульба - народный герой" 2008
Основной целью заключительного урока по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" является развитие умения находить в художественном тексте материал, выделять художественные средства, необходимые для характеристики персонажа, и через них показывать отношение автора к своему герою. Для наглядности используются иллюстрации художника Е.Кибрика и репродукция картины И.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
-
Идеалы прекрасного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок-исследование в 10-м классе 2008
Урок-исследование по роману "Война и мир" в 10-м классе, по теме: "Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого", развивает исследовательское и ассоциативное мышление учащихся.
-
Урок по чувашской литературе на тему "И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет…" 2008
Все дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Более 20 чувашских писателей участвовало в войне, многие из них героически погибли. Они с честью выдержали суровые испытания военных лет и доказали свою преданность Отчизне как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественно-политической жизни в тылу... Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается урок чувашской литературы в 11-м классе.
-
Формирование исследовательской культуры школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2008
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания. В работе дается некоторое обобщение опыта по формированию исследовательской культуры на уроках литературы в старших классах и во внеурочной деятельности. На конкретных примерах по лирике Н.А.Некрасова, по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показаны примеры формирования исследовательской культуры на примере изучения творчества местного писателя В.П. Чугунова показаны приемы овладения навыками работы в коллективном творческом проекте.