Авторский медиапродукт - презентации 14 слайдов (среда Power Point, Word)
Медиапродукт
I. Среда: программа для создания презентации
Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Структура презентации:
№ п\п |
Структурные элементы |
Временная реализация |
№ кадра |
1 |
Тема урока. Целевая установка |
2 мин |
№1 |
2 |
Цитата. Пушкин о Женщине. | 1мин |
№2 |
3 |
Портрет А.А. Олениной Сведения об Олениной Стихотворение “Ты и Вы” |
9мин |
№3, №4, №5, №6 |
4 |
Портрет Воронцовой Е.К. Стихотворение “Сожженное письмо |
9мин |
№7, №8 |
5 |
Портрет А.Т. Керн. Сведения о Керн. Романс. |
9мин |
№9, №10 |
6 |
Портрет Н.Н. Гончаровой, Н.Н Пушкиной. |
12мин |
№11, №12 |
7. | Итог урока | 2 мин. | № 13 |
8. | Домашнее задание | 1 мин. | № 14 |
Содержание кадров:
- Титульный лист. Тема урока.
- Цитата об отношении Пушкина к Женщине.
- Портрет А.А Олениной.
- Сведения об Олениной.
- Увлечений поэт посвятил Олениной ряд стихотворений.
- Стихотворение “Ты и Вы”
- Портрет Воронцовой Е.К.
- Стихотворение “Сожженное письмо”.
- Портрет А.П. Керн.
- Сведения об А.П. Керн. (Звучит романс “Я помню чудное мгновение”).
- Портреты Н.Н. Пушкиной.
- Сведения о Н.Н. Гончаровой (Н.Н. Пушкиной)
- Итог урока. Цитата.
- Домашнее задание.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии
- Недостаточное количество наглядного материала в существующих учебно-методических пособиях.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Задачи занятия:
- Образовательные – познакомить учащихся с женщинами, которые были знакомы с Пушкиным, любимы им, которые вдохновляли поэта. Умение работать с разными источниками.
- Воспитательная – воспитывать уважение к личности Пушкина, его окружению; внимание к художественному слову.
- Развивающая – развивать эстетический вкус, формировать ораторские умения.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход занятия
I. Организационный момент
Актуализация темы.
Слайд №1
В лицейский и петербургский период любовь – игра, любовь – страсть опоэтизированная чувственность, сочетание чувственности и чистоты (Я вяну, гибну и цвете лет”, “К ней”, “Дорида”, “Дориде”)
Романтизм рождает подлинно одухотворенную любовную лирику; мечта о высокой и чистой любви, о женском идеале (“Редеет облаков летучая гряда”, “Зачем безвременную скуку”, “К***”)
II. Расцвет любовной лирики
Бесконечное богатство и многообразие любовного чувства видит читатель в стихах Михайловского периода.
Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской “прозы”. “Стихотворения, коих цель горячить воображение либо страстными описаниями, – подчеркивал Пушкин, – уничтожают”. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находили то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое “разыскание”, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. ( Слайд №2)
Индивидуальные выступления ребят. (Первая группа)
Слайд №3.
Слайд № 4
Дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, знакомая Пушкина.
Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года и здесь познакомился с десятилетней девочкой. Она привлекла внимание молодого поэта своей миловидностью и умом.
После шестилетней ссылки Пушкин вернулся в Петербург в мае 1827 года и снова был тепло принят в просвещенной семье Олениных. Живая и обаятельная А.Оленина вновь встретилась с поэтом. Пушкин увлекся юной красавицей.
Часто они стали видеться с весны 1828 года в Петербурге и летом, в усадьбе Олениных, знаменитом имении Приютино.
Слайд № 5
Увлеченный поэт посвятил Олениной большой цикл лирических стихотворений “Ее глаза”, “Увы! Язык любви болтливый”, “Ты и вы”, “Не пой, красавица, при мне”, “Предчувствие”, “Город пышный, город бедный” и другие
Поэт сделал ей предложение, но родители ему решительно отказали.
Оленина оставила потомкам “Дневник”, очень ценный документ пушкинской эпохи.
Одна из записей “Дневника”
“ Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что предпочитает их даже красоте”.
Слайд № 6
Стихотворение “Ты и Вы”
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Перед ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы; и говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!1828
Слайд № 7. (Вторая группа)
Воронцова Елизавета Ксаверьевна.
Жена М.С.Воронцова, урожденная графиня Браницкая.
Современники видели в ней красивую, умную, прекрасно образованную и воспитанную женщину.
Знакомство Е.К.Воронцовой с Пушкиным состоялось не ранее 6 сентября 1823 года в Одессе. Поэт часто бывал в ее салоне. Она стала предметом его любви. Увлечение было сильным и взаимным. Е.К.Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта. Взаимная склонность Е.К.Воронцовой и Пушкина стала причиной раздражения ее мужа – прямого начальника поэта.
В конце июля 1824 года Пушкин был выслан из Одессы в далекое Михайловское.
Известно, что в Михайловском Пушкин получал от Е.К.Воронцовой письма и по ее просьбе уничтожал их после прочтения.
Свидетельством того, что Е.К.Воронцова оставила глубокий след в душе поэта, являются его рукописи: на протяжении многих лет (1823 – 1829) Пушкин рисовал портреты Е.К.Воронцовой на полях своих бумаг. К ней обращены шедевры его лирики: “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Талисман”, “Все в жертву памяти твоей” и другие.
Известно, что Е.К.Воронцова писала Пушкину уже после его женитьбы в 1833, а он ей – в 1834году.
По утверждению домоуправительницы Е.К.Воронцовой, после 1859 года она уничтожила небольшую связку с письмами поэта. Е.К.Воронцова умерла в глубокой старости и до конца своих дней сохранила о Пушкине дорогие ее сердцу воспоминания. Потеряв зрение, она просила, чтобы ей ежедневно вслух читали сочинения поэта.
Слайд №8
Сожженное письмо
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. Вспыхнули… пылают… легкий дым,
Виясь, теряется с моленьем моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О проведенье!
Свершись! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…1825
Слайд № 9. (Третья группа)
Слайд № 10.
Знакомая Пушкина.
Урожденная Полторацкая, племянница П.А.Осиповой.
По настоянию отца она в семнадцать лет была выдана замуж за пятидесятидвухлетнего бригадного генерала Е.Ф.Керна. Вскоре Анна Петровна оставила мужа.
Ранней весной 1819 года А.П.Керн приехала в Петербург и в доме ее родственников Олениных познакомилась с девятнадцатилетним Пушкиным.
Летом 1825 года Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к Прасковье Александровне Осиповой.
Анна Петровна находилась в Тригорском около месяца и почти ежедневно встречалась с Пушкиным. Поэт пережил сильное увлечение Керн и свои чувства к ней описал в строках стихотворения “Я помню чудное мгновенье”.
Встречи с Керн надолго запомнились Пушкину. Завязалась переписка.
Общались они и позднее в Петербурге – в обществе А.А.Дельвига, сестры Пушкина и его родителей. Идеальный образ Керн, рожденный воображением поэта, постепенно становится реальным, но отношения между ними продолжают оставаться дружескими. Она в курсе его творческих планов и литературных занятий и с неизменным интересом следит за его жизнью.
После смерти Е.Ф.Керна (1841) Анна Петровна связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности.
О своей судьбе, о дружбе с Пушкиным и другими писателями его круга Керн рассказала в своих “Воспоминаниях”.
“- Трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в общении: то шумно весел, то грустен. то нескончаемо робок, то дерзок, нескончаемо любезен, то утомительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту”.
Звучит романс на слова А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”.
Про это стихотворение, кажется, известно всё: и то, как поэт вручил его Анне Керн, и предыстория их отношений. И то, что оно шедевр русской любовной лирики.
Поэтому его трудно самостоятельно оценивать, так же, впрочем, как и воспринимать вне музыки известного романса. В каком- либо истолковании оно на первый взгляд вообще не нуждается, ибо, как все гениальное, просто и понятно. Только вот не кажущаяся ли это простота, которая на самом деле таит в себе глубину.
В хорошо известных шести строфах обнаруживаешь лирический сюжет, отражающий не только вехи пушкинской биографии (бурную петербургскую юность, южную ссылку, Михайловское сидение), но и сюжет более отвлеченный – историю человеческой души, ее заблуждений, очищения через лишения и страдания, постижения ею красоты как откровения.
Глубина и насыщенность пушкинских образов смысловыми оттенками поразительна. “Чудное мгновенье” - время сжимается до вспышки, озарения. “Чудное” - одновременно прекрасное, восхитительное и чудесное, загадочное: эпитет как бы совмещает оба синонимических ряда. Ощущение “мгновенья” как чуда усиливается глаголом “явилась”, тоже имеющим оттенок неожиданного, чудесного. Важное, если не ключевое слово “красота”. Его значимость подчеркнута и рифмой (“ты – красоты”), и максимально выгодной позицией – последнее слово последнего стиха в строфе.
Ты… Виденье… Портретные черты размыты до неузнаваемости, до символики: “глосс нежный”, “милые черты”, сквозь которые явственно проступает “небесная”, идеальная сущность: “гений чистой красоты”.
Мгновенье”, “мимолетное” - очень важные слова: красота на миг явилась человеку, но готов ли он к встрече, поймет ли важность события? Или пока лишь смутное, как сон воспоминание останется в его душе. И будет звучать, постепенно ослабевая и забываясь?
“В томленьях грусти безнадёжной, в тревогах шумной суеты…” “Томленье” (тоска, изнеможденье, мученье) почти синоним “тревог” (беспокойства, волнения, смятения”, благодаря чему так неожиданно сближаются, казалось бы, противоположные состояния “грусти безнадежной” и “шумной суеты”. Эта антитеза вмещает весь спектр жизненных переживаний, пронизанных воспоминанием:
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
К словам “ты”, “красоты” даётся новая рифма – “суеты”, как бы предвосхищая забвение. Воспоминание о “чудесном мгновенье” постепенно рассеивается, его уносит “бурь порыв мятежный” - метафора совсем иного душевного состояния. Буря, порыв, мятеж – каждого из этих слов в отдельности достаточно для изображения соответствующего переживания. Вместе они передают ощущение мощного сдвига, потрясения, взрыва. Красота же требует созерцания.
Слайд № 11. (Группа четвертая)
Слайд № 12.
Жена А.С.Пушкина.
Зимою 1828 -1829 года на одном из балов Пушкин впервые встретил 16-летнюю Наташу Гончарову.
Гончаровы были небогаты. Им принадлежало имение Полотняный завод. Отец Николай Афанасьевич был душевнобольным. Мать Наталья Ивановна была деспотичной и властной женщиной.
Нелегко было Пушкину получить у родных Натальи Николаевны согласие на брак. Причиной задержек было нежелание матери выдать свою дочь за небогатого и, в глазах правительства, неблагонадежного человека. Пушкин дал своей будущей теще деньги на приданое и свадьбу, а шеф жандармов Бенкендорф заверил Наталью Ивановну, что государь одобряет брак поэта.
6 мая 1830 года состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года - долгожданная свадьба. По свидетельствам современников, Пушкин не испытывал иллюзий перед свадьбой.
После свадьбы сомнения постепенно рассеивались. Началась совместная
супружеская жизнь, полная радости и печали, счастья и тревог. После непродолжительного пребывания в Москве в середине мая 1831 года молодые уехали в Петербург и обосновались в нам навсегда.
В начале успехи жены в светском обществе, литературных салонах столицы и в кругу друзей радовали поэта. Все восторгались ее красотой, элегантностью и простотой в обращении.
Между супругами установились сердечные и дружеские отношения. Письма Пушкина (числом 78) проникнуты заботой о любимой женщине, тревогой о детях.
Наталья Николаевна интересуется литературными делами мужа, ведет переговоры с книгопродавцами, выполняет его поручения, связанные с изданием журнала “Современник”.
Печален был 1836 год в жизни Пушкина и его семьи. Травля светской черни и реакционной печати, а также материальные невзгоды постоянно омрачали настроение поэта. Успехи Натальи Николаевны в обществе и при царском дворе настораживали Пушкина.
Увлечение Дантеса и его настойчивые ухаживания за Натальей Николаевной переполнили чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности ее поведения в обществе, светские сплетни и пересуды сыграли свою роль. Наталья Николаевна также увлеклась Дантесом.
Пушкин был уверен в невиновности жены.
Прощаясь с женой, Пушкин сказал ей: “Ступай в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж, но за человека порядочного” Так и поступила Наталья Николаевна.
Наталье Николаевне А.С.Пушкин посвятил много прекрасных стихотворений, но одно сейчас прозвучит. “Мадонна”.
Слайд № 13.
Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
Слайд № 14. Домашнее задание.
Список литературы
1 Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.. Поурочные разработки по литературе. Издание 2-ое исправленное и дополненное. 9 класс. Москва “ВАКО” 2002.
2.Пушкинская энциклопедия.
3. Открытые уроки. Литература 9 класс. Авторы-составители: Л.И.Косивцова, Л.А.Тропкина. Издательство “Учитель”. Волгоград.2003