ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся со стихотворениями М. Скороходова о Родине, о природе, расширив и углубив их знания произведений поэтов нашего края.
- Совершенствовать работу над выразительностью речи и интонацией, способствуя поэтическому восприятию учащимися окружающего мира.
- Формировать у учащихся чувство гордости за свой край, восхищения его красотой, ответственности за приумножение его богатств и красоты, судьбу Родины.
Оборудование: портрет М. Скороходова, цветные иллюстрации его личных фотографий, сборники его стихов “ Да будет свет”, рассказов “ Дети огня” (с автографом для татарского писателя, Заслуженного работника культуры РСФСР и Республики Татарстан К. 3. Тимбиковой), цветные иллюстрации с изображениями рек, озер, полей, лесов нашего края, репродукции с картин И. Шишкина “Утро в сосновом бору” и др., выставка книг, посвященных природе нашего края.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Ребята, в этом году нашему родному городу исполняется 225 лет, и горожане будут праздновать его юбилей. А нравится ли вам наш город? В чем вы видите его красоту?
Ответы учащихся (город маленький, но уютный, небольшой, весь утопает в зелени, дышится легко и т. д.) “ Чистополь - город, в садах утопающий, я восхищаюсь тобой!”- пишет о нашем городе местная поэтесса Лариса Кулибина.
Учитель. Да, это, действительно, так. Чистополь является одним из самых зеленых городов нашего края. Ведь наш край богат и лесами, и полями, и лугами, и реками, и озерами. Не зря поэты, писатели, художники в своих произведениях воспевали красоту своего края.
Такие поэты и писатели, как Алешков, Л. Кулибина, Р. Галимов художники Е. Скороходов, И. Шишкин и др., посвящали свои произведения этой теме.
Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, нашим земляком, Михаилом Скороходовым, с его стихами о природе нашею края, нашей малой родине, чьи произведения хорошо знают не только у нас, но и во многих уголках России. А родился, вырос и жил он в нашем городе, на берегах нашей реки Камы,
А сейчас послушаем небольшое сообщение о нем.
II. Сообщение о М. Скороходове.
Ученик. М. Е. Скороходов - писатель, выходец из г. Чистополя, родился. вырос, жил в нашем городе. В годы войны он работал на часовом заводе. Много своих сгибов посвящает родному Прикамью. В них запечатлены картины близкой и дорогой поэту земли, красивые образы простых людей, красоты родного края, его бескрайних полей н лесов, озер и рек, на берегу которых он вырос. Известны его такие стихи о природе, как “ Родная сторона”, “ Родная река, “ Спросил у дуба”, “Крутая Гора”, “ Красная Гора” и многие другие стихотворения.
III.
Учитель. Сегодня у нас на уроке принимает участие Почетный житель нашего города. Заслуженный учитель Н.С. Харитонова, Она является живым свидетелем встречи с поэтом. Ей слово.
КС. Харитонова. Спасибо за приглашение на урок, С удовольствием хочется поделиться своими воспоминаниями о встрече с постом М. Скороходовым.
Очень часто приходилось встречаться с поэтом Михаилом Евгеньевичем, Он всегда охотно читал о родном Прикамье” о часовом заводе, где он работал в годы войны, о бескрайнем Севере. С тех пор не прекращалась его дружба с чистопольскими школьниками, несколько поколений которых росло с книгою писателя - романтика,
Выход каждого нового произведения писателя, поэта становился событием в школьной жизни: неоднократно проводились читательские конференции по его роману “Крутые горы”.
А в стихах - бесконечная любовь к своему родному городу, краю, своей малой родине.
Учитель. Каждый писатель живет своей биографией, постоянно пополняя золотой запас впечатлений. Судьба в этом отношении была благосклонна к Михаилу Скороходову: детство на Каме, война, первая профессия - наладчик токарных автоматов. Литературный институт, журналистская работа на Диксоне, потом в Архангельске, хождение за три полярных моря на карбасе “Щельн” и легендарную Мангазею с потомственным помором Д. А. Буториным... Золотого запаса хватило на двадцать книг стихов и прозы, и немало сокровище осталось в душе писателя.
Ребята, было бы еще одно удивительно нежное воспоминание о поэте, если бы наш урок посетила Кояш Закировна Тимбикова. Потому что у татарского прозаика, писателя. Заслуженного деятеля культуры Российской Федерации и Татарстана, просто нашей землячки, тоже были о нем воспоминания: сборник рассказов “ Дети огня” с автографом М, Скороходова, где говорится о том, что годы их совместной работы запомнятся надолго. К сожалению, сегодня нет в живых и К. 3, Тимбиковой, а книга, и память моей самой любимой тети, осталась у меня добрым воспоминанием о двух наших земляках, очень любивших свою землю, свой родной край.
IV. Творческие задания учащимся по анализу стихов М. Скороходова:
1 группа получает задание анализировать такие
стихи поэта, как “Родная река”. “Словно лучших
друзей вспоминаю. ..”с целым рядом вопросов для
обсуждения,
2 группа получает вопросы для анализа
стихотворения поэта “Красная гора".
3 группа анализирует стихи поэта “ Родная
сторона”, “Пушкин и Тукай".
( учащиеся получают задания учителя на отдельных листках индивидуально для каждой группы)
V. Анализ стихов поэта М,Скороходова.
Ответы учащихся 1 группы на задании учителя.
Анализ стихотворения “Родная река”.
1) Выразительное чтение стихотворения “Родная река”.
На краю Красноярского края
Разыгралась ночная пурга,
Кама - радуга Кама родная,
Не забыл я твои берега-
Снова выйти бы утру навстречу
И бродить бы в лугах по росе,
Слушать, как беззаботно лепечут
Тальники на песчаной косе.
Скоро снова очнувшись от спячки, Лебединым изгибом дразня,
Будут волны реки — сибирячки, Улыбаясь, глядеть на меня.
Ранним утром пройду я сторонкой, Может, песню сложу в тишине,
Песню ласковую о негромкой,
О застенчивой камской волне.
На краю Красноярского края
Воет, стонет ночная пурга,
С новой силою, Кама родная,
Я влюбляюсь в твои берега.
Пусть полярные злые циклоны
На мое налетают жилье,
Им твои неподвластны уклоны,
И впадаешь ты в сердце мое.
2) Работа над текстом стихотворения по вопросам:
а) каким настроением проникнуто
стихотворение? (настроение приподнятое,
радостное, вдохновленное),
б) найдите изобразительно - выразительные
средства языка (эпитеты – родная река, ночная
пурга, по песчаной росе, с новой силой, метафоры –
лебединым изгибом, сравнение – Кама-радуга,
олицетворение-тальники лепечут, реки-сибирячки
будут глядеть, воет, стонет пурга ).
в) какую роль они играют в тексте
произведения? (с их помощью в стихотворении
создайся величественный образ Камы,
очеловечивается родная река)
г) какие слова в стихотворении “выдают
"отношение лирического героя (самого автора) к
родной реке? (“ Кама родная”, “ глядеть, улыбаясь
на меня”, “ я влюбляюсь в твои берега”- любовь к
родной реке)
д) какова тема данного стихотворения? (тема
красоты родного края, родной Камы),
Анализ стихотворения “Словно лучших друзей вспоминаю..”.
1) Выразительное чтение стихотворения.
Словно лучших друзей вспоминаю,
С детства памятны их имена,
Словно песню пою, повторяю.
Волга,.. Кама,.. Онега,.. Двина
Подружились с народом навеки,
С незапамятных древних времен
Работящие русские реки,
Колыбели славянских племен,
И у каждой такая осанка -
Глянешь, трудно глаза отвести.
Хороша, ты, река- россиянка,
В мире краше тебя не найти.
На реке мне и горе в полгоря,
Вырос я на речном берегу,
Как - нибудь проживу я без моря,
Без реки я прожить не смогу.
2) Работа над текстом стихотворения но следующим вопросам:
а) с какой интонацией следует читать
данное стихотворение? (с интонацией
торжественности, восхищения красотой русских
рек) -5-
б) какое значение в жизни лирического героя
имеют русские реки Волга, Кама, Онега, Двина? (эти
русские реки имели большое значение в жизни
лирического героя. Если он родился и вырос на
берегах Камы и Волги, то, живя долгое время на
севере, такими же родными стали для него и
северные реки Онега, Двина).
в) что общего для народа у этих русских рек?
(эти реки с незапамятных времен стали источником
жизни, работы, промысла для многих русских людей,
стали “колыбелью” - началом жизни многих
славянских племен).
г) какие изобразительно - выразительные
средства использовал поэт в данном
стихотворении? Чему они служат? (эпитеты: лучшие
друзья, незапамятные древние времена, работящие
русские реки; метафора -работящие реки;
сравнения: словно лучших людей вспоминаю, словно
песню пою, повторяю, реки - колыбели славянских
племен, осанка - глаз не отвести; антитеза:
проживу без моря, без реки я прожить не смогу;
Олицетворение – реки подружились. При помощи изобразительно -выразительных средств языка поэт показывает красоту и величие русских рек, их неоценимую роль в жизни русских людей).
д) какова тема данного стихотворения? (Тема данного стихотворения -тема родной природы, ее роль в жизни лирического героя, восхищение ее красотой, тесная связь родного края с родной страной ).
Ответы учащихся 2 группы на задания учителя.
Анализ стихотворения “ Красная Гора” (в сокращении).
1) Выразительное чтение отрывка стихотворения.
Среди святынь вечнозеленых,
Моих пожизненных святынь, -
Гора, опущенная в синь,
С дубами древними на склоне.
Ее назвали люди Красной
И, между прочим, не за цвет –
На Каме места нет прекрасней,
А может быть, и в мире нет.
Я не видел, по крайней мере,
Такой красоты нигде,
А был на юге, знаю Север,
Повсюду горы, да не те.
Крутой откос посередине,
И склоны, словно два крыла,
Я слышал, из лучины синей
Гора - красавица всплыла.
“ Когда потоп пошел на убыль, -
Дед говорил мне, - эту твердь
Намыли волны. Умереть
Ходил бы я вот здесь, под дубом,.
Все видится издалека мне
Дымок рыбацкого костра,
Плывущая по синекамью
В тумане Красная Гора.
есть посвящение святыни,
О них я тоже напишу,
А от того костра поныне
В душе я искорку ношу.
2) Работа над текстом стихотворения по следующим вопросам учителя.
а) какое чувство вызывает данное
стихотворение у читателей? С каким настроением
следует его читать? (данное стихотворение
вызывает у читателей чувство восхищения
красотой самого прекрасного, по описанию того
места на Каме-Красной Горы, и поэтому следует ею
читать с приподнятым, торжественным
настроением).
б) за что люди назвали гору Красной? Как поэт
описывает эту гору? (люди назвали эту гору
Красной не за цвет, а за то что прекрасней ее нет
не только на Каме, но и в мире. Она прекрасна своим
крутым откосом посередине, с дубами древними на
склонах, похожие на два крыла, и поэтому называет
ее горой - красавицей, всплывшей из синей лучины и
плывущей по синекамыо в тумане).
в) какие строчки из стихотворения
подтверждают мысль о том, что люди всегда были
тесно связаны с природой, хорошо знают историю
своего края, свои знания об этом передают из
поколения в поколение? (“Когда потоп потел на
убыль, -Дед говорил мне, - эту твердь Намыли волны.
Умереть Хотел бы я вот здесь, под дубом...”)
г) какая цветовая гамма была использована
поэтом в данном стихотворении? В чем, по - вашему
мнению, ее назначение? ( В стихотворении поэт
обращается к зеленому (“ святыня вечнозеленая”),
синему (“синекамье”), красному (“Красная Гора”)
цветам, Используя чти цве1 а, наверное, автор
хотел показать вечность, постоянство красоты
своего края” характерную туманность синеву
родного Прикамья” которые он бережет в своей
душе как святыню).
д) какие изобразительно - выразительные
средства языка были использованы в
стихотворении? Какова их роль в тексте? (эпитеты:
древние дубы, крутой откос, рыбацкий костер,
лучины синей;
Метафоры: Красная Гора, вечнозеленые святыни, синекамье, гора-красавица; сравнения: склоны, словно два крыла, на Каме места нет прекрасней, а может быть, и в мире нет, а был на юг не, знаю Север, повсюду горы, да не те; олицетворены: гора' красавица всплыла, волны намыли, потоп пошел. Данные языковые средства использованы автором с целью описания красоты и представления яркого образа Красной Горы, благодаря чему она живо встает перед нами во всем своем величии)
е) какова тема стихотворения? ( Тема стихотворения -тема родной природы, связанной с темой Родины).
Ответы учащихся 3 группы на задания учителя.
Анализ стихотворения к Родная сторона”.
1) Выразительное чтение стихотворения.
Люблю Москву, она всегда прекрасна,
Отсюда вся планета мне видна,
Но иногда настойчиво и нежно
Зовет меня родная сторона.
Я вспомню Каму, и мне снова снится,
Что, будоража голубую рань,
С призывными гудками из столицы
Все поезда уходят на Казань.
2) Работа над текстом стихотворения.
а) с каким настроением следует читать
данное стихотворение? (с настроением
торжественности, грустной нежности).
б) на какие смысловые части можно разделить
стихотворение? (на 2 части: 1 - от начала до слов
“мне видно”, 2 - “ но иногда” - до конца).
в) о чем говорится в первой части
стихотворения? Как вы понимаете значение
выражения “ вся планета мне видная? О чем
говорится во 2-ой части стихотворения?
(в первой части автор выражает любовь к своему главному городу столице нашей Родины - Москве, где он тесно связан со всем миром, во второй части автор выражает свою безграничную любовь к своей малой родине-Казани, постоянную нежную грусть к такому же главному городу для поэта, ко второму родному городу).
г) какой прием использовал поэт в основе стихотворения? Какова роль этого приема?
( В основе стихотворения поэт использовал антитезу- сопоставление. Москва сопоставляется с Казанью, вся планета - с родной стороной с Камой. Такой прием использован автором, для того чтобы показать важность, необходимость для нет большой и малой родины, постоянную свою причастность к ним).
д) какова тема стихотворения? (тема Родины, малой родины).
Анализ стихотворения “Пушкин и Тукай”.
1) Выразительное чтение стихотворения.
Прими, как дар, прекраснейшие строки,
Храни в душе, любимой вслух читай,
Учителя, словесники, пророки -
У русских Пушкин, у татар Тукай.
Есть две страны - Кырлай и Лукоморье,
Они чудес и сладких тайн полны.
О как нам любы — до сердечной боли
-Навеянные гениями сны.
В ночной тиши приходит кот ученый
Златая цепь звенит в прозрачной мгле.
Шумит, шумит кырлайский бор зеленый,
И бродяг по урману Шурале.
Свои святыни, гордость поколений,
Народ народу преподносят в дар:
Становятся все ближе, все роднее
Тукай для русских, Пушкин для татар.
2) Работа над текстом стихотворения по следующим вопросам.
а) какое настроение вызвало у вас данное стихотворение? Чему вы удивились? На какие размышления оно вас наводит?
( Данное стихотворение М.Скороходова позволило вспомнить прекраснейшие произведения двух известных русских и татарские поэтов А Пушкина и Г.Тукая, Оно вызывает у нас удивление, потому что сказочные герои русского и татарского пародов вдруг объединяются и совершенно новом для них мире - в стихотворении М.Скороходова и становятся общими для всех).
б) по тексту стихотворения найдите ключевые слова к сказкам Пушкина и Тукая (Пушкин- Лукоморье, кот ученый, бор зеленый, златая цепь; Тукай -- Кырлай, Урман, Щурале)
в) почему М.Скороходов называет Пушкина и Тукая святынями, гордостью поколений?
(Потому что на примере этик сказок, так же, как и многих других произведений “учителей, пророков, волшебников”, воспитано не одно поколение людей. Действительно, эти поэты, так же их произведения, стали для нас святынями, нашей гордостью, политические образы в которых живут с нами с маленьких лет.)
г) какой прием использовал поэт в основе данного стихотворения? Чему он служит?
В основе данного стихотворения поэт использовал антитезу-сопоставление. Он служит тому, чтобы сопоставляя, сравнивая двух великих гениев, их поэтические образы, описывая красоту родной природы- Лукоморья и Кырлай . показать, как оба поэта становятся все ближе и роднее, равными для людей русской и татарской национальностей).
д) какова тема данного стихотворения? ( Тема данного стихотворения -тема родной природы, роль великих поэтов в описании красоты нашей природы, нашей Родины).
VI.
Учитель. Ребята, на примере нескольких стихотворений М.Скороходова мы увидели, как любил он свою малую и большую Родину, как трепетно, с нежностью относился к ее природе, восхищался красотой своего родного края.
Читая стихотворения нашего земляка, вы, наверное, получили истинное удовольствие, ощущая непрекращающуюся связь времен , которая из поколения в поколение должна стать все крепче и крепче, так как у всех у нас одна природа, одна Родина, и ее богатство , красоту воспевать, беречь, приумножать ответственны мы все.
Итоги урока. Домашнее задание
- Используя изобразительно - выразительные средства языка из стихотворений М. Скороходова, составить рассказ - описание красоты родного края.
- Выучить наизусть 1 из стихотворений поэта о Родине, о родной природе.
- Нарисовать обложку к сборнику стихов поэта о Родине и родном крае.
- Индивидуальное: подготовить сообщение о Саше Черном.