Фэнтези

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Сегодня многие педагоги и родители сетуют на то, что современные подростки не читают художественную литературу, заменяя этот увлекательный процесс чтением модных молодёжных журналов. Да, читают мало, бессистемно, читают то, что модно, в первую очередь то, что экранизировано и вызвало резонанс в обществе. И как бы нас это ни огорчало, но это так, и от этого никуда не уйти. А значит, не впадая в панику и не обвиняя молодёжь во всех смертных грехах, нужно постараться спокойно разобраться в следующем: а что привлекает тех, кто ещё не разучился читать книги и пытается в них что-то найти. Какие жанры привлекают читающих подростков? На каких героев они равняются и есть ли у них такие герои?

По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре фэнтези. И конечно, юноши проявляют наибольший интерес к фэнтези. Почему они выбирают фэнтези? Что им надо в вымышленном мире? Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Стоит ли нам, педагогам, обратить свой взор к этому совсем недавно появившемуся “увлечению наших учеников”? Стоит ли уделять внимание на своих уроках жанру фэнтези и помогать подросткам в познавании этой литературы? Опыт показывает, что живой интерес у подростков вызывают уроки, на которых ведётся разговор о книгах, написанных в этом жанре, обсуждаются нашумевшие фильмы – экранизации произведений М. Семёновой, А. Лукьяненко, А.Бушкова. При подготовке и проведении таких уроков и внеклассных мероприятий очень быстро выявляются поклонники этого жанра: они с увлечением рассказывают о своих первых впечатлениях от прочитанных произведений, просмотра фильмов, находят в Интернете интересный литературный материал по данной теме, готовят выставки книг, иллюстративный материал, зачитываются (!) стихами из романов и даже пишут музыку (например, на стихи в романе М. Семёновой о Волкодаве (Приложение 1)). Всё это вызывает уважение к ним со стороны сверстников и интерес к чтению художественной литературы у тех учеников, кто давно уже забыл, что это такое. Ведь они вдруг осознают, что есть книги, которые интересны не только их учителю, но и их одноклассникам, ровесникам.

Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантастической литературе заняло направление “фэнтези”. Следует признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Среди всех литературных течений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

А ведь ещё совсем недавно жанр фэнтези казался каким – то экзотическим и чуждым. В советские времена жанр просто игнорировали, в лучшем случае представляя как разновидность литературной сказки. До сих пор ведутся споры, следует ли выделять фэнтези в самостоятельный жанр или считать направлением фантастики и даже само название пишется иногда по разному.

Термин “фэнтези” пришёл к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. “Fantasy” (“фантазия”) – этим термином ещё в XVII веке характеризовали экстравагантно – феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничивалась. Но использовать его применительно к книгам определённой тематики стали лишь в начале XX века. Литература фэнтези – это дитя XX века, даже его второй половины. Основоположниками “литературы меча и колдовства” принято считать Роберта Говарда, создавшего образ Конана Варвара из Киммерии, и Джона Рональда Роуэла Толкиена, создателя “Властелина колец”. Расцвет фэнтези за рубежом начинается в 60-е – 70-е годы XX века. У нас в стране фэнтези приобрело популярность только в 80-е годы, когда большим тиражом вышли книги Толкиена. Тогда эльфийскими рунами “украшались” стены домов в Санкт – Петербурге, а на радио появилась специальная передача для подростков “Хоббит – клуб”.

К фэнтези можно причислить те произведения, в которых существуют какие – то потусторонние силы, не имеющие ничего общего с реальной вселенной. Мифология, спиритизм, магия, гадания – всё это область фэнтези.

В настоящее время сложилось три основных направления литературы фэнтези: классическое, историческое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно - приключенческое, философско – притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.

Критики признают, что фэнтези находится в генетическом родстве одновременно с народной сказкой и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и некую исходную трагичность. Особенно ярко эти тенденции видны в романах Ника Перумова “Гибель богов”, Святослава Логинова “Многорукий бог далайна”. А сказка привносит в фэнтези лиричность, которой так часто не хватает научной фантастике.

Самым ярким представителем классического фэнтези является Джон Толкиен. Его книга “Властелина колец” на несколько лет определила внешние формы развития жанра. Это обязательный квест (поиски), обязательная примитивная раскладка сил (деление на светлых и тёмных), облегчённая философия и чуть ли не обязательный антураж. На основе кельтского фольклора и североевропейского эпоса Толкиен создал Средиземье – мир населённый эльфами, гоблинами, троллями, людьми и хоббитами. Сюжет книги прост: маленький, смешной, неуклюжий хоббит идёт с друзьями через Средиземье, сражается с кем ни попадя, находит выход из самых страшных ситуаций и в конечном итоге спасает мир от зла.

Героическое фэнтези или фэнтези – боевик отличается от классического тем, что если в классическом преобладают описания природы и душевные переживания героев, то в героическом историю героев заменяет само действие, притом настолько стремительное, что его легко, приятно и интересно читать. Это и привлекает современных подростков. Самым ярким героем этого жанра является Конан – Варвар, придуманный Р. Говардом.

Первые попытки создания русского фэнтези в России предприняла Мария Семёнова. Начав с фэнтези – боевика, она создала своего героя, русского “Конана” - Волкодава. (Приложение 2). Цикл романов о бесстрашном воине из рода Серых Псов и нашумевшие фильмы – экранизации (фильм “Волкодав из рода Серых Псов” режиссёра Николая Лебедева, вышедший на экраны страны 1 января 2007 года, и появившийся вслед за ним 12 – серийный фильм режиссёра Олега Фомина “Молодой Волкодав”) ещё больше подогрели интерес российских читателей к этому жанру.

Российское фэнтези развивается и завоёвывает всё новых и новых читателей. Юрий Никитин, Святослав Логинов, супруги Дяченко, Александр Лукьяненко, Елена Хаецкая, Юлия Латынина, Максим Фрай, Кир Булычёв - произведения этих писателей, написанные на стыке самых разных направлений фэнтези, сегодня самые читаемые.

В книгах, написанных в жанре фэнтези, в первую очередь подростков привлекает герой, Каков он, герой фэнтези? Какие черты характера героев фэнтези привлекают сегодня юного читателя? Можно ли с этих героев брать пример? Может ли поведение героев фэнтези служить образцом для подражания?

Вот что думают о своих любимых героях поклонники фэнтези:

“Все герои фэнтези делают чудеса своими руками. Они вселяют в нас уверенность в том, что если поступать правильно и почаще шевелить мозгами, то многого в жизни можно добиться, а не быть игрушкой в чьих – то руках”.

“Отождествляя себя с героем фэнтези, ты и сам хочешь быть сильнее физически и духовно, работать над собой”.

Следовательно, в героях фэнтези подростков привлекают именно их идеальные качества, те, которые сами подростки не имеют, но хотели бы иметь. Это физическая сила, умение быстро принимать правильные решения, надёжность, верность, благородство, чувство юмора. Ведь сущность фэнтези не в изображении фактов, а в идеализации возможностей человека, восхищении им, несмотря на все его недостатки, проблемы и метания.

Жизнь, полная насилия, войн, социальной неустроенности, озлобленности, отвращает подростков от чтения реалистической литературы. Они ищут острых ощущений, необычных ситуаций, героических поступков, привлекательных героев. Героев, которые способны бороться с несправедливостью, совершать благородные поступки, защищать слабых, любить, быть верным другом и в конечном итоге победить Зло. Подросткам нужен романтический герой. Ведь романтизм – это особое настроение души, способность обострённо ощущать красоту мира, умение видеть высший смысл в самых, казалось бы, будничных вещах, тяга к героическому, жажда подвига. Так выражается естественная потребность человека в чистоте чувств, в мужестве, смелости и доблести, не отягощённой бытовой корыстью. Но такие чистые, идеальные, великие чувства и порывы, чувства с большой буквы отсутствуют в реальной жизни, а юности с её максимализмом они так нужны! Фэнтези и даёт подросткам таких героев. Если снять слой мистики с любого произведения фэнтези и оставить только духовную, нравственную подоплёку событий, то покажется подводная часть этого айсберга – абсолютно реальные столкновения характеров, идей, нравственных ценностей и приоритетов героев. Видимая ирреальность только заостряет, драматизирует, выталкивает на поверхность эти духовные конфликты. Для юного читателя чтение фэнтези под руководством мудрого учителя может стать своего рода нравственным тренингом, вариациями решения реальных психологических проблем.

Социологические исследования показывают, что чтение произведений фэнтези не только заставляют детей переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. 90% опрошенных подростков считают, что именно чтение фэнтези спасает их от одиночества, скуки и обид. Человек совершенно беззащитен и перед властью, и перед бандитами. Отсюда подспудное желание избавится от страха, а простейшее средство – приклониться к чему-то большому и сильному, стать его частицей и тем самым обрести защиту. Понятно, что в жизни это не всегда удаётся, и тогда человек находит эту защиту в книгах. Подросток, невольно отождествляет себя с сильным героем, тем самым хотя бы отчасти изживает свои страхи, получает некую моральную компенсацию.

Следовательно, ответ на вопрос “Чему может научить супермен с накачанными мышцами, сражающийся со всякой нечистью, современного подростка?” очевиден: он может научить бескомпромиссной борьбе с ложью и злом. И не важно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придётся встретиться подросткам в настоящей жизни. Ложь всегда остаётся ложью, и привычка сражаться с ней – не исчезает.

Так что же такое фэнтези? Глянцевая дешёвка или книги с философским содержанием? Развлекательное путешествие в неведомое или один из способов бегства от действительности? Лекарство от скуки или настоящий литературный наркотик, попробовав который один раз, можно потерять интерес к реалистической литературе? Почему этот жанр так популярен среди подростков, да и взрослые читатели проявляют к нему особый интерес? Почему именно сегодня такая литература оказалась важной и нужной очень многим людям? Как оказалось, искать ответы на эти вопросы интересно и учителю и ученику, а совместный поиск делает общение ещё более увлекательным.

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

  1. Герои безгеройного” времени: (мнение специалиста о современной российской фантастике) // А. Осипов// Книгочей. М. 1998, Выпуск 3, стр. 90 – 94.
  2. Заглянем за стенку: Топография современной русской фантастики // В. Каплан // Новый мир. 2007, № 9, стр. 156 – 170.
  3. Русское фэнтези – новая Золушка. //С. Логинов // Активная органика. 1999, № 9.
  4. Мир фэнтези // И. В. Эйдемиллер, А. Ю. Лебедев // Звезда, 1993, № 10, стр. 201 – 204, № 11, стр. 205 – 207.
  5. О, эта мистика… : о жанре мистического фэнтези/ Т. Суворова/ Уральский следопыт, 2000, № 4, стр. 52 – 56.
  6. Обоснование счастья: о природе фэнтези и первооткрывателе жанра/ В. Губайловский// Новый мир, 2002, № 3, стр. 174 – 185.
  7. У истоков русского фэнтези/В. Волчонок // Уральский следопыт, 1999, № 11, стр. 56 – 57.
  8. Фэнтези – развитие жанра в России / С. Алексеев, М. Батшев // Книжное дело, 1997, № 1, стр. 83 – 86.
  9. Что им надо в другом мире: фэнтези в подростковом чтении/ О. Виноградова // Библиотека в школе. Приложение к газете “Первое сентября”, 2001, № 10, стр. 16 – 18.