Литература
-
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка" 2008
Конспект урока по рассказу М.М. Пришвина "Выскочка". На уроке совмещается отработка приемов акцентного вычитывания, анализа текста и знакомство с окружающей средой. Приведен фактографический материал о жизни и творчестве писателя.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Особенности поэтики А.Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") 2008
Урок показывает влияние философии В.С. Соловьева на А.Блока на поэтов-символистов, сопоставляет поэтику символизма и поэтику Блока, анализируя стихотворения, вошедшие в книгу "Стихи о Прекрасной Даме".
-
Интернет-занятие курса по выбору "Жизнь моя – Россия". Творчество В.М. Шукшина в контексте русской культуры 2008
Виртуальная экскурсия по родине В.М. Шукшина дает возможность погрузиться в его биографию и творчество. И вместе с тем расширяет возможности детей в получении необходимой информации самостоятельно и по тем сайтам, которые указаны в маршрутных листах. Презентация, использованная на занятии, позволит заострить внимание на наиболее важных объектах экскурсии.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова" 2008
Урок литературы в 9-м классе посявящен творчеству М.Ю. Лермонтова, на котором происходит постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику поэта. Учащимся предстоит понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта, научиться текстуальному анализу стихов.
-
План-конспект урока литературы "Перекличка веков". Анализ стихотворения М.Цветаевой "Плач Ярославны" 2008
В статье представлен урок по литературе. В течение урока анализируется стихотворение М.Цветаевой "Плач Ярославны". План-конспект составлен на основе учебного плана "Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе".
-
Интегрированный урок (татарская литература + математика) в 9-м классе по теме «Бабушкин сундук» и арифметическая прогрессия" 2008
Предлагаем интегрированный урок татарской литературы и математики в 9-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с культурой татарского народа «Бабушкин сундук», и по ходу урока решаются задачи арифметической прогрессии. В тексте задач использованы предметы, находящиеся в сундуке.
-
Разработка урока, 10-й класс, по теме: "Трагедия Ларисы Огудаловой" 2008
Одним из принципов обучения в современной школе является интеграция, которая позволяет рассматривать изучаемое явление с точки зрения различных наук. Интегрирование направлено на создание единой картины мира на научной основе; ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах; осуществление взаимосвязи различных предметных систем знаний; разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и педагогов, так у каждого из них высвобождается время для самостоятельной и индивидуальной работы.
-
Урок-семинар в 10-м классе на тему "Человек и природа" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Снег падает по-разному" 2008
На уроке литературы в 10-м классе учащиеся обобщают свои наблюдения, связанные с изображением природы, в процессе анализа романа Л.Н. Толстого "Война и мир"; учатся выражать мысль, опираясь на текст.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в мир поэзии" 2008
Задача учителя – познакомить ребят с жанром поэзии, научить понимать самого поэта, увидеть мир, скрывающийся за одной фразой, словом, звуком. Поэтому обращаюсь к путешествию, т.к. именно эта форма поможет понять разницу между прозой и поэзией, настоящими стихами и рифмованными фразами. "Путешествие" поможет разглядеть своих учеников, потому что такой урок должен заканчиваться чтением стихов, которые ребята подготовили и выучили наизусть дома.
-
Урок. Тема: "Александр Вертинский – поэт, композитор, певец" 2008
Урок проводится в гуманитарном классе перед изучением раздела "Поэты Серебряного века". Основная задача – пробудить интерес учащихся к забытым страницам русской истории, создать эмоциональную атмосферу, соответствующую лирике Серебряного века.
-
Информационные технологии на уроках литературы (на примере урока "Авторская песня") 2008
Данный урок предназначен для учащихся 11-х классов. Его необычность заключается в том, что помимо обычной работы, ежедневно проводимой на уроках литературы, дети учатся применять свои умения пользоваться ИКТ, видят связь литературы с другими предметами: информатикой, музыкой, искусством. Таким образом, данный урок помогает учителю с помощью своего предмета формировать гармонично развитую личность, а учащимся – развивать комплексную коммуникативную компетентность.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе. "Двойники" Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Представленный урок позволяет достаточно глубоко рассмотреть одну из сложнейших тем русской литературы: тему двойничества. Раскрывается она на примере двух героев романа: Лужина и Раскольникова. Учитель показывает, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, как отрицательные элементы теории Раскольникова отражаются в сознании его "двойника". Реализуются междпредметные связи, учитель обращается к читательскому опыту учащихся.
-
Урок литературы "Сказка и басня" в 5-м классе 2008
Урок литературы в 5-м классе проводится после изучения темы «Русские народные сказки». На уроке предполагается систематизировать материал о жанровых особенностях сказки и сопоставить её с басней. Изучение нового материала носит последовательный характер: прочитав басню Эзопа без морали, они выдвигают гипотезы о жанре произведения и придумывают собственные варианты морали.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. М.М. Мокшин. "Огурцы" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в 6-м классе по рассказу сельского учителя, поэта, нашего земляка М.М. Мокшина. В ходе урока через эпиграф и содержание рассказа "Огурцы" учащиеся проясняют смысл двухстрофного стихотворения – эпиграфа, анализируются языковые средства, используемые в тексте; продолжается обучение анализу текста. Урок развивает ассоциативно-образное мышление, предполагает домыслить написанное, развивает творческие способности учащихся. Тема анализируемого рассказа воспитывает у ребят доброту, человечность, уважение к старости.
-
Программа элективного курса по литературе для 9-х классов "Литература пушкинской поры" 2008
Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деятельность, активизировать их познание.
-
Поэтическая гостиная. 5–8-е классы 2008
Это занятие было проведено в конце 2007 года, объявленного Годом русского языка (материалы можно использовать в дни проведения недели русского языка). Материалом для подтверждения высказывания Р.Рождественского "Всё начинается с любви..." послужили яркие, ёмкие, восторженные слова о русском языке и поэзии К.Паустовского, С.Данилова, Б.Окуджавы, Д.Лихачёва и других. Использованы стихи о русском языке, о родном крае, маме, природе. Проведён конкурс "Весёлое буриме".
-
"Навеки вместе с русским народом" 2008
В статье представлена инсценировка литературно-музыкальной композиции, посвященной к празднованию 450-летия присоединения Башкортостана к России. Учащимся прививается любовь к родному краю, дети много узнают об истории Башкортостана.
-
Образовательный потенциал ономастики в преподавании русского языка и литературы 2008
Статья посвящена использованию антропонимики на уроках русского языка и литературы. Раскрывается воспитательный потенциал темы на основе обращения к собственным именам учащихся, а также эффективные приемы апелляции к собственным именам писателя при его характеристике и героев при раскрытии авторского замысла произведений. Антропоцентрический подход как к личности ученика, так и к содержанию литературного материала рассматривается как необходимое средство гуманизации педагогики.
-
Роль топонимов в создании художественного образа на примере произведений В.Я. Евтушенко 2008
На примере творчества воронежского прозаика В.Евтушенко рассмотрена тема использования географических названий при создании и прочтении художественных образов. Отмечены достоинства литературно-краеведческого материала при рассмотрении данной проблемы на уроках литературы, актуальность его привлечения в школьное филологическое образование. В работе определены особенности употребления топонимов писателем, дана их классификация.
-
Урок литературы в 8-м классе "Волхвы не боятся могучих владык…" 2008
Представленный урок посвящен изучению баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". На занятии учащиеся знакомятся с историей создания, проблематикой, особенностями языка баллады А.С. Пушкина, анализируют сюжет произведения. Использование интерактивных методов обучения, которые включают в себя разные виды активности учащихся: моделирование, коммуникативный диалог, сравнительный анализ художественного текста и летописного источника, позволяет концентрировать внимание школьников и обеспечивает смену форм деятельности.
-
Урок "Гражданственность творчества Высоцкого" 2008
Урок в теме "Авторская песня" в 11-м классе. Урок имеет образовательную цель: познакомить с биографией поэта-барда; воспитательную цель: подготовить к выбору жизненного пути, подвести к размышлению о роли и месте человека в современном мире. Урок содержит биографический материал, подборку песен Высоцкого, отзывы современников и близких людей.
-
Урок-семинар "Творчество Сергея Есенина" 2008
Цели: знакомство с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине.
-
Исследовательская деятельность учащихся на уроке литературы по повести В.П. Астафьева "Стародуб" 2008
Урок литературы в 10-м классе. Выбор произведения В.П. Астафьева «Стародуб» не случаен. В.П. Астафьев – наш земляк.
-
Петербург Ф.М. Достоевского 2008
Петербург Достоевского – это город, «в котором невозможно быть». Обычно таким выводом заканчивается изучение темы «Петербург в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского». Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте, ведь Ф.М. Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города – люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.
-
"Земля Амурская была и есть русская" 2008
Обобщение, систематизация знаний учащихся по истории, географии и экономики Амурской области и Серышевского района. Познакомить учащихся с достопримечательностями, творческими людьми данного региона. Привить чувство патриотизма к родному краю.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Ф.И. Тютчева 2008
Представленный урок посвящен творчеству Ф.И. Тютчева. На уроке звучат стихи поэта и романсы, написанные на его стихи.
-
Урок-практикум по русскому языку "Сложноподчиненные предложения. Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В.А. Жуковского" 2008
Урок строится на сочетании четырех организационных форм обучения (групповая, парная, коллективная, индивидуальная), но ведущей является коллективная организационная форма. Работа в парах (постоянных и сменных) учит самостоятельно добывать знания. Обучающиеся становятся активнее, раскованнее, у них появляется желание общаться друг с другом. Интегрированные уроки дают обучающемуся не разрозненные знания по отдельным наукам, а показывают их взаимосвязь, дают представление об окружающем мире.
-
Осень в словах и красках (бинарный урок в 6-м классе) 2008
Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а также воспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных "осенних" слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе.
-
Сценарии занятий литературного салона "Вдохновенье" 2008
Представлена работа литературного салона "Вдохновенье", где используется методика проектной работы, которая предполагает коллективную групповую деятельность учащихся под руководством учителя. Участвуя на занятиях салона, ребята учатся деловому творческому общению, имеют максимальную возможность для самореализации. Литература начинает восприниматься не как школьный предмет, а как вид искусства, получается интеграция предметов.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык). Тема урока: "Подвиг любви и долга" 2008
Данный интегрированный урок литературы и русского языка нацелен на духовно- нравственное воспитание учащихся. В ходе урока дети знакомятся с творчеством В.Закруткина, формируют навыки анализа художественного текста и учатся написанию сочинения-рассуждения.