К высоким педагогическим технологиям относится метод проектов. Он направлен на развитие интеллекта личности, на формирование творческого мышления.
Один из вариантов работы над проектом – программа Intel «Обучение для будущего». Сегодня преподаватели и специалисты образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения.
Проектный метод на уровне литературы – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал.
В преподавании литературы использование учебно-методических проектов даёт возможность по-новому интерпретировать произведение, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения произведения.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Но в старшей школе, как мне кажется, интереснее работать со вторыми.
В момент европеизации жизни общества и падения уровня национального самосознания проект «Хранилище души» может стать формой разрешения одной из ведущих проблем литературы 20 века – состояние русского Дома. Он позволяет разобраться в важном вопросе, выработать собственную позицию, затрагивает не только литературный процесс, но и историю страны, биографический материал.
Выбор темы для такой формы работы был подсказан учащимися, которые при обсуждении традиционных дней культуры народов, живущих в Новосергиевском районе, затруднялись объяснить, чем же принципиально отличается русский дом от мордовского или башкирского.
На подготовительном этапе предлагается анкета:
- Что такое русский дом?
- Что я знаю о традициях русского дома?
- Дом 100 лет назад и сегодня: это одно и то же? Какие проблемы есть в этом доме?
- Что читал в художественной литературе по этому поводу?
- Нужно ли обращаться к изучению данного вопроса на уроках литературы?
- На что прежде всего следует обратить внимание?
Результаты показали, что по данным вопросам старшеклассники, к своему стыду, знают мало, но понимают актуальность и необходимость изучения этой темы. При подготовке проекта очень помогла и статья Карсаловой Е.В. «Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний» (ЛШ, 2004 №9)
Было решено исследовать, как на протяжении XX века тема русского Дома представлена в произведениях литературы.
Над проектом работали одиннадцатиклассники, которые должны были в течение года прочитать, осмыслить ряд произведений и представить несколько коллективных и индивидуальных работ по теме.
Чтобы ответить на главный вопрос, что такое Русский Дом, необходимо было решить несколько проблемных вопросов:
- Что у русских принято считать Домом?
- По каким законам живут в русском Доме?
- Что мы знаем об известных Домах Оренбургского края?
- Каким видел и создавал народ свой Дом?
- Настоящее и будущее русского Дома.
Весь класс разделился на 4 группы.
Исследователи и социологи собирали материал об
истории русского дома, его внешнем виде,
внутреннем убранстве, традициях, домах
Новосергиевки и долгожителях, составляли анкеты
и проводили опросы.
Биографы и литературоведы обобщали информацию о
домах писателей и поэтов, их семейных традициях,
о художниках слова, которые жили в Оренбуржье.
Все учащиеся на уроках, консультациях изучали вопрос изображения дома в литературе и его 100-летний путь. Используя алгоритм движения мысли, каждый заполнил технологические карты, чтобы понять, каким видел и создавал народ свой Дом, есть ли настоящее и будущее у русского Дома. В выводе каждый представил своё видение вопроса с опорой на изученный материал.
Технологическая карта
Название произведения |
Члены семьи |
Интерьер |
Традиции |
Проблемы дома |
|
Материалы по первым трём вопросам были представлены в самом начале работы над проектом. Презентация «Дом – якорь жизни» познакомила учащихся с внутренним и внешним убранством русского дома в разные века, с самыми старыми постройками посёлка Новосергиевка и их особенностями, с долгожительницей района.
Опрос людей разных поколений показал, насколько трепетно относились к родному дому, традициям, обрядам наши дедушки и бабушки и насколько молодежь и подростки имеют слабое представления о многих из них.
Путеводитель по Оренбургскому краю вместил материал об известных Домах видных людей России, усадьбах и музеях писателей Оренбуржья.
Затем в течение нескольких месяцев для ответа на главный вопрос собирался и обобщался материал на уроках по следующим темам:
1. Многозначность понятия «дом» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне»:
– надёжное гнездо;
– маленькая вселенная;
– средоточие духовной жизни, храм;
(Учительская презентация «Дом – прибежище души», анализ эпизодов произведения.)
2. Концепция Дома С.Есенина:
– родина;
– семейный очаг, согретый любовью;
– историческая память;
– духовная колыбель.
(Детской презентации «Путешествие на родину поэта», анализ стихотворений «Гой ты, Русь моя родная!», «В хате», «Письмо к матери», «Возвращение на родину», чтение наизусть)
3. «Дом поэта» М.Волошина:
– рай на берегу моря;
– земля добровольного изгнания;
– убежище от петли и расстрела.
(Письменный анализ стихотворения).
4. Тема Дома и Семьи в романе М.Булгакова «Белая гвардия»:
– Дом, Семья, Вера – начало всех начал;
– залог сохранения лучших традиций и нравственных ценностей;
– источник жизни и культуры.
(Анализ эпизодов, чтение наизусть, конкурс буклетов «Дом Булгакова и Турбиных»).
5. Духовный мир казачества в романе А.Шолохова «Тихий Дон»:
– родство казаков с землёй;
– воинский долг;
– святость семейного очага;
– дом как место обретения душевного покоя.
(Работа с текстом, просмотр эпизодов фильма «Тихий Дон», детская презентация «Хрупкое счастье на осколки разбитое»).
6. Годы испытания для «дома у дороги» А.Т.Твардовского:
– спасительные думы о доме;
– вера в объединение семьи.
(Анализ поэмы «Дом у дороги», выразительное чтение).
7. «Дом» Ф.Абрамова на путях и перепутьях в начале 70-х годов:
– портрет жизни;
– расшатывание дома народной души;
– поиски путей возрождения Дома.
8. Особая ситуация в повести Ю.Трифонов «Обмен»:
– жизненные ценности разных семей;
– разрушение дома, семьи, человека.
(Диспут, анализ текста)
9. Изба В. Распутина – это возвращение в прошлое или путь в будущее?
(Круглый стол)
(Дополнительный материал к урокам 1, 4, 7, 9 можно найти в журнале № 9 за 2004 год)
В процессе изучения тем и работы с текстами учащиеся создали ещё такие работы: песенник, быстрые публикации, эссе, словарь-справочник, кроссворды, сборники творческих работ. На итоговом уроке они защищали лучшие работы и создавали модель «Русский Дом будущего».
От аналитической работы с вышеупомянутыми произведениями учащиеся прошли путь к созданию своих произведений, в которых выражено видение вопроса и представление Дома для каждого современного человека.
О. Мстиславская
Как я люблю мой милый дом!
Спокойно, радостно мне в нем.
Его тепло, его уют…
Любой мороз мне в нем не лют!
В жару приносит он прохладу,
И каждый миг мне в нем – услада!
Родной здесь каждый уголок.
На кухне я пекла пирог,
Здесь я играла, тут я пела,
Здесь я без дела не сидела.
На полках не пылятся книжки –
Мои сестренки и братишки.
Под мерное часов «тик-так»
Здесь время усмиряет шаг.
А в дождь иль вьюгу вечерами
На кресло заберусь с ногами –
Так хорошо мне, так легко!
И в мыслях я витаю далеко…
Но лишь услышу голос я родной –
И снова здесь я, милый дом, с тобой.
Еще люблю под елкой я сидеть
И на мерцанье огоньков смотреть.
И дом, наполненный дыханием весны,
Становится таинственным таким.
Мой дом покинуть скоро мне придётся,
И детство никогда уж не вернется.
А я вернусь к тебе, мой милый дом,
Здесь будут ждать меня игрушки за окном.
И буду возвращаться вновь и вновь –
Ведь этот дом – семья, родители, любовь.
Пусть строки эссе, стихотворений ещё не совершенны по форме, но они подкупают искренностью, неравнодушием к своей судьбе и судьбе родины, желанием подумать над нравственными ценностями людей разных поколений.
Важно и то, что деятельность в рамках проекта позволила учащимся по-новому интерпретировать тексты, познакомиться с новыми подходами к изучению темы, оценить, систематизировать информацию и сделать обобщение по результатам обработки.
Они более глубоко освоили информационные технологии. В ходе работы над своими творческими работами они осознали, что компьютер – средство не только для развлечения, но и для обучения.
Умение анализировать информацию позволило учащимся работать с каталогами, поисковыми системами и Интернетом. Созданные с его помощью материалы способствовали активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию их воображения и творческих способностей.
Работа в этом направлении, как мне кажется, очень перспективна. Она позволяет воспитывать личность школьника, чьи подходы к самостоятельной исследовательской работе будут востребованы в дальнейшем, а знание новейших информационных технологий позволят лучше адаптироваться к требованиям сегодняшнего дня.