Урок литературы в 11-м классе. Урок-композиция "Тема любви в лирики А.Блока"

Разделы: Литература


Цель урока: высветить личность поэта, чтобы лучше и глубже понять его творчество.

Эпиграф урока: …Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих книгах…А.Блок.

Учитель. «Вся моя жизнь – в моих стихах», - писал А.А.Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге.

«Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…», - писал поэт. Давайте перелистаем несколько страниц этой книги. Но не забудем, что нам предстоит заглянуть в мир чувств Великого поэта и главное для нас – за событиями жизни понять поэзию.

1 ученица. Стихи А.А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта. Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, «чудесной внутренней тревоги», хаоса звуков родилась Поэзия? \Звучит Прелюдия соль мажор С. В. Рахманинова\

2 ученик . 1898 год. Юный поэт только что окончил гимназию. Ему шел 18 год

\Проецируется портрет А. Блока\

Он был очень красив: высокий, стройный, с вьющимися пепельными волосами и огромными зеленовато – серыми глазами, со сдержанными, точными движениями…

1 ученица. Любимое Шахматово. После напряжения гимназических экзаменов какое удовольствие скакать на лошади, часами бродить по своим любимым местам!

В нескольких верстах от Шахматово – имение Д.И. Менделеева. Во время одной из прогулок Блок вспомнил, что жена ученого приглашала его навестить их летом в усадьбе, и повернул коня в Боблово. О том, что произошло дальше, есть очень краткие и неточные заметки Блока и подробный рассказ Любови Дмитриевны, записанный много лет спустя.

2 ученик. «…Фруктовый сад. Розовая девушка, лепестки яблони…»- эта скупая запись открывает картину, навсегда оставшуюся в душе поэта. Безоблачный, жаркий июньский день, большой, буйно цветущий фруктовый сад, лепестковая метель. И в этом бело – розовом кипении – девушка в розовом платье, с тяжёлой золотой косой, сидящая на скамейке.

1 ученица. Та же встреча глазами «розовой девушки», Любови Дмитриевны Менделеевой: «Меж листьев сирени мелькает белый конь, которого уводят на конюшню, да невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твёрдые, решительные шаги. Сердце бьётся тяжело и глухо. Предчувствие? Или что это? Но эти удары сердца я слышу и сейчас, слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь».

2 ученик. Блок стал бывать в Боблове почти ежедневно. У юного поэта и веселой молодёжи, заполнявшей этот дом, нашлось общее увлечение: театр. Здесь давно уже хотели поставить спектакль, но не было партнёра на мужские роли. Блок уговорил ставить свою любимую пьесу «Гамлет»Шекспира. Тут же распределили роли: Гамлет – Блок, Офелия – Люба Менделеева. Начались репетиции, подготовка костюмов.

1 ученица. 27 июля было написано первое стихотворение Блоком, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвященных, будет более 800. Но это впереди. А пока никто не знает, что розовощекой и золотоволосой девушке суждена трудная и благородная судьба – стать музой, женой, Прекрасной дамой великого поэта России.

2 ученик. Не знает об этом и она сама, хотя уже почувствовала влечение к юному Блоку. Люба застенчива и неприступна. Ни одного слова о любви. Отношения между ними были полны полунамеков, полутайн. Люба скоро начала замечать, что Блок окружает её «кольцом внимания». Но как всё это было не только не сказано, как всё это было замкнуто, сдержано, не видно, укрыто. Всегда можно сомневаться, да или нет? Кажется, или так и есть?

1 ученица. Но вот и день спектакля, 1 августа. Театром стал просторный сенной сарай, переодевались и гримировались в доме и уже в костюмах, «в образе», бежали через сад к театру. Собралось более 200 зрителей: знакомые, родственники, окрестные крестьяне. Сохранившиеся фотографии \проецируются\ помогают нам увидеть юных и прекрасных Гамлета и Офелию: его, в черном берете, колете, со шпагой, золотой цепью на шее, и её, в длинном платье, с распущенными золотыми волосами, падающими ниже колен, с венком на голове и целым снопом полевых цветов. Но они не дают возможности представить того, что было пережито за кулисами, что вспоминалось потом всю жизнь.

2 ученик. Рассказывает Любовь Дмитриевна: «Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме. Я чувствовала себя смелее… Мы сидели за кулисами в полутьме, пока готовили сцену. Помост обрывался. Блок сидел на нем, как на скамье, у моих ног, потому что табурет мой стоял выше, на самом помосте. Мы говорили о чём – то более личном, чем всегда, а – главное, жуткое – я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим «романом»первых лет встречи…»

1 ученица. На следующий день было написано стихотворение «Воспоминание о Гамлете»с посвящением Любови Дмитриевне Менделеевой, с эпиграфом: «Тоску и грусть, страдания, самый ад - все в красоту она преобразила…»Вспоминая об этом дне, тема Гамлета и Офелии пройдут через всю жизнь Блока. Даже спустя 16 лет, в 1914 году, появится стихотворение, наполненное этим юношеским чувством.

1 чтец. «Воспоминание о Гамлете»

2 ученик. Осенью встречи стали реже, вовсе прекратились, потом начались вновь. Блок уже студент юридического (впоследствии перевелся на филологический факультет Петербургского университета). Любовь Дмитриевна оканчивает гимназию, чтобы потом поступить на Высшие женские курсы, драматические курсы, ибо мечтает стать актрисой. Но особое состояние души поэта, которое и называется любовью, продолжается. В течение пяти лет, с 1898 по 1904 год, героиней стихотворения Блока неизменно остается Она. Это «она»хочет говорить и писать с большой буквы, так же, как с большой буквы написано каждое слово в заглавии центрального сборника стихов этих лет – «Стихи о Прекрасной Даме». Это название сразу напоминает время средневекового рыцарства, возвышенные характеры; верное служение мечу, шпаге и ей, Прекрасной Даме. Прекрасная Дама блоковских стихов – образ очень сложный. В ту пору юный поэт увлекался философией и творчеством поэта – мистика В.Соловьева, и прежде всего идеей Вечной Женственности. В ином, высшем, неземном мире существует прекрасный образ любви – Вечная Женственность.

1 ученица. Она должна снизойти на землю, чтобы сделать жизнь счастливой, гармоничной. Стремление к этому идеалу, его ожидание и есть любовь, но любовь не обычная, а возвышенная, идеальная, преобразующая мир. Почему привлекла Блока мистическая идея В.Соловьёва? Не забудем время, в которое жил поэт.

 «Страшным миром»называл он окружающее, «года глухие», «страшные годы»- так характеризовал он своё время. И юному, романтически настроенному поэту была так близка мысль, что через высшую любовь человечество станет чище, стремление к ней позволит преодолеть противоречия «страшного мира». Вот одно из стихотворений этого цикла.

2 чтец.

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив – и ждёт твоих шагов.
Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.
Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарён – я жду твоих шагов.

2 ученик. Кто она, блоковская Прекрасная Дама? Реальная женщина или божество, грёза, прекрасный, трепетно ожидаемый, но недоступный идеал?

Земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах поэта. И не только в стихах, но и в жизни. Юному поэту кажется, что он испытывает - не любовь, а «выше всякой любви». Ну а Любовь Дмитриевна? Она охотно слушала и читала стихи, навеянные мыслями о ней. Именно стихи сближали её и юного поэта.

1 ученица. «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но где все певуче, всё недосказано, где эти прекрасные стихи, так или иначе все же идут от меня…Я отдалась странной прелести наших отношений. Как будто и любовь, но в сущности – одни литературные разговоры, стихи, уход от жизни в другую жизнь, в трепет идеи, в запевающие образы». Уход в «другую жизнь», «трепет идей», - а ей хотелось обычной земной любви, определенности человеческих отношений.

2 ученик. Блок обожествлял свою возлюбленную, воспевал в стихах, относился к ней, как к существу высшему, неземному. Её порой это раздражало, утомляло. Она чувствовала, что его отношение обязывает к жертвенности, к неестественности. Это противоречие едва не привело к разрыву. Она написала письмо, которое, правда, так и не решилась отдать Блоку.

 1 ученица. «Мне вдруг совершенно неожиданно… стало ясно – до чего мы чужды друг другу, до чего вы меня не понимаете. Ведь вы смотрите на меня, как на какую – то отвлечённую идею… и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, живого человека с живой душой, и не заметили, проглядели…»

2 ученик Блок в отчаянии и даже думает о самоубийстве. Но назревавший почти четыре года кризис, наконец, разрешился. Решительное объяснение произошло 7 ноября, в день традиционного вечера Высших женских курсов.

1 ученица. Вспоминает Любовь Дмитриевна: «Я действительно совершенно точно знала, что и как будет. …Мы сидели на хорах в последних рядах…Я повернулась к лестнице, смотрела неотступно из зала: сейчас покажется на ней Блок.

Блок подымался, ища меня глазами, и прямо подошёл к нашей группе. Потом он говорил, что, придя в Дворянское собрание, сразу же направился сюда, хотя прежде на хорах я и мои подруги никогда не бывали… Вечер проводили как всегда, только фразы, которыми мы обменивались с Блоком, были какие – то в полтона, не то, как несущественные, не то, как у договаривающихся людей. Так, часа в два он спросил, не устала ли я, не хочу ли я идти домой. Я сейчас же согласилась.

…Мы вышли молча и молча, не сговариваясь, пошли вправо по Итальянской и Моховой, к Литейной – наши места. Была очень морозная, снежная ночь. Взвивались снежные вихри. Снег лежал сугробами, глубокий и чистый. Блок начал говорить. Как начал – не помню, но когда мы проходили к Фонтанке…он говорил, что любит, что его судьба в моём ответе.

…В каких словах я приняла его любовь, что сказала, - не помню, но только Блок вынул из кармана сложенный листок, отдал мне, говоря, что, если бы не мой ответ, утром его уже не было бы в живых. Этот листок я сжамкала, и он хранится, весь пожелтевший, со следами снега…»

2 ученик. Ночью в дневнике Блока появилась запись: «Сегодня, 7 ноября 1902 года, совершилось то, чего никогда ещё не было, чего я ждал четыре года. Кончаю, как эту тетрадь, так и тетрадь моих стихов…»

17 августа 1903 состоялась свадьба. Началась семейная жизнь.

Она будет трудной: слишком разными были представления этих людей о любви, семье, счастье. Будут и расставания, почти разрывы. И увлечения как с той, так и с другой стороны. Но взаимная потребность, привязанность, необходимость не только не уменьшается, но и усиливается с годами. А пока Блоки поселились в квартире отчима, в офицерском корпусе Гренадерских казарм на Петербургской стороне. Это была окраина, фабричный район. Трудовой, напряжённый, будничный, усталый ритм. И это было преддверие тяжёлых, трагических событий в жизни России: надвигалась русско-японская война, 1905 год. О том, как впечатления жизни преломились через сознание Блока, хорошо сказал К. И. Чуковский: Блок «из своего беспредметного мира упал в Петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. Шесть лет он пел свои песни в безлюдном и беспредметном пространстве, теперь он понял, что есть люди. Лиц он ещё не увидел, лица были в тумане - но он увидел главное – спины. Люди являлись ему, прежде всего, как спины, отягощенные временем. Первое, что он узнал о людях: им больно». \Звучит прелюдия до диез С.В.Рахманинова\

Ощущение неблагополучия, назревающей катастрофы овладевает душой поэта.

1 ученица. Мог ли в такое время сохраниться, уцелеть мир Прекрасной Дамы?

Нет, он слишком хрупок и замкнут в себе. Он не мог быть вечным хранителем поэта, изменить существование на земле законы. «Страшный мир»вторгался в жизнь Блока, оскорблял чувства людей, растлевал души. Наступает душевный кризис, тоска, а бежать в мир фантазии невозможно».

«Распутья», «Пузыри земли», «Город»- так называются сборники стихов, написанные Блоком с 1902 по 1908 год.

Весной 1906 года у Блока появилось излюбленное место под Петербургом – Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино», спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. Это был в те времена захолустный дачный поселок, где собиралась публика средней руки. Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки с чахлыми палисадниками, лавочки, трактиры. Гиперболическая, воплощенная пошлость.

Но именно здесь 24 апреля 1906 года появилась жемчужина блоковской лирики, стихотворение «Незнакомка».

Чтение стихотворения. 3 чтец.

2 ученик. Очень скоро стихотворение, стало широко известно в литературной и не только в литературной среде, о нем заговорили как о событии. Блок и сам почувствовал, что так, с такой пронзительной силой, он не писал ещё никогда.

В чем удивительная загадка «Незнакомки»? Стихотворение построено на контрасте. Первые строфы «Незнакомки»вводят нас в мир совершенно иной, чем в «Стихах о Прекрасной Даме ». Здесь нет никакой таинственности, все предельно реально и пошло: вместо храма – захолустный ресторан, вместо неземного служения мечте и любви – «скука загородных дач». Исчезла музыка блоковского стиха, появилась грубая лексика, подчеркнутая прозаичность деталей. \Перечитываются первые четыре строфы\

Все в этой части стихотворения подчиненно одной цели – показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной, обрекают на бесцельное её прожигание. Одинок в этом мире человек. Его единственный друг – собственное отражение в стакане вина.

Под влиянием вина мир меняется, становится зыбким, чуть нереальным. Опьянение? Нет, с героем стихотворения происходит совсем не то, что у «пьяниц с глазами кроликов». Подступает могучая сила вдохновения, преобразующая мир. И происходит чудо. Сквозь все пошлое и унизительное, что окружает героя, ему видится прекрасное и таинственное.

1 ученик. Интонация, лексика, звучание стиха совершенно меняется. Появляется уже знакомая нам музыка блоковского ассонанса.

В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощённая в облике загадочно – прекрасной женщины. Явление её непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в её портрете – девичий стан, шелками схваченный»и «в кольцах узкая рука». Но дышит она духами и туманами», ее упругие шелка «веют древними поверьями». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав измногих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике цвета синее означало неземное, звёздное, высокое, чаще всего недостижимое.

2 ученица. Вместе с Незнакомкой на смену деталям грубой повседневности приходит
«очарованная даль», и человеку открывается то, что недоступно повседневности: странный, нереальный, но прекрасный мир, напоминающий мечту, сказку, сон, проступают видения иных миров, сказочно прекрасные и неодолимо влекущие.

«Поэту, который ушел в эту «очарованную»даль от того, что томило и угнетало его, повседневно оскорбляло его чувство красоты, справедливости, человечности, кажется, что все вокруг чудесно преобразилось, сбылись самые возвышенные мечты, и он живет уже в каком –то другом мире, где все обретает бессмертную красоту». И кажется, вот – вот раскроется перед ним непостижимый и истинный смысл жизни. На высокий идеал в душе поэта не может постигнуть даже «страшный мир». Но изменить, преобразовать «страшный мир»мечта не может. Наступает трагическое и горькое отрезвление, возвращение к обыденности. Трагичен финал стихотворения, ибо мечта, красота спасает человека от окружающей жизни лишь на мгновение, но не способна что – либо изменить в «страшном мире». \Звучит Прелюдия соль диез минор С.В.Рахманинова\

Выходит 2 группа участников: ведущий и чтец.

Ведущий. «Он был насквозь – боль». Это о Блоке в годы реакции, когда, тоска, душевная депрессия поэта становится особенно сильной. Письма, записные книжки, дневники повторяют один и тот же мрачный мотив: «самому жить нестерпимо трудно. Жутко мне, тупо, холодно, тяжко. Дни невыразимой тоски и страшных сумерек». Что же делать? Где искать выход? И таким выходом была – или казалась – любовь. Один из исследователей творчества А.А.Блока интересно замечает, что душа поэта, жившая вдохновением, откликалась больше всего на вдохновение. Самое сильное чувство вызывали у Блока женщины из мира искусства, чаще всего его увлечения его начинались с театральных подмостков. Так было с Любовью Дмитриевной Менделеевой. В 1907 – 1909 годах - это актриса Н.Волохова, которой навеяны и которой посвящены сборники стихов «Фаина»и «Снежная маска». Позднее, в 1913 году, эта оперная певица Любовь Александровна Дельмас. Блок увидел ее впервые в роли Кармен. «Пришел, не ожидая никаких чудес, - и вдруг, в буре бессмертной бравурно – тревожной музыки, на сцене возникла настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся – дерзкая, неукротимая воля, вся – вихрь и сверканье. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи…» \Демонстрируется фотография Л. Дельмас в роли Кармен\

Потом он вспоминал: «С первой минутой не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала – буря музыки и влекущая колдунья, и – одинаковое прислушивание к этой буре, какое – то медленное помолодение души».

Чтец.

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,-
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И следы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.

Ведущий. Он влюблен. Он посылает ей цветы и письма: «Я смотрю на вас в «Кармен»третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене…Я – не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе, к которой нет исхода». И позднее: «Не знаю, какой заколдованный цветок вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал».

Письма Блока, конечно, не помогли не произвести впечатления. Любовь Александровна узнала, что в нее бурно влюблен человек зрелый, интересный, известный поэт. Они встретились и понравились друг другу.

29 марта в дневнике Блока появляется запись: «Все поет». В марте 1914 года был создан цикл «Кармен»- 10 стихотворений, обращенных к Л.А.Дельмас. Никогда еще переживание не достигало такого накала, никогда еще не было в его любовной лирике таких звонких и ликующих нот.

Стих «Ты – как отзвук забытого гимна…»

Ведущий. Но мечта о счастье так и осталась мечтой. Развеивался сон влюбленности, снова открывался «страшный мир», от которого ничего не спасает. Счастье осталось лишь в воспоминаниях. И он прощается с Кармен, с еще одной возможностью счастья.

Ведущий. Встреча с Кармен – важный эпизод в жизни Блока. Но изменить содержание и направление этой жизни уже нечто не могло. Личное снова (в который раз) ускользнуло у поэта – и опять он остался лицом к лицу с бурей и тревогой». \Звучит прелюдия ми бемоль мажор С. Рахманинова\

Ведущий. Каким был Александр Блок в это время накануне первой мировой войны октябрьских событий? \Проецируются портреты Блока\

С портретов смотрит красивый молодой человек вщегольском сюртукеили артистической блузе. А на самом деле к тому времени это был строгий, углубленный в невеселые думы зрелый человек, много на своём веку переживший и во многом разуверившийся, с чуткой душой и обнаженной совестью. И был прост и человечен – прост, как все по – настоящему большие люди. Любил природу, долгие пешие прогулку по городским окраинам и деревенским полям, любил верховую езду и физический труд. Любил копать землю, пилить дрова, «Работа везде одна, – говорил он, - что печку топить, что стихи написать». А дневниковые записи и раньше и теперь полны любви. Как не трудно шла их семейная жизнь, оба чувствовали необходимость друг в друге. Вот отрывок из письма Блока к Любови Дмитриевне, которая в это время была на гастролях со своим Театром и переживала очередное увлечение: «Нам необходимо жить вместе и говорить много, помогать друг другу. Никто, кроме тебя, не поможет мне ни в жизни, ни в творчестве». В самые трудные минуты жизни, спасаясь от черной и безысходной тоски, он возвращался в мыслях к бобловским Гамлету и Офелии, вспоминал золотистый плащ волос, первые признания.

В пору усложнившихся взаимоотношений с Любовью Дмитриевной Блок пишет полное трагизма стиха: «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Чтец читает стих.

Комментатор. Горькое, трагическое стихотворение, вмещающее в себя всю жизнь поэта. Стихотворение – лирический монолог, обращенный к любимой, прекрасной, но трагически далекой, навсегда утраченной. Искренне и проникновенно звучит обращение «ты», «твое», «милая», «нежная», проходящее через все стих. Но в облике любимой нет конкретных примет. Он проступает как бы через дымку воспоминаний, мечты, тоски. Он возвышен и идеализирован с самого начала стих. Обычная фотография, вставленная в рамку «твое лицо в простой оправе», но далее совсем не обычный глагол «сияло», говорящий об её красоте и о возвышенности, силе его чувства, такой силе, которая отодвигает на второй план привычные представления человека о ценностях жизни.

Всёпоглощающее счастье любви делает особенно острым наступающее после разлуки одиночество. Приходит роковой, гибельный час, когда она «ушла из дома ». В отчаянье он отрекается от любви, ставит на ней крест.

Потеряв самое дорогое, он попадает в водоворот пошлой, бессмысленной жизни.

Но они не могут убить то светлое и истинное, что герой скрывает тайнике души, даже от себя. Трагедия разлуки, память и мечта о любимой вырастают в строчках стихотворения, двигаясь к эмоциональной кульминации.

«Синий плащ»- центральный образ – символ этого стихотворения. На первый взгляд, может показаться, что это едва ли конкретная деталь (известно, что у Любови Дмитриевны в эти годы действительно был синий плащ). Но не забудем, что синий цвет символизирует у Блока мир звездных далей, синего, бездонного неба, что еще больше подчеркивается глаголом «завернулось». Синий плащ «окутав возлюбленную, делает ее недопустимой и поднимает на звездную высоту».

Когда – то в «Стихах о прекрасной Даме»юный поэт мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому. Теперь ему открылась истинная, земная, человеческая ценность любви как величайшего счастья на свете. Но счастье это недостижимо. Любовь трагична для человека «страшного времени». И ему остается тоска, нежность, боль об утраченном, память о любви - даже тогда, когда убран со стола в знак безысходности и отчаяния портрет любимой. И трагическое ощущение собственной вины: ведь он не сопротивлялся бессмысленности жизни, не сумел возвыситься, подняться над ее личностью. Полная опустошенность, безысходность, отчаяние вослед.

Учитель. Домашнее задание. Анализ стихотворения «Незнакомка».