Цель урока:
- Расширить представления учащихся о многообразии риторических жанров (на примере письма), его особенностях, о языковом оформлении.
- Предложить учащимся познакомиться с отрывками писем выдающихся людей в качестве примера-образца написания письма.
- Развивать навыки написания текста-письма на примерах лучших отечественных классических образцов.
- Воспитывать и развивать культуру написания письма.
- Воспитывать интерес и уважение к истории страны, к русской культуре, к русской литературе.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:
- Портреты А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой, И.С.Тургенева, П.Виардо, Л.Н.Толстого.
- Памятка “16 основных правил искусства написания писем”, “Как правильно написать письмо?”
- Тексты “Письмо к Олегу Святославовичу” Владимира Мономаха.
- Карточки-задания для групповой работы.
Ход урока
1. Проблемный вопрос
.Согласны ли вы, что с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем простому человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма?
(Обсуждение проблемы, выдвижение двух точек зрения)
2. Вступительное слово.
Вы, наверное, заметили, читая полные собрания сочинений классиков литературы, особенно XIX века, как много места в них, в последних томах, занимает переписка? Это сейчас, в век телефонов, компьютеров, факсов, модемов, Интернета, электронной почты мы отучились писать письма друг другу, в лучшем случае ограничиваемся открытками на праздники и дни рождения. А между тем письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром.
3. Из истории термина.
Выступление ученика-лингвиста (индивидуальное задание).
Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому. (В.И.Даль).
Эпистолярная литература.
От греческого epistole – письмо, послание.
Эпистолярный – написанный в форме писем,
состоящий из писем.
4. Из истории развития эпистолярного жанра.
Выступление подготовленного ученика-теоретика (использованы различные словари литературы).
- Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки.
- В античной литературе – произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.
- Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IY с А.Курбским как разновидность жанра публицистики.
- “Письма русского путешественника” Н.М.Карамзина, “Записки первого путешествия”, содержащие письма Д.М.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения традиций эпистолярного жанра в России.
- К эпистолярному жанру следует отнести “Философские письма” П.Я.Чаадаева, “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя, “Письма из Франции и Италии” А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского “Бедные люди” и в других произведениях Достоевского.
- В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение (“Письма А.А.Блока к жене”, “Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка” и т.д.)
- В художественной литературе “корреспонденты” становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приёмом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
- Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике.
- В эпистолярную литературу входит также переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение.
5. Викторина.
Жанр письма используют в своих произведениях русские писатели.1) Назовите произведения русской литературы, где писатель вводит элемент письма .
2) Задание: назовите автора произведения, произведение, героя, который написал или получил эти письма.
- “Здравствуйте, уважаемые, те, кто делает тракторы! Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас останутся лишние, пришлите обратно. С уважением… дядя Федор (мальчик).
- “ Милостивый государь, ваше благородие, отец наш и кормилец, Илья Ильич! Доношу твоей барской милости, что у тебя в вотчине, кормилец наш, все благополучно. Пятую неделю нет дождей: знать, прогневали господа бога, что нет дождей. Этакой засухи старики не запомнят: яровое так и палит, словно полымем. Озимь ино место червь сгубил, ино место ранние морозцы сгубили…Авось, милосердный господь помилует твою барскую милость, а о себе не заботимся: пусть издохнем…(…) Староста твой, всенижайший раб Прокофий Вытягушкин собственной рукой руку приложил”.
- “Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, как ты сам….(…) Отец твой А.Г.”
- “Милый мой Родя, вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно. Но ты не обвинишь меня в этом молчании. Ты знаешь, как мы любим тебя, я и Дуня, ты наше все, вся надежда, упование наше. Я знаю, что ты оставил университет за неимением чем содержать себя. (…) Твоя до гроба …” (Пульхерия Раскольникова.)
- “Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать…”
(Э.Н.Успенский. “Дядя Федор, пес и кот”)
(И.А.Гончаров. “Обломов”)
(А.С.Пушкин. “Капитанская дочка”)
(Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”)
( А.П.Чехов. “Ванька”)
- “ Я к Вам пишу, чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю: в вашей воле
Меня презреньем наказать…”
(А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны)
6. Работа с текстом. Древнерусская литература
.Выступление ученика – историка:
Вам хорошо известно “Поучение Владимира Мономаха”. Вспомним, что Владимир Мономах был внуком Ярослава Мудрого, сыном Всеволода Ярославовича и дочери Византийского императора Константина Мономаха, отсюда и прозвище князя Мономах. В отрочестве Владимир был посажен княжить в Ростове, затем в Смоленске, Чернигове, Переславле, а потом был приглашен киевскими боярами на великокняжеский стол и оставался на нем до самой своей смерти. Как известно, в XI веке, особенно во второй его половине, Русь была раздроблена на мелкие княжества, каждый князь хотел самостоятельно управлять своей вотчиной. Мономах же стремился сохранить политическое, военной и культурное единство Руси на моральной основе, то есть на основе договоров о союзах князей между собой, которое скреплялось целованием креста, взаимными обещаниями не посягать на отчины соседей. Это был один из самых талантливых, образованных и мудрых русских князей Киевской Руси. Взгляды Владимира Мономаха мы знаем благодаря автобиографическому “Поучению” и сохранившемуся письму к брату – Олегу Святославовичу. Олег был двоюродным братом Владимира. Поводом к написанию письма послужила междукняжеская распря, во время которой был убит сын Мономаха – Изяслав. Владимир, верный принципам братолюбия, находит в себе силы выступить не как противник и мститель, а, наоборот, обратиться к Олегу с призывом к благоразумию и примирению. А теперь познакомьтесь с отрывком из “Письма к Олегу Святославовичу” Владимира Мономаха.
На партах текст “Письмо к Олегу Святославовичу” Владимира Мономаха.
О, я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не примирившись между собою.
Ибо кто молвит: “Бога люблю, а брата своего не люблю”,- ложь это. И еще: “Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный”. Пророк говорит: “Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие”. “Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе”. (…)Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: “договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед богом; а Русскую землю не погубим”. И я видел смирение сына моего, сжалился и я, Бога устрашившись, сказал: “Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на Бога возлагает; я же – человек, грешнее всех людей”.
(…)
Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери слезы!”
(…)
Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя уличу. И прочее.
(…)
“…Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому и подобает честь и слава. Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и вечно во веки!”
Задания для групповой работы.
1 группа. Найдите в тексте слова, характеризующие князя Владимира как человека. Выделите, что в тексте показано княжеское и что человеческое. |
2 группа. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогают лучше почувствовать переживания Владимира Мономаха. |
3 группа. Объясните смысл слов: “Ибо кто молвит: “Бога люблю, а брата своего не люблю”,- ложь это. И еще: “Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный”. |
4 группа. Какие идеи “Письма…” актуальны сегодня? Почему? Подумайте, какое наставление написали бы вам ваши родители. |
Подведем итоги.
“Письмо” поражает великодушием и государственной мудростью князя. Нас удивляет его высокая образованность, он свободно цитирует священное Писание. Нас трогает в князе его искренняя религиозность, простая человеческая душевность. Итак, жанр письма помогает увидеть историческое лицо эпохи Древней Руси.
7. Работа с текстом. Литература XIX века.
Знакомство с отрывком из письма И.С.Тургенева к Полине Виардо.
Вступительное слово ученика-комментатора.
Нам известна любовь И.С.Тургенева к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из "Севильского цирюльника" покорила Тургенева. В письме к ней читаем: "Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; - день, когда мне не светили Ваши глаза - день потерянный!”
На партах текст письма И.С.Тургенева Полине Виардо.
“Браво, сударыня, браво! Я не могу начать моего письма иначе. Еще одна большая победа! Вы совершили в Дрездене и Гамбурге то, что сейм только что совершил против Зондербунда: разбив оба крыла. Вы готовы нанести полное поражение центру (Берлину). А затем Вы, подобно Цезарю, отправитесь на завоевания Великобритании…(…)
К сожалению, я вынужден заявить Вам, сударыня, что на сей раз не могу сообщить решительно никакой интересной новости.
Всю эту неделю я почти не выходил из дома; я работал усиленно; никогда еще мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами. Я чувствовал себя, как бедняк-трактирщик в маленьком городке, на которого вдруг наваливается целая лавина гостей; он наконец теряет голову и не знает, куда размещать своих постояльцев.
Третьего дня я прочел одну из только что оконченных мною вещей двум русским друзьям; они хохотали до упада… Это произвело на меня весьма странное и очень приятное впечатление…Я никак не подозревал в себе такой способности смешить – и затем недостаточно окончить вещь, надо её еще переписать (вот мука-то!) и отправить…(…)
Я обещал отнести мое письмо вашей матушке… Надо ей оставить место. Мне следовало об этом подумать раньше и немного сжать строчки. Вы имеете право назвать меня болтливым…(..)
Да хранит Бог вас всех! Желаю Вам всевозможного счастия; крепко жму Вашу руку, поздравляю Вас и остаюсь преданный Вам друг Иван Тургенев.
Беседа с классом по тексту:
- С какой новой стороны открылся вам известный писатель?
- Какова тема общения Тургенева и Виардо?
- Какие чувства и переживания автора хранит это послание?
- Докажите, что перед нами образец эпистолярного жанра.
- Как вы думаете, какова цель этого послания?
- Почему человеку необходимо писать письма?
8. Работа с текстом. Литература XIX века. Задания для групповой работы.
1 группа.
1.Из письма А.С.Пушкина из Болдина своей будущей жене Н.Н.Гончаровой. 9.09.1830г..
“Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна –
я у ваших ног, чтобы благодарить и просить вас о
прощении за беспокойство, которое я вам причинил.
Ваше письмо прелестно и вполне меня успокоило.
Мое пребывание здесь может продолжиться
вследствие обстоятельства совершенно
непредвиденного…(..) Я постараюсь устроить все
как можно скорее…”
2 группа.
2. Из письма А.С.Пушкина жене из Москвы. 8.12.1831г.
“Тоска без тебя; к тому же, с тех пор, как я
тебя оставил, мне все что-то страшно за тебя. Дома
ты не усидишь…(…) душа моя, женка моя, Ангел мой!
Сделай мне такую милость: ходи 2 часа в сутки по
комнате и побереги себя. Вели брату смотреть за
собою и воли не давать…Если поедешь на бал, ради
Бога, кроме кадрилей не пляши ничего…
3 группа.
3.Из письма А.С.Пушкина жене из Болдина. 6.11.1833г.
“Женка, женка! Я езжу по большим дорогам, живу
по три месяца в степной глуши – для чего?- для
тебя, женка: чтоб ты была спокойна, и блистала
себе на здоровье, как прилично в твои лета и с
твоею красотою. Побереги же и ты меня. К хлопотам,
неразлучным с жизнью мужчины, не прибавляй
беспокойств семейственных, ревности…Привезу
тебе стишков много, но не разглашай этого: а то
альманашники заедят меня”.
4 группа.
4. Из письма А.С.Пушкина жене из Петербурга. 18.05.1834г.
“Мой Ангел! Поздравляю тебя с Машиным
рождением, целую тебя и её. Дай Бог ей зубков и
здоровья. Того же и Саше желаю, хоть он и не
именинник…Дай Бог тебя мне увидеть здоровою,
детей целых и живых!”
Подведем итоги.
Письма известных русских писателей любимым и близким людям помогают увидеть авторов посланий (И.С.Тургенева, А.С.Пушкина) с неизвестной для нас стороны: заботливыми, любящими и влюбленными, нежными и чувствительными мужчинами. Письма покоряют своей нежностью и любовью. В письме человек может выразить словами свои чувства. Такие письма можно перечитывать много-много раз. Особенно они близки тем, кому адресованы. А разве вам не хотелось бы получать такие письма?
9. Работа с текстом. Литература XIX века.
В письме можно рассказать о своих впечатлениях, поразмышлять о жизни, вспомнить прошлое, попросить совета:
Из письма Л.Н.Толстого из Ясной Поляны своей жене в Москву. 3.05.1887г.
“…Необыкновенная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого. Жаркий ветер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, и вдали лягушки, и тишина, и душистый, жаркий воздух – и все это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо.
Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берез по высокой уже темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива и все – главное, маханье берез такое же, как было, когда я 60 лет тому назад в первый раз заметил и полюбил красоту эту…”
- Что показалось необычным в этом письме?
- Является ли письмо текстом? Определите тип и стиль речи. Докажите.
- О чем бы вы могли рассказать в письме своим друзьям, родителям, любимому учителю?
10. Домашнее задание.
1) Напишите письмо близким о том, что для вас в жизни самое главное.
11. Подведение итогов урока
.- Согласны ли вы с А.С.Пушкиным, что “письмо – нечто столь холодное, в просьбе, передаваемой по почте, нет ни силы, ни взволнованности…”? Аргументируйте свой ответ.
- Нужно ли в век скоростей и новых технологий писать письма? Аргументируйте свой ответ.