Урок литературы в 4-м классе по теме "Ритм, рифма и звук как средства выразительности" (по отрывку из поэмы "Граф Нулин" А.С. Пушкина "Три утки полоскались в луже…")

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока:

  1. Повторить особенности стихотворной формы в процессе работы над выразительным чтением отрывка из поэмы А.С. Пушкина
  2. Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения.
  3. Обучать анализу стихотворного произведения
  4. Побудить к размышлению о сложности создания и восприятия стихотворного произведения.
  5. Расширить у детей интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина,
  • индивидуальный раздаточный материал (листки с текстом),
  • репродукции картины Ю. Иванова “1825 год. Приезд И.И. Пущина в Михайловское” и литографии “Село Михайловское”,
  • кассета с записью музыки Г. Свиридова (“Романс” из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина “Метель”),
  • самодельное наглядное пособие “Цветок поэзии” (при наличии мультимедийной установки возможно его проецирование на экран).

Ход урока

I. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим особенности стихотворной формы, попытаемся понять, что необходимо знать для выразительного чтения произведения, создадим поэтический цветок. И помогут в этом произведения великого русского поэта А.С.Пушкина.

II. Разминка. Создание поэтического цветка.

Цель:

  • повторить особенности стихотворной формы теоретически и практически.

Учитель подходит к портрету А.С.Пушкина, который висит около доски, и обращается к стоящим под ним в вазе осенним цветам словами самого поэта:

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.

Стихи похожи на цветы, которые “растят” поэты. Корнями своими они уходят в землю.

- Что служит почвой поэтическому цветку? (Почва - опыт (жизненный, творческий опыт поэта, фольклор, авторская поэзия, опыт прошлых поколений …)

На доске появляется первый фрагмент.

- Что можно назвать его стеблем? (Стебель - ритм (повтор группы слогов вокруг

ударного в строке, повтор ударных слогов в строках).

На доске появляется второй фрагмент.

Дети читают с доски двустишие, затем “прохлопывают” ритм. Учитель заполняет схему.

В синем небе звезды блещут, _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

В синем море волны хлещут …_/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Листья - рифмы (звуко-ритмические повторы в конце строк или внутри строки). Сам Пушкин о рифме пишет так:

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга …

- Попробуйте подобрать рифмы к слову “перо”. Для пробуждения вдохновения, чтобы

ваши варианты были удачными, мы будем передавать отвечающим гусиное перо с портретом и инициалами А.С.Пушкина. (Ведро, Пьеро, метро, Дидро, мудро, хитро …)

- Подберите рифмы к слову “хвост”. (Рост, мост, тост, прост, дрозд …)

- Вспомните, какие бывают рифмовки по расположению строк. (Парные - аабб, коль-

цевые - абба, перекрестные - абаб.)

Дети приводят примеры:

а) парных рифмовок

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Ее с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю …

б) перекрестных рифмовок

Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк…
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

в) кольцевых рифмовок

На красных лапках гусь тяжелый
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый…
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

г) белых стихов

Всем красны боярские конюшни:
Чистотой, прислугой и конями;
Всем довольны добрые кони:
Кормом, стойлами и надзором…

Учитель прикрепляет к стеблю четыре листика определенным образом.

Дети догадываются, что это изображение перекрестной рифмовки.

- Ребята, а что мы можем назвать бутоном в нашем стихотворном цветке? (Бутон - картина жизни, чувства, настроение.)

Стихи всегда образны.

- Какие выразительные средства помогают создать поэтический образ? (Сравнения, метафоры, эпитеты…)

- А можем ли мы считать средства выразительности языка лепестками нашего цветка? (Лепестки - средства выразительности.)

- Давайте вспомним, найдем и назовем средства выразительности в пушкинских строках.

- Вспомните сравнения:

  1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как … (день ненастный)
  2. А как речь-то говорит,
    Словно … (реченька журчит).

- Найдите метафору:

Горит восток зарею новой. (горит восток)

- Назовите эпитеты:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

(Волнистые, печальные.)

Учитель дополняет стебель бутоном.

Перед детьми образ стихотворения Пушкина.

- Догадайтесь, образом какого стихотворения А.С. Пушкина является этот цветок. (“Унылая пора! Очей очарованье!”. Отрывок из стихотворения “Осень”.)

Поэтическая минутка. Дети читают наизусть отрывок.

III. Основная часть урока.(Используются методические разработки курса Г.Н. Кудиной и З.Н.Новлянской “Литература как предмет эстетического цикла”)

  1. Сообщение цели.
  2. - Попробуем сегодня выразительно прочитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Граф Нулин”.

    - Что нужно понять, чтобы выразительно прочитать стихотворение?

    В процессе того, как дети отвечают на поставленный вопрос, на доске появляются таблички с надписями :

    картина жизни

    настроение

    ритмический рисунок

    рифма

    звуковой рисунок

  3. Самостоятельное чтение отрывка. Работа с текстом.
  4. У каждого ученика лист с текстом:

    Александр Сергеевич Пушкин

    Граф Нулин

    (отрывок)

    Три утки полоскались в луже;
    Шла баба через грязный двор
    Белье повесить на забор;
    Погода становилась хуже:
    Вдруг колокольчик зазвенел.
    Кто долго жил в глуши печальной,

    Друзья, тот, верно, знает сам,
    Как сильно колокольчик дальный
    Порой волнует сердце нам.
    Не друг ли едет запоздалый,
    Товарищ юности удалой?..

- Каков здесь рассказчик? ( Рассказчик-герой – “волнует сердце нам”, обращается к читателю – “друзья”. )

- О чем же нам рассказывает РГ? ( Дети отмечают, что сначала он смотрит на двор – что там происходит. А потом вдруг колокольчик зазвенел, и РГ начинает размышлять о том, кто это может ехать. )

Вывод. Возникают две разные картины: внешняя (то, что рассказчик видит) и внутренняя (мысли и чувства РГ, вызванные звоном колокольчика).

- Обе картины вызывают у РГ одно и то же настроение или разное? (Дети говорят, что разное и доказывают это “вычитыванием” из текста, объясняют значение слова “глушь”.)

Вывод. В первой картине РГ недоволен, ему все не нравится. А после слова “вдруг” у него появляется волнение, нетерпение: кто же может приехать?

Учитель кратко рассказывает детям о ссылке Пушкина в село Михайловское, о приезде к нему И. Пущина. Рассказ сопровождается показом литографии “Село Михайловское” и репродукции картины Ю. Иванова “1825 год. Приезд И.И. Пущина в Михайловское”.

Сам Пушкин пишет об этом так:

Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный.

Картины разные, настроение тоже, значит при чтении должны менять интонацию, темп.

Проблемная ситуация.

- Только ли с помощью слов Пушкин достигает того, что мы чувствуем изменение картины и настроения? Или, может быть, еще какие-то уровни формы стиха помогают читателю “вычитать” настроение? (Ритм, рифма.)

- А как называется все это? (Ритмический рисунок.)

  1. Работа на уровне ритмического рисунка.

- Сможем ли мы заметить изменение ритмического рисунка на схеме? (Дети “прохлопывают” ритм, затем заполняют схему самостоятельно. Проверка коллективная.)

Вывод. В основе ритмического рисунка текста повтор группы: _ _/ . Для выразительного чтения можно снять или добавить некоторые ударения.

(Приложение1)

Главное, что сама схема не показывает изменение настроения.

  1. Работа на уровне рифм.

- Может быть, рифмы нам помогут? (Дети вместе с учителем, отделив “конец строки” красным цветом, заполняют схему рифмы – выделяют рифмующиеся строки, звуки.)

Вывод. В первой части больше односложных рифм, они делают концы строк более “резкими”. Во второй части больше двусложных рифм, они помогают протяжности, плавности звучания стиха. В первой части в рифмуюшихся словах повторяются твердые согласные, придающие звучанию жесткость, во второй части много мягких согласных звуков, смягчающих звучание.

Как не вспомнить пушкинские строки:

В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.

5. Работа на уровне звукового рисунка.

Дети вместе с учителем выясняют звуковой рисунок.

- Попробуйте сделать вывод сами. (В первой части звуки помогают создать скучную картину, жесткое звучание: “гр”, “р”, “ж”. Мечтательное ожидание во второй части передается мягкими и нежными созвучиями: “оло”, “олн”, “ал’н”.)

6. Обобщение.

- Вот сколько мы интересных секретов раскрыли! Они помогут нам прочитать отрывок выразительно. Но сначала послушаем “Романс” Г. Свиридова для эмоционального настроя.

7. Выразительное чтение детей.

Класс оценивает чтение с помощью белого и черного кругов.

IV. Заключение.

- Что нового узнали вы на уроке? (Секреты выразительного чтения, узнали новое из жизни поэта…)

- Что было наиболее сложным? (Анализировать стихотворный текст.)

- Что показалось наиболее интересным? (Разминка, выразительное чтение отрывка…)

V. Домашнее задание.

  1. Попробовать нарисовать поэтический цветок к отрывку А.С. Пушкина.
  2. Быть готовым объяснить свой рисунок.