УРОК ПЕРВЫЙ
ТЕМА: Волшебная страна – театр.
ЦЕЛИ УРОКА:
- ознакомить учащихся, как организовывается театр;
- развивать умения учащихся рассуждать, находить ответы на проблемные вопросы;
- развивать навыки культуры речи.
ХОД УРОКА
На доске оформлены станции, по которым придется путешествовать ученикам (организация театра, речевая станция, театр кукол, театр людей). Ученики разделены на 3 группы.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок: урок-путешествие. Скажите, ребята, а что такое по-вашему театр? (рассуждения ребят) Молодцы! Я очень рада, что вы много знаете о театре. А сегодня, вы сможете пополнить свои знания о театре, а помогут вам в этом вот эти станции, на которых нам придется делать остановку. А чтобы нам было веселее, давайте споем.
Дети (поют):
Мы едем, едем, едем
В далекие края;
Веселые соседи,
Хорошие друзья!
Учитель: Стоп – первая остановка: организация театра.
Как вы думаете, ребята, что нужно для того, чтобы организовать театр?
(Рассуждения ребят).
А что самое главное в организации театра? (рассуждения ребят).
Молодцы, ребята, давайте разберемся, а какое произведение нужно для театра? Посмотрите на доску: там написано слово “пьеса”. Давайте попробуем дать определение этому слову (на партах у ребят толковые словари, по которым они ищут значение слова “пьеса”).
Учащиеся выбирают точное значение слова – пьеса!
Пьеса – это художественное произведение, которое предназначено для исполнения на сцене (фиксируют в тетради).
Учитель: Ребята, пьеса состоит из диалогов, давайте вспомним, что такое диалог (рассуждения ребят).
Учитель: А теперь давайте по группам сочиним диалоги на школьную тему! (ребята работают, а потом озвучивают по группам).
Учитель: Молодцы, вот мы и преодолели первую трудность! А теперь в путь! (дети опять поют песенку).
Учитель: Стоп, ребята! Вторая станция – речевая.
Ребята, как вы думаете, когда нам интересно будет смотреть спектакль? (рассуждения ребят).
Учитель: Молодцы! Очень приятно, когда актеры правильно говорят! Давайте представим себе, что мы актеры, поучимся работать с речью, с интонацией.
Итак, вот вам первое задание по группам:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Произнести фразу с чувством страха: | Произнести фразу с чувством радости: | Произнести фразу с чувством грусти: |
Сегодня на улице чудесная погода! |
Сегодня на улице чудесная погода! |
Сегодня на улице чудесная погода! |
Учитель: Молодцы! А теперь давайте поработаем с интонацией и логическим ударением. Ваша задача – прочитать стихотворные строчки, выразительно, выделив логическим ударением на слова, которые вы считаете самыми важными:
У лукоморья – дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(Учащиеся работают в группах, а потом озвучивают свою работу).
Учитель: Пора нам отправляться в дорогу. Поехали! (ребята поют песенку).
Учитель: Стоп, следующая станция – театр кукол! На этой станции вам придется остановиться и на следующем уроке! Прежде всего, давайте познакомимся с нашими героями:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Знакомится с Петрушкой и Настенькой. |
Знакомится с волком и зайцем. |
Знакомится с котом и мышкой. |
(Ребята тренируются управлять куклами, проговаривают фразы).
Учитель: Ребята, чтобы продолжить наше путешествие на следующих уроках, я попрошу вас сочинить дома небольшую пьесу для ваших героев и подготовить статью из учебника “Русский народный театр”.
УРОК ВТОРОЙ
ТЕМА:
Знакомство с кукольным театром (Русский народный театр).
ЦЕЛЬ:
- Познакомить учащихся с работой в кукольном театре;
- Развивать умения учащихся выразительно читать драматическое произведение;
- Развивать навык речевой культуры;
- Знакомство учащихся с русскими народными традициями.
ХОД УРОКА
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в волшебную страну – театр. Мы остановились на следующей остановке: кукольный театр.
Но прежде всего давайте сначала поговорим об истоках зарождения кукольного театра в России.
Ребята рассказывают статью “Русский народный театр” (по учебнику).
общенародные праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Троица и другие;
главный герой – Петрушка;
изобретательность актеров русского кукольного театра;
кукольный театр Образцова;
музыкальное оформление кукольного театра.
Учитель: Молодцы, ребята! Я очень довольна, как вы подготовились к уроку! А теперь, я думаю, что пора начинать организовывать свой кукольный театр. Но сначала давайте послушаем те пьесы, которые вы сочинили дома, и сможем выбрать три лучших для постановки в нашем кукольном театре. (Учащиеся зачитывают пьесы и в группах выбирают лучшие работы).
Учитель: Молодцы! А теперь в группах готовим пьесу уже с занавесом и куклами, выступать попробуйте все. (Учащиеся готовятся к выступлению. Занавес, куклы для ребят готовит учитель).
Учитель: Молодцы, давайте попробуем высказать свое мнение о том, что вы увидели. (рассуждения учащихся).
Учитель: Ребята, у нас осталась одна остановка – театр людей! Чтобы нам хорошо провести время на следующем уроке, я попрошу вас дома сделать следующее:
1) 1 группа готовит инсценировку “Озорник
Петрушка” - сцены 2,3.
2 группа – инсценировку “Озорник Петрушка” -
сцены 4,5.
3 группа – инсценировку “Озорник Петрушка” -
сцены 6,7.
(По учебнику)
2) Нарисовать рисунки на тему: “Я в театре людей”.
УРОК ТРЕТИЙ
ТЕМА:
Познакомить учащихся с театром, где артистами являются люди.
ЦЕЛЬ:
- познакомить ребят с работой артистов в театре людей;
- развивать умения учащихся инсценировать драматические произведения;
- развивать навыки культуры речи у учащихся.
(На доске выставка рисунков учащихся).
ХОД УРОКА
Учитель: Итак, ребята, сегодня заканчивается наше путешествие в волшебную страну – Театр. У нас осталась последняя остановка – театр людей.
Но прежде, я хочу, чтобы вы меня познакомили со своими рисунками, на которых вы отразили то, что вам больше всего запомнилось из посещения театра людей.
(Учащиеся выходят по очереди к доске и рассказывают, точнее описывают свои рисунки).
Учитель: Ребята, прежде чем мы организуем свой театр, я попрошу вас ответить на вопрос: как вы думаете, чем отличается кукольный театр от театра людей? Где сложнее играть артистам: в кукольном или театре людей? (рассуждения ребят).
Учитель: Ну а теперь пора начинать наш театр. Вы готовы? Ну тогда вперед! (Учащиеся инсценируют сцены из пьесы “Озорник Петрушка” по группам. После каждого выступления учащихся, учитель предлагает ребятам дать оценку увиденному).
Учитель: Спасибо, ребята, за чудесное инсценирование. А теперь давайте подведем итог всему тому, что мы увидели и узнали во время путешествия в волшебную страну – Театр.
УСТНЫЙ ОПРОСНИК (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)
Домашнее задание: Ответить в тетрадях письменно на вопросы 4, 5, 6 (стр. 76 по учебнику).