Как известно, педагогических технологий существует много. В практической работе мы пользуемся порой сразу несколькими. Одна технология дополняет другую. Выбор ее зависит от темы, цели, задач урока. Одна из технологий, в основе которой лежит использование схем (в виде линий, отрезков, стрелок и т.д.), показалась мне на уроках литературы интереснее других.
Применение схем в анализе художественного текста позволяет объединить материал произведения, выделить идею его, активизировать работу учащихся на уроке. Схемы применяю на разных этапах анализа: в начале изучения текста, при анализе эпизода, в трактовке образа героя, в раскрытии идейного смысла произведения и т.д. Особенно интересным мне кажется прием анализа некоторых произведений с помощью ЛОМАНОЙ ЛИНИИ.
Для примера привожу четыре произведения, каждое из которых имеет свою проблематику, но объединяю одной идеей: ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ.
(Анализ произведений сопровождается презентацией. См. Приложение.)
Л.Толстой «После бала»
Рассказ можно анализировать по-разному. Чаще всего в основе анализа лежит прием антитезы: полковник на балу и после бала, Иван Васильевич на балу и после бала и т.д. Однако в рассказе немало других проблем. Одну их них никак нельзя обойти: как остаться человеком с высокими моральными принципами, пережив страшную сцену, перевернувшую жизнь героя?
Слайд № 1
Жизнь Ивана Васильевича была прямой, ясной, открытой. (1 горизонтальная прямая.) Был бал, чудесный, яркий, запомнившийся герою. Герой влюблен в Вареньку. Он переполнен чувствами, счастлив. (2 прямая, слева, идет вверх.) Коротким оказалось это счастье. (3 горизонтальная прямая короткая.) Наступает утро. Иван Васильевич выходит на улицу и … (4 прямая, справа, резко падает вниз.) Герой растерян, он не может понять, что происходит, что делает полковник, как к этому отнестись … Жизнь продолжается, однако любовь исчезает, герой нигде не служит. (5 прямая идет горизонтально, но ниже первой прямой.)
Сильное потрясение, которое он испытал. заставило его изменить жизнь, но не переменило его самого, его убеждений. Он остался верен себе, своей порядочности, честности. Всю дальнейшую жизнь он прожил уважаемым человеком. Он был искренен и правдив. Он остался человеком.
(Вся работа на уроке ведется по схеме. Учитель последовательно вводит учащихся в тему, читая и комментируя цитаты и условные обозначения. Работа с текстом произведения при этом обязательна.)
А.П.Чехов «Анна на шее»
Неравный брак Анны и Модеста Алексеича не является основой рассказа. В центре внимания Чехова – нравственное падение героини, опошление ее души. Как воспользоваться схемой для анализа?
Слайд № 2
Ломаная линия – русло реки в разрезе. «Правый» берег – семья Анны: отец, братья Петя и Андрюша. «Левый» берег – Модест Алексеич, к которому Анна уходит после венчания. Жизнь, казалось бы, должна наладиться. Но Анна переживает свое положение. Помочь отцу и братьям она не может: денег у нее еще меньше, чем раньше. Брать тайно у мужа или просить она не хочет. Наступил день, когда она, увидев себя в зеркале в полный рост, ощутила, что счастлива … Анна бросается в новую жизнь, как будто плывет на парусной лодке в сильную бурю.
(Стрелка на схеме идет от Анны к середине «реки».) Анна оказывается в этой ужасной стихии одна, но ей совсем не страшно. Анна забывает обо всех: о муже, которого боялась, об отце и братьях, которых любила и жалела … Она вся была в другой жизни. Но эта жизнь увлекает ее в бездну.
(Стрелка идет вниз.) И уже нет ни отца, ни братьев, ни мужа, а есть только она, красивая, стройная, привлекательная! анна одержала победу над мужем, но ценой потери души.
Чехов тонко, ненавязчиво осуждает героиню. «Удивительная перемена» происходит в Анне, говорит автор. В его словах звучит интонация сожаления, хотя прямых оценок у него нет. Автор напоминает: нужно оставаться человеком в любых обстоятельствах. За простотой языка, ясностью речи – осуждение героини. Чехов тревожит совесть, уснувшую в людях, заставляет задуматься над жизнью, над тем, чтобы оставаться человеком.
(Можно предложить учащимся самим построить схему рассказа, имея ввиду какую-либо другую форму ломаной линии.)
Б.Васильев «Великолепная шестерка»
Рассказ заставляет задуматься о многом. Шестеро ребят из лагеря погубили колхозных коней, привязав их к деревьям так высоко, что животные погибли от голода и жажды. Эти ребята были гордостью лагеря. Каждый из них обладал каким-нибудь талантом: один был отличным математиком, другой слыл хорошим шахматистом, третий – полиглотом… Называли они себя иностранными именами: Вит. Вэл, Роки, Эдди, Стас, Дэн. А звали их так: Андрей, Валера, Игорь, Денис, Слова, Стасик. И ничего плохого в иностранных именах не было бы, если бы … Ребята много знали, больше, чем их сверстники. Но не знали главного: что такое человечность? Когда жизнь преподнесла им испытание на человечность, они переступили черту, за которой – пропасть, отделяющая человечность от бесчеловечности.
Слайд № 3
На схеме все герои показаны в виде 6-ти горизонтальных линий, линии идут ровно, строго, уверенно. Далее все 6 линий сближаются – шестерка подходит к испытанию человечностью. Мы не видим в рассказе эту великолепную шестерку, только слышим о ней. Один поступок перечеркивает все их таланты. У них нет главного таланта: способности сопереживать. (Анализируя рассказ, спрашиваю у ребят: почему линии все прямые, почему нельзя по-другому начертить?) Мы не можем сказать, как сложится жизнь этих ребят дальше. Автор ничего не говорит об этом. Вероятно, они узнают от кого-либо о том, что случилось с лошадьми …
На схеме это прерывистые линии. Они означают, что жизнь уже не кажется им «ночной скачкой без дорог», когда ничего нет «лучше топота копыт и бешеной скачки в никуда».
Хочется верить, что кто-то из них задумается над случившимся, ведь все они достаточно умные ребята. Автор верит в это, хотя прямых оценок в рассказе нет. Остаться человеком, прежде всего, при прочих других талантах, - вот что хочет сказать автор.
Н.С.Лесков «Зверь»
Рассказ Лескова поражает пронзительностью, как, впрочем, любое произведение этого писателя. Тема праведничества раскрывается и в этом рассказе.
Люди как звери – так тематически звучит начало рассказа, где говорится о человеке, не знающем милосердия и человечности. Глазами пятилетнего ребенка мы читаем об удивительном превращении жестокого помещика (дяди рассказчика) в человека, которого перевернуло страшное развлечение, устроенное им самим.
Слайд № 4
Схема состоит из 3-х частей. Центральная ее часть – правильная восьмиконечная звезда. Слева и справа – неправильные многоугольники произвольной формы. Левый многоугольник «Люди как звери» содержит список героев, более похожих на зверей, чем на людей. Это дядя, его семья, гувернер Кольберг, Ферапонт. В правой части «Звери как люди» – медведь по кличке Сганарель и две выразительные цитаты: «зверь был слишком понятлив», «сберег этот дружеский дар». Левый и правый многоугольники соединяются с центральным вершинами острых углов.
На уроке разбирается главный эпизод – травля Сганареля. Внимание учащихся обращается на жестокость этого развлечения, на противопоставление повадок зверей характерам людей, на отсутствие милосердия. Кульминация наступает тогда, когда впервые за много лет медведь сумел противостоять людям в их жестокой забаве. Все это происходило в сочельник. Устами священника, собравшего вокруг себя детей, автор обращается к героям этой истории со словами: «Дар – наш – наше сердце, исправленное по Его учению». И происходит чудо: помещик плачет! Слова о любви, о прощении, о долге каждого утешить друга и недруга «во имя Христово» заставили главного героя измениться внутренне. Это изменение стало решающим в его жизни. Он понял, как важно быть милосердным, добрым, участливым, как важно оставаться человеком.
(Правильный многоугольник символизирует учение Христа. Неправильные многоугольники – это наша грешная жизнь. Все три фигуры соприкасаются друг с другом, ведь все мы стараемся жить по законам Божьим, но иногда забываем о них.)