“Любовь! Ты – жизнь, как жизнь – всегда Любовь!”
Игорь Северянин
Оформление и организация урока:
- Ученики работают в группах, их 4: 1 стол для работы со стихотворением поэта XIX века; 2 стол – начало XX века; 3 стол – зарубежная литература; 4 стол – поэты родного края;
- У каждой группы на столах папка с материалами
для урока:
- стихотворение поэта с планом для его анализа,
- афоризмы о любви, листы для ответов,
- бумажные цветы красного, желтого, белого цвета (выдаются перед последним заданием);
- у учителя есть своя ромашка (каждый лепесток разного цвета) и бабочка (из цветной бумаги или купленная)
- Музыкальное оформление: используются романсы, лирические мелодии);
- На классной доске – красивая ваза из цветной бумаги, сделанная таким образом, чтобы можно было её заполнить цветами.
- Для урока необходимо приготовить скотч, скрепки, то есть то, что поможет в конце урока из пустой вазы создать красивый разноцветный букет
- Название темы урока лучше написать на бумаге голубым цветом.
- Небольшие четверостишья, которые используются для связки частей урока, написаны учителем.
Рекомендации к уроку:
Весь урок построен на сочетании цветов, поэтому необходимо обратить особое внимание на цветовое оформление. Весь раздаточный материал, предложенный ученикам, желательно напечатать на цветной бумаге. Нежные тона создадут особую атмосферу урока.
ХОД УРОКА
Звучит музыка из сборника “Музыка души”
Учитель:
Когда рождалось это чувство
Основа всех земных основ
Как первородному искусству
Сам Бог молитвой устной
Святое имя дал ЛЮБОВЬ!
Учитель:
“Любовь”. Вслушайтесь, в это слово произнесите его. Почувствуйте, как мягко звучит каждый составляющий его звук. Любовь. На любом языке это слово звучит нежно, мягко и загадочно.
“Лямур”,- говорят французы.
Французская пословица “Лямур нон седимант лё сантпмант мезоси етлар” означает – “Любовь не только чувство, но также и искусство” .
“Лаю”, – произносят англичане.
“Ин лаф, иф ляф, би ляф, иф ляф би ауэз”. Это значит, когда мы любим, если это любовь, то любовь будет и в нас.
На немецком языке слово любовь, наверное, самое мягкое:
“Либэ!”, – восклицают немцы.
На хакасском языке это слово звучит так же нежно. “Хынчин”.
“Мин хынчин сахга”,- признаются в любви хакасы.
Нежность, мягкость звуков – всё волнует в этом слове. Эта тема не может не волновать. Рано или поздно любовь приходит ко всем. Возможно, кто- то из вас уже встретился с эти чувством, а кто- то пока мечтает о нем. Любовь ждут все. Она обязательно придет, и распуститься в душе прекрасным цветком.
Вопрос 1:
- А какой цветок всегда ставят рядом со словом “Любовь”?
- Почему роза?
(первоначально ученики обязательно назовут розу.)
Учитель:
Конечно, роза прекрасна, она. – Царица цветов, но у этого цветка есть шипы, а, значит, она символизирует любовь, которая может, приносит страдания IJ боль.
Мы же сегодня будем говорить о любви, как о чувстве светлом, благородном, возвышенном – без которого невозможно жизнь, потому что “Любовь! Ты – жизнь, как жизнь – всегда любовь!” Любовь понятие ёмкое. Жизнь заключается в любви. Это и любовь к родителям, детям, любимым, и к самой жизни. На Руси символом чистой и нежной любви всегда считали скромный полевой цветок- ромашку.
Вопрос 2:
- Как вы думаете, почему?
(Ответы учеников)
Учитель:
Верно, все влюбленные всегда гадают по ромашке, доверяя ей самые сокровенные желания. Почему же для гадания выбирают именно этот цветок?
Ромашка – единственный цветок, лепестки которого не закрыты в бутон, а раскрыты, как ладонь. Она протягивает эту ладонь нам как символ дружбы и доверия. А белый цвет её лепестков – это любовь – мечта чистая и нежная. Раскроемся сегодня навстречу друг другу подобно цветку и поговорим об этом волшебном чувстве, окунемся в мир, где живёт любовь. В разные эпохи, в разные времена люди переживали это поэтическое чувство. И воспевали его в стихах, потому что поэзия—это музыка души, музыка слов. Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэтов разного времени. Читая и слушая их стихи, постараемся понять и услышать их “музыку души”. Я предлагаю вам поработать в группах.
Учитель:
Каждая группа получит задание:
- прочитать и проанализировать одно стихотворение поэта, того времени, которое указано у вас на табличках;
– обратите внимание на вопросы, данные после стихотворения;
– обсудите их в группе и на отдельном листе ответов запишите ваше восприятие и понимание этого стихотворения.
На эту работу вам даётся 7-8 минут, затем мы выслушаем выступления каждой группы и ответим на вопросы:
- Как понимали любовь 100-200 лет назад?
- Как понимаем её мы сегодня?
Задание 1 (есть в папке на столе для каждой группы)
Для 1 группы
XIX век.
Любовь.
Алексей Апухтин.
Когда без страсти и без дела
Бесцветно дни мои текли,
Она как буря налетела
И унесла меня с земли.
Она меня лишила веры.
И вдохновение зажгла.
Дала мне счастия без меры,
И слезы, слезы без числа ...
Сухими, жесткими словами
Терзала сердце мне порой,
И хохотала над слезами,
И издевалась над тоской;
А иногда горячим словом
И взором ласковых очей
Гнала печаль – и в блеске новом
В душе светилася моей!
я всё забыл, дышу лишь ею,
Всю жизнь я отдал ей во власть,
Благословить её не смею
И не могу её проклясть
Вопросы.
- Какие чувства разбудила любовь в лирическом герое?
- Как протекала его жизнь до того, как пришла любовь?
Найдите слово, которое подчеркивает, что любовь не пришла, а ....
- Найдите антонимы (слово противоположного значения), которые характеризуют любовь.
- Зачитайте последнюю строфу и объясните, как вы её понимаете.
- Какими цветами вы бы разукрасили лист бумаги, на котором написано это стихотворение?
- Закончите предложение: “Нам захотелось выучить такую строку ....
Задание 1
Для 2 группы
Начало XX века.
Все говорят об одном.
Игорь Северянин.
Соловьи монастырского сада,
Как и все на 'Земле соловьи.
Говорят, что одна есть отрада.
И что эта отрада – в любви ...
и цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам ...
Монастырского леса озера,
Переполненные голубым,
Говорят: нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблен и любим ...
Вопросы.
- Расшифруйте название стихотворения: (выражает ли оно главную мысль, если “да”, то какую?)
- Найдите главное (ключевое) слово.
- Кто помогает поэту понять, что же является главным в жизни?
- Как вы думаете, почему поэт связывает любовь с соловьями, цветами, лесами, озерами?
- А почему все образы монастырские?
- Какими бы цветами вы нарисовали это стихотворение?
- Выберите близкие вам строки.
- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
- Закончите предложение: “Близкие нам строки ....
Задание 1
Для 3 группы
Зарубежная литература.
Сонет № 56. У. Шекспир
Проснись, любовь, и снова запылай!
Пусть знают все: острее ты, чем голод,
И, как сейчас его ни утоляй,
Он завтра снова яростен и молод.
Так и любовь – хотя глаза твои
Смыкаются уже от пресыщенья,
Ты завтра вновь их страстью напои,
Чтоб дух любви не умер от томленья,
Чтоб час разлуки был как океан,
Чьи воды разделяют обрученных,
Они ж на берегах противных стран
Друг с друга глаз не сводят восхищенных
Разлука как зима: чем холодней,
Тем летний зной становиться милей.
- Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения: (любви или устал от неё) он жаждет – докажите свою мысль строкой из стихотворения.
- Найдите авторское сравнение любви.
- Как поэт видит разлуку двух обрученных, зачитайте эти строки.
- Как поэт представляет себе любовь (чувство тихое спокойное или же, наоборот, страстное, волнующее, бурлящее)?
- Как вы понимаете строку “разлука как зима: чем холодней, тем летний зной становится милей”?
- Назовите, какие цвета у вас ассоциируются с этим стихотворением?
- Закончите предложение: “нам особенно понравились строки ....
Задание 1
Для 4 группы
Поэты родного края.
Любовь.
Михаил Кильчичаков.
Я пускался мыслями в дорогу,
Я седлал крылатого коня,
Сам себя, выспрашивая строго:
Чем, любовь, ты стала для меня?
Я искал примеров и сравнений
В глуби моря, в солнечной выси.
Ты не веришь, милая? У тени
У моей, у собственной – спроси!
Все пути-дороги вспоминая,
Я несу слова мои тебе.
Да, теперь, любимая, я знаю
Вот чем стала ты в моей судьбе:
Если я еду тропинкой в гору,
Скользкий камень под ногой звенит
Ты мой посох, ты – утес, который
На пути от ветра заслонит:
Если в зной приду я в тень лесную,
К роднику – а чаши нет в руке,
Ты – ладонь, которой зачерпну я
Свежести и силы в роднике;
Если вдруг устану, ослабею
Обоймешь прохладой молодой.
Если заблужусь в глухой тайге я
Вспыхнешь путеводною звездою!
Вопросы.
- Какое слово в этом стихотворении ключевое, то есть выражает главную мысль, докажите свой ответ строчкой из стихотворения?
- Каким настроением проникнуты строки о любви: радужным, надеждой, уверенностью, печалью.
- Где искал поэт “примеры и сравнения” своей любви?
- Как вы понимаете фразу “Вот чем стала ты в моей судьбе…?”
- Перечислите, все сравнения, где поэт сравнивает свою любимую.
- Сделайте вывод о том, как автор понимает любовь. (Одиночество тоска, радость, счастье, невозможность существования без любимой, забота и защита друг друга,.)
- Какие цвета ассоциируются у вас с этим стихотворением?
- Закончите предложение: “Строки, которые мы бы записали в свой альбом -…
(Пока ученики выполняют задание, звучит лирическая мелодия)
Учитель:
Сейчас, слушая выступления каждой группы, представьте, что именно с вами поэт хотел поделиться своими самыми сокровенными мыслями, чувствами, именно перед вами он раскрыл свою душу.
XIX век. Он подарил нам прекрасные имена: Пушкин, Тютчев, Фет – всех просто невозможно перечислить.
Век XIX – златой,
Промчался по земле красиво.
И волновала всех – Любовь,
И Воспевали её – Лирой!
(ответы 1 группы, которые работали со стихотворением поэта 19 века).
Учитель:
XX век Ахматова. Цветаева, Гумилёв, Северянин, Блок – эти имена серебряной нитью записаны в истории русской литературы. “Этот век очарований. Этот век из серебра…”
(ответы 2 группы, которые работали со стихотворением поэта XX века).
Учитель:
Зарубежная литература. Шекспир, Байрон, Гёте….
Любовь никак не поделить
Не на века, не на народы.
Жил человек,
И он любил,
И был частицею природы.
(Ответы учеников 3 группы, которые работали со стихотворением поэта зарубежной литературы).
Учитель:
Кильчичаков, Иванов, Семенникова – наши земляки, которых тоже волнует эта тема.
В родном краю Лесов краса,
Степей пустынное молчанье
Но, а любовь – она одна,
Она – источник мирозданья.
(Ответы учеников 4 группы, которые работали со стихотворением поэта родного края).
Учитель:
Спасибо. Все эти стихи объединяет одна тема – Любовь. В XIX веке – воспевали любовь, в XX веке – это чувство так же волнует душу. Да, любовь – это лучшее из чувств, рожденных человеком. Тема любви волновала поэтов во все времена. Проходят века, меняется жизнь. Но любовь не проходит, она так же волнует и трогает душу, Мы так же чувствуем, мы так же любим. Поистине любовь – это загадка, которую невозможно разгадать.
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново
Томленье духа ты иль благодать?Невозвратимая себя утрата,
Иль наслажденье без конца
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Многие люди старались дать определение любви, хотели понять, что же это? Почему это чувство вечно, зачем, для чего оно дано человеку, можно ли прожить без него? Самые мудрые, самые ценные мысли живут в афоризмах. Афоризмы – это выразительные краткие изречения.
Задание 2/3:
- Прочитайте афоризмы о любви (есть в папке на каждом столе). Выберите тот, который вам покажется близким и понятным. Дайте своё определение любви, как понимаете это чувство именно вы?
АФОРИ3МЫ
- “Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары её, ни счастья – выше наслаждения служить ей”. В. Шекспир.
- “Жизни блаженство в одной лишь любви” Ф.И. Тютчев.
- “Лишая сердце любви, вы подвергаете свою жизнь опасности”. Лоуэн.
- “Любовь, подобна огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться”. Ф. Ларошфуко.
- “Любовь обильна мёдом и желчью”. Плавт. (Древний Рим).
- “Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы она была в сердце, а не в голове”. В Г. Белинский.
- “Если не любил, – значит и не жил, и не дышал!” В.С. Высоцкий
- “Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности”. А. С. Макаренко.
- “Любовь – это сон упоительный, свет жизни, источник живительный”. Ростан.
- “Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить”. Е. Огонькова
Задание 3:
По опорным словам (данным ниже) составьте свой афоризм о любви или подберите что – то своё.
Любовь – это ...
(судьба, восторг, воодушевление, надежда, необходимость, жалость, восторженность. Любование, близость двух душ, душевное богатство, источник вдохновения, жемчужина жизни, счастье, Божий дар человеку)
(Ответы учеников каждой группы)
Учитель:
Любовь многогранна: она бывает радостной, грустной, безответной, взаимной. Любовь многозвучна: она может литься тихой певучей песней или пронестись торжественным маршем, а может зазвучать в душе выразительно и страстно. Любовь многоцветна.
Посмотрите на нашу ромашку.
Её белый цвет – это любовь – мечта. А в реальной жизни она бывает разных цветов: пламенной, жгучей, нежной, яркой, сверкающей.
Давайте составим букет любви.
Подумайте и выберите из предложенных вам цветов тот, который отражал бы ваше понимание любви.
- На данном этапе урока учитель раздаёт бумажные ромашки разных цветов: белого, желтого, красного. Каждой группе по 3 цветка.
(Каждая группа предлагает свой цвет цветка, из них, в специально подготовленную вазу, составляется букет)
Учитель:
Какой прекрасный букет у нас получился!
Мне бы тоже хотелось присоединить к нему и своё понимание любви во всем её многоцветии и многогранности.
(учитель вазу дополняет своей ромашкой, у которой лепестки разного цвета)
Учитель:
Наш букет любви готов. Он соединил в себе всё самое прекрасное, что есть в это чувстве. От него идёт удивительный аромат, который притягивает к себе всю земную красоту
Мы все мечтаем о любви,
И часто нам ночами сниться, Как на цветок нашей мечты, Цветная бабочка садится.
(Учитель на один из цветков “садит” прекрасную бабочку! В этот момент звучит романс “Любовь – прекрасная страна” из кинофильма “Жестокий романс”, первый куплет. Музыка затихает и учитель рассказывает легенду.)
Учитель:
Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец.
“Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом”. Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: “Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь”. Полный надежд он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей – тонкую проволоку. Казалось никто, и ничто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо.
Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто – то вдохновенно играл на гитаре. Юноше захотелось приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошёл к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару. И тогда неожиданно его приятно поразило открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек-струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца:
нам уже дано всё, в чём мы нуждаемся. Наша задача – собрать всё это воедино и научиться пользоваться. Многое в жизни не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединяются, возникает новое полное понимание. Рождается истина.
Спасибо за урок