Интегрированный урок по литературе, математике и технологии на тему "Изучение биографии А.С. Пушкина путем интегрирования предметов"

Разделы: Математика, Литература, Технология


Основные дидактические цели и задачи:

  • углубление и расширение знаний по предметам;
  • повышение учебной мотивации и познавательного интереса учащихся через нестандартный подход к обучению;
  • интеллектуальное и творческое развитие учащихся, привитие интереса к литературе, математике и трудовой деятельности;
  • повышение общей языковой и математической культуры как части общечеловеческой культуры;
  • развитие коммуникативных и речевых умений, формирование толерантности и благоприятного психологического микроклимата.

Тип урока: интегрированный урок литературы, математики и технологии в 6 классе.

Вид урока: иллюстративно-объяснительный;

Технология: на диалоговой и практической основах;

Оборудование:

  • таблицы,
  • портреты,
  • плакат,
  • карточки,
  • оборудование к технологической части урока,
  • старинная поваренная книга,
  • необходимые продукты.

Основные этапы урока:

1) Организационный момент:

Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, психологическая подготовка к восприятию темы.

2) Актуализация, повторение и обобщение ранее изученных знаний :

Эвристическая беседа о А.С. Пушкине, как о знатоке и ценителе русской и зарубежной кухни с элементами изучения его творчества.

3) Рассказ о древнерусских единицах измерения и решение практической задачи перевода этих мер в современные;

4) Практическая работа по кулинарии с использованием рецепта старинной поваренной книги 1859 года.

5) Заключительный этап:

Заключение: после практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Ход урока

1) Организационный момент

2) Литературная часть урока

Учитель:

У нас с вами, ребята, сегодня очень необычный урок. И тема урока очень необычная. Мы назвали наш урок … “И в час пирушки”… Это слова из произведения нашего великого поэта А.С. Пушкина. У нас с вами сегодня интегрированный урок. Что это значит? Это не просто урок литературы, или урок математики, или урок труда. А все три, казалось бы, такие разные, такие непохожие уроки можно объединить, связав их с именем А.С. Пушкина. Мы с вами достаточно много говорили о Пушкине как о писателе, о поэте, историке. Читали его замечательные стихи, повести, пьесы. Говорили о нем, о его окружении, о его детстве, лицее, о тех людях, которые любили его, и которых любил он. Говорили о нем как о выдающемся явлении, как о гении, о творце. А вот сегодня мы с вами поговорим о Пушкине как о простом человеке. Что такое литература? Это вся наша жизнь. И великий Пушкин прежде всего, конечно же, человек. О чем конкретно будем говорить, подскажет название нашего урока. Так вот, что пили да ели во времена Пушкина? Что любил за столом сам поэт? Какую кухню он предпочитал: богатый, роскошный, затейливый, так называемый, барский стол или более простой, деревенский, крестьянский.

Ученик: Только ли праздное любопытство вызывает этот вопрос? Ведь еда – важнейшая часть общей культуры человечества, которая к тому же отражает национальные особенности. Поэтому важно знать и эту сторону наших предков. Старые кулинарные книги говорят о том, что в оные времена у нас на Руси понимали толк в этом деле. Вот как писал неизвестный автор “Ручной книги русской опытной хозяйки” почти 200 лет тому назад, в начале 18 века: “Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, я думаю, что для всех нас во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и семьи”

Ученик: Для предков А.С. Пушкина – Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема пищи был одним из главных в жизни. Секреты барской кухни передавали по наследству, а поварами служили специально обученные этому важному делу дворовые. Как правило, пища приготовлялась под неусыпным контролем хозяйки имения, иногда в особых случаях приготовлением отдельных блюд или напитков руководил барин. Чтобы удивить гостей каким-нибудь диковинным блюдом, его готовили по различным печатным или рукописным книгам. В доме предков Пушкина таких книг было несколько. Однако в те времена многие господа самых разных рангов с удовольствием сами сочиняли руководства, как готовить сладкое, вкусное, аппетитное из того, что дает человеку природа. Не избежал этой моды и один из сыновей арапа Петра Великого Петр Абрамович Ганнибал. Двоюродный дед А.С. Пушкина тоже сочинил для своего дома подобное руководство. Александр Сергеевич не раз бывал в гостях у двоюродного деда, с удовольствием вкушал яства его кухни.

Учитель: И вот сегодня на веселую пирушку нас приглашает сам Александр Сергеевич. Посмотрите: стол украшен высокими канделябрами со свечами, посередине – букеты цветов, солонки, перечницы, уксусницы, братины, хрустальные бокалы, кувшины с напитками, вазы с фруктами. Все сияет, сверкает, благоухает. Во главе стола – сам А.С. Пушкин. Кресла пока пусты. Но Пушкин ждет гостей. Он пригласил к столу тех, кого любил, с кем дружил, с кем когда-то встречался на дружеских пирушках. И наша задача – помочь ему их собрать.

Рисунок 1

Рисунок 1а

Ученик: Известно, что в семье родителей Пушкина были повара и поварихи из дворовых людей. Их отдавали в обучение к опытным мастерам своего дела, принадлежавшим другим помещикам. Родительский дом Пушкина был неважной школой гастрономии и поварского искусства.В лицее стол Пушкина был очень прост. Ежедневные супы да каши да компоты вызвали к жизни вот такие строки, очень ироничные:

Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе.

Лицейскими блюдами Пушкин скорее развивал свой аппетит, чем его удовлетворял. Школьный режим позволял ему больше мечтать, чем пировать. В это время он воспевает “Чашу пунша круговую”. Но эта чаша не так часто пилась, как воспевалась. В мечтах юного поэта рисовались роскошные обеды и пиры. Он мечтал, что

… в светлой зале
Веселый круглый стол накрыт,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит

Ученик:По окончании лицея юный поэт втянулся в светский круговорот. В этой суетной, но заманчивой для молодого человека жизни он узнал толк во многом, ранее ему не доступном, в том числе и в изысках богатого пиршественного стола. Об этом очень ярко он скажет в своем стихотворном романе “Евгений Онегин”. Евгений Онегин – молодой человек, литературный герой Пушкина, который принадлежал к тому же классу, что и сам поэт, поэтому пировать они могли за одним и тем же столом. Итак, Онегин

….в санки он садится.
“Пади, пади!” – раздался крик,
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Талон помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним ростбиф окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым.

Рисунок 2

Ученик : Но вскоре от “блеска столицы и шумных пиров” поэт был вынужден уехать. Он был сослан в ссылку на юг, в Молдавию, в Одессу. В Кишиневе, где Пушкин жил довольно бедно, он познакомился с блюдами местной, молдавской кулинарии, а в Одессе – с новинками европейской кухни на обедах у местных богатых купцов и у генерал-губернатора. Сам Пушкин не особо был привередлив в еде. Конечно, он, как и все богатые люди того времени, любил изысканную пищу, но охотно ел и простое. Любил печеный картофель, клюкву с сахаром, моченые яблоки, бруснику, варенье, простую кашу. Сосланный из Одессы в свое родовое сельцо Михайловское, Пушкин попал в скромную деревенскую обстановку и зажил просто и скромно. Родители не встретили опального сына пирами да пирогами. А покидая вскорости Михайловское, они и вовсе увезли с собою своих поваров. Обязанности хозяйки и поварихи взяла на себя старая няня Арина Родионовна – мастерица на все руки. Ее брашна и пития, ее настойки, пастила и варенье поразили друга Пушкина, Николая Языкова. Он даже воспел в стихах ее кулинарное искусство.

Рисунок 3

Ученик:

Свет Родионовна, забуду ли тебя?
Когда приветами сердечной доброты
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника поэта.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Наш баловало вкус и жажды своевольство.
С каким радушием – красою древних лет
Ты набирала нам затейливый обед:
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола

Рисунок 4

Ученик: Другой друг Пушкина, Иван Пущин, также приезжал в Михайловское навестить опального поэта. Эту встречу изобразил художник Николай Ге. Изображены сам поэт, его друг Пущин и любезная нянюшка Арина Родионовна.

Рисунок 5

Чем же угощала нянюшка друзей в этот январский вечер? В романе писателя Ивана Наживина так описывается этот обед: “Обняв своего друга, Пушкин повел его в столовую. Там все было так же скудно, просто и бедно, как и в остальных покоях. Но в то же время все было обжитое. С шутками и смехом приятели уселись за обильно уставленный деревенскими снедями стол, выпили по рюмке водки, закусили маринованными грибками и студнем и с аппетитом взялись за горячие душистые щи с жирной говядиной. После щей лакей подал румяного поросенка с ароматной кашей. Пущин достал запотевшую бутылку золотого вина. Это был подарок Пущина другу. Веселый выстрел – пробка летит в потолок, и золотое, холодное, как лед, вино заиграло в узеньких бокалах

.-За Русь, прежде всего! – оживившись, весело воскликнул Пушкин, поднимая бокал.

- За Русь! – подхватил Пущин”.

Рисунок 6

Ученик: Продуктовые запасы Михайловского были неисчерпаемы. Здесь было все, что требовалось хорошей кухне: куры, утки, гуси, индюшки, овцы, телята, коровы и пчелы. Молока, масла, сметаны, сливок, творогу было преизрядно. Река, озера изобиловали карасями, лещами, раками. О лесных грибах и ягодах: морошке, малине, чернике, смородине и говорить нечего. В памяти людей сохранилось, что поэт с большим удовольствием любил бродить по ближним лесам и собирать грибы. А сколько фруктов каждый год давал большой дедовский сад с его яблонями, сливами, вишнями, грушами!

Ученик: Другой друг А.С. Пушкина Петр Вяземский рассказывает: “Он вовсе не был лакомка. Он даже, думаю, не ценил и не постигал тайн поваренного искусства, но под иные вещи он был ужасный прожора. Помню, как в дороге съел он почти одним духом двадцать персиков, купленных в Торжке. Моченым яблокам тоже доставалось от него нередко”.

Рисунок 7

Ученик: Одним из близких друзей Пушкина был Сергей Александрович Соболевский. Пушкин любил его за тонкий литературный вкус, за веселый нрав, за исключительное остроумие. В своем письме к Сергею Соболевскому Пушкин очень остроумно и оригинально описывает свой путь из Москвы до Новгорода. И по этим очень своеобразным путевым заметкам мы можем представить, чем же угощался Пушкин на всем протяжении пути от Москвы до Новгорода. Он пишет:

Во-первых, запасись вином, ибо порядочного нигде не найдешь. Потом

У Гальяни иль Кольени закажи себе в Твери
С пармезаном макарони да яишницу свари.
На досуге отобедай у Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке.
Как до Яжельбиц дотащит колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит сладастрастный свой глазок.
Поднесут тебе форели – тотчас их варить вели.
Как увидишь – посинели – влей в уху стакан “Шабли”.
Чтоб уха была по сердцу, можно будет в кипяток
Положить немного перцу, луку маленький кусок.

Яжельбицы – первая станция после Валдая. В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? Если же нет,

У податливых крестьянок,
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай”

Вот такое письмо, по которому мы можем предположить, чем же угощался великий поэт на почтовых станциях и в городских трактирах.

Рисунок 8

Ученик: За свой стол А.С. Пушкин обязательно пригласил бы одного из самых своих близких и любимых друзей Антона Дельвига, своего лицейского товарища. Дельвиг часто навещал Пушкина в родительском доме, но обедать у родителей поэта он не любил. Родительский дом Пушкиных был неважной школой поварского искусства. А Дельвиг любил и хорошее вино и вкусный стол. Он с детства привык к хорошей кухне: эта слабость вошла у него в привычку. А у стариков Пушкиных никогда не было роскошного стола. Вот по случаю одного такого обеда, Антон Дельвиг сочинил Пушкину пророческие, насмешливые стихи:

Друг Пушкин, хочешь ли отведать
Дурного масла и яиц гнилых?
Так приходи со мной обедать
Сегодня у своих родных

Ученик:А с прекрасной барской кухней псковской деревни Тригорское Пушкин познакомился в доме своих друзей и соседей по Михайловскому Осиповых-Вульф. Здесь свято соблюдали старинные трапезные традиции. На масленицу жарили жирные блины, на Рождество- варили кутью, тушили гуся. На Святое Воскресение готовили куличи и пасхи, на именины- разные торты, бланманже, пироги. Особенно славился этот дом яблочными пирогами. В своих письмах к Осиповым Пушкин стал даже подписываться: “Ваш яблочный пирог”.

Рисунок 9

Хозяйкой села Тригорское, соседнего с имением Пушкина Михайловским, была Прасковья Александровна Осипова. Без нее тоже не обойдется пушкинский стол. Прасковья Александровна тепло и сердечно относилась к Пушкину. В ее доме он находил тот уют, которого ему так недоставало.

Учитель: Вот как описывает Иван Наживин в романе “Во дни Пушкина” праздничный обед на Масленицу, которым угощали его в Тригорском Прасковья Александровна Осипова с дочерьми:

- А-а, Александр Сергеевич!... – радушно встретила его от дверей в большой зал Прасковья Александровна, хозяйка, уже пожилая женщина с простым и ясным лицом. – А я утром гляжу в окно, сорока по двору скачет, и думаю: кого-то она мне сегодня пророчит?.. А вы тут как тут… Очень рада… Ну, идите… Сейчас будут блины…

И как только в большом доме стало известно, что приехал Пушкин, он весь зазвенел девичьими голосами и засиял улыбками. Женской молодежи в доме всегда было много. Тут были не только четыре дочери Прасковьи Александровны, но и их родственницы и подруги из соседних дворянских гнезд. И Пушкин терзался выбором, влюблялся то в одну, то в другую, а то и в нескольких сразу.

По дому уже шла веселая перекличка, слышался топот молодых ног, шуршанье юбок, смех, и когда Пушкин с хозяйкой, Зиной и Аней вошли в зал, там уже был целый букет молодежи.

На большом столе уже дымились и благоухали стопки румяных, нежных блинов, которыми славилось Тригорское: Прасковья Александровна и сама покушать любила, любила и угостить. Ее наливки, травники, квасы, соленья и варенья способны были, по словам Пушкина, и мертвого из могилы поднять..

В граненых рюмках засветился черно-зеленый травничек. К упоительному запаху блинов примешивался его горьковатый аппетитный запах: так пахнет под осень по жнивью.

- Ну, с широкой масленицей, господа!..

Все чокнулись… Выпили… Глаза ласкали блюда и не знали, на чем остановиться: янтарным ли балычком закусить, белорыбицей ли прозрачной, жирной розовой семгой, икрой маслянисто-серой, грибками ли этими замечательными? И дымилась бело-золотая гора рубленых яиц, и матово и жирно белела сметана, и от одного только вида янтарного масла сводило челюсти…

Вилки и ножи усердно работали среди смеха и шуток. Старая ключница Акулина Памфиловна строго и с гордостью следила за всем порядком. Стопки блинов таяли с волшебной быстротой, но дотаять до конца никогда не успевали: взволнованные, раскрасневшиеся дворовые девушки подавали из кухни все новые и новые стопки и ставили их перед кушающими.

Прикажете подать мороженых сливок, барыня?..

Подожди, Акулина Памфиловна…- отвечала хозяйка.- Пускай покушают еще.. Александр Сергеевич, а сижка что же?.. Очень удачен…

Лица раскраснелись. Глаза сияли. Стало заметно упираться…

- Ну, а теперь можно подать и мороженых сливок…- распорядилась Прасковья Александровна. – И горяченьких…

Сливки в деревянном корытце выставлялись на мороз и, замерзнув, превращались в белый сладкий монолит. Перед тем, как подавать их на стол, их быстро скоблили ножом, и раскаленный блин, в который быстро завертывались эти белые сладкие ледяные опилки, отправлялись по назначению.

С блинами было покончено. При всем добром желании дальше не шло. Чтобы освежиться немного, подали чудесные моченые антоновские яблоки, которые так любил Александр Сергеевич, варенья всякого, взвару, квасу.

3) Математическая часть

Учитель: Итак, ребята, мы вспомнили, чем был богат традиционный русский стол, а теперь остается что-нибудь отведать с этого стола. А попробуем мы сегодня любимое блюдо А.С. Пушкина – “блинцы молочные” с “брусничной водой”. Помните, когда Евгений Онегин первый раз приехал в гости к помещикам Лариным, там ему “несли на блюдечках варенье” и ставили “на столик вощаной кувшин с брусничной водой”. А после визита он насмешливо говорил:

“Боюсь брусничная вода
Мне не наделала б вреда”.

Итак, приступаем! “А где же взять рецепт?” – спросите вы.

Как приготовить блины подскажет сохранившаяся до наших дней “Книга русской опытной хозяйки К. Авдеевой, составленная из многолетних опытов и наблюдений 1859 года”.

(Рисунок 10)

Зачитать рецепт: “Взять 5 яиц и штоф молока, яйца смешать с молоком, положить туда три четверти фунта муки, немного соли, и из этого теста печь блины в русской печке, на угольях, но по нужде, можно печь на плите или очаге. Когда перепечешь все блины, обрезать края, и намазать каждый блин маслом, сложить вчетверо, скласть все вместе в форму и поставить пред обедом в печь. Такие блины можно приготовлять разными манерами”.

Трудность в том, что рецепт записан с использованием старых русских мер и нам придется их вспомнить, чтобы рассчитать необходимое количество продуктов.

Поскольку первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног, те же руки и ноги дали человеку первые меры длины.

(Использование плаката со старинными и современными единицами мер)

Начнем с мер длины:

Древнейшими из русских мер являются локоть и сажень. Длина локтя считалась “от локтя до переднего сустава среднего перста”(ткань). 3 Локотя = 2 аршина. Первое упоминание о “сажени” встречается в 1017 г. В летописи киевского монаха Нестора. Сажень = 3 локтям.

Маховой саженью называлось расстояние между концами пальцев распростертых рук (удобно измерять обхват ствола дерева)

Косой саженью – расстояние от каблука левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки.

Аршин = 1,5 локтя

Пядь- расстояние от конца большого пальца до конца малого.

Для измерения небольших величин употреблялась длина сустава большого пальца – дюйм (такого размера была сказочная Дюймовочка).

Фут – (по-английски foot – ступня ноги) – средняя длина ступни человека.

Перейдем к мерам веса:

Древнейшей русской весовой единицей считается пуд = 16 кг

(пудовые гири).

В одном из рассказов М.Горького в описании амбара кулака читаем: “На одном засове два замка – один другого пудовей (тяжелее)”

Фунт – (немецкое происхождение) 409 г.

Золотник – 4, 27 г (“мал золотник да дорог”)

О древних мерах емкости сведения до нас не дошли и судить о их величине трудно, известно, что основными мерами были бочка, ведро, штоф, шкалик.

Ведро = 10 штофам = 12 литров

Бочка = 40 ведрам

Мы решили несколько усложнить вам задачу. Для того, чтобы расшифровать рецепт и выяснить, какое же количество продуктов необходимо взять в пересчете на современную систему мер, вы должны применить некоторые математические знания.

Яиц – 5 штук

Молока – 1 штоф (1,2 литра) Ведро = 10 штофам=12 литров

Муки – 3/4 фунта (фунт 2 стакана)

Соли – 1 золотник (4,3 гр.)

1. Для того, чтобы узнать количество яиц вы должны решить уравнение:

(3,8х – 10) – (4 – 8,2х)= 46

Ответ: х=5

2. Для определения меры молока решите задачу.

Из 100 кг молока получается 3,5 кг. казеина(белока молока), а из 1 кг. казеина можно получить 3,5 м. искусственной шерстяной ткани. Сколько метров шерстяной ткани можно получить из 1 т. молока? Сколько платьев можно изготовить из этой шерсти, если на одно платье идет 3,06 м?

1т = 1000 кг.

  1. 3,5 * 10 = 35 (кг ) – казеина
  2. 35 * 3,5 = 122,5 (м) – ткани
  3. 122,5/ 3,06 = 40, 032…= 40 (платьев)

Если раздать платья 40 девицам, сколько будет у каждой? Ответ: 1 платье

3. Решив, пример вы узнаете сколько. фунтов муки необходимо взять для теста.

(6 / 1 1/2)3 – 3 1/4

Ответ: 3/4

4. Количество соли определяется числом, которое получается при умножении взаимно-обратных чисел?

5. Ответ: 1

Итак, мы выяснили какие продукты и в каком количестве нужны для теста и предлагаем нашим будущим хозяюшкам заняться его приготовлением.

(Часть учащихся занимается приготовлением теста и приготовлением блинов, остальные выполняют необходимые расчеты и готовят “брусничную воду” ).

Пока готовится тесто, мы с вами должны рассчитать количество ягод для “брусничной воды”:

1 фунт брусники истолочь в деревянной ступке, развести 1 штофом воды, процедить, выжать; взять сока 5 стаканов, всыпать сахар 1/2 фунта и вскипятить, при этом нужно добавить то, что придает особый вкус брусничной воде.

Отгадка в ответах данных примеров:

68, 35- 6,28*(7,4+1,6)

Ответ: 11,83

2) 0,05 * 20 + 0,125 * 0,16 + 4*1,8

Ответ: 8,22

4) Технологическая часть урока проходит под руководством учителя технологии. В этой части урока учитель обучает детей технологии приготовления теста и выпечки блинов, используя старинный рецепт, учит пользоваться электрическими приборами, соблюдая технику безопасности.

5) Заключительная часть урока. После практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Приложение