Литература
-
Урок-проект русской литературы по теме "Загадочная судьба М.Ю. Лермонтова". Этап представления результатов работы над проектом 2008
Конспект урока, завершающего проект, который учащиеся 9-го класса вели в течение месяца. Результаты проектной деятельности: презентация "Страницы жизни М.Ю. Лермонтова", рефераты о поворотных событиях в жизни Лермонтова, кроссворд "Лермонтов", музыкальная подборка романсов на стихи Лермонтова, "Картинная галерея" стали основой данного урока.
-
О лирическом начале в рассказе И.А. Бунина "Танька" 2008
Исследователи считают, что первые опыты в прозе И.А. Бунина были несовершенны, но всё же уже ощущалась особая манера писателя, к новациям раннего Бунина обычно относят и лиризацию прозы. По мнению литературоведов, вершиной раннего творчества Бунина является рассказ "Антоновские яблоки". На наш взгляд, лирическое начало присутствует уже в рассказе "Танька". Статья может быть интересна преподавателям литературы.
-
Урок по литературе в 11-м классе "Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…" (о жизни и творчестве Вл. Высоцкого) 2008
Совсем недавно, 25 января исполнилось бы 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот урок - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, поэте, который воплотил в себе боль и совесть своего времени. Целью этого урока является знакомство с жизнью и творчеством Вл. Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали и любили его. Через воспоминания различных людей, близких и не очень, хорошо знавших Вл. Высоцкого, восхищавшихся его песнями, учащиеся должны понять: Каким он был?
-
Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2008
На представленном уроке продолжается работа по творчеству А.П. Чехова.
-
Литературная игра по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", 7-й класс 2008
Представлен конспект литературной игры по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", 7-й класс (преподавание литературы). В процессе игры, любой учебный материал, усваивается более качественно. Большой интерес вызывает у учеников игровые уроки. Игра дает возможность воссоздать ту атмосферу, где ребята смогут представить себе героев литературного произведения.
-
"Кот в мировой литературе", (5-й класс) 2008
Представлен конспект занятия для 5-го класса: "Кот в мировой литературе".
-
Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе (на примере романа Е.Замятина "Мы") 2008
Урок литературы по теме «Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе» на примере романа Е.Замятина «Мы».
-
"У театральной афиши" (урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума") 2008
Построение урока и его оформление позволяет ребятам (особенно тем, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был вообще) почувствовать атмосферу театра. Урок развивает и воспитывает творческое воображение, зрительскую культуру, культуру общения, умение "исполнять" роли героев пьесы.
-
"Верь в великую силу любви" (урок по произведению А.Платонова "Юшка") 2008
Представлена разработка урока литературы в 7-м классе по изучению повести А.Платонова "Юшка". Урок состоит из трёх частей: анализ произведения, работа с опорной схемой и творческая работа учащихся.
-
Урок по литературе "Базаров в системе действующих лиц. Испытание любовью" (с приложением) 2008
Представленный урок литературы показывает, что главным противником Базарова была сама жизнь, что именно она будет испытывать силу убеждений любовью, дружбой, одиночеством.
-
Урок-композиция "Если душа родилась крылатой" (по творчеству М.Цветаевой) 2008
Творчество каждого из поэтов Серебряного"века - это уникальный мир , это еще одна грань прекрасного. После урока-семинара, где познакомились со многими из них, мы обращаемся к творчеству Цветаевой.
-
Интегрированный урок-семинар по роману Ч.Айтматова "Тавро Кассандры". Урок литературы в 11-м классе 2008
Форма организации учебного занятия: интегрированный урок. Интегрированные уроки позволяют научить учащихся видеть единство через многообразие; отличать произведения разных стилей, направлений и понимать их содержание; уметь аргументировать своё понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализа (исторический подход в изложении материала, целостное видение во взаимосвязи литературы, ИЗО, искусства, музыки, театра). При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отметить сквозные линии: природа, общественный строй; мировоззрение; религия; быт; стиль искусства; представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте.
-
Своеобразие главного героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" 2008
Цели урока: познакомить учащихся с романом о "положительно-прекрасном" человеке; проанализировать образ героя через призму его отношений с остальными героями; обсудить проблему идеала и действительности; рассмотреть роман в контексте творчества Ф.Достоевского и в контексте всей русской литературы.
-
Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" 2008
Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» знакомит учащихся с произведением; помогает понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрывает её основной конфликт; формирует навыки самостоятельного анализа текста.
-
Программа элективного курса "Анализ литературного произведения" для учащихся 9–11-х классов 2008
Программа ставит своей главной задачей осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций и формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения. В ней дан примерный перечень произведений, но их выбор зависит от программы, возраста учащихся, уровня подготовленности класса и желания учителя.
-
Статья "Павел Васильев. Забвению не подлежит" 2008
30-е годы XX века – самые кровавые и страшные в истории советской России. Невозможно быть счастливым человеком в обществе, которое построено на расправе с инакомыслящими. Об опальном поэте Павле Васильеве идёт разговор в данной статье.
-
Урок-концерт "Авторская песня" 2008
Урок-концерт в 11 классе ставит своей целью не только знакомство с миром авторской (бардовской) песни как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры, как проявлением народного творчества, одним из самых массовых видов творчества, но и помогает через жанр авторской песни воспитывать любовь к отечественной культуре, литературе, способствовать становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
-
Легенда, пришедшая к Пушкину 2008
Данная работа представляет собой исследование и изучение научной литературы, касающейся романтических произведений А.С. Пушкина. Особое внимание уделено поэме «Бахчисарайский фонтан». Приводятся интересные факты о том, кто рассказал Пушкину легенду о «фонтане слез» и кто мог бы быть прототипом героини поэмы.
-
Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Сценарий урока внеклассного чтения по теме «Кот в разных жанрах мировой литературы». Данный урок дает возможность вызвать интерес учащихся к чтению. Формы и методы, применяемые на уроке: литературный диктант, викторина, инсценирование и т.д., – позволяют учителю проверить знания, выработать у учащихся практический навык в пересказывании фрагментов, в умении анализировать прочитанный текст, высказывать свое мнение.
-
"Под звуки нежные романса…" Сценарий вечера русского романса второй половины XIX века для учащихся старших классов 2008
Современные старшеклассники не знают о романсе ничего, считают этот жанр просто скучным, не интересным сегодняшней молодёжи. Подготовка к мероприятию помогла старшеклассникам открыть для себя по-настоящему неизведанные страницы русской классики и вокального искусства романса. Вечер рассчитан на 1 час, но при желании можно добавить ещё несколько произведений.
-
Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс) 2008
Вашему вниманию предлагается урок-обобщение на тему "Шаг за горизонт".
-
Человек и война (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") 2008
При проведении данного урока используются элементы модульной технологии. Объем содержания, методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого с учетом личностного выбора учебной деятельности. Данный урок является вторым в теме «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия», поэтому построен на интеграции двух предметов (литературы и истории).
-
Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы 2008
Цель внеклассного мероприятия познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б.Окуджавы. В ходе беседы стимулируется развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Используя силу воздействия авторской песни, решается задача формирования личности учащихся, нравственных убеждений, патриотизма.
-
Обособление обстоятельств (на материале творчества С.А. Есенина) 2008
Работа знакомит с изучением обособленных обстоятельств (по произведениям С.Есенина).
-
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова 2008
Представлен конспект урока-семинара по литературе в 9-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" (2 часа).
-
Лейтмотив утраты в повести В.Маканина "Где сходилось небо с холмами". 11-й класс 2008
В отличие от всей литературы постмодернизма рефлексирующий герой которой одинок, лишён надежды и часто бездеятелен, в повести Маканина герой осознаёт свою утрату и пытается искупить вину любой ценой, даже такой дорогой, как смерть.
-
Литературная гостиная "С любовью в сердце. С.Есенин" 2008
Представлен элективный курс "В литературу с любовью и пониманием". Литературная гостиная "С любовью в сердце", С.Есенин.
-
Интеллектуальная игра на уроках литературы 2008
Интеллектуальные игры развивают самостоятельность. В 5-м классе в игре предлагаются задания по тексту, выразительное чтение, конкурсы грамотеев и художников. В 9-м классе игра по биографии и комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" проводится на более сложном и объемном материале. С режиссурой урока учителю помогают коллеги или старшеклассники.
-
Зачетный урок по теме "Литературные течения XX века" 2008
Урок проводится после изучения трёх литературных течений Серебряного века. Он способствует проверке усвоения материала учениками. Работа проводится в виде ролевой игры между группами.
-
Система уроков изучения творчества Б.Пастернака в 11-м классе 2008
Творчество Б.Пастернака в школе предлагается к изучению в 11-м классе, начиная с перестроечного периода. За последние двадцать лет создано и опубликовано немало методической литературы по данному вопросу. Представлен сценарий двух спаренных уроков по творчеству Б.Пастернака, в ходе которых предполагается изучение основных особенностей лирики поэта, его биографии, а также обращение к некоторым главам романа "Доктор Живаго".