Цели урока:
- познакомить с жизнью и творчеством
- поэтессы Марины Цветаевой,
- формировать умение работать с
- дополнительной литературой,
- воспитывать любовь к поэзии,
- развивать творческие способности.
Оборудование:
- портреты Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Блока;
- на плакате высказывания о Цветаевой;
- цветы,
- свечи,
- сборники
- стихов поэтов.
Форма урока: урок-композиция.
А ПО НАБЕРЕЖНОЙ ЛЕГЕНДАРНОЙ
ПРИБЛИЖАЛСЯ НЕ КАЛЕНДАРНЫЙ –
НАСТОЯЩИЙ ДВАДЦАТЫЙ ВЕК.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
УЧИТЕЛЬ:
Эти стихи переносят нас в Москву, где 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
ВЕДУЩИЙ:
- Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась дочь, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”.
Когда же первым бессмысленным словом оказалась “гамма”, мать подтвердила: “Я так и знала!- и тут же принялась учить дочь музыке, напевая эту самую гамму: “До, Муся, до, а это - ре, до- ре”
Марина Цветаева:
- Могу сказать, что родилась я не в жизнь, а в музыку.
ВЕДУЩИЙ:
- Четырехлетняя Маруся ходит и все складывает слова в рифмы, может быть, будет поэт.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
- Ах, этот мир и счастье быть на свете.
Еще не взрослый передаст ли стих.
ВЕДУЩИЙ:
- Отец Иван Владимирович – профессор Московского университета родился в семье сельского священника в селе Талицы, Владимирской губернии.
Семья выделялась трудолюбием, необычным дружелюбием к людям.
Рос он со своими братьями без матери в бедности. Мальчики ходили босиком и пару сапог берегли, обувая их лишь в город.
ВЕДУЩИЙ:
- В 29 лет Иван Владимирович был уже профессором. Начал свою ученую карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе, для чего исходил Италию, и на коленях излазил землю вокруг древних памятников и могил. Списывая, расшифровывая и толкуя древние письмена.
Это дало ему европейскую известность: Российская академия присудила премию “За ученый труд на пользу и славу Отечества”. Удостоен докторской степени.
Иван Владимирович Цветаев – великий труженик, создатель первого в дореволюционной России государственного музея изобразительных искусств, ныне культурный центр мирового значения.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
- Отец мой скончался 30 августа 1913 года.
(В исполнении учащегося звучит стихотворение
“Кто создан из камня,
Кто создан из глины”)
ВЕДУЩИЙ:
- Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую, светловолосую девушку с задумчивым взглядом.
Интерес к музыке у Марины постепенно угасает особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги.
С шести лет Марина писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
(В исполнении учащегося звучит стихотворение “Закинув голову и опустив глаза”)
УЧИТЕЛЬ:
- Какой же была Марина Цветаева?
ДИАЛОГ ГРУППЫ РЕБЯТ:
- Марина Ивановна Цветаева была невелика ростом - 163 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, тонка в талии.
- Стройная осанка.
- Голос высок, звонок, гибок.
- Речь сжата, реплики-формулы.
- Была блестящим рассказчиком.
- Читала темпераментно.
- Добра, щедра, спешила помочь, выручить, спасти.
- Беспощадна не была никогда, но всегда беззащитна.
- Поздно ложилась спать, перед сном читала, вставала рано.
- Ненавидела быт за то, что пожирает время.
- Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.
- Считалась с юностью, чтила старость.
- Умела слушать, никогда не перебивала собеседника, но в споре была опасна.
- Волосы золотисто-каштановые в молодости, круто вившиеся, рано начала седеть.
(В исполнении учащегося звучит стихотворение
“Что же мне делать, слепцу и пасынку…”)
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
- Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
(В исполнении учащегося звучит стихотворение
“Если душа родилась крылатой…”)
УЧИТЕЛЬ:
- Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать?
(В исполнении учащегося звучит стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…”)
ВЕДУЩИЙ:
- Детей своих Мария Александровна растила не только на сухом хлебе долга. Она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы, одарила радостями детства. Волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги..
ВЕДУЩИЙ:
- В спальне матери была картина Наумова “Дуэль”. Снег, черные прутья деревьев . Двое черных людей проводят третьего к саням, а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин. Отходящий – Дантес.
Я часто рассматривала ее. Первое, что я узнала о Пушкине, что его убили, потом я узнала , что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Пушкин был мой первый поэт. И моего первого поэта – убили.
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной опорой этой гордой и мятежной души.
(В исполнении учащегося звучит стихотворение
“Нет, бил барабан перед смутным полком…”)
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
- С тех пор, как Пушкина на моих глазах - на картине Наумова –убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность .Я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэт.
УЧИТЕЛЬ:
- Марина Цветаева посвятила Великому русскому поэту цикл стихотворений:
“Стихи Пушкину”
“Мой Пушкин”
“Пушкин и Пугачев”
Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда не умер бы, жил бы вечно.
(Звучит песня, написанная на стихи Цветаевой
“Хочу у зеркала, где муть...”
ВЕДУЩИЙ:
- В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем.
Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
(Звучит музыка “Сказка венского леса”)
(В исполнении учащегося звучит стихотворение
“Я с вызовом ношу его кольцо…!”)
ВЕДУЩИЙ:
- ЕЕ муж, Сергей Яковлевич Эфрон, родился в один день с Мариной, но годом позже.
26 сентября 1893 года.
СЕРГЕЙ ЭФРОН:
- Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди..
Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь.
Одинок я, мои самые сокровенные мысли, мое понимание жизни и людей.
Мне кажется, что никто так не понимает окружающее, как я.
Кажется, все грубы, все чего – нибудь да не видят, самого главного не понимают.
Как странно, что мы себя не можем представить вне нас. То внешнее, что странное и смешное, что замечаем в других, не замечаем в себе.
Одиночество это разомкнула только Марина. Они встретились – 17-летний и 18-летняя – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой, коктебельском, волошинском берегу.
Она собирала камешки, он стал помогать ей! Красивый, грустный юноша с поразительными огромными в пол- лица глазами.
ЧТЕЦ:
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса-
Есть огромные глаза
Цвета моря.
ВЕДУЩИЙ:
- Заглянув в них и все прочтя, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж.
ВЕДУЩИЙ:
- Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывая своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь.
(Звучит песня, написанная на слова Цветаевой,
“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…”)
УЧИТЕЛЬ:
- Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года.
И короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
(Звучит песня, написанная на стихи Цветаевой,
“Мне нравится, что вы больны не мной...”)
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
- Аля – Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого утра, под звон колоколов.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
- Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил:- Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла,-
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
- Я назвала ее Ариадной, - вопреки Сереже, который любит русские имена.
Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.
УЧИТЕЛЬ:
- 1913 год. Коктебель. Рядом с Мариной – ее друзья, любимый человек, дочурка Аля.
(Звучит романс “Под лаской плюшевого пледа”
Х/Ф “Жестокий романс”)
УЧИТЕЛЬ:
- Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Первая мировая война. Год 1914.
ЧТЕЦ:
“Уж сколько их упало в эту бездну…”.
ВЕДУЩИЙ:
- В 1914 году Сережа студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом.
ЧТЕЦ:
“Сегодня ночью я одна в ночи”.
АРИАДНА ЭФРОН:
- Выходим из дому еще светлым вечером. Марина объясняет мне, что Александр Блок – такой же поэт, как и Пушкин.
И волнующее предчувствие чего- то прекрасного охватывает меня при каждом ее слове.
Идем в розовую бархатную залу. Все места заняты, а его все еще нет. Но вот в толпе проносится шепот:
- Блок, Блок.
ВЕДУЩИЙ:
- Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она читала, как божество от поэзии, и которому,как божеству, поклонялась.
Таким коленопреклонением стали все ее стихи, посвященные Блоку.
ЧТЕЦ:
“Имя твое – птица в руке”.
13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
- Я сначала хотела назвать ее Анной ( в честь Ахматовой),-но ведь судьбы не повторяются.
ЧТЕЦ:
“О Муза плача”.
УЧИТЕЛЬ:
- Стихи Марина написала в Москве после приезда из Петербурга, благодаря Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви. Она не пыталась сделать себя лучше нее, так как лучше нельзя.
АРИАДНА ЭФРОН:
- В годы гражданской войны связь между моими родителями порвалась почти полностью.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
“Если Вы живы, если мне суждено еще раз с вами увидеться, слушайте..
Когда я Вам пишу, Вы – есть, раз я Вам пишу.
Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за вами, как собака.
Горло сжато, точно кольцами. Все время оттягиваю, растягиваю ворот, Сереженька.
Я написала Ваше имя и не могу писать дальше.”
СЕРГЕЙ ЭФРОН:
“Мариночка – знайте, что Ваше имя я крепко ношу в сердце. Моя последняя и самая большая просьба к Вам –живите. Целую Вас, Алю, Ирочку.”
УЧИТЕЛЬ:
- Это письмо Марина никогда не прочитала, до 1919 года она не знала, что муж жив.
Бурные события1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на три с половиной года.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
“Живу с Алей и Ириной (Але – 6 лет, Ирине -2 года 7 месяцев) в Борисоглебском переулке против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Сережиной.
Муки нет, хлеба нет, под письменным столом 12 фунтов картофеля. Весь запас.”
ЧТЕЦ:
“Что же - мы проживем и без хлеба,
Недолго ведь с крыши на небо”
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
“Вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода.”
ЧТЕЦ:
“Две руки, легко опущенные”.
Из воспоминаний Эренбурга:
“Весной 1921 года я нашел Марину в Москве, в полном одиночестве.
Весной 1921 года я поехал за границу, Цветаева попросила меня попытаться разыскать ее мужа.
Мне удалось узнать, что он жив и находится в Праге. Я написал об этом Марине – она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте.
Из воспоминаний Ариадны Эфрон:
“Последний день в Москве. Багаж наш – сундучок с рукописями, чемодан.
Когда проезжали белую церковь Бориса и Глеба, Марина сказала:
- Перекрестись, Аля! - и перекрестилась сама.
Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.
До Берлина добирались четверо суток.
Был 1922 год.”
АРИАДНА ЭФРОН:
- Находясь в эмиграции, Марина постоянно думала о Родине. Помню разговор между родителями вскоре после приезда за границу.
Из дневника М. Цветаевой:
“Сын Георгий родился 1 февраля 1925 года в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь.
Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою – то тоскливою любовью.
Алю бы я жалела за другое и по- другому.
Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил.
Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть.
Мальчиков нужно баловать,- им, может быть, на войну придется.”
УЧИТЕЛЬ:
- Нищета, в которой они живут, вы себе представить не можете.
ЧТЕЦ:
“Умирая, не скажу: была”
УЧИТЕЛЬ:
- Читать по тетрадке стихи она стала только тогда, когда перестала знать их наизусть, а знать их наизусть перестала, когда просить перестала.
Ее неудача в эмиграции в том, что она не эмигрант по духу.
Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться.
МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
“Мой читатель в России.
Пишу не для здесь, а для там – языком равных”
УЧИТЕЛЬ:
- 27 июля 1922 года почтальон принес письмо.
ИЗ ПИСЬМА БОРИСА ПАСТЕРНАКА:
“Дорогая Марина Ивановна !
Сейчас с дрожью в голосе читал Ваше – “Знаю, умру на заре!”И плакал…
Марина, ЗОЛОТОЙ МОЙ ДРУГ, ИЗУМИТЕЛЬНОЕ, РОДНОЕ
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, УТРЕННЯЯ МОЯ ДУША, МАРИНА.
КАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ СТИХИ ВЫ ПИШЕТЕ, КАК БОЛЬНО, ЧТО СЕЙЧАС
ВЫ БОЛЬШЕ МЕНЯ!
ВООБЩЕ ВЫ ВОЗМУТИТЕЛЬНО БОЛЬШОЙ ПОЭТ!”
ИЗ ПИСЬМА МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ:
“МОЙ, ПАСТЕРНАК!
Я, МОЖЕТ БЫТЬ, ВПРАВДУ КОГДА- НИБУДЬ СДЕЛАЮСЬ БОЛЬШИМ ПОЭТОМ, БЛАГОДАРЯ ВАМ
ВЕДЬ МНЕ НУЖНО СКАЗАТЬ ВАМ БЕЗМЕРНОЕ: РАЗГОВОРИТЬ ГРУДЬ.
В БЕСЕДЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ПУТЕМ МОЛЧАНИЯ, А У МЕНЯ ВЕДЬ ТОЛЬКО ПЕРО . ”
УЧИТЕЛЬ:
- ОБОИМ ПОЭТАМ НЕ ПРИШЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ В ЖИЗНИ, КАК В ПИСЬМАХ, РУКОПИСЯХ.
- Годы летят один за другим.
- В 1939 году Цветаева восстановила свое советское гражданство и возвратилась на родину с сыном Георгием.
- Тяжело дались ей 17 лет, проведенные на чужбине.
Раньше их вернулись на родину дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон. Но вскоре были репрессированы.
Надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу.
Арест мужа, дочери.
Начало войны.
- 8 августа 1941 года Марина Цветаева уезжает из Москвы в Елабугу, провожал ее Борис Леонидович Пастернак.
ВЕДУЩИЙ:
- Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная душевная изоляция . Ни весточки, ни друзей. Нет желания жить.
Здесь, в Елабуге, настиг ее одиночества верховный час . Измученная, 31 августа 1941 года, Марина Цветаева покончила собой.
(Музыкальное сопровождение)
РЯБИНУ РУБИЛИ ЗОРЬКОЮ.
РЯБИНА – СУДЬБИНА ГОРЬКАЯ.
РЯБИНА – СЕДЫМИ СПУСКАМИ.
РЯБИНА! СУДЬБИНА РУССКАЯ .
УЧИТЕЛЬ:
Низко склоняем голову, что мелодична, резка. Да не резка вовсе, а изломана ( не согнута – такие не гнутся). Вдоль и поперек изломана.
Вся – крик,
Марина – сброшенная птица со скалы,
Марина – выплаканная слеза,
Марина – боль и молчание.
Уже пятьдесят пять лет еще один не молится за каждого из нас, еще одна не болеет вековой болью.
Учитель:
“Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами гиганты”,- писал Б.Пастернак.
Действительно, через много лет мы лучше понимаем гениальность тех, кто творил в прошлом, чьи имена вошли в историю.
Сегодня мы все чаще обращаемся к творчеству поэтов начала нашего века, неожиданно открывая для себя новые имена и новые стороны поэзии уже признанных гениев: Бориса Пастернака, Анны Ахматовой …
Эпоха, когда они создавали свои бессмертные стихотворения, позднее была названа “серебряным” веком русской поэзии.