Цели урока:
- способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения;
- обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность;
- развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера;
- на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
I. Оргмомент
(Представление учителя)
II. Начало, мотивирующее деятельность
(Звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение С.А.Есенина)
Шёл Господь пытать людей в любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: “Вишь, какой убогой, -
Знать от холода качается, болезный”.
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
“На, пожуй… маленько крепче будешь”.
Вопросы:
- Какое качество хотел увидеть Господь в людях?
- Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?
- Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?
- В чём сходство между этими героями?
- Обратите внимание на тему урока и скажите, что сегодня станет предметом исследования и что в этом поможет?
Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. Исследуем, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой повести А.Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви.
IV. Анализ произведения(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душою мы любим, страдаем)
- Где живёт любовь? (В сердце Юшки. (Появляется центральная часть опорной схемы)
- Как проявляется герой через речь?
(Часто повторяет слова “любовь” и “любить”)
- Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?
(Когда он был на природе. Герой любил родину, родную природу, всё живое)
- Какие взаимоотношения были с односельчанами?
- Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?
- Обратимся к эпизоду, когда Юшка “осерчал”. Почему осерчал, а не разгневался?
Словарная работа
Осерчать – то же, что сердиться.
Разгневаться – прийти в состояние сильного
гнева.
(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)
- Когда узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?
(Появляется человек, который любил и ценил Юшку)
- Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?
(Хотели искупить свою вину)
- Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?
Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не мажет породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки: нужно жить, храня в сердце любовь.
VI. Физминутка