Урок по литературе в 11-м классе "Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…" (о жизни и творчестве Вл. Высоцкого)

Разделы: Литература


Этот урок –
Не дань моде,
А день памяти.
Памяти о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени.

Среди нехоженых путей
Один – пусть мой.
Среди невзятых рубежей
Один – за мной.
Вл. Высоцкий

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством Вл.Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали его.

Оформление класса: на доске портрет Вл.Высоцкого, на подставке стоит гитара, здесь же горит свеча и лежат цветы. Остальная часть доски занята фотографиями “Вл.Высоцкий на сцене и в кино”. На партах у детей стоят вазы с живыми гвоздиками и томики со стихами Вл.Высоцкого.

Звучит песня в исполнении Вл.Высоцкого.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим урок-воспоминание о жизни и творчестве Вл.Высоцкого. 25 января 2008 года исполнилось 70 лет со дня рождения Вл.Высоцкого.

Этот урок – не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, поэте, который воплотил в себе боль и совесть своего времени.

Через воспоминания разных людей, близких и не очень, хорошо знавших Вл.Высоцкого, восхищавшихся его песнями, мы постараемся понять:

- Каким он был?

- О чем он пел?

- И почему именно его называют человеком, поэтом, который воплотил в себе боль и совесть своего времени?

Наш урок поможет понять это и каждому составить свое мнение о жизни и творчестве Вл.Высоцкого.

Игорь Кохановский

Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас,
Он играл, он писал, он нам пел – он угас,
Он угас, как свеча на ветру,
Сон пришёл – он уснул поутру,
Сон пришёл не к добру
Он уснул навсегда в этот раз.
Жил артист, жил поэт, жил певец – шумно жил,
Жил, как пел свою жизнь изо всех своих сил,
И хрипел в микрофон его бас,
И струна у гитары рвалась,
Не рвалась только связь
Между нами и ним, не рвалась.
Жил артист, жил поэт, жил певец – песней жил,
Душу всю, сердце всё в эту песню вложил,
И ушла его песня в народ,
Словно Як – истребитель на взлет,
И не смог гололед
Помешать ей, не смог гололед.
Жил артист, жил поэт, жил певец наших дней,
Не сумел он сдержать бег упрямых коней,
Что его по земле так несли, как нести только кони могли
Нашей русской земли.

Булат Окуджава

О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот ещё одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что греши,
Что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и жил,
А безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.

Каким он был?

I  группа

Воспоминания москвича Александра Васина:

“ Владимир Высоцкий – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливейший поэт, автор – исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала это впечатление…

Он видел многие противоречия нашего общественного развития и сложные нюансы души отдельного человека. Этой трезвости взгляда на жизнь мы у него учиться должны и будем.”

Воспоминания его друга - одессита Станислава Говорухина:

“ Он был мужчина. По природе своей он должен был, вероятно, пойти в моряки, в лётчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни”. И не только в песнях, но и в театре, в кино, в поэзии… он в одном лице сочетал несколько искрометных дарований, и кажется, был не один, а несколько Высоцких, настолько богато была одарена его творческая натура. Он работал, не жалея ни времени, ни сил, ни здоровья. Он спешил жить, до предела уплотняя время и планы.

“Наверное, поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь. Боль других – их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь”.

А сердце у Высоцкого было чувствительное и легкоранимое. Все боли, горести и радости он пропускал через призму своего большого, но, увы, надорванного, больного сердца. Он жил как пел: яростно и честно. Он пел как жил, до последнего глотка воздуха.

Каким он был?

Вспоминает Семён Владимирович Высоцкий – отец Вл.Высоцкого.

“Биография каждого человека, в том числе и творческая, начинается с отчего дома.

Первые годы своего детства Володя жил с матерью Ниной Максимовной.

Какими были эти годы?

Как у всех детей довоенного рождения: коммунальная квартира с множеством соседей, а потому и массой впечатлений, самые скромные игрушки. Затем война. Два года Володя жил с матерью в эвакуации…

Война разлучила нас с сыном на долгие четыре года. Встретились мы в июне 1945 года в Москве. И снова расставание…

Евгения Степановна Высоцкая – Махалатова стала для Володи на многие годы второй матерью.

Сын переехал к нам жить в январе 1947 года. Служил я в это время в Германии в городе Эберсвальде. Дома не бывал порой неделями…ученья, занятия в поле… Так что воспитанием Володи почти полностью занималась Евгения Степановна. Они с первых дней нашли общий язык, полюбили друг друга…

Но уже в те годы у Володи стал проявляться характер… Отличался ли Володя от других детей? Нет. Разве что более непоседлив, бесстрашен был, а потому, как правило, заводилой и в играх, и в проказах.

В тоже время с детства в его характере ярко проявилась доброта… Эта черта сохранилась в нем на всю его жизнь… любил радовать людей, делать им приятное.

В то же время с детства не терпел несправедливость, равнодушие людское, буквально лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Не раз приходил с синяками из-за этого.

Володя очень рано полюбил книгу… любил пересказывать прочитанное друзьям. Память у него была блестящая.. В школе учился хорошо, но не очень ровно.

Именно в этот период формировалось его мировоззрение, понимание жизни…

Тяга к творчеству, к сочинительству у Володи появилась, когда он учился в старших классах, уже в Москве.

Жили в большом Каретном переулке, в районе Самотеки..

В десятом классе начал посещать драмкружок в Доме учителя. Руководил кружком артист МХАТа Богомолов, который и заметил у Володи актерские способности…

Володя выбрал свою дорогу, свою крутую жизненную тропу, поступив в школу-студию МХАТа. И шел к своей мечте одержимо, целеустремленно.”

“Я вышел ростом и лицом – спасибо матери с отцом.

С людьми в ладу – не понукал, не помыкал, спины не гнул – прямым ходил,

и в ус не дул, и жил как жил, и голове своей руками помогал.”

Интервью – исповедь – как частица его автобиографии:

Интервью было датировано 28 июня 1970 года. И впервые было обнародовано в газете “Советская Россия” спустя 17 лет – 14 июня 1987 года.

Имя, отчество, фамилия: Владимир Семенович Высоцкий.

Профессия: Актер.

Самый любимый писатель: М.Булгаков.

Самый любимый поэт: Б.Ахмадуллина.

Любимый театр, спектакль: Театр на Таганке, “Живой”.

Любимый фильм, кинорежиссер: “Огни большого города”, Ч.Чаплин.

Любимый композитор, музыкальное произведении, песня: Шопен “12 этюд”, песня “Вставай, страна огромная”

Страна, к которой относишься с симпатией: Россия, Польша, Франция.

Человек, которого ты ненавидишь: Их мало, но список значительный.

Самый дорогой для тебя человек: Сейчас – не знаю.

Самая замечательная историческая личность: Ленин, Гарибальди.

Историческая личность, внушающая тебе отвращение: Гитлер и иже с ним.

Что такое, по-твоему, дружба? Когда можно сказать человеку все, даже самое отвратительное о себе.

Любимые черты в характере человека: Одержимость, отдача (не только на добрые дела).

Отвратительные качества человека: Глупость, серость, гнусь.

Твои отличительные черты: Разберутся друзья.

Каким человеком считаешь себе? Разным.

За что ты любишь жизнь? Какую?

Чего хочешь добиться в жизни? Чтобы помнили, чтобы везде пускали.

Любимое место в любимом городе: Самотека, Москва.

Твоя мечта: О лучшей жизни.

Хочешь ли ты быть великим? Хочу и буду.

Песня “Я не люблю”.

О чем он пел?

Творчество Вл. Высоцкого можно назвать биографией нашего времени, так как в огромном числе песен, пропетых в разные времена, Высоцкий затронул очень важные, переломные моменты нашей истории. Он пел о войне и о трудном послевоенном времени. Когда был еще мальчиком, но, как оказалось, все хорошо почувствовал и правильно понял. Пел о больших делах и стройках, о тяжких временах 1937 года, о космосе и космонавтах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах – обо всех и обо всем. Он высказывал самое насущное, то истинное, чем народ болел, о чем действительно думал, и тем самым выразил менталитет русского человека, коснувшись глубин, уходящих очень далеко…

Вспоминает современник Вл.Высоцкого:

“Его не везде понимали. Они никак не могут понять, - почему человек с набухшими жилами поет дома, что это?

Что его так беспокоит?...

Особенно они не понимали, зачем песне заниматься этими проблемами.”

“Действительно, о чем можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците была Правда…, Искренность,.. Открытость…- об этом он и пел”…

“Нуждались и нуждаемся в очищении. Ото лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости, и не выводится из организма. Высоцкий же был и остается противоядием ото лжи, барьером против лицемерия.”.

“Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека невоевавшего. Даже не голос, - крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды.”

Вл.Высоцкий.

“Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к военной теме будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером,” - говорил Вл.Высоцкий.

Песня “На братских могилах”.

Вспоминают современники Вл.Высоцкого.

“Не верьте, когда скажут или напишут, что слепые в своем фанатичном азарте поклонники Высоцкого затоптали могилу фронтовика на Ваганьковском…”

“Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность”.

“Это говорится для того, чтобы унизить его и отучить нас думать. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный”.

А давайте прислушаемся к фронтовикам – им-то неведома погоня за модой.

“Из писем”

- Не тот ли Вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?

- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…

так писали фронтовики Владимиру Высоцкому.

- Как он мог это знать?

Откуда эта оторванная до крови, правда, которая рвется из его военных песен?

Откуда это пронзительно свое видение мира?

Песня “Мы вращаем землю”

Рассказ “Наши павшие – как часовые”

Фронтовые песни Высоцкого словно созданы сразу после войны. А не четверть века спустя. Военные летчики так реагировали на песню “Як – истребитель”:

Рассказывает драматург Эдуард Володарский:

“Я ехал в поезде “Москва – Ленинград”, и в купе попутчиками оказались трое военных летчиков: подполковник и два капитана.

Дорога ночная, долгая.

Поговорили о том о сем. Потом один капитан достал портативный магнитофон и включил записи с песнями Высоцкого.

И когда прозвучала песня “Як – истребитель”, которую они слушали, затаив дыхание, полковник сказал со значением:

- Такое только летчик мог написать. Этот Высоцкий, наверное, летчиком был. Чтобы так написать, надо машину чувствовать.

Я улыбнулся:

- Да что вы, ребята! Как он мог воевать, когда он 38-го года рождения. И летчиком никогда не был. Он московский парень, артист с Таганки.”

Песня “Як-истребитель”

Учитель:

- Могут ли нас беспокоить эти песни?

- Можем ли мы понимать эти песни?

- Хотим ли мы?

Да. Все мы когда-нибудь задаем себе этот вопрос: а смог бы я тогда, и пытаемся ответить на него всю жизнь…

Он недопел, не досказал всего
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да…
И все же он поет.
И песни не дадут нам жить спокойно…

(Н.Михалков “Памяти Высоцкого”)

Песни Вл.Высоцкого заставляют думать о дружбе в первозданном смысле этого слова. И сразу становятся понятными слова: честь, совесть, долг, когда слушаешь песни Вл.Высоцкого.

Именно о настоящей дружбе поет он, объясняя нам; что

И во веки веков, и во все времена
Трус – предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на нее уповаем…

Песня о друге.

Песни Вл.Высоцкого о любви учат смотреть на любовь не как на минутное развлечение.

“Любовь пришла, чтоб пригласить
тебя на жизнь… - вот как!”
“Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ,
Не “после” и не “до” в лучах твоих сгораю.”
“Посмотри, как я любуюсь тобой –
Как Мадонной Рафаэлевой…!”
“Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели…”

Эти и многие другие пронзительные поэтические строки посвящены одной женщине.

Марина Влади! (Марина Полякова – Байдарова) – звезда французского и мирового кино, русская по происхождению. Ей суждено было стать женой , другом, помощницей, музой Владимира Высоцкого.

Режиссер В. Говорухин вспоминает:

“Это была красивая, длившаяся много лет духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп – вдвоем трудно так нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За 2 дня до смерти он написал ей в открытке: “Я жив 12 лет тобой…”

После смерти Высоцкого Марина Влади вместе с его друзьями начала большую работу по сохранению его творческого наследия, результатом которой явилась книга ее воспоминаний “Владимир, или прерванный полет”.

В самых трудных ситуациях любовь к жене не раз помогала Высоцкому выстоять и вновь возвращала его к творчеству. Любовь – это не просто чувство – это сама жизнь:

Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит – я живу!

Песня “Люблю тебя сейчас”

Что поражает в этом человеке?

“Где бы ему ни приходилось выступать: в столичном ли Доме ученых, на Ленских приисках, в студгородке Нью-йоркского штатского университета, в клубе донецкой Шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде он находил контакт со зрителями. Его везде слушали. Как ему это удавалось?”

Из воспоминаний Марины Влади:

“Ты участвуешь в концерте на празднике “Юманите”. На поляне перед огромной эстрадой, на которой ты будешь выступать, собрались 200 тысяч человек. Когда ты появляешься один со своей гитарой, толпа свистит – она ждет рок-группу, а вовсе не барда. Но ты начинаешь с неистовой “Охоты на волков”, и твой голос грохочет в динамиках.

Людское море начинает волноваться, все поворачиваются в твою сторону. И через несколько минут.. ты заканчиваешь свое коротокое выступление в полной тишине, лишь изредка прерываемой далекими звуками. Под шквал аплодисментов ты приветствуешь рублику. Потом подходишь ко мне и с гордой улыбкой говоришь:

- Я мог бы оставаться на сцене сколько угодно. Я их завоевал.”

Высоцкий в театре и кино.

Вспоминает Наталья Крымова.

“В театре на Таганке всегда любили поэтов… многих поэтов здесь любили, а один тут родился. Вот собственно, секрет творческой личности Высоцкого : поэт, рожденный тетатром…”

  • В 1956 году Вл.Высоцкий поступает в Школу-студию МХАТа имени В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение.
  • В 1960 году, окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев – в Московском театре миниатюр.
  • В 1964 году Вл.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года.

Вл.Высоцким сыграно более 20-ти ролей на сцене театра.

Вспоминает Наталья Крымова:

“В этот театр… на Таганке пришел Высоцкий, пришел, чтобы остаться, чтобы стать лидером актерской труппы, душой, нервом этого творческого коллектива…”

Первая самостоятельная роль Вл.Высоцкого в Московском театре драмы и комедии на Таганке – драгунский капитан в спектакле “Герой нашего времени”. Затем спектакли по произведениям “Десять дней, которые потрясли мир”, Вл. Маяковского “Послушайте!”, по стихотворениям поэтов военного поколения “Павшие и живые”.

Им были сыграны такие роли, как Галилей в спектакле по пьесе Брехта “Жизнь” Галилея”, беглый каторжник Хлопуша в спектакле по драматической поэме С.Есенина “Пугачев”, безработный летчик Ят Сунн в “Добром человеке из Сезуана” Б.Брехта, Лопахин в “Вишневом саде” А.П.Чехова.

Последней премьерой Вл.Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле “Преступление и наказание” Ф.Достоевского.

Но самой значительной ролью Вл.Высоцкого в театре была роль Гамлета в шекспировском “Гамлете”. Этот спектакль, в котором Вл.Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 году спектакль “Гамлет” получил первую премию на десятом юбилейном Белградском интернациональном фестивале (БИТЕФ).

В 1977 году во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю года, а в 1980 году – первая премия на втором международном фестивале “Варшавские встречи”.

Вл. Высоцкий:

“Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: нет это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть - себя. Но какой же это был трудный путь к себе!”

Я — Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на Датскую корону,
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону!
Но гениальный всплеск похож на бред.
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный вопрос
И не находим нужного ответа.

“Мой Гамлет”

Вл.Высоцкий.

“У меня в кино сложилось не так удачно, как в театре, - особенно в самом начале…”

Почти везде Высоцкий играл свой характер, какими бы разными ни были роли…

Дебют Вл.Высоцкого в кино состоялся в 1959 году (эпизод в кинофильме “Сверстницы”).

Затем были фильмы: “Ждите писем” (1960г.), “Карьера Димы Горина” (1961 г.), “713 просит посадку”, “Увольнение на берег”, “Грешница” (1962 г.), “Живые и мертвые”, “Штрафной удар” (1963 г., “На завтрашней улице”, “Наш дом”, “Стряпуха” (1965 г.)

Первые кинороли Высоцкого прошли незаметно.

Известны его актерские работы в кинофильмах “Хозяин тайги” (1968 г.); “Четвертый” (1972 г.); “Плохой хороший человек” (1972 г.); “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”(1976 г.).

Особую популярность Высоцкому – киноактеру принесли две роли:

роль Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя” (1979 г.)

и роль Дона Гуана – это “Маленькие трагедии” (1980 г.)

Во многих фильмах звучат его песни: “Я родом из детства” (1965 г.); “Вертикаль” (1967 г.), “Опасные гастроли” (1969 г.); “Война под крышами”, “Сыновья уходят в бой” (1971 г.); “Ветер надежды” (1975 г.) и в др.фильмах.

Вл.Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек” ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Тернини (Италия) и специальный приз IX Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя”.

В 1987 году Вл.Высоцкому присуждена была премия СССР (посмертно).

Из воспоминаний современников, людей, близко знавших Вл.Высоцкого, можно составить антологию.

Юрий Визбор, журналист, драматург, киноактер, автор и исполнитель песен:

“Вл.Высоцкий всю свою жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством и которые видели в нем все, что хотели видеть – блатнягу, пьяницу, истерика, искателя дешёвой популярности, кумира пивных и подворотен.

Пошляки и бездарности издавали сборники и демонстрировали в многотысячных тиражах свою душевную пустоту, и каждый раз их лишь слегка журили литературоведческие страницы, и дело шло дальше.

В то же время все, что делал и писал Высоцкий рассматривалось под сильнейшей лупой. Его передачи в искусстве были почти заранее запрограммированы регулярной нечистой подтасовкой, но не относительно тонкостей той или иной роли, а по вопросу вообще участия Высоцкого в той или иной картине. В итоге на старт он выходил совершенно обессиленный. В песнях у него не было ограничений… он кричал свою спешную поэзию, и этот магнитофонный крик висел над всей страной – “от Москвы до самых до окраин”. За его силу, за его правду ему прощалось все. Его песни были народными, и сам он был народным артистом, и для доказательства этого ему не нужно было предъявлять удостоверения”.

“Наверное, поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь. Боль других – их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь”.

А сердце у Высоцкого было чувствительное и легкоранимое. Все боли, горести и радости он пропускал через призму своего большого, но, увы, надорванного, больного сердца.

Роберт Рождественский

“Высоцкий пел песни, которые были необходимы людям. Они необходимы людям и сегодня. Когда он пел, некоторые говорили: “Это мода, пройдет”. Но вот не проходит и не пройдет, потому что он стал уже частью нашей жизни, частью нашей культуры, частью нашего огромного сегодняшнего дела.”

Георгий Марков, известный писатель:

“Человек уникального дарования, он получил всенародное признание задолго до признания официального. Думается, что присуждение Государственной премии СССР посмертно за актерскую работу и за авторское исполнение песен и баллад – это в какой-то степени восстановление справедливости по отношению к талантливому певцу, поэту, артисту…”

Тогда писала газета “Известия”:

“Он себя ощущал работником. И он работал – сочинял, пел, играл, - чтобы нам всем стало немного лучше, чтобы устроился , образовался , наконец, порядок, достойный людей. И мы видим: то, что он сработал, нужно нам каждый день. Его песни – стихи одаряют бесстрашием, укоряют, казнят за усталость, апатию, компромиссы.

А когда опускаются руки, он кричит нам : “Еще не вечер, еще не вечер…”

Таким, очень разным он жил, таким и остался в памяти народной.

Песня “Памятник”