Цель: знакомство с миром бардовской песни.
Задачи:
1) познакомить с жанром авторской (бардовской) песни как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры, как проявлением народного творчества, одним из самых массовых видов творчества;
2) через жанр авторской песни воспитывать любовь к отечественной культуре, литературе, способствовать становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
Оборудование урока:
- портреты В.Высоцкого, А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора; аудиозаписи и видеозаписи песен;
- возможна презентация с демонстрацией фотографий, автографов, выспутплений.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. (Исполняется песня А. Безуглова “Гитара и песня по кругу”)
1.Как тетива, гитарная струна,
И если прикоснутся к струнам руки –
Как стрелы, зазвенят аккордов звуки
И прочь уйдёт немая тишина.
Припев:
Путь в песню слова сольются
И струны словам отзовутся,
И станем мы все чуть поближе друг другу –
Гитара и песня - по кругу!
2.Мы у гитары, словно у костра,
И песни наши души согревают,
Они смеются, спорят и мечтают –
Их можно петь и слушать до утра.
Припев.
3.И станет нашим парусом струна,
Гитара – яхтой в песенном просторе,
Где честных слов и чистых звуков море…
Нас новых песен захлестнёт волна.
Припев.
Незатейливая мелодия, отсутствие аранжировки, слова, наполненные глубоким смыслом, рождающие отклик в сердцах и душах слушателей… Вот, пожалуй, главная особенность авторской песни.
Название это условно и подразумевает творчество поющих поэтов, сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в авторской песне является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Как говорил Владимир Высоцкий, “авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как, и мне рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать”.
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомимся с поэтами, стоявшими у истоков жанра.
Авторская песня стала общественным движением 50-90 годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни “неофициальные”, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича и многих других.
Расскажу одну притчу. Ещё задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца-друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался - БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей своей песней свет и истину, формируя словами образы, исцеляющие душу. Таким поэтом, бардом был Александр Галич.
(прослушивание песни “Когда я вернусь” А. Галича).
2. Выступление ребят.
Он так никогда больше и не вернулся. В июне 1974 г. Александра Галича фактически изгнали из Советского Союза, он был вынужден покинуть Родину. Год жил в Осло, где записал диск "Крик шепотом". Вступил в НТС (Народный Трудовой Союз), работал на радиостанции "Свобода" с 1975 г. в Мюнхене, в конце 1976 г. в Париже руководил секцией культуры. В конце 1976 г. снял документальный фильм "Беженцы XX века".
Но делом всей его жизни были песни. Особые – по жанровому разнообразию, напряжённости и глубине содержания, далёкие от приятной, мурлыкающей напевности, песни, которые трудно и петь и зачастую трудно слушать. Музыка в них откровенно и полностью подчинена содержанию. Разнообразные по жанру – песни-сатиры, песни-пародии, песни-стилизации, песни-романы, песни-трагедии – тем не менее объединены общим – они глубоко гражданственны. Автор в любой форме – шуточной, сатирической, патетической – всегда борется против насилия, жестокости, корысти, лицемерия и лжи.
Песни эти, широко расходившиеся в магнитофонном самиздате, весьма существенно сдерживали процесс деградации общественной морали, с ними гораздо труднее двурушничать, лжесвидетельствовать, жить по двойной шкале нравственных ценностей. (Может быть, прослушивание песни).
Александр Аркадьевич родился в Москве, детство провел в Севастополе, до эмиграции жил в Москве. Окончил театральную студию им. К.С.Станиславского (1938). Актер, поэт, драматург. Автор около 20 пьес и сценариев фильмов. Лауреат нескольких отечественных и международных премий, лауреат Сталинской премии, Государственной премии СССР (1987), посмертно. С 1955 г. член Союза писателей СССР, исключен из СП и из Литфонда в 1971. С 1958 г. член Союза кинематографистов (исключен в 1972 г.)
В 1988 г. отменены решения об исключении Галича из СК и СП, образована комиссия по литературному наследию.
Писать начал до войны для знаменитого студийного спектакля "Город на заре". Песни сочинял с конца 50-х г. на свои стихи.
Выступал в Израиле, США, Западной Европе.
3 декабря 1977 г. дал последний концерт в Венеции.
Скончался в Париже, похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Он так никогда и не вернулся.
(прослушивание “Песни об отчем доме”, возможно чтение учеником).
Ты не часто мне снишься, мой Отчий дом, | И добавил: “А впрочем, слукавь, солги – |
Золотой мой, недолгий век. | Может, вымолишь тишь да гладь!..” |
Но всё то, что случится со мной потом, - | Но уж если я должен платить долги, |
Всё отсюда берёт разбег! | То зачем же при этом лгать?! |
Здесь однажды очнулся я, сын земной, | И пускай я гроши наскребу с трудом, |
И в глазах моих свет возник. | И пускай велика цена – |
Здесь мой первый гром говорил со мной | Кредитор мой суровый, мой Отчий дом, |
И я понял его язык. | Я с тобой расплачусь сполна! |
Как же странно мне было, мой Отчий дом, | Но когда под грохот чужих подков |
Когда Некто с пустым лицом | Грянет свет роковой зари – |
Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том | Я уйду, свободный от всех долгов, |
Я не сыном был, а жильцом. | И назад меня не зови. |
Угловым жильцом, что копит деньгу – | Не зови вызволять тебя из огня, |
Расплатиться за хлеб и кров. | Не зови разделить беду. |
Он копит деньгу, и всегда в долгу, | Не зови меня! |
И не вырвется из долгов! | Не зови меня… |
“А в сыновней верности в мире сём | Не зови – |
клялись многие - и не раз!”- | Я и так приду! |
Так сказал мне Некто с пустым лицом | |
И прищурил свинцовый глаз. |
3. Слово учителя
Авторская песня, как никакая другая, способствует работе души, а следовательно, и её исцелению. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом. Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для души-движения, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни. Как говорил мэтр бардовской песни Михаил Анчаров, “бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принёс пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик там какой-то протёртый, который проглотил, и довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от этого – ощутимая”.
Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в её исполнении. Исполнитель должен прежде всего открыть и показать духовно богатый, чувственный мир песни. Этим в совершенстве владел один из основоположников бардовской песни – Булат Шалвович Окуджава. (Прослушивание песни Булата Окуждавы).
4. Выступление ребят
Булат Шалвович Окуджава. Родился в Москве 9 мая 1924. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР.
Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая, ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик.
5. Слово учителя.
А песня “Давайте восклицать!”, одна из любимых всеми окуджавских песен, и сегодня звучит актуально: в мире так не хватает добра, терпения, внимания, уважения. (Песня “Давайте восклицать!” в исполнении ребят)
6. Выступление ребят
Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассеты, компакт-диски.
У поэта соперника нету | Но когда достигает предела, |
Ни на улице и ни в судьбе. | И душа отлетает во тьму – |
И когда он кричит всему свету, | Поле пройдено, сделано дело… |
Это он не о вас – о себе. | Вам решать: для чего и кому. |
Руки тонкие к небу возносит, | То ли мёд, то ли горькая чаша, |
Жизнь и славу по капле губя. | То ли адский огонь, то ли храм… |
Догорает, прощения просит… | Всё, что было его – нынче ваше. |
Это он не за вас – за себя. | Всё для вас. Посвящается вам. |
7. Слово учителя.
Это стихотворение Окуджавы смело можно посвятить и другому человеку, тоже поэту, композитору, актёру, отдавшему свой талант, свои силы, свою жизнь людям. Ему-то и посвящается песня Окуджавы. (Прослушивание песни Б. Окуджавы “О Володе Высоцком”).
8. Выступление ребят.
Поэт. Композитор. Певец. Актёр театра и кино. Но, главное, по словам режиссёра Станислава Говорухина, “был гражданином своей страны. Он выбрал трудный путь и до конца прошёл его достойно”.
Он родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. Ещё учась в школе, посещал драмкружок в Доме учителя, где заметили его актёрское дарование и посоветовали пойти учиться в театральное училище. Там же он научился играть на гитаре, петь песни. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа.
“Незадолго до окончания школы-студии, - вспоминал Высоцкий, - я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает её более выразительной и доходчивой”.
Закончив школу-студию, много работал в театре и над песнями, балладами, стихами. Большинство из них он пишет от первого лица, пропуская чужие проблемы через своё сердце, примеряя на себе характеры и судьбы других людей. Не случайно и лётчики, и геологи, и альпинисты, и ветераны войны считали его “своим”.
9. Слово учителя.
Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то своё, что трогало бы их душу. Сейчас прозвучит песня Владимира Высоцкого, которая называется “Песня о друге”, которую без преувеличения можно назвать идеальной. Тема дружбы, измены, предательства, мужества и трусости занимает важное место в бардовской песне. Предлагаю вам, слушая эту песню, не только нарисовать мысленную картину всего того, о чём поётся в песне, но и попытаться представить себе людей, которые были, есть или будут в вашей жизни в те моменты, когда решается, чего стоит человек на самом деле; друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации, как поведёте себя вы. (прослушивание “Песня о друге”)
10. Выступление ребят.
25 июля 1980 года во время Московской олимпиады сердце Владимира Высоцкого остановилось. К вечеру у дома на Малой Грузинской улице стояли тысячи москвичей и гостей столицы. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в чёрной траурной рамке. Москва прощалась с “Гамлетом 20 века”. (прослушивание песни “Кони привередливые”)
Его именем названа планета, миллионными тиражами выпускаются диски его песен, выходят сборники стихотворений. Присуждение посмертно Государственной премии в 1987 году – ещё одно доказательство всенародного признания его неповторимого таланта.
Поэт. Композитор. Певец. Актёр театра и кино. Но прежде всего поэт!
(Стихотворение “Я не люблю” в исполнении ученика).
Я не люблю фатального исхода, | Я ненавижу сплетни в виде версий, |
От жизни никогда не устаю, | Червей сомненья, почестей иглу, |
Я не люблю любое время года, | Или когда всё время против шерсти, |
В которое болею или пью. | Или когда железом по стеклу. |
Я не люблю холодного цинизма, | Я не люблю уверенности сытой, |
В восторженность не верю, и ещё, | Пусть лучше уж откажут тормоза. |
Когда чужой мои читает письма, | Досадно мне, коль слово “честь” забыто |
Заглядывая мне через плечо. | И коль в чести наветы за глаза. |
Я не люблю, когда наполовину | Я не люблю себя, когда я трушу, |
Или когда прервали разговор. | И не терплю, когда невинных бьют. |
Я не люблю, когда стреляют в спину, | Я не люблю, когда мне лезут в душу, |
А также против выстрела в упор. | Тем более когда в неё плюют. |
11. Слово учителя.
Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъёма. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды, нежности, раскаяния, ироничности, благодарности и многие другие душевные проявления.
Авторская песня – один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины. Самый известный среди них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самаре. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.
Мы сегодня только прикоснулись к безграничному явлению под названием авторская песня, прикоснулись к творчеству мэтров бардовской песни. А сколько ещё имён, сколько песен! Какова же судьба бардовской песни в современном мире? Нужна ли она? Что несёт эта песня людям? Почему до сих пор её поют? Я предлагаю поразмышлять вам над этими вопросами дома: сочинение-рассуждение “Авторская песня. Прошлое… Настоящее. Будущее?”
Наше путешествие подходит к концу. Но, говоря о бардовской песне, нельзя не сказать о спутнице поэта – гитаре.
Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.
(Песня Олега Митяева “Как здорово” в исполнении ребят).