Литература
-
Интегрированный урок (литература + русский язык + история) "Язык стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»" 2009
Интегрированный урок даёт возможность подойти к изучению темы более профессионально, формирует у учащихся образное восприятие и целостную картину мира. Представленный урок позволяет дать знания как программного, так и дополнительного материала, объединить уроки литературы, русского языка и истории, сблизить предметы, повторить изученное, в большем объёме преподнести содержание темы.
-
Классный час с использованием ИКТ "Наши поэты-земляки" 2009
Кунашакский район богат своей историей, прекрасен своей природой, удивительными лесами и озерами, богат щедрой на урожай землёй. Здесь жили и живут мужественные и талантливые люди.
-
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8-м классе на тему "Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»" 2009
Задача урока – разгадать некоторые загадки "Капитанской дочки", загадки человеческой жизни, истории, над которыми Пушкин размышлял в конце своего творческого пути.
-
Элементы подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе 2009
Мастер-класс представляет собой апробированные на практике методики подготовки к элементам ЕГЭ по литературе: имманентный анализ текста и систему подготовки к написанию сочинения. Предлагается в качестве методического пособия для учителей русского языка и литературы.
-
Образ главного героя в романе И.Гончарова "Обломов". Понятие "обломовщина". 10 класс 2009
Осознать истоки русского национального характера, его особенности. Побудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической деятельности. Воспитать высокое чувство самосознания своей принадлежности к русскому народу, гордости за свой народ.
-
Заключительный урок по литературе "Своя игра" (7-й класс) 2009
Урок разработан по программе В.Я. Коровиной, построен в игровой форме. Цель урока: подвести итоги учебного года; пробудить интерес к чтению во время каникул; развитие творческих способностей; воспитание умения работать в группе. Данная разработка состоит из методического сопровождения, в котором описываются правила игры, задания и правильные ответы, и презентации, которая оформлена с помощью гиперссылок.
-
Урок по татарской литературе 2009
Мухаммадьяр жил накануне падения ханства. В своих произведениях он выступил как патриот, который глубоко переживал надвинувшуюся на страну опасность, как гуманист. Мухаммадьяр сочувствовал трудной доле простых людей, предназначая «доброе слово обездоленным», провозглашал равенство всех независимо от их имущественного и сословного положения. Он считал, что общество должно быть устроено на началах справедливости, которая «всех молитв важнее».
-
Урок литературы в 11-м классе "Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940). Жизнь, творчество, личность" 2009
Основные цели урока - дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его произведений; пробудить интерес к личности и творчеству писателя; раскрыть его духовный мир; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Сравнение как средство выразительности речи" 2009
Урок знакомит обучающихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; у детей формируются умения использовать сравнение в своей речи, совершенствовать речь, развивать воображение. Урок должен вызвать интерес к языковым особенностям творчества А.С. Пушкина. Дети должны уметь систематизировать свои знания по пунктуации (обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, сравнительным оборотом и фразеологическими оборотами), по орфографии - правописание корней -равн-, -ровн-.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку "Первая встреча с Д.Г. Байроном. Человек и время (человек в истории и история в человеке)" 2009
Цель урока: обучение искусству перевода; общность и различие писателей разных народов; сопоставление традиций английской и русской литературы; формирование навыков создания творческой работы на английском и русском языках; развитие представления о разнице между оригинальным текстом и его переводческой интерпретацией.
-
Урок-календарь "Ой ты, Русь моя, родина кроткая…" (по творчеству С.А. Есенина) 2009
Урок-календарь включает в себя три страницы, каждая из которых раскрывает суть праздников народного календаря. Через сообщения учащихся, аналитическую работу над стихотворениями из сборника «Радуница», разъяснения учителя учащиеся приобретают знания об основных канонах Троицы, Ивана Купалы и праздника Спас (медовый и ореховый). Для большей экспрессии используется сопровождение в виде презентации, музыкальное сопровождение и фрагменты фильма «Есенин», а также выразительное чтение стихотворений учителем и учащимися.
-
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" 2009
Урок поможет развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
-
Мифландия и мифические животные в повести Джеральда Даррелла "Говорящий сверток". Урок литературы в 5-м классе 2009
Представлен нестандартный урок внеклассного чтения в разделе "Сказки русских и зарубежных писателей XX века" по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Благодаря необычной форме проведения урока, применению ИКТ повышается развитие творческих способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.
-
Любовь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Литература, 10-й класс 2009
Урок литературы в 10-м классе – знакомство с гениальными поэтами XIX века Ф.И. Тютчевым и А.А. Фетом как авторами стихов о любви, с некоторыми эпизодами из личной жизни и отражением их в поэтических произведениях.
-
Синквейн на уроке литературы 2009
Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
-
Урок-игра в 6-м классе. Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2009
Урок литературы в 6-м классе можно проводить как заключительный по изучаемой теме. В игровой соревновательной форме учащиеся легко могут проявить себя знатоками творчества Н.В. Гоголя.
-
Интегрированный урок (литература + математика) "Волшебная сказка. Волшебная цифра" (волшебные цифры в сказках), 5-й класс 2009
Интегрированный урок литературы и математики, который ученики 5-го класса проводят на площадке «чужого» класса. Уроку предшествует подготовительный этап, во время которого ученики делятся на творческие (оформители, фотографы, художники) и актерские группы. На уроке прослеживается связь между литературными произведениями (сказками) и математикой, а именно ролью цифр в сказках.
-
Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" 2009
Внеклассная работа способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за страну, истинного патриотизма; осознанию своей жизненной позиции, ответственности перед семьёй, коллективом, Отчизной; утверждению нерасторжимой связи поколений, неизбывной памяти народа; воспитанию нравственного идеала, тонкого эстетического вкуса.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2009
Анализ двух стихотворений А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…» и «Мадонна». Рассказывается история создания 1-го стихотворения, выясняется его композиция, формулируется основная мысль, выявляются выразительные средства. Во 2-м стихотворении анализируется лексика, разбираются признаки сонета.
-
Конспект урока "А.А. Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник", 10-й класс 2009
Урок проводится с целью формирования у учащихся понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира. Он поможет научить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы; развивать навыки стилистического анализа текста; воспитывать «чувство поэзии», восприятие и постижение прекрасного.
-
Сонет в эпоху Возрождения 2009
Цели урока: познакомить учащихся с особой стихотворной формой, получившей широкое распространение и достигшей небывалого расцвета в эпоху Возрождения; создать условия для творческой работы самих учащихся над завершением одного из сонетов Шекспира.
-
Урок-соревнование по произведению А.Грина "Алые паруса" 2009
На уроке вызывает интерес не только содержание изучаемого материала, но и форма организации его изучения, что требует использования интерактивных форм обучения. Поэтому особую важность имеют уроки игровой формы, благодаря которым повышается интерес к предмету, активизируется деятельность школьников различных типов мышления, учитывающая особенности восприятия информации.
-
Природа "необычного" в литературе. Литературное чтение (2-й класс) 2009
Работа направлена на формирование познавательной активности учащихся 2-х классов на уроке литературного чтения.
-
Народ и война в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого 2009
Материал представляет определенную ценность для молодых педагогов, любителей русской словесности. В ходе урока применяются такие методические приемы, как рассказ преподавателя, сообщения учащихся, выразительное чтение текста произведения. При подготовке к уроку учащиеся пользуются различными источниками для получения информации, учатся обобщать факты и делать выводы. В ходе урока используется презентация, выполненная в Power Point.
-
Знакомство с Библией в 5-м классе 2009
Библия - неотъемлемая часть мировой культуры. Изучая Библию в школе, мы продолжаем линию российского образования на расширение границ национального художественного наследия, приобщаем учащихся к духовному потенциалу человечества. Материал данного урока способствует преодолению трудностей при непосредственном знакомстве с Библией как "ключевым" текстом. Урок составлен с учётом программы А.Г. Кутузова, но может быть адаптирован к другим государственным стандартным программам.
-
"Для чего создан человек?" (по рассказу В.Г. Короленко "Без языка") 2009
Одна из главных тем художественного творчества Короленко - путь к "настоящему народу". Раздумья о народе, поиски ответа на загадку русского народа тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения. "Для чего, в сущности, создан человек?" - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - отвечает в этом рассказе существо с исковерканной судьбой.
-
Открытый урок по теме "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки” 2009
Урок даёт возможность шире раскрыть роль музыки в литературных жанрах: басне и сказке.
-
Урок литературы в 7-м классе по рассказу О.Уайльда "Кентервильское приведение" 2009
Урок литературы разработан согласно программе Т.Ф. Курдюмовой в разделе "Зарубежная литература". Урок рассчитан на 1 час, он сочетает в себе практический и теоретический материал. В уроке имеют место творческие задания для активизации мыслительной деятельности, а также задания творческого характера с использованием видеосюжета фильма по изучаемому произведению.
-
Урок литературы в 6-м классе "По страницам любимых произведений" 2009
Повторно-обобщающий урок литературы был проведен 16 марта 2007 года. На уроке-аукционе ребята учились разбираться в сложной финансовой категории, мероприятие способствовало развитию мышления и познавательной активности учащихся. На уроке были использованы разные приемы работы с текстом: нахождение тропов, определение стихотворного размера, составление характеристики из ключевых слов, викторина "Кто это сказал?".
-
Конспекты уроков по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 2009
Занятия способствуют развитию художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей. На уроках используются активные формы деятельности, которые позволяют развить навыки анализа литературных героев, названия текста, символических образов, навыки творческого пересказа.