Театральный урок в 5-м классе. Сказка Гофмана "Щелкунчик"

Разделы: Литература


Цель: с помощью театрального искусства воспитывать у учащихся лучшие черты характера главных героев сказки: верность, мужество, доброту, любовь и сострадание к ближнему.

Опережающие задания.

  1. Творческая группа. Актеры - 12 человек. Репетиция отрывка из сказки Гофмана.
  2. Творческая группа. Художники. Конкурс на лучший рисунок к сказке.
  3. Просмотр мультфильма "Щелкунчик"

Класс оформляется по-новогоднему празднично. На учительском столе маленькая искусственная елочка, рядом новогодние подарки. На стене изображение часов. По классу разложены книжки, игрушки. Стены и окна украшены цветами и снежинками. На магнитной доске - рисунки к сказке Гофмана. Портрет писателя. На уроке звучит музыка из балета П. Чайковского "Щелкунчик".

Ход урока

1. Слово учителя об авторе и его сказке.

2. Театральный отрывок.

Мари. Сегодня 24 декабря. Сочельник. Завтра Рождество. Поэтому мама не разрешает входить в гостиную.

Фриц. С самого утра в комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. Крестный Дроссельмейер прошмыгнул с большим ящиком под мышкой.

Мари. Ах, что-то смастерил нам на этот раз крестный!

Фриц. В нынешнем году это непременно будет крепость, а в ней будут маршировать и обучаться рукопашным приемам прехорошенькие нарядные солдатики.

Мари. :Крестный рассказывал мне о прекрасном саде. Там большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее:

Фриц. : Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки:

Мари. Интересно, что нам подарят родители? Моя большая кукла совсем испортилась, она стала такой неуклюжей, то и дело падает на пол, так что у нее теперь все лицо в противных отметинах; а уж водить ее в чистом платье нечего и думать. Сколько ее ни выговаривай, ничего не помогает. А еще мне нравится Гретин зонтичек.

Фриц. У меня в придворной конюшне как раз не хватает гнедого коня, а в войсках маловато кавалерии. Папе это хорошее известно:.

(Мама подводит детей к елке с подарками)

Фриц. Ах, елка!

Мари. Ах, как чудно! Как чудно!

(Дети рассматривают подарки)

Мари. Какой замечательный человечек! Ах , милая мамочка! Для кого этот хорошенький человечек?

Мама. Он, милая деточка, будет усердно трудиться для всех вас: его дело аккуратно разгрызать твердые орехи. Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришелся по вкусу, так ты уже сама заботься о нем и береги его.

(Фриц ламает игрушку)

Мари. Ах, бедный милый Щелкунчик!

Фриц. Нет, нет! Не отдам я тебе моего милого Щелкунчика. Посмотри, как жалостно глядит он на меня и показывает свой больной ротик! Ты человек злой: ты бьешь своих лошадей и даже позволяешь солдатам убивать друг друга.

Фриц. Так полагается, тебе этого не понять!

Мама. Дети, пора спать!

Фриц. Правда, моим гусарам тоже пора на покой.

Мари. Милая мамочка! Позволь нам побыть здесь еще немного. Расскажи сказку.

(Мать рассказывает сказку о твердом орехе. Мари заворачивает Щелкунчика в носовой платок и поет колыбельную песню)

Спи, Щелкунчик.
Птицы спят
Накормили львицы львят.
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули.
Дремлют рыбы под водой.
Почивает сом седой.
Спи, Щелкунчик, мирно, сладко.
Пусть тебе приснится сказка.
Спи, Щелкунчик. Баю-бай
Поскорее засыпай.

Мари. Ах, Щелкунчик, миленький, пожалуйста, не сердись, что Фриц сделал тебе больно: он ведь не нарочно. Просто он огрубел от суровой солдатской жизни:

Часы. Тик-и-так! Тик-и-так! Не хрипите громко так! Слышит все король мышиный. Ртик-и-трак, бум-бум! Ну, часы, напев старинный! Трик-и-трак, бум-бум! Ну, пробей, пробей, звонок: королю подходит срок!

(Появляются мыши)

Мари. Ой, мыши!

Мыши. Мыши, девочка одна пожалела Щелкуна. Это страшная вина. И Щелкунчику и ей не уйти от нас, мышей!

Щелкунчик. Стройся, взвод! Стройся, взвод! В бой вперед, полночь бьет. Стройся взвод! В бой вперед! Щелк, щелк глупый мышиный полк. То-то будет полк, мышиный полк. Щелк-щелк, мышиный полк! Эй, вы, мои верные друзья! Постоите ли вы за меня в тесном бою?

Игрушки. Да, наш государь, мы верны вам до гроба. Ведите нас в бой на смерть или на победу.

Щелкунчик. Вперед, мои верные солдаты.

(Идет бой между мышами и игрушками, которыми командует Щелкунчик)

Мышильда. Хи-хи-хи. Отдай мне все драже, весь марцепан, глупышка, не то я загрызу твоего Щелкуна: Отдай мне твоих сахарных куколок, глупышка, не то я загрызу твоего Щелкуна. Я ускользну, я в щель шмыгну, не трону сала, ты так и знай. Давай, давай картинки, платьице сюда, не то беда, предупреждаю: Щелкунчика поймаю и искусаю: Хи-хи!

Щелкунчик. Мария, друг, хранитель мой, спаси!

Мари. О мой бедный Щелкунчик! Чего я только не сделаю, чтобы спасти вам жизнь.

(Башмак Мари летит в Мышильду)

Часы. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука - вот в чем штука. Трик-и-трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. :Бьют часы и в срок и кстати, на погибель мышьей рати, а потом следит сова. Раз-и-два и раз-и-два! Бьют часы, коль срок им выпал. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука - вот в чем штука. Тик-и-так и трик-и-трак!

Щелкунчик. О, прекрасная дама! Вы одна вдохнули в меня рыцарскую отвагу и придали мощь моей руке, дабы я поразил дерзновенного, который посмеет оскорбить вас. Коварный мышиный король повержен!...

Мари. Теперь я знаю, что Щелкунчик стал королем. Он объявил войну сыну госпожи Мышильды, уродливому мышиному королю.

(Мари и Щелкунчик отправляются в путешествие в Конфетенбург.

Звучит "Вальс цветов" П. Чайковского)

3. Вопросы к учащимся.

Дети ждут новогодние подарки. О чем они мечтают? Через эти мечты раскрываются их характеры.

Почему Мари пожалела Щелкунчика, а Фриц нет? Для Мари игрушка Щелкун - чик, а для Фрица Щелк - ун. В чем разница?

Как вознаграждена девочка за свою доброту?

Зачем понадобилась сказка в сказке?

Сравните мультфильм и инсценированный отрывок? Что общего? В чем разница? Удалось ли ученице сыграть Мари такой, как изобразил ее Гофман? Понравилась ли вам музыка Чайковского? Чем? Какой рисунок к сказке вы считаете наиболее удачным?

4. Вывод по уроку.

Награждение лучших актеров и художников.