Урок внеклассного чтения "Волшебная сила музыки"

Разделы: Литература


Цели:

  • Дать учащимся представление о классической музыке, о роли музыки в жизни человека, о музыкальной теме в художественной литературе на примере произведений К.Г. Паустовского, В.Г. Короленко, В.П. Астафьева, А.И.Куприна.
  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: работа с книгой, выразительное чтение, пересказ текста.
  • Развивать навык слушания и осмысления серьезной музыки.
  • Развивать зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки.
  • Воспитание интереса к классической музыке, формирование высоких духовных качеств и чувств.

Оборудование и наглядность:

  • Стенд “Музыка – язык души”.
  • Музыкальные произведения Грига, Бетховена, Огинского, Моцарта и др.
  • Аудиозапись художественного фильма Романа Поланского “Пианист”.
  • Раздаточный материал для учащихся: как слушать музыку, учитесь слушать музыку, угадай мелодию.

Тексты художественных произведений:

  • К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”,
  • В.Г.Короленко “Слепой музыкант”,
  • В.П.Астафьев “Далекая и близкая сказка”,
  • А.И.Куприн “Гранатовый браслет”.

Эпиграф к уроку:

Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Учитель называет тему урока, читает эпиграф.

Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по телевизору, в театре, в кино. Музыка сопровождает спортивные игры, торжественные заседания, массовые гулянья и дружеские встречи. От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни до траурного марша – музыка сопутствует человеку. Как говорил наш известный русский композитор Дмитрий Шостакович, “без музыки трудно представить себе жизнь человека, без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна”. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает литературе и кино. А уж если в литературном произведении затронута тема музыки, то воздействие ее на человека усиливается в несколько раз. Писатель показывает не только красоту музыки, ее влияние на человека, но и роль музыки в жизни героя. Сегодня на уроке мы обратимся с вами именно к таким произведениям, поговорим о том, какую роль сыграла музыка в жизни того или иного литературного героя.

II. Основная часть урока. Роль музыки в жизни человека.

1) Литературная страница.

Учитель: вспомните, в каких произведениях затронута тема музыки?

Ответ: К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”, В.Г.Короленко “Слепой музыкант”, В.П.Астафьев “Далекая и близкая сказка”, А.И.Куприн “Гранатовый браслет”.

(во время ответа учитель вывешивает на доску листы с названиями произведений).

Учитель: итак, рассказ Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. О чем это произведение?

Ответ: в рассказе говорится о том, как композитор Григ, гуляя в лесу, встретил маленькую девочку по имени Дагни и помог ей донести до дома корзину с еловыми шишками. На прощанье он пообещал ей сделать подарок. И вот через 10 лет во время концерта девушка получила этот подарок. Композитор Эдвард Григ написал для нее музыку.

Учитель: послушаем эту музыку.

Звучит “Вальс” Грига.

Учитель: что услышала Дагни в этой музыке?

Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского.

Учитель: какое впечатление произвела эта музыка на девушку?

Ответ: Дагни заплакала и выбежала из зала. Она подошла к морю и прошептала: “ Я люблю тебя, жизнь”. Музыка сделала ее счастливой, наполнила ее душу радостью. Ее любовь к жизни и ко всему миру выразилась в этих словах.

Учитель: что же дает музыка человеку прежде всего?

Ответ: радость, счастье, эстетическое наслаждение. (ответ вывешивается на доске).

Учитель: теперь обратимся к повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”. Вспомните, пожалуйста, содержание этого произведения.

Ответ: в этой повести рассказывается о слепом мальчике по имени Петр, о его любви, о его увлечении музыкой и о том, как музыка помогла ему в жизни – он стал известным пианистом.

Учитель: а вот еще одна история. В Сергиевском совхозе родился и жил Синицын Сергей, учился в средней школе до тех пор, пока детская шалость не привела к трагическим последствиям. Мальчишки соорудили самопал, который, разорвавшись, лишил Сергея зрения. Усилия врачей оказались тщетными. Мальчик ослеп и стал инвалидом. Но Сергей не сдался и стал усиленно заниматься музыкой, он играл на саксофоне. Через несколько лет он достиг таких результатов, что был приглашен для участия в Международном конкурсе саксофонистов, где стал лауреатом. Со своими концертами он объездил многие страны мира, и сейчас Синицын Сергей живет в Коломне, обучает молодежь игре на саксофоне, дает концерты. Так музыка помогла инвалиду, сделала его нужным и полезным людям.

Как вы думаете, что общего в судьбе героя рассказа Короленко и судьбе нашего земляка?

Ответы учащихся: общим является то, что оба слепы, но они занимались музыкой, и именно музыка стала смыслом и целью в жизни, она сделала их полезными людям, помогла им найти свою дорогу в жизни. (ответ вывешивается на доске).

Учитель: теперь обратимся к рассказу В.П.Астафьева “Далекая и близкая сказка”. О чем он?

Ответ: здесь говорится о мальчике, который впервые услышал звуки скрипки. Старый поляк Вася играл на скрипке произведение своего земляка польского композитора Огинского, который, прощаясь со своей Родиной – Польшей, сочинил полонез.

Учитель: этот полонез так и называется “Прощание с Родиной”. Послушаем его.

Звучит полонез Огинского “Прощание с Родиной”.

Учитель: что вы услышали в этом произведении?

Ответ: эта музыка грустная, немного тревожная, в ней звучит тоска по поводу расставания с Родиной.

Учитель: а что услышал в этом произведении мальчик? Прочитаем отрывок из рассказа В.П. Астафьева.

Чтение отрывка из рассказа.

Учитель: а какое впечатление произвело это музыкальное произведение на мальчика?

Ответы детей, чтение отрывков из рассказа.

Учитель: какой вывод можно сделать? Какое влияние оказала музыка на душу подростка?

Ответ уч-ся. (краткий вывод вывешивается на доске).

Учитель: теперь обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. О чем это произведение? Вспомним краткое содержание.

Ответ: княгиня Вера в день именин получила подарок от незнакомого мужчины – гранатовый браслет. Ее муж и брат были возмущены поступком этого человека. Они нашли его и потребовали, чтобы он навсегда оставил княгиню Веру в покое. Желтков пообещал, что Вера никогда больше о нем не услышит. Он покончил с собой, но перед смертью написал ей прощальное письмо, в котором признавался в любви и просил ее послушать музыкальное произведение композитора Бетховена. Вера исполнила последнюю волю незнакомого ей человека.

Учитель: итак, что же прочла и что услышала Вера? Послушаем.

Учитель выразительно читает отрывок из повести Куприна на фоне “Аппассионаты” Бетховена.

Учитель: могла ли Вера остаться равнодушной после такой музыки? Что с ней произошло? Что дала княгине эта музыка?

Ответы детей и чтение отрывка из повести.

Учитель: да, действительно, остаться равнодушным, слушая такую музыку, нельзя. Вера поняла самое главное: ее искренне и очень сильно любили. Такая любовь бывает один раз в столетие, но эта любовь прошла стороной. Вера, слушая музыку, поняла и простила человека, который ее безнадежно любил восемь лет. Об этом говорят ее последние слова.

(краткий вывод вывешивается на доске.)

Учитель: в прошлом году мы посмотрели фильм польского режиссера Романа Поланского “Пианист” о жизни знаменитого польского пианиста Владислава Шпильмана, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Один из офицеров немецкой армии обнаруживает его среди руин разрушенного бомбежками города.

Что же было дальше? Какую роль в судьбе музыканта сыграла музыка? Посмотрим отрывок из фильма и подумаем над ответом на этот вопрос.

Просмотр отрывка из фильма Романа Поланского “Пианист”.

Учитель: итак, какую роль в судьбе пианиста во время войны сыграла музыка?

Ответ: игра музыканта так потрясла немецкого офицера, что он не только оставил его в живых, но и помогал пианисту выжить, приносил ему еду. Таким образом, музыка спасла пианиста от смерти. (Вывод вывешивается на доске).

Учитель подводит итог. Мы завершили путешествие по страницам литературных произведений и сделали вывод о влиянии музыки на человека. Прочитаем этот вывод еще раз.

Учащиеся:

  • Музыка дарит людям радость, эстетическое наслаждение, ощущение счастья;
  • Помогает найти свою дорогу в жизни;
  • Обогащает человека духовно, делает его лучше, добрее;
  • Учит людей понимать друг друга;
  • Спасает человека в самые трагические минуты жизни.

Учитель: Музыка открывает перед нами целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Музыка делает нас духовно богаче, совершеннее, чище. Благодаря музыке человек открывает в себе новые силы. Жизнь с музыкой предстает в новых тонах и красках. Музыку называют языком души. Ничто так не волнует душу, не говорит о самом сокровенном, как музыка.

Но язык истинной музыки не прост. Он доступен тому, кто научился внимательно слушать, сосредоточенно думать, серьезно анализировать. Поэтому следующая страница нашего урока называется “познавательная”. Мы будем учиться слушать серьезную музыку.

2) Познавательная страница.

Чтение учащимися текста О. Туберовской “Как слушать музыку”.

Вы пришли из школы и включили радио. Зазвучала музыка. Вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи. Вы прекрасно слышите музыку, но это и все. На самом деле музыки вы не слышите. Остановитесь, отложите на минуту ваши дела и прислушайтесь. Нежная, тихая мелодия. Рояль словно жалуется, и вам тоже стало грустно. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой. Это хорошая грусть. Музыка помогает вашим думам, воспоминаниям. Еще несколько минут назад ее слышали только ваши уши, а сейчас вы услышали ее сердцем. Она трогает вас, волнует. Музыку надо слушать сердцем, нужно хотеть ее слушать, и тогда она станет вашим верным другом и помощником в жизни.

Беседа с классом:

Какой тезис выдвигается в тексте?
Какой вывод делается автором?
Какие советы дает нам автор?

Учитель: как же надо слушать музыку?

Ответы уч-ся: слушать музыку надо внимательно, не отвлекаясь. Надо слушать произведение от начала и до конца. Надо постараться понять, что хотел выразить композитор своим произведением. Чаще слушать серьезную музыку.

Учитель раздает детям памятки (полезные советы) “Учитесь слушать музыку”.

Учитесь слушать музыку.

Чтобы научиться слушать музыку, надо:

- внимательно, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение с начала до конца;
- постараться понять, что выражает музыка;
- чаще слушать музыку по радио и телевизору, посещать концерты;
- стараться запомнить понравившееся произведение;
- читать книги о музыке, композиторах и исполнителях.

3) Учитель: последняя страничка нашего урока – занимательная. Сейчас мы проведем игру “Угадай мелодию” и проверим, чему вы научились на нашем уроке. Вы должны угадать тему музыкального произведения, выбрав из трех вариантов ответов один правильный.

Звучит музыка Баха “ГИГА” (варианты ответов: тихое журчание ручья; шелест березки; шум водопада)
Звучит музыка Баха “Сарабанде” (варианты ответов: зимняя вьюга; сладкий сон; грустная осень)
Звучит музыка Моцарта “Турецкий марш” (варианты ответов: щемящая тревога; веселый праздник; турецкий марш)

Проверка выполнения задания, обсуждение вариантов ответов.

III. Заключительная часть урока.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием: рассказать о своем отношении к музыке (по плану и опорным словам)

План.

Любите ли вы слушать музыку?
Какие мысли и чувства вызывает у вас музыка?
Умеете ли вы слушать музыку?
Доставляет ли музыка вам радость?

Опорные слова: интересная музыка, источник радости, верный друг и помощник, становишься добрее и лучше, помогает вашим думам и воспоминаниям.

Заключительная беседа.

Что узнали нового на уроке?
В чем же заключена волшебная сила музыки?
Помог ли вам урок научиться слушать музыку?

Подведение итогов урока, выставление оценок.