Цели урока:
- образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом Ю. Буйды «Продавец добра»;
- провести комплексный анализ рассказа Ю. Буйды «Продавец добра».
- развивающие:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста на основе прозаического произведения;
- способствовать развитию навыков познавательной активности учащихся в процессе анализа и самостоятельной исследовательской работы;
- развивать речевые навыки учащихся;
- воспитательные:
- воспитывать чутье к слову писателя на основе анализа его произведения;
- воспитывать толерантность к поступкам другого человека, способность сопереживать;
- воспитывать культуру умственного труда учащихся.
Оборудование: портрет Ю. Буйды, рассказ Ю. Буйды «Продавец добра», таблицы.
Методы и приёмы:
1) метод объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового и исследовательского;
2) прием сопоставления.
Ход урока
Вступительное слово учителя
- Ребята, дома вы прочитали рассказ нашего современника Ю.Буйды «Продавец добра». Какое впечатление на вас произвел этот рассказ? (Обсуждение)
II. Анализ рассказа Ю.Буйды «Продавец добра»
- Как вы уже заметили, это маленькое по объему произведение, но в нем содержится очень глубокий смысл, понять который нам и предстоит на уроке. Для этого мы подробно проанализируем этот рассказ. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Начнем работу с анализа образа главного героя. Кто он? Что мы узнаем о его жизни?
Ответ: О жизни главного героя (Родиона Ивановича) мы узнаем с первых же строк: «Целыми днями Родион Иванович сидел в лавчонке на базаре, торговавшей скобяным товаром, - это был зимой и летом ледяной каменный мешок с единственным окном под самым потолком, - и грыз жареные семечки, чтобы пересилить тягу к табаку».
- Дома вы нашли значение словосочетания «скобяной товар». Назовите его.
Ответ: Это товар, связанный с производством легких железных изделий: скоб, крюков, замков, дверных задвижек и т. п. [2].
- Далее автор говорит нам о том, что у Родиона Ивановича была жена. Какой автор рисует нам образ этой женщины?
Ответ: Жена предстает как полная противоположность мужу.
- Найдите в тексте параметры, по которым автор противопоставляет этих героев. Предлагаю вам заполнить таблицу, которая находится у каждого из вас на столе.
Родион Иванович |
Жена Родиона Ивановича (жители городка) |
---|---|
Автор дал герою имя. Он подчиняется командам жены. Внешне он «тощий тип с печально-ласковым выражением лица». Он отвечает с одышкой. Он разговаривает с мухами. |
У героини нет имени. Она командует в лавочке. Внешне она «толстенькая энергичная бабешка». У нее хмурое выражение лица. Ругается, сквернословит. Она кричит на людей. |
Он не такой, как все Он не пьёт, не курит, не ездит на рыбалку Там, где Бог (светлая сторона), добро. |
Она типичная жительница городка Остальные пьют, курят. Там, где черт (тёмная сторона), зло. |
- Часть таблицы заполнена. В отличие от Родиона Ивановича, его жена не имеет ни имени, ни отчества. Как вы считаете, почему автор называет своего героя по имени-отчеству?
Ответ: Тем самым автор высказывает свое уважение к герою. В рассказе мы не встречаем имен и у других героев. Это еще раз подтверждает то, что наш герой выделяется среди серой массы жителей городка.
- Правильно. Как вы считаете, почему автор называет жену «толстенькой энергичной бабёшкой». Как вы думаете, почему по отношению к этой женщине автор выбирает именно это существительное? Что помогает выразить суффикс – ешк?
Ответ: Это существительное одновременно характеризует героиню как очень предприимчивую особу и помогает выразить негативное отношение к этой женщине. Суффикс помогает выразить пренебрежение к ней, подчеркнуть её незначительность.
- Слова каких частей речи усиливают негативное отношение читателя к ней?
Ответ: Мы сразу обращаем внимание на признак, характеризующий эту женщину и переданный именем прилагательным «толстая» и на её действия, выраженные с помощью причастий: «сыпавшая матерком и покрикивавшая на какого-нибудь неуклюжего мужика в тулупе, забившегося в угол». Создается ощущение, словно она вытягивает все жизненные силы из мужа. Давит на него. В ней нет ничего женского. Ничего другого автор не говорит о ней.
- Говорит ли автор о её отношениях с мужем?
Ответ: Из рассказа становится понятным только то, что она всегда им командовала и жила с ним даже после того, как он сошел с ума.
- Правильно. Как вы думаете, почему же автор не дает имени этой героине?
Ответ: Она этого не заслужила, потому что не совершила ни одного поступка, который бы вызвал уважение.
- А теперь попытаемся разобраться, почему автор дал именно такое имя своему герою. Дома вы нашли, что означает имя Родион.
Ответ: Это имя в переводе с греческого языка означает герой [1]. К нам это имя попало через церковнославянский язык. Когда-то давно так называли церковнослужителей, затем представителей знати, после чего имя стало распространяться и на рядовых жителей. Покровитель имени - святой Родос, монах, проживший много лет в одиночестве на далеком острове. Он хотел искупить грехи людей, предающихся земным радостям, не заботящихся о душевном состоянии. О монахе узнали уже после его смерти - по записям, которые он вел. Родоса причислили к лику святых [3].
- Совершенно верно. Раньше именем Родион называли священнослужителей, людей, не имеющих грехов и отпускающих грехи другим. Обратите внимание, что рядом с нашим Родионом Ивановичем живет женщина, которая, возможно, сама того не понимая, по привычке ругаться, произносит слово черт. И произносит она его, судя по всему, постоянно. Таким образом, и здесь мы можем противопоставить мужа и жену, муж находится там, где Бог, там, где нет греха, а жена – там, где темные силы. Она типичная жительница городка, поэтому можно говорить о том, что Родион Иванович противопоставлен не только своей жене, но и всем жителям. Чем он отличается от них?
Ответ: Родион Иванович бросил курить, старается пересилить тягу к табаку, он не пьёт.
- Верно. Такое поведение героя только подчеркивает его непохожесть на других и подчеркивает его одиночество. Он одинок, как тот самый монах, проживший много лет в одиночестве на далёком острове. И не смотря на то, что он сошел с ума, он тоже пытается искупить грехи людей, предающихся земным радостям, не заботящихся о душевном состоянии. Как вы считает, почему автор не рассказывает нам подробно о его жизни до того, как герой сошел с ума?
Ответ: Возможно, автор этого не делает потому, что жизнь героя до этого момента была однообразна и не представляла собой никакого интереса для людей городка и для рассказчика, от лица которого ведется повествование. Рассказчик – тоже житель маленького городка.
- Верно. Рассказчик пытается нам показать, как сама жизнь заставила маленького человека сойти с ума. Он говорит, нам что сегодня наша жизнь стала странной: для, того, чтобы быть добрым, человек должен сойти с ума. Как отреагировали жители городка на сумасшествие Родиона Ивановича?
Ответ: Они не поняли, почему Родион Иванович сошел с ума, потому что он был рожден здоровым и не пил. Только врожденная болезнь и пьянство, по их мнению, могли привести к сумасшествию.
- Во второй части рассказа мы узнаем о занятии Родиона Ивановича, прославившего его на весь городок. Расскажите о нем.
Ответ: Рассказчик говорит, что «из обрезков бумаги он клеил коробки чуть больше спичечного и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за спасибо».
- Что было в этих коробках?
Ответ: В них, по словам рассказчика, было «добро».
- Верно, в них было добро. Это слово является ключевым в рассказе. С этим словом читатель встречается уже в первой части рассказа. Найдите эти строки.
Ответ: «Усатый «черт» в мерлушковой шапке притопывал сапожищами на кирпичном полу, приговаривая: «Добра-то у вас как много… и откуда только берётся?» Выбравшись из склада с сепаратором в руках, Родион Иванович отвечал с одышкой: «Добра-то много – да добра нет»».
- Верно. Как вы понимаете эту фразу?
Ответ: В своих словах Родион Иванович противопоставляет понятия «добро материальное» и «добро духовное». Он говорит, что материальных ценностей у людей много, а духовного добра почти не осталось.
- Как вы считает, почему Родион Иванович продавал добро в коробках?
Ответ: С одной стороны, его действия, действительно, напоминают действия сумасшедшего, но, если вдуматься в их смысл, то мы поймём, что Родион Иванович очень хотел, чтобы у людей было добро. Он таким образом постарался его материализовать. И если добра нет в душе людей, то, может быть, оно будет, когда они его купят, как покупают обычные вещи, и тогда его станет больше на земле?
- Верно. Возможно, именно поэтому он и просил рассказчика не обижаться, когда продавал добро за деньги или за спасибо, ведь в качестве ему было достаточного и доброго слова. Как вы считает, почему автор фиксирует внимание читателя на том, как среагировал отец рассказчика?
Ответ: Скорее всего, это необходимо писателю для того, чтобы показать привычную реакцию жителя на появление в его доме Родиона Ивановича.
- Какова была реакция рассказчика на неожиданную покупку?
ОУ: Он осторожно открыл коробочку. Увидев, что там написано на дне, рассказчик убрал её и продолжает хранить до сих пор. Чернила на донышке высохли, но слово видно до сих пор. С годами рассказчик начал понимать, что слово «добро» обладает всего одним смыслом, и именно тем, который вложил в него несчастный Родион Иванович из затерянного на краю света городка.
- Почему автор указывает, что слово «добро» до сих пор хорошо различимо?
Ответ: Тем самым автор подчеркивает, что «добро» - это не просто сочетание звуков, а высшая, вечная ценность.
- Как вы думаете, для чего автор хотел поведать нам эту небольшую и грустную историю? Есть ли в ней что-то обнадеживающее?
Ответ: Обнадеживают слова рассказчика о том, что, спустя несколько лет, он все-таки понял истинный смысл слова «Добро».
III. Подведение итогов. Оценка работы учащихся на уроке
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие выводы вы можете сделать, проанализировав нашу работу?
IV. Объяснение домашнего задания
Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных пословиц:
Жизнь дана на добрые дела. (русская пословица)
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. (английская пословица)
Красота до вечера, а доброта на век. (русская пословица)
Используемая литература:
1. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь имен. – Нижний Новгород, 1996, 656 с.
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. М., 1996, 1216 с.
3. http://www.calend.ru/names/0/0/132/