Цели урока:
Оборудование к уроку:
- Выставка книг Н.В.Гоголя;
- презентация с упоминаемыми на уроке достопримечательностями города Санкт-Петербурга);
- диск с песней Александра Розенбаума "Невский проспект";
- план-кроссворд заочной экскурсии;
- магнитофон;
- опорная карточка (раздаточный материал);
- диск с "Лунной сонатой" Бетховена
Предварительная работа: до урока детям даны индивидуальные задания - подготовить выразительное чтение указанного эпизода или художественный пересказ; задание всему классу - подобрать из текста примеры со словом ДАЖЕ.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя о "Петербургских повестях"
"Петербургские повести отличаются богатством социального содержания. Гоголь изображает человека в его общественном положении, в его служебной деятельности. Рисуя "народонаселение" Петербурга, писатель подходит к нему индивидуально. Он внимательно всматривается в различные социальные категории столичного города. Здесь и чиновники разных рангов от высшей бюрократии до мелких служащих, и богатая знать, и городская беднота, и купцы, и нищие, и военные, и художники. Кругозор писателя расширяется. Перед Гоголем открывается картина общественно-материального неравенства, глубоких социальных противоречий, характеризующих жизнь большого города, который первым обнаружил признаки социально-экономических перемен, назревавших в стране. Внимание и симпатии автора привлекают люди обездоленные, испытывающие на себе гнет общественной несправедливости.
2.Постановка учебной задачи
Ребята, давайте сегодня совершим прогулку по Невскому проспекту, но не по тому проспекту, по которому гуляем сейчас мы, а по Невскому проспекту Гоголя, по которому гуляют усы и бакенбарды, фраки и чиновничьи мундиры, дамские рукава, похожие на воздушные шарики. Сейчас на Невском проспекте этого не увидишь. Он протянулся с запада на восток почти на 4,5 км - одна из старейших магистралей города на Неве. Сегодня, как и прежде, на Невский проспект стремятся все, кто любит искусство и музыку, кино, книги, театр. На Невском проспекте и прилегающих к нему площадях 6 музеев, 5 театров, Ленинградская филармония им. Шостаковича, 10 кинотеатров, несколько библиотек, книжные магазины (рассказ учителя идет параллельно с презентацией, в которой показаны все указанные достопримечательности).
Все достопримечательности, находящиеся на Невском проспекте рождались еще в XVIII - XIX веках. Уникальный по размаху и гармонии ансамбль Невского проспекта сложился в первой трети XIX века - в период расцвета Петербургского градостроительства. Создание архитектурных ансамблей Казанского собора и Адмиралтейства, площадей Михайловской и Александринской (ныне площадь Искусств и Островского) и других превратило Невский в одну из красивейших улиц мира. Строгие линии домов, монументальные храмы, дворцы, общественные здания, раскрытые к магистрали великолепные площади, ряды подстриженных лип, торцевая мостовая, которую современники восторженно называли "уличным паркетом", - таков был облик Невского проспекта, о котором Гоголь писал как об "улице - красавице нашей столицы".
Звучит песня в исполнении Александра Розенбаума "Невский проспект"
Итак, мы начинаем прогулку по Невскому проспекту Гоголя, по которому гуляют усы и бакенбарды, фраки и чиновничьи мундиры, дамские рукава, похожие, на воздушные шарики. Это все та же пестрота, с которой мы уже знакомы по "Сорочинской ярмарке". Но в "Сорочинской ярмарке" эта пестрая толпа сливается в единое целое, люди и вещи не мешают друг другу. Наша прогулка по Невскому проспекту будет иной, совершим мы ее при помощи повести Н.В.Гоголя "Шинель", а смотреть мы будем не на достопримечательности проспекта, а обратимся к человеку, маленькому петербургскому чиновнику, Акакию Акакиевичу, который бредет со службы через толпу фраков и мундиров, в конце повести умирает. В конце нашей прогулки мы должны ответить на вопрос: "Почему человек может быть так одинок среди людей?"
3. Заочная экскурсия по проспекту (работа с текстом)
1) Анализ эпиграфа к уроку. "Главное, чтобы человеку было стыдно". Какова связь между эпиграфом и повестью Гоголя?
2) На доске кроссворд (открывается постепенно)
У: Что мы узнаем с первых страниц повести? Где служил один чиновник?
Д: В департаменте (открывается слово в кроссворде, а дети записывают слово департамент в опорную карточку)
У: Итак, первая наша остановка в департаменте. Давайте познакомимся с одним чиновником, а с одним, потому что мы пока не знаем, как его зовут.
Д: Пересказ детьми эпизода о внешности "одного чиновника".
У: Мы знакомы с нашим героем, а теперь послушайте одни эпизод из текста: "Вряд ли где можно было найти человека, который жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, он служил с любовью. Там в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир:" Где с такой любовью служил Акакий Акакиевич?
Д: В департаменте, в канцелярии (открывается слове в кроссворде). Пересказ эпизода детьми.
У: Отсюда вопросы:
- Кто же такой Акакий Акакиевич?
- Как он переписывает бумаги?
Д: Он вдохновенен, как художник. Существует несоответствие состояния героя и рода его занятия.
У: - Кто виноват в этом?
- Была ли у Акакия Акакиевича возможность подняться до более высокого назначения?
Д: Возможен ответ детей о том, что ему предлагали повышение по службе, но он отказался.
У: Почему?
Д: Он боится большого мира, живет, замкнувшись в маленьком обжитом мирке, переписывая бумаги, и в нем он - поэт. И все же большой мир беспощадно врывается в этот мирок, пронзая его своим ледяным холодом.
У: О чем говорится в следующем эпизоде: "Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того:"? Что было сильным врагом?
Д: Петербургский мороз.
У: Давайте представим себе, что мы оказались на улице в холод и представим, как тяжело было обездоленным людям (открываем следующее слово в кроссворде - УЛИЦА, а дети записывают его в опорную карточку).
Д: пересказ эпизода о морозе.
У: Чем была для Акакия Акакиевича шинель?
Д: Защита от холода, престиж: воротник из куницы, пуговицы с двуглавым орлом.
У: Шинель - это для героя вопрос жизни и смерти, физической и социальной, у Акакия Акакиевича появляется цель и смысл жизни "построить шинель" (в опорной карточке, в разделе лексическая работа, дети объясняют свое понимание словосочетания "построить шинель").
- Давайте вспомним моменты душевного состояния Акакия Акакиевича, когда на нем была новая "Шинель".
- Каким героем в повести становится Акакий Акакиевич после появления на нем новой шинели?
Д: Романтическим.
У: Соответствует ли это жалкому существу?
Д: Нет, ведь рядом с ним нет близких людей. Именно шинель заменяет ему "подругу жизни", "друга", становится смыслом жизни.
У: А теперь обратимся к речи и понаблюдаем за построением фраз.
Д: Читают подготовленные примеры, в которых Гоголь использует частицу "даже".
У: В повести Гоголя "Шинель" эта частица использована 73 раза. Зачем?
Д: Это словечко помогает проявить абсурдность, разве может шинель стать подругой жизни, целью жизни.
У: Что значит абсурд? (дети пишут лексической значение этого слова в опорной карточке).
Д: Нелепость, бессмыслица.
У: Акакий Акакиевич обрел цель, но она слишком мала. А мир не предлагает ему других целей. Но и шинель у него отобрали. Давайте сделаем нашу последнюю остановку, свернем на площадь и посмотрим, как произошло такое происшествие (в кроссворде открывается слово ПЛОЩАДЬ, слово записывается в опорную карточку).
Д: Чтение эпизода "Кража шинели.
У: Видя Акакия Акакиевича, возникает мнение о том, что он идет навстречу смерти. Какие детали обращают внимание в описании площади?
Д: Пустыня, отсутствие людей (будочник где-то далеко), темнота.
У: Как можно графически показать эту картину? Произошло исчезновение человека, поглощение его стихией.
Д: Графическое рисование детьми под "Лунную сонату" Бетховена (в опорной картчоке)
У: Обоснование рисунков.
- Что нарисовал?
- Почему именно это?
Д: Ответы детей.
У: Акакий Акакиевич умирает. Чем страшна эта смерть?
Д: Чтение эпизода "Смерть Акакия Акакиевича".
У: Она равносильна исчезновению. Никто не заметил смерти человека, у челвоека отобрали его значение. Кто виноват?
4.Итог урока
- Что объединяет эпиграф урока с повестью?
- Почему человек может быть так одинок среди людей?
(Дети дают краткие ответы в опорных карточках, затем ответы выборочно зачитываются).
5. Взаимооценка (в опорной карточке дети оценивают работу на уроке своих одноклассников, в каждой категории должно быть написано не более 2 фамилий - выразительное чтение, художественный пересказ, активность на уроке, обоснование рисунков). На следующем уроке учитель оценивает детей.
6. Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: "Зачем понадобилась фантастика в повести Гоголя "Шинель"?
Прогулка по Невскому проспекту
(Тема "маленького человека" в повести Гоголя "Шинель")
Главное, чтобы человеку было стыдно.
(Из интервью с автором мультфильма
"Шинель" Ю.Норштейном)
План прогулки
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
Лексическая работа
1. "Построить шинель"________________________________________________
2. Абсурд___________________________________________________________
Графическое рисование эпизода "Кража шинели"
Проблемные вопросы
1. Какова связь эпиграфа с повестью Н.В.Гоголя "Шинель"______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Почему человек может быть так одинок среди людей?_______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Взаимооценка
Выразительное чтение_____________________________________
Художественный пересказ___________________________________
Активность на уроке______________________________________
Обоснование рисунков_______________________________________