Урок-исследование "Серебряный век. Символизм"

Разделы: Литература


Тема. Серебряный век. Символизм (приложение 1, слайд №1)

Цель: дать понятие о символизме, краткую характеристику поэтики и мировоззрения «старших символистов» и «младосимволистов»

I. Слово учителя (слайд № 2)

В японском городе Киото, монастыре Рёандзи, есть сад камней, созданный в XV веке монахами буддийской секты Дзэн. Аскетическая и таинственная красота сада на протяжении пяти столетий волновала воображение тех, кому волей судьбы довелось жить и умереть в этой обители. В уединении прогуливаясь по длинной веранде дома настоятеля, они с благоговением смотрели на посыпанную белым гравием прямоугольную площадку и на застывшие на ней каменные глыбы, обрамленные темно-зеленым мхом. Каждому из монахов хорошо было известно, что камней в этом саду – 15, но, сколько бы ни бродили они по веранде, в какой бы точке ее не останавливались, их глаза могли сосчитать только 14. Казалось бы, чего уж проще: гравий, мох и камни…. Но высокое искусство создателей сада сделало его тайной, разгадать которую не дано простым смертным.

Эта японская быль-легенда навевает раздумья о другой тайне: о яркой вспышке имен в искусстве, в частности литературе, о ярких человеческих судьбах, вспыхнувших и погасших; о коротком промежутке времени, именуемым «серебряным веком», в котором что ни судьба, то тайна.

II. Фронтальная беседа

  • Какой период времени принято называть серебряным веком?
  • Какая задача стояла перед деятелями искусства? (изобразить противоречивый характер времени, найти ответы на многочисленные вопросы современности)
  • Что было характерно для новой поэзии? (жизнь подчиняется законам искусства, и оно становится силой, преобразующей реальность)
  • Какое новое направление появляется в искусстве? (модернизм)

III. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из направлений модернизма –  символизмом.

1. Словарная работа

  • от какого слова произошло слово «символизм»

Символ – греч. Symbolon предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого – либо образа, понятия, идеи.

2. Работа в группах (анализ статей символистов, выделение главной мысли статьи) - чтобы понять, что такое символизм, кто такие символисты, каковы были их программы, манифесты (обращения общественных организаций, политических партий или литературных групп, имеющие программный характер) мы обратимся к статьям символистов.

а) Д.С.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892 год) (слайд № 3)

Ответ: «Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности»

б) К.Д.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» (1900 год) (слайд № 4)

Ответ: «Основные черты символической поэзии: особый язык, богатый интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение… трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая произведения, идет от абстрактного к конкретному, от идеи к образу, от картины к душе её, от образов к скрытой в них духовной идеальности» (тайные строки…)

в) В.Я.Брюсов «Ключи тайн» (1903 год) (слайд № 5)

Ответ: «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство  – то, что в других областях мы называем откровением. Создание искусства – это приотворенные  двери в Вечность»

г) А.Белый «Символизм как миропонимание» (слайд № 6)

Ответ: «Символ пробуждает музыку души. Задача нового искусства не в гармонии форм, а в наглядном уяснении глубин духа, вследствие чего оно кричит, заявляет, приглашает задуматься …»

3. Работа с учебником. Стр. 104 – 109


4. Анализ стихотворений

  • В.Брюсова «Творчество»
  • А.Белого «Мои слова»
  • К.Бальмонта «Я – изысканность русской медлительной речи…»
  • В.Иванова «Утро»
  • В.Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь…»

(Анализируя стихи, докажите, что они написаны символистами, найдите основные черты символической поэзии.)

Слово учителя. Символизм, как модернистское течение, развивался  не только в литературе, но и в музыке, живописи.

IV. Сообщения учащихся о символизме в живописи и музыке

  • работа с репродукцией Врубеля (слайд №7);
  • прослушивание отрывков из произведений Скрябина и Стравинского (слайд №8).

Какие ассоциации появились у вас при прослушивании этюда Стравинского?

V. Слово учителя (учитель с помощью наглядного пособия, в котором кратко изложена программа символистов, подводит итог разговору по теме) (слайд №9)

VI. Итог урока

Тест по теме «Символизм».

1. Символ – это …

а) поэтический образ, выражающий суть какого – либо явления
б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное избирательное значение
в) слово или оборот в иносказательном значении

2. Символизм – это…

а) направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа»
б) направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условности искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом
в) направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство, характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа

3. Кто был вдохновителем русских символистов?

а) И.Анненский
б) В.Соловьев
в) Ф.Достоевский

4. Что повлияло на раскол между символистами?

а) понимание (толкование) слова «символ»
б) лексическое значение слова «символ»
в) полемика по теоретическому обоснованию нового направления в искусстве

5. К какой группе относились поэты А.Белый, В.Иванов?

а) старшие символисты
б) младосимволисты

VII. Домашнее задание (на выбор)

  • Выступить в роли одного из поэтов – символистов и рассказать о себе и своем творчестве
  • Провести заседание поэтов – символистов на башне Вячеслава Иванова
  • Подготовить чтение стихотворения наизусть любого поэта с анализом
  • Художественный образ А.Блока.