Урок литературы в 10-м классе на тему "Приемы анализа лирического произведения"

Разделы: Литература


Цель:

1. Познакомить учащихся с различными приемами интерпретации стихотворения, используя компьютерные технологии.
2. Научить находить изобразительно – выразительные средства, с помощью которых создается настроение и художественный образ.
3. Способствовать развитию духовных качеств личности.

Оборудование:

1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор.
3. Тексты стихотворений.
4. Портреты поэтов и писателей, о которых пойдет речь на уроке.
5. Аудиозапись песни на стихи М.Цветаевой в исполнении А Пугачевой.

Ход урока

1. Слово учителя.

Одна из главных целей литературы – развивать духовные качества личности. Или, как мы часто повторяем вслед за А.С. Пушкиным, пробуждать в человеке человеческое. М Горький писал, что литература “действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство”. Проза помогает нам разобраться в жизни вокруг нас, поэзия – в жизни внутри нас. Именно поэзия способствует пробуждению чувств добрых. В чем же ее секрет? Что же такое лирическое стихотворение? Стихотворение – это некое эстетическое и психическое единство, выраженное в определенной словесной форме. В нем выражаются эстетические взгляды самого поэта, его ценностные ориентации, характер эпохи, душевное и физическое здоровье или нездоровье автора, своеобразие темперамента и даже черт характера творящей личности. Это литературоведческое определение, а вот как сами поэты и писатели говорят о процессе творчества.

2. Выступления учащихся.

1. И Бунин: “Какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство. Как рассказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет. Это истинное мучение”.

2. А.С. Пушкин “Осень”:

“И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем-
И тут ко мне идет незримый рой гостей
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

3. А.А. Ахматова.

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

4. М.И. Цветаева

Стихи растут как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
И на венцы и на апофеозы –
Один ответ: - Откуда мне сие?
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

3. Слово учителя.

Вот оно разнообразие характеров, темпераментов, эстетических принципов. Но, бесспорно, есть одно, что объединяет их. Лирическое стихотворение – это частица души поэта. Стихотворение несет в себе много информации и, чтобы ее получить, нужно владеть определенными приемами анализа текста. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Вопрос: Что главное в лирическом стихотворении?
Ответ: Настроение.

(Слайд №1. На экране две строфы из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”)

Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица. Проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
И ты печальная сидела-
А нынче…погляди в окно:

Первая строфа. Настроение радостное, приподнятое. Это настроение подчеркивают эпитеты (чудесный, прелестный) и восклицательные знаки. Поэт счастлив, здоров и весел. Его переполняет жизнь, и ему хочется поделиться этой радостью с любимой.

Вторая строфа. Вечор, вчера было по–другому: грустно, тяжело. Эпитеты “мутном”, “печальная”, “мрачное”. Сравнение “как бледное пятно”. 1829 год. Была ссылка, потеря друзей, опала.

Вопрос: Определяя настроение, на что мы в первую очередь обращали внимание?
Ответ: На время создания стихотворения, синтаксис, изобразительные средства.

4. Проверка домашнего задания. (Учащиеся приводят примеры эпитетов, сравнений, метафор и других изобразительных средств).

5. (Слайд №2. Учащиеся работают за компьютером. В деформированный текст стихотворения К. Бальмонта “Веселая осень” ученики вставляют свои эпитеты)

Щебетанье воробьев,
………. свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет границ.
Громы умерли на дне
……….. небес,
Весь……… огне
…………. лес.
Ветер……. Пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины ……… стал,
Песнь поет лучу.
В грезе…… я длю
………… струну.
Осень, я тебя люблю
Так же, как Весну.

На экране появляется полный текст стихотворения, который учащиеся сравнивают со своим вариантом. Такой прием соавторства способствует формированию навыка нахождения в тексте изобразительных средств и использования их в речи.

Щебетанье воробьев
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет границ.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю
Так же, как Весну.

6. Слово учителя.

Чтобы постичь смысл стихотворения, важно задействовать все свои органы чувств: зрение, слух, воображение. В этом нам поможет прием устного словесного рисования по следующему плану:

1. Я услышал.
2. Мне представилось.
3. Я вспомнил.

7. Чтение учеником стихотворения Н.Рубцова “Листья осенние”. (Отрабатывается прием словесного рисования)

8. Слово учителя.

Некоторые поэты для выражения настроения, смысла пользуются цветописью. Например, это очень характерно для С.Есенина. Каждый цвет у него соотносится с определенным образом и имеет свое значение. Белый, серебряный, золотой – природа, зеленый, синий, желтый – Родина. При этом мы можем использовать открытия психологов, утверждающих, что именно эти цвета лечат психику. Существует даже такое понятие – арттерапия (лечение искусством). Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый - на умственное, голубой – на эмоции.

(Учащиеся отрабатывают прием цветописи. Делятся на три группы. Каждая группа работает на компьютере со стихотворением С. Есенина, каждую строку обозначая определенным цветом.)

Так будет выглядеть стихотворение “Береза”, “Сыплет черемуха снегом”, “С добрым утром”

9. Слово учителя.

Для одних поэтов важен цвет, для других – звук. “Есть нечто в стихах, что важнее их звучания,” - говорила М.Цветаева. Для нее звук и смысл были единым целым. “Я пишу, чтобы добраться до сути, выявить суть. И тут нет места звуку вне слова”. Ее стихи очень музыкальны, поэтому очень органичны в песенном исполнении.

10. Прослушивание песни на стихи М.Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной” в исполнении А.Пугачевой.

11. Слово учителя.

Стихотворение можно нарисовать не только красками, но и через изображение предметов, выступающих в роли символов. Через расшифровку этих символов приходим к пониманию смысла стихотворения.

(На экране стихотворение М. Цветаевой “Август – астры”. К каждой строке рисуются предметы - символы)

В первой строфе мы видим пейзажную символику: звезды на земле (астры) и звезды на небе (земля и небо, день и ночь). Виноград – юг, рябина – север. Все это не соединить. Во второй строфе – яблоко и сердце. Это образы и библейские, и христианские, и античные. Символы жизни, любви. Если в 1 строфе август – это месяц, то во 2 – римский император, на это указывает эпитет “имперский”. Это мужчина, который поражает воображение героини, завладевает ее сердцем. От пейзажа автор переходит в область чувств. В 3 строфе поцелуи, розы – это страсть, любовь. Август – последний месяц лета. И любовь тоже последняя, потому особенно сильная. Звезды в этой строфе – это звезды в душе героини. Астры разноцветные. Разнообразные краски передают гамму чувств.

Вопрос: О чем же это стихотворение?
Ответ: О состоянии души, о любви.

12. Слово учителя.

Мы уже знакомы с планом комплексного (целостного) анализа стихотворения. (На экране показан план анализа)

Сегодня мы познакомились с разными приемами постижения смысла лирического произведения. И хотя интерпретация произведения – понятие очень субъективное, данные приемы помогут нам приблизиться к авторскому замыслу.

13. Домашнее задание.

Проанализировать стихотворение А.Фета “Шёпот, робкое дыхание” с использованием выше перечисленных приёмов.