Экспериментальные исследования в той или иной форме – непреложная составляющая в практике каждого педагога. Любой учитель стремится в своей педагогической деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Предмет моих экспериментальных исследований – инновационная технология “погружение” и ее практическая реализация на уроках русского языка и литературы.
О технологии “погружение” впервые стало известно после публикации книги педагога-новатора М. П. Щетинина “Объять необъятное” [Щетинин, 1986].
Первая важная характеристика данной технологии – принадлежность ее к технологиям концентрированного обучения.
Концентрированное обучение – это специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет изменения механизмов ее усвоения, структуры информации, форм ее предъявления или иного (отличного от традиционного) временного режима занятий [Селевко, 2005 : 112].
М. П. Щетинин предлагает развивать мыслительные способности учеников, совершенствуя чувственные формы восприятия. Педагог предлагает так построить учебный процесс, чтобы, кроме усвоения теоретического материала, была возможность развития других способностей ребенка: хореографических, художественных, музыкальных и т. д.
“Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.
Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.
Впервые элементы данной технологии я применила на уроках развития речи в 5 классе. Уроки развития речи проходят один раз в неделю. Такой, например, раздел, как “Текст” изучается в первой и второй четвертях, и такие важные понятия для понимания текста, как тема текста, идея, план разбиты, “разбросаны” на две четверти и изучаются в разные промежутки времени. Такое структурирование учебного материала не способствует целостному формированию у учащихся представления о тексте, а, наоборот, рассеивает их внимание, приводит к быстрому забыванию основных понятий темы. Нецелесообразно растягивать изучение этих важных тем на такой большой промежуток времени. Поэтому в пятом классе я проводила день-“погружение”, то есть четыре урока развития речи в один день. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, использовала технологию “погружение” и в более широком смысле: объединяла уроки темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; водила детей на прогулку в осеннюю рощу, где школьники наблюдали за окружающей природой, выразительно читали стихи на осеннюю тему. Своеобразный итог этого рабочего дня – подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тему.
К сожалению, не всегда есть возможность заниматься со школьниками только одним предметом за день. Приходится перестраивать расписание, договариваться с коллегами. Это создает определенные трудности. Поэтому в шестом классе я пошла по другому пути.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (к учебникам 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М, Шанского) предполагает такие уроки развития речи: сжатое изложение по отрывку из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на зимнюю тему в художественном стиле. Я решила добавить к этим урокам урок по литературе “В зимней сказке Анатолия Кыштымова” (региональный компонент) и соединить их в своеобразный блок, цель которого – подготовка к написанию сочинения. На уроке подготовки к написанию изложения мы не только учимся приемам сжатия информации, но и наблюдаем, как Н. В. Гоголь изображает ночь перед Рождеством, при помощи каких изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений) возникает пред нами сказочная картина зимнего пейзажа. На уроке “В зимней сказке Анатолия Кыштымова” мы одновременно знакомимся с творчеством хакасского поэта, нашего земляка, и изучаем своеобразный поэтический мир А. Кыштымова: рассматриваем авторские метафоры, эпитеты, постигаем поэтическое мастерство лирика. В результате, когда подходим к следующему уроку – уроку подготовки к написанию сочинения – описания пейзажа в художественном стиле на зимнюю тему, у ребят уже есть определенный “багаж знаний”: дети умело используют в сочинении эпитеты, метафоры, сравнения; подбирают эпиграфы из лирики А. Кыштымова. Приведу строчки из сочинений учащихся:
“Солнце превратилось в ярко-красный грейпфрут,
который проливает свой сок на белую землю. Воздух
морозный, свежий и окрасился в розовый цвет. Небо
вдали голубо – розового цвета. Заката кони
скачут по верхушкам сосен и сбивают снег с
ветвей. В глубине леса, там, где ветви почти
целиком заслоняют небо, лучи пробиваются сквозь
щели, и из-за того, что дует легкий ветерок, эти
лучи мелькают, как новогодние гирлянды”.
(Табаргин Евгений, 6 “Б”)
“Как хорошо гулять в этом снежном разлапистом
лесе! Погода прекрасная, можно кататься на
санках, кувыркаться в снегу и созерцать красоту
этого великолепного лазурного неба. А вверху на
соснах блестит снег, словно белоснежные ангелы
пролетали и обронили эти драгоценные алмазы на
верхушки деревьев сказочного леса”.
(Соловьев Анатолий, 6 “Б”)
“Идешь по лесным дорожкам и любуешься зимней
красотой. Каждый кустик похож на сказочный
персонаж. Лучики солнца проникают через падающие
снежинки, и они, словно сверкающие камушки, летят
на мрачную землю”.
(Кукарина Маргарита, 6 “Б”)
“Беленький кустик стоит себе, словно зайчик
пушистый. Снежинки, как всегда, танцуют свой
зимний танец”.
(Алиева Айдана, 6 “Б”)
“Утро. Зимний лес. Заря выходит над лесом. Лучи
солнца падают на деревья. Кусты в снегу похожи на
красивые таинственные цветы”.
(Темирбек Айжамал, 6 “Б”)
Таким образом, использование элементов технологии “погружение” на уроках русского языка и литературы способствует развитию связной речи учащихся, развивает их творческие способности и прививает любовь к родному языку.
В качестве практической части своей статьи приведу урок по литературе с элементами технологии “погружение”: “В зимней сказке Анатолия Кыштымова”.
Открытый урок: “В зимней сказке Анатолия Кыштымова”
Цели:
- Ознакомиться с биографией хакасского поэта Анатолия Кыштымова.
- Проанализировать стихотворения на зимнюю тему.
- Показать роль метафор в поэзии А. Кыштымова.
- Учить выразительному чтению стихотворений.
- Выработка умений восприятия поэтического мира через выражение чувств.
Оборудование урока: портрет писателя, выставка фотографий зимнего пейзажа, мультимедийное сопровождение.
Эпиграф к уроку:
Снег свихнулся, вьюга сдурела….
Ах, какой на земле карнавал!
Краски умерли, кроме белой –
Я такого еще не видал!
А. Кыштымов.
Ход урока
I. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный. Сегодня мы прикоснемся к тайне поэзии Анатолия Кыштымова.
- Ребята, а кто-нибудь может уже слышал о творчестве этого поэта? (Выслушиваем ответы детей).
Анатолий Кыштымов – гордость нашей хакасской земли и знать о его творчестве должен каждый житель нашей республики
II. Сообщение биографических сведений поэте. (готовят дети)
Первый рассказчик: В студеную ночь 10 февраля 1953 года в селе Московское Усть-Абаканского района родился у Марии и Петра Кыштымовых мальчик, которого назвали Анатолием. Вскоре родители переехали вглубь Боградской тайки в селеньице Пилорама. Все первые детские годы провел Толя в тайге, радуясь вечнозеленым хвойным деревьям, необычайно нежным в любую пору белоствольным березкам, где весной все полыхало от жарков, летом и осенью от ягод, грибов. В годы раннего детства Толя жил, удивляясь красоте окружающей природы: туманам, упавшим дождям, осенней листве, зимнему лесу, спящему под белоснежным пушистым покрывалом.
В тайгу вошел и замер удивленный,
И, распахнув глаза, застыл на миг!...
Среди травы, резной, густо-зеленой,
Открылся мне калейдоскопа мир!
О, сколь цветов! В траве благоухая,
Росой звеня, горя земным огнем,
В стволы деревьев радуги бросая,
Вдруг отразились на лице моем!
Красота природы Хакасии сформировала поэтический мир Анатолия, он с детства был воспитан гармонией природы, самым естественным образом он ощутил себя частицей этой красоты:
И вот поляна, а на ней,
Жарки качаются кострами,
Где синь небес, в тени ветвей…
Перед судьбой и перед нами…
Второй рассказчик: После переезда из Пилорамы в село Московское он увидел другую красоту: очарование озер, степей и понял: красота бесконечна, беспредельна.
Яркая особенность его таланта – радость от увиденного великолепия.
В поклонении красоте он и прожил всю свою короткую жизнь.
Любовь к поэзии У Анатолия Кыштымова проявилась рано. Первые стихи им написаны в одиннадцатилетнем возрасте. Писал он всегда на русском языке, потому что не знал языка своего народа.
В 1972 году Анатолий поступил в Абаканский педагогический институт, где продолжал писать стихи и начал печататься в студенческой газете “Народный учитель”.
Через четыре года он закончил институт, и тут его обступили многочисленные проблемы. Он никак не мог найти работу по специальности (учитель русского языка и литературы), пришлось работать оформителем в школе №11, 10, во Дворце Пионеров, На железнодорожной станции Абакан. Стихи его не брали печатать республиканские газеты, не хотели издавать отдельным сборником, коллеги по писательской организации обвиняли его в том, что он не пишет на родном языке, не принимали в Союз писателей. Не было своего жилья, он вынужден был снимать угол.
… Но стая чужая,
Взглядом проводит тебя невнимательным
И отвернется, не понимая…
В ночь на 7-е сентября 1982 года он добровольно ушел из жизни,…в 29 лет.
После смерти вышло 3 сборника его стихов. Только Анатолий этого не узнал.
III. Слово учителя.
Как случилось, что из жизни ушел человек, который любил ее более, чем кто-то другой. Любил в ней вечное и прекрасное: осень и зиму, весну и лето, высокое небо с солнцем, луной и звездами и “благодать Земли” с ее простором степей и дыханием тайги, с цветами и земляникой, речками и родниками, дождем и снегом, птицами и зверьем.
Тема нашего сегодняшнего урока: “В зимней сказке Анатолия Кыштымова”. За окном – зима, одно из прекраснейших времен года, восхищавшее многих поэтов, художников, фотографов .
Обратите внимание на выставку фотографий на зимнюю тему.
- Ребята, а вы любите зиму? За что? (выслушиваем ответы детей).
А мы сегодня понаблюдаем, что восхищало Анатолия Кыштымова в зиме, совпадает ли наше восприятие этого времени года с восприятием поэта.
Итак, красавица –зима.
IV. Выразительное чтение наизусть стихотворений подготовленными учениками; анализ стихотворений.
1) “Вот и зима”.
Вот и зима…
Опять пришла, блондинка,
Кусты обсыпала
Мельчайшим серебром.
Чудесной девушкой подбросила снежинки
И резко крутанула подолом.
На снег с небес
Слетаются снежинки,
Заката кони
Бродят по снегам,
Жуют снега, хрустят
И звонко динькают
Под небом бубенцы по вечерам.
- Кто она, зима, в стихотворении поэта? (чудесная
девушка, блондинка, которая обсыпает кусты
мельчайшим серебром, то есть…..снегом).
- Что это за прием художественной
выразительности? (метафора)
Метафора А. Кыштымова первозданна и неповторима. Это его и только его поэтическое освоение и воссоздание мира.
- А как вы понимаете эти строки:
Заката кони
Бродят по снегам,
Жуют снега, хрустят
И звонко динькают
Под небом бубенцы по вечерам.
- Что это за кони? А что за бубенцы?
(выслушиваем ответы учащихся. Наверное, розовые закатные блики, которые появляются в момент заката солнца, “кони жуют снега, хрустят”, то есть и снега окрашивают в розовый цвет. Слово “хрустят” напоминает нам о скрипе снега под ногами. Отмечаем прием “аллитерации” - сочетание согласных звуков [хр], [з], [в], [д], [б]).
Какие необычные метафоры. Они лепят, рисуют поэтический образ, показывают нам авторское видение поэта. И здесь необходимо вспомнить высказывание поэта: “Стихи надо писать. Всегда. Ведь поэты, будь то и зрелые, и начинающие, видят мир по-иному. И вот это умение донести до других, показать красочный мир, в котором мы живем, можно сравнить с родником, к которому приходят люди. Испив из родника, они становятся лучше и чище”.
2) - Ребята, а что самое чудесное в зиме? (когда падает снег).
Послушаем, как А. Кыштымов описывает это природное явление.
“Снегопад”.
От снегопада все оглохло,
Как будто выключили звук.
Исчезли возгласы и вопли,
И скрип шагов, и взмахи рук.
На зданиях исчезли крыши,
К закату, в сторону одну
Машины двигались неслышно
Пунктирной линией в снегу.
- А теперь представьте вечер, снегопад… Почему
все оглохло? (Все восхищаются этим прекрасным
состоянием природы, снегопадом).
- Как вы понимаете строчку “На зданиях исчезли
крыши”? (Пропали под снегом).
А теперь послушаем одно из самых прекрасных стихотворений о зиме “Опускаю руки в струи снега”.
Опускаю руки в струи снега..
Он идет с безумной высоты,
Опускаясь свадебно, несмело
На дома, на темные мосты.
Этот снег чудак. Он самый первый.
Самый-самый белый, как Любовь.
Ветер спрятался за белым деревом,
И щенок у дерева оглох…
Он сидит, чернеет, смотрит в небо,
От снежинок не уводит нос,
Думает, наверное, (наверное):
“Сколько белых мух, сколько стрекоз!”
Я беру снежинку, как ромашку…
“Любит ли, не любит”.. – ворожу…
Ты к окошку подбежишь в рубашке,
Крикнешь: “Мама! Снег!”
Я напишу…
В этом стихотворении – откровении ярко проступает личность поэта.
- А вы когда-нибудь опускали руки в струи снега,
ловили снежинки?
- А замечали, как животные реагируют на первый
снег в своей жизни?
А. Кыштымов показывает восприятие первого снега всем живым миром: человеком, щенком (он недавно родился и для него это первый снег, щенок удивлен, что это… мухи или стрекозы?) и ветром. Даже ветер не смеет нарушать зимнего волшебства (“Ветер спрятался за белым деревом”).
- “Ты к окошку подбежишь в рубашке” . Кто это “ты”?
(Обращение к вам, к детям. Или это образ маленькой дочери поэта?)
- Как называет А. Кыштымов первый снег? (чудак)
- Почему чудак?
Пришелец с неба, с “безумной высоты”, падает на черную грешную землю и приносит с собой нечто божественное, а затем тает в руках поэта. Тает.., но в душе оставляет вечную тайну, откровение.
Следующее стихотворение о зиме “Красота какая!”.
Красота какая! Тополя,
Все заснеженные, вверх уходят.
Снегом говорит с тобой земля,
Белые снежинки хороводят.
У лица парком их растоплю
Новыми словами на прощанье.
Словом прежним, ласковым: “Люблю”…
И вчерашним, старым: “До свиданья”..
Красота какая! Тополя,
Все заснеженные, вверх уходят.
Перед нашими глазами сразу возникает наш родной Абакан с вековечными тополями. Стихотворение небольшое по объему, но трогает душу.
- Ребята, как поэт создает сказочную зимнюю картину, при помощи каких изобразительно-выразительных средств?
Неповторимой и первозданной метафорой.
“Снегом говорит с тобой земля,
Белые снежинки хороводят” .
V. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы приоткрыли тайну поэзии замечательного хакасского поэта. Побывали в зимней сказке А. Кыштымова. Поэтическое видение А. Кыштымова, кажется, выплескивается, “выталкивается” из самых потаенных глубин его сердца, озаряя светом и волшебством все окружающее. В одном из стихотворений Анатолий скажет о себе: “Я – гость…”. “Гость” - на празднике природы. И если вдуматься в эту строчку, то понимаешь, что мы все гости на этой земле. Поэтому так важно увидеть, прочувствовать красоту рядом с собой и, может быть, донести эту красоту до других. Закончить урок мне хотелось бы словами поэта:
“Стихи надо писать. Всегда. Ведь поэты, будь то и зрелые, и начинающие, видят мир по-иному. И вот это умение донести до других, показать красочный мир, в котором мы живем, можно сравнить с родником, к которому приходят люди. Испив из родника, они становятся лучше и чище”.
Я надеюсь, что сегодня, “испив из родника” поэзии А. Кыштымова, мы тоже стали лучше и чище. Вы согласны?
Литература:
- Зуев 1999: Зуев Д. Улей должен родиться, или Соборная школа Щетинина. // Учительская газета. – 1999. - №18.
- Ибрагимов 2003: Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение в истории педагогики.// Народное образование. - 2003. -№ 9. – С.87 – 96.
- Ибрагимов 1993: Ибрагимов Г. И. Опыт концентрированного обучения в школе. // Народное образование. – 1993.-№ 4. – С. 27 – 30.
- Селевко 2005: Селевко Г. К. Педагогические технологии. – М : Народное образование, 2005. – С. 116 - 121.
- Щетинин 1986: Щетинин М. П. Объять необъятное. Записки педагога. – М : Педагогика. – 1986.