Цель:
- развитие у учащихся любознательности, пытливости, самостоятельности, любви к родному языку и литературе;
- расширение кругозора, познание тайн и загадок великого русского языка и литературы;
- воспитание чувства коллективизма.
Участники: четыре команды по семь человек.
Оформление: плакаты с высказываниями о русском языке и литературе. В центре зала название “КВН юных филологов”
Оборудование: музыкальные записи, раздаточный материал для проведения конкурсов, ручки, листы белой бумаги.
Ход мероприятия
Ведущий. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в клубе веселых и находчивых... Наш КВН будет проходить под девизом:
“В клуб пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей – гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!”
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для ВАС!
На сцену приглашаются команды:
- “Путешественники по сказкам” (8 класс),
- “Знатоки” (9 класс),
- “Интерпретация” (10 класс),
- “Грамотеи” (11 класс).
У команды - отличительные элементы костюма, эмблемы.
Выходят команды под песню В. Шаинского “Мы начинаем КВН”.
Ведущий. Внимание! Конкурс “Домашнее задание” будет проходить в течение игры. Команды за неделю до игры получили задание: переделать любую песню с использованием слов, связанных с русским языком и литературой. Жюри строго оценивает удачно подобранные слова.
1 конкурс “Визитная карточка”.
Представление команд (название и приветствие).
2 конкурс “ Зашифрованные фамилии”.
Каждая команда должна расшифровать по семь фамилий известных писателей и поэтов. Даны только гласные буквы. Участникам игры необходимо вставить согласные буквы, чтобы получить ответ.
- № 1. Ломоносов, Пушкин, Крылов, Гоголь, Фонвизин, Гончаров, Шолохов.
- № 2. Державин, Симонов, Грибоедов, Куприн, Чехов, Тютчев, Пушкин.
- № 3. Жуковский, Некрасов, Тургенев, Горький, Лермонтов, Толстой, Бунин.
- № 4. Лермонтов, Тютчев, Островский, Тургенев, Чехов, Крылов, Некрасов.
“Домашнее задание” команды “Знатоки”.
3 конкурс эрудитов.
Для каждой команды по три вопроса.
- Откуда взято выражение “как белка в колесе”? (Из басни Крылова “Белка”)
- Чье имя носит МХАТ? (Горького)
- Что означает выражение “Авгиевы конюшни”?
- За что А.Н. Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”)
- Кто такой Аника-воин?
- О ком эти строки: “Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”. (О Пушкине). Кто их произнес? (В.А. Жуковский)
- Объясните значение выражения “филькина грамота”.
- О каком романе Л.Н. Толстого Короленко писал: “Его герой - целая страна, борющаяся с нашествием врага”? (О романе “Война и мир”)
- Кто хотел “сбросить Пушкина с корабля истории”? (Футуристы)
- Что означает выражение “вавилонское столпотворение”?
- Кому принадлежат слова: “Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет”? (Пушкину)
- За какой сборник рассказов академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию? (За его третий сборник “В сумерках”)
“Домашнее задание” команды “Грамотеи”.
4 конкурс “Соколиный глаз”.
- Найдите в тексте и подчеркните слова, использованные в переносном значении. Как называется этот вид тропа?
Хороший ветер.
Я проснулся поутру.
Пляшет солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне ветер, ветер, ветер,
Сказал куда идти.
И мой хороший ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская)
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А.Громова)
5 конкурс смекалистых.
Ведущий читает задания, кто первым поднял руку, тот и отвечает.
1. Дана пропорция
Б = Д
? = П
Что должно стоять на месте вопросительного знака? (Т)
2. Задача – шутка. (Разыгрывают учащиеся 7 класса)
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуйте, отец!” - говорит боец. А старик ему отвечает: “Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. Около домика растет растение с чудным названием, с любого конца читай. И имя у моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли так, что хоть справа читай, хоть слева – все одинаково. Вот и разгадай”. Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова. (Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак)
3. Назовите два слова, начинающихся четырех согласных. (Встреча, взгляд, всплеск)
4. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
5. Заменить цифры словами
- 356 + 598 = 954
- К 518 прибавить 242 получится 760.
6. Какие местоимения самые чистые? (Вы-Мы-Ты)
7. Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке?” (Жил старик со старухой у самого синего моря)
8. Какое слово задумано: В нем приставка такая же, как в слове просвет. Корень такой, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Проиграл)
9. На какие три рода делятся литературные произведения? (Эпос, лирика, драма)
10. Что стоит посередине земли? (буква М)
11. Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-МЫ).
12. В каком слове 7 букв О? (обороноспособность)
13. Кто гоняет воробьев? (Воробьев)
14. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)
15. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)
16. Кто так жил?
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стране своей родной. (Мцыри).
17. Чем кончается день и ночь?(ь)
18. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
19. Какой фразой заканчивается комедия Фонвизина “Недоросль”? ( “Вот злонравия достойные плоды”).
6 конкурс капитанов.
Задание 1. С. Есенин – удивительный поэт…
Продолжите строки из его стихотворений:
Первый капитан: Белая береза … (“Береза”) Второй капитан: Еду. Тихо. Слышны звоны … (“Пороша”) Третий капитан: Черемуха душистая…(“Черемуха”) Четвертый капитан: Вот уж осень улетела…(“Зима”)
Задание 2.
Что было написано на плакате? _О_ _О _О_А_О_А_ _! (добро пожаловать)
“Домашнее задание” команды “Интерпретация”.
7 конкурс скороговорок.
Каждой команде дается по 2 скороговорки, они должны их прочитать быстро и правильно (на подготовку 3 минуты).
1. Осип охрип, Архип осип.
2. Кукушка кукушонку сшила капюшон.
3. С мышами во ржи подружились ежи, ушли в камыши, а во ржи – ни души.
4. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
5. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе.
6. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
7. В поле полет Фрося просо, Сорняки выносит Фрося.
8. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб.
8 конкурс любознательных.
(Загадки-складки.) Команды отвечают по очереди.
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное Р содержит он,
А называется … (перрон)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …(хоккей)
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада
А зовут меня …(прохлада).
На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс).Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна. Называюсь…(тишина)
На бахче у нас растет.
Как разрежешь – сок течет,
Свеж и сладок он на вкус,
Называется … (арбуз)
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный …(каталог)
“Домашнее задание” команды “Путешественники по сказкам”.
9. Подведение итогов. Поздравление команд. Награждение.