Урок творчества по литературе для 10-го класса по теме "Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева"

Разделы: Литература


Цель: с помощью заданий творческого характера проверить знание биографии И.С. Тургенева и содержания его романа "Отцы и дети".

Задачи:

1. образовательная: расширить представление о романе и его героях, углубить знания учащихся;

2. развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;

3. воспитательная: прививать интерес к творчеству великого писателя и русской литературе в целом.

Оборудование:

  • портрет И.С. Тургенева;
  • роман "Отцы и дети";
  • "шедевры" воспитанников;
  • образцы работ;
  • призы;
  • грамоты.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  • Задания для учащихся.
  • Создание "шедевров".
  • Организация выставки.
  • Представление и защита работ.

III. Подведение итогов.

  • Вывод.
  • Церемония награждения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня пройдёт открытый нестандартный "Урок творчества" по теме "Жизненный и творческий путь Ивана Сергеевича Тургенева".

Вам, ребята, были предложены десять заданий творческого характера. Вы выбирали любое и одновременно выполняли их на уроке. Каждый из вас старался и заслуживает аплодисменты и призы. Сейчас у вас есть возможность представить и защитить свою работу. Желаю удачи!

II. Основная часть.

Задания для учащихся:

  • написать творческое сочинение "Каким себе я представляю И.С. Тургенева?";
  • составить 10-15 вопросов для викторины, связанных с жизнью и творчеством писателя;
  • составить кроссворд по биографии и роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" (15-20 слов);
  • перечитать главу 13; выявить особенности речи Ситникова и Кукшиной; написать отсутствующий эпизод "Диалог Ситникова и Кукшиной о Базарове";
  • используя речевую характеристику Базарова, написать отрывок из дневника главного героя, охватывающий любой период из его жизни: в Петербурге, Марьино, Никольском, перед смертью;
  • нарисовать портрет великого классика и героев его романа;
  • подумать, кто из русских актёров смог бы сыграть главные роли в новой экранизации романа "Отцы и дети";
  • инсценировать какой-либо эпизод романа без слов, так чтобы другие учащиеся поняли содержание и смогли озвучить его;
  • дать новое название произведению и объяснить свой выбор;
  • окончить по-своему роман.

Образцы работ.

Творческое сочинение

"Каким себе я представляю Ивана Сергеевича Тургенева?"

9 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев в городе Орле, в дворянской семье. Детство его прошло в родовом имении матери Спасском-Лутовиново Орловской губернии.

Мать великого классика, Варвара Петровна, была волевой крепостницей, черты которой угадываются в повести "Муму". Она отличалась тяжёлым, деспотичным характером: наказывала и унижала сына, грозила лишить его наследства, а также издевалась над крепостными. Несмотря на строгое и грубое отношение матери, Ваня оставался мягким, ранимым и сентиментальным человеком, обладал душевным рыцарством, способностью отстаивать свои убеждения и прощать обиды.

Писатель получил хорошее домашнее воспитание, затем учился в Московском пансионе. Поступил в Московский университет, проучился год и перешёл в Петербургский, окончил его философский факультет. За границей он продолжил образование в Берлинском университете, хотел стать профессором философии.

Литератор побывал во многих странах: Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии.

За всю свою жизнь автор написал много произведений: "Параша", "Помещик", "Записки охотника", "Три портрета", "Дневник лишнего человека", "Постоялый двор", "Муму", "Яков Пасынков", "Переписка", "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды", "Нахлебник", "Холостяк", "Месяц в деревне", "Провинциалка", "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Дым", "Новь", "Стихотворения в прозе".

Мне нравится читать его пьесы, повести, рассказы. Когда я прочла роман "Отцы и дети", то задумалась о смысле жизни, духовных ценностях человека, истинной дружбе и безумной любви. Я не разделяю взглядов Базарова, но этот образ поражает меня своей неординарностью, независимостью, принципиальностью и умением отстаивать свои жизненные взгляды, каковым был и сам Тургенев.

Я знаю, что некоторые фильмы сняты по произведениям Ивана Сергеевича: "Муму", "Первая любовь", "Вешние воды", "Ася", "Накануне", "Дворянское гнездо", трижды "Отцы и дети".

Тургенев напоминает мне необычного, мудрого, величавого дядьку Черномора из "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина. Также писатель ассоциируется у меня с образом Савелия, святорусского богатыря из поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Он такой же добрый, умный, честный, трудолюбивый и справедливый человек. Именно таким я представляю себе Ивана Сергеевича Тургенева.

На портрете писатель изображён уже пожившим на свете человеком, познавшим вкус славы, имеющим много побед и поражений за плечами. Его глубокий, задумчивый взгляд устремлён вовнутрь себя и, конечно же, на всех своих читателей. В его глазах застыла печаль, тоска, видимо, из-за неустроенной личной жизни. Он, как могучий дуб, одинокий и многолетний, стоит среди ясной поляны.

В 1843 году Иван Сергеевич познакомился с известной французской певицей Полиной Виардо-Гарсия, приехавшей в Петербург на гастроли. Она поразила его своей красотой и превосходными вокальными данными. Выдающийся писатель ухаживал за ней, посещал её концерты, но Полина была замужем. А Тургенев был однолюбом: Их знакомство длилось около сорока лет, но, к сожалению, не вылилось в нечто большее. Не каждому дано так сильно и искренне любить, надеяться и верить. Не всякий человек смог бы испытывать такие светлые и безответные чувства. Видимо, Тургенев был очень терпеливым, великодушным и благородным человеком, ведь, как известно, он переводил критические статьи для мужа Полины Виардо.

3 сентября 1883 года умер талантливый человек - "гений культуры". Жаль, что судьба его сложилась именно так. Творец жил недолго, но достойно и замечательно. Если бы я была писателем, а Тургенев - героем моего романа, я бы изменила его жизнь к лучшему, но, увы, - это не в моей власти.

Иван Сергеевич Тургенев - великий классик и самобытный философ нашей русской литературы. Его произведения живут вне времени и пространства. Они всегда актуальны и востребованы для читателя.

Викторина.

Что вы знаете об отце Тургенева?

Отец писателя был отставным полковником. Он женился на Варваре не по любви, а по расчёту.

Какие жанры произведений Тургенева вы можете назвать?

Рассказы, пьесы, повести, романы, стихотворения в прозе.

Сколько рассказов в цикле "Записки охотника"?

25.

Кому посвящён роман "Отцы и дети"?

В. Белинскому.

Какие постоянные типы героев современники и исследователи обнаруживают в творчестве Тургенева?

Крестьянские типы, тип молодой дворянской девушки - "тургеневской" девушки, тип лишнего человека - Базаров, Инсаров, Рудин.

Какие современные Тургеневу критики оставили статьи о его творчестве?

Н. Добролюбов "Когда же придёт настоящий день", М. Антонович "Асмодей нашего времени", Н. Страхов "Отцы и дети", Д. Писарев "Реалисты", "Базаров".

Какие имена современных тургениеведов вам известны?

Ю. Лебедев, П. Пустовойт.

Почему скульптор Марк Антокольский назвал Тургенева "Юпитером"?

""Юпитер!" - было первое моё впечатление. Его величественная фигура, полная, красивая, его мягкое лицо, окаймлённое густыми серебристыми волосами, его добрый взгляд имели что-то ласкающее, но вместе с тем и что-то необыкновенное: он напоминал мне льва, одним словом - Юпитер:".

Какие языки знал писатель?

Французский, немецкий, английский языки. По мнению Мопассана, он знал все языки Европы.

Какие произведения русской классики великий писатель перевёл на французский язык, какие зарубежные произведения - на русский?

На французский язык он перевёл роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин", поэму М.Ю. Лермонтова "Мцыри", повесть Н.В. Гоголя "Коляска"; с французского на русский перевёл Ш. Перро, Г. Флобера, с немецкого - В. Гёте, с английского - Д.Г. Байрона.

Почему Дмитрий Мережковский назвал Тургенева "гением меры" и "гением культуры"?

Мережковский увидел главную особенность таланта Тургенева: его философичность, умение видеть и создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, но в любви, согласии и взаимопонимании.

Когда и от чего умер великий классик?

3 сентября 1883 года Тургенев умер от рака позвоночника. Он прожил 64 года.

Кроссворд

 

По горизонтали

1. Турецкая фетровая шапочка, которую носил П.П. Кирсанов. (Феска)

4. В каком городе родился автор романа "Отцы и дети"? (Орёл)

8. Имя младшего сына Николая Петровича. (Митя)

9. Убеждения человека, который отрицает всё. (Нигилизм)

12. Имя одного из предполагаемых прототипов Базарова. (Добролюбов)

13. Музыкальный инструмент, на котором играл Николай Петрович. (Виолончель)

14. Как звали борзую собаку в доме Одинцовой? (Фифи)

16. Фамилия базаровского ученика. (Ситников)

17. Под предводительством какого полководца служил дед Базарова (отец его матери) и чей портрет висел в гостиной Базаровых? (Суворова)

18. Фамилия губернского представителя, родственника матери Николая и Павла Петровича. (Колязин)

19. Имя приказчика в доме Базаровых. (Тимофеич)

20. Какой предмет изображает серебряная пепельница на письменном столе Павла Петровича? (Лапоть)

По вертикали

2. Фамилия героя, который читал "Цыган" Пушкина в романе "Отцы и дети". (Кирсанов)

3. Имя сына Аркадия. (Коля)

5. Имя матери Базарова. (Арина)

6. Что было вырезано на кольце, которое подарил Павел Петрович княгине Р. (Сфинкс)

7. Назовите фамилию женщины, которую Тургенев любил всю свою жизнь. (Виардо)

10. Название деревни Кирсановых. (Марьино)

11. Имя княгини Р. (Нелли)

13. Имя отца Евгения Базарова. (Василий)

15. Фамилия эмансипированной женщины. (Кукшина)

Отсутствующий эпизод.

Ситников. Ну, как вам, Eudoxie, мсье Базаров?

Кукшина. Ох, Victor, это такой серьёзный господин! Такой критик! Я его ужасно боюсь. Хотя знаете, его пристрастие к шампанскому: Он просто сибарит. Хоть и занимается химией. Чем он ещё занимается? Он женат? Почему он так небрежно отзывается о женщинах?

Ситников. Да, женщин он не жалует. Обвиняет их в глупости, и в неспособности мыслить, и плётку ему подавай! Зато он величайший человек. Не правда ли? Какая широта познаний! Какая свобода воззрения!

Кукшина. Он такой деспот! Ох, я говорю как какая-нибудь степная помещица. Почему это он так интересовался госпожой Одинцовой? Что в ней такого интересного? Отсталая женщина, да и всё.

Ситников. Она, конечно, не довольно развита: её надо с вами познакомить. Но при этом умница, богачка, вдова!

Кукшина. Victor, вы шалун! Расскажите мне ещё об этом господине. Он меня заинтриговал. Он что, не разделяет мнение Прудона?

Ситников. Вы не поверите, он не разделяет ничьих мнений. Говорит, что имеет свои. Ведь он нигилист! А я:

Кукшина. Я тоже ужасная нигилистка! Особенно не выношу, когда хвалят Жорж Санда. Как можно сравнить её с Эмерсоном? Так что вы сказали о Базарове?

Ситников. Я считаю себя его учеником и готовлюсь продолжить его дело в Петербурге.

Отрывок из дневника Базарова.

14 мая 1959 года. Марьино. Старички Кирсановы, у которых я гощу, - уездные аристократы. Николай Петрович, правда, добряк, славный малый, но всё равно отставной человек. Это ж надо, отцу семейства сорок лет, а он Пушкина цитирует, на виолончели музицирует. Смех, да и только. А перед Аркадием он определённо заискивает, трусит. В хозяйстве явно ничего не смыслит.

А уж Павел Петрович чудаковат. Щёголь деревенский. Ногти хоть на выставку посылай!

7 июня. Губернский город ***. Встретил на балу сегодня фигуру. На остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал давно. Интересно, к какому разряду млекопитающих она относится? Завтра Аркадий везёт меня к ней в гостиницу.

8 июня. Что это я так сконфузился? Бабы испугался? Но она-то какова? Как это она себя заморозила. Ей бы корону носить. Какое богатое тело! Надо будет поехать к ней. Только уж следует мне держать ухо востро, а то она ой-ой-ой!

23 июня. Никольское. Может, она мне нравится? Тогда нужно добиться толку. Но ведь нельзя! Значит, надо отступить, отвернуться. Почему же я не могу? Ведь я самоломаный, не неженка, не романтик.

Без даты. Вчера ездил в деревню. Привезли тифозного мужика. Я и попросил уездного врача, чтобы разрешил мне участвовать во вскрытии, ну и порезался. Боюсь, заразился я. Голова болит, аппетиту нет, жар. Через несколько дней повезёт меня старик хоронить. Бедная мать!

Иллюстрации к любому эпизоду романа.

Спор отцов и детей. Признание в любви Базарова Анне Одинцовой. Смерть главного героя.

Новые актёры и их главные роли в фильме "Отцы и дети".

Евгений Базаров - Виктор Раков, Аркадий Кирсанов - Евгений Миронов, Николай Петрович - Лев Дуров, Павел Петрович - Юрий Соломин, Анна Одинцова - Евгения Добровольская.

Инсценировка эпизода без слов.

Дуэль Базарова и Кирсанова.

Базаров тихонько двинулся вперёд, и Павел Петрович пошёл на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета: "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов:" Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновение раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил ещё раз и, не целясь, подавил пружинку.

Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукой за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.

- Вы ранены? - промолвил он.

- Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович, - а это пустяки. По условию каждый имеет ещё по одному выстрелу.

- Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану.

Новое название романа.

Я бы озаглавила роман по-другому, например, "Две эпохи", поскольку это название, на мой взгляд, более точно отражает конфликт отцов и детей.

Произведение "Отцы и дети" на новый лад.

Павел Петрович Кирсанов, отчасти, дублирует судьбу своего автора. Я бы изменила её в лучшую сторону: сделала бы его более счастливым человеком.

Выполнение творческих заданий учащимися, создание "шедевров".

Организация выставки.

Представление и защита работ.

III. Подведение итогов.

Вывод.

Иван Сергеевич Тургенев - великий писатель эпохи XIX века! Читать его произведения - значит, уважать и почитать труд достойного человека, человека, обычного, но необыкновенного! Любите, ребята, его творчество!

Церемония награждения.

Приложение 1, приложение 2.