Литература
-
Урок-исследование "Серебряный век. Символизм" 2009
Основная цель урока-исследования: ввести учащихся в мир «серебряного века», познакомить с одним из течений века – символизмом, эпохой поисков в политике, экономике, культуре. Учащиеся изучают статьи символистов, анализируют их стихи, «вслушиваются» в музыку этого периода, «всматриваются» в произведения живописи, делают самостоятельные выводы.
-
Внеклассные мероприятия по литературе 2009
Литуратерно-музыкальная композиция даёт возможность учащимся прикоснуться к творчеству А.С. Пушкина, почувствовать духовное богатство и нравственную красоту творчества поэта; поможет воспитать любовь к родной природе и русскому языку, веру в красоту и величие человеческого духа, увидеть связь творчества А.С. Пушкина с днем сегодняшним.
-
Урок творчества по литературе для 10-го класса по теме "Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева" 2009
Урок позволяет раскрыть индивидуальные творческие способности воспитанников, поскольку задания им предлагаются на выбор.
-
Урок-игра по литературе "Поле чудес". Тема: «Биография и роман "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского» 2009
Нестандартный урок-игра предназначен для учащихся 10-го класса. Первый тур посвящен биографии писателя, все последующие – содержанию романа.
-
Театральный урок в 5-м классе. Сказка Гофмана "Щелкунчик" 2009
С помощью театрального искусства у учащихся воспитываются лучшие черты характера главных героев сказки: верность, мужество, доброта, любовь и сострадание к ближнему.
-
Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по сказке Гофмана "Щелкунчик" на музыку П.Чайковского 2009
Театральный урок по сказке Э.Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король". На уроке звучала музыка П.Чайковского к балету "Щелкунчик". Возникла идея написать музыкальное сочинение, в котором ребята попытались ответить на вопросы: В каких сценах художественное слово соединилось с музыкой, гармонично совпадало с ней? Какие музыкальные темы появились?
-
"На чём держится мир?" Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова "Чучело" (6-й класс) 2009
Урок позволяет раскрыть жизненные позиции героев повести В. Железникова "Чучело", выявить отношение учащихся к каждому из них; преподнести уроки достоинства и человечности; пробудить интерес к творчеству писателя.
-
Сценарий вечера "Декабристы" 2009
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
-
Индивидуально-ориентированный план - основа индивидуально-ориентированного способа обучения 2009
В статье представлен индивидуально-ориентированный план по русской литературе для учащихся 6-х классов.
-
Личностно ориентированное обучение на уроках литературы 2009
Особенностью личностно ориентированного урока является взаимодействие учащихся на уроке; им предоставляется свобода выбора заданий по содержанию, виду, форме.
-
Интегрированный урок (география+литература) "С Гумилевым по Африке" 2009
Цель урока: обобщить знания по материку Африка, показать экзотическую природу Африки глазами поэта-романтика, используя цикл стихов "Шатер" и "Африканский дневник"; через поэзию Гумилева раскрыть особенности быта, традиций и культуры народов африканского континента. Закрепить навыки работы с картами атласа, умение сопоставлять и анализировать.
-
За семью печатями 2009
Методическая разработка предназначена для проведения предметных мероприятий гуманитарного цикла или при организации классных часов. Материал, включенный в игру, посвящен А.С. Пушкину. Отвечая на вопросы заданий, учащиеся смогут понять, чьё имя зашифровано в игре.
-
История басни 2009
Работа относится к творческой работе по литературе в 7-м классе (программа Т.Ф. Курдюмовой). Работа может быть использована как во время начала знакомства с баснями (1-й урок по теме), так и на заключительном уроке (подведение итогов). Прослеживается история возникновения басни с древних времен до современности.
-
Прогулка по Невскому проспекту (тема "маленького" человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2009
Изучение произведения с использованием приема, который называем графическим рисованием. Дети графически изображают эпизод кражи шинели под музыку Бетховена.
-
Сказка Евгения Шварца "Два брата". Обобщающий урок по предмету "Литературное чтение" (4-й класс) 2009
Обобщающий урок по теме направлен на обогащение нравственного опыта ребенка, формирование его представлений о добре, отзывчивости, дружбе в семье.
-
Урок "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Пророк" 2009
Урок входит в систему уроков по лирике А.С. Пушкина и построен в соответствии с технологией ТРКМЧП. Предусмотрено использование следующих приёмов: инвентаризация, стратегия «До и после», мозговой штурм, «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний», сопоставительный анализ стихотворений, составление таблицы, синквейн. Урок преследует цель обучения анализу лирического стихотворения, формирования навыков сравнительного анализа текстов, а также развития творческих способностей и монологической речи учащихся.
-
Урок литературы с профориентационным компонентом в 6-м классе по теме "Формула жизни Андрея Платонова по рассказу "В прекрасном и яростном мире" 2009
Занятие, целями которого являются: знакомство с жизнью и творчеством писателя Андрея Платонова, объяснить «формулу жизни» Андрея Платонова, совершенствование умения анализировать прочитанный текст, строить полный ответ, слушать друг друга и др.
-
КВН юных филологов 2009
Материал поможет организовать и провести в необычной форме не только внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы, но и обобщающий урок по русскому языку и литературе.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Приемы анализа лирического произведения" 2009
Уроки литературы способствуют формированию умения мыслить образно. Уметь образно мыслить – это значит иметь понятия, суждения, умозаключения об окружающем мире, это способ освоения действительности. Рассмотрим несколько приемов, способствующих проявлению творческого, порой нестандартного подхода к толкованию (интерпретации) художественного текста: иллюстрирование, словесное рисование, соавторство, цветопись.
-
Урок-путешествие пушкинскими маршрутами "Если ехать вам случится…" 2009
Сближение учебных дисциплин позволяет глубже усваивать учебный материал. Этим достигается и систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет. Так традиционно циклы интегрированных уроков и занятий, посвященных творчеству А.С. Пушкина, проводятся ко дню 19 октября. Ниже представлен конспект такого занятия.
-
Тема праведничества в русской литературе. Н.С. Лесков "Очарованный странник" 2009
Урок литературы, на котором подробно рассматриваются проблемы, понятия, значения, темы и др. в повести Н.С. Лескова.
-
Урок внеклассного чтения "Волшебная сила музыки" 2009
Статья, в которой раскрывается роль музыки в жизни человека на примере произведений Паустовского, Короленко, Астафьева, Куприна. Воспитывается интерес к классической музыке.
-
Образ Родины в лирике М.Волошина (11-й класс) 2009
Урок продолжает знакомство одиннадцатиклассников с жизнью и творчеством уникального поэта XX века Максимилиана Волошина.
-
Элементы инновационной технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе 2009
Характеристика принципов технологии "погружение": концентрированный характер, совершенствование чувственных форм восприятия, длительность занятия одним словесно-знаковым предметом. Первый опыт применения элементов технологии погружения на уроках развития речи в 5-м классе. Применение элементов технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе. Конспект урока по литературе с элементами технологии "погружение": в "Зимней сказке Анатолия Кыштымова".
-
Комплексный анализ рассказа Ю.Буйды "Продавец добра" 2009
Предлагаемый урок помогает закрепить умения и навыки анализа художественного текста на основе прозаического произведения; способствует развитию навыков познавательной активности учащихся в процессе анализа и самостоятельной исследовательской работы. Рекомендуется использовать в качестве урока внеклассного чтения на уроках литературы в старших классах.
-
Тема неравного брака в искусстве 2009
На занятии рассматриваются уже знакомые по школьному курсу литературные произведения, картины русских художников 19 века, музыкальные произведения (знакомые и незнакомые), кинофильмы (вернее, телесериалы), форум в Интернете «Неравный брак, или брак по расчету».
-
Конспект урока по литературе на тему «Кто в "Песне про царя…" является настоящим героем?» по произведению М.Ю. Лермонтова 2009
Материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения «Кто в «Песне про царя…» является настоящим героем?" по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Работа над композицией, над средствами выразительности, проблематикой произведения приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора, позволит решить следующие задачи: показать мастерство Лермонтова, обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа, воспитание и семейный уклад того времени; обсудить проблему долга и чести в поэме, совершенствовать навыки работы на уроках литературы с использованием информационных технологий.
-
Урок литературы в 10-м классе. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова 2009
Содержание материала урока имеет большое познавательное и воспитательное значение. Аналитическая работа с таблицей по лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова способствуют развитию логического мышления, умению обобщать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
-
Урок-мастерская в 10-м классе "Базаров — нигилист!?" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Урок может быть проведен в составе темы «Образ Базарова». На уроке-мастерской систематизируются знания по содержанию романа, развиваются навыки критического мышления учащихся. Данный урок позволяет по-новому взглянуть на проблематику романа Тургенева, показать актуальность романа в наши дни.
-
Внеклассное занятие по чтению с использованием ИКТ. Игра "Кто хочет стать победителем?" 2009
Внеклассное занятие по чтению в форме интеллектуальной игры с использованием ИКТ для 2-го класса. Направлено на развитие кругозора детей и воспитание читательской активности.