Цель (слайд 2): привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить свои отношения с родителями на адаптивной основе.
Задачи:
- Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
- Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.
- Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся.
- Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книжная выставка, оформленная доска, телевизор, DVD, диск DVD «Литература 5–11 классы», диск DVD с художественным фильмом «Война и мир», «Анна Каренина», аудиомагнитофон, аудиокассета с записью музыки.
Эпиграф: (слайд 3) «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).
Предварительные задания к уроку (слайд 4)
- 1-я группа систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».
- 2-я группа изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.
- 3-я группа анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир».
Несколько учащихся готовят индивидуальное задание с использованием презентации: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
В каждой группе есть свой руководитель, заранее подготовленный сильный ученик, который делает обобщение материала по теме. В конце урока он сдает листы с предварительными оценками ответов учащихся своей группы.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя (слайд 5) .
– Что такое семья? Слово это понятно всем, как
слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с
первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с
каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это
дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы,
труды и радости, несчастья и печали, привычки и
традиции.
И сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль
играла семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого.
2. Слово учителя: (слайд 6)
«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю
о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню,
но которая осталась для меня святым идеалом…»
(Л.Н.Толстой).
Л. Н. Толстой, лишившийся матери 18-ти месяцев
отроду, бережно собирал и хранил в памяти все, что
удалось ему узнать о ней от родных. В
«Воспоминаниях» он написал: «…все, что я знаю о
ней, все прекрасно…»
Мария Николаевна обладала незаурядным
творческим даром: была превосходной
рассказчицей – сочиняла увлекательные
волшебные истории и сказки, – отличной
музыкантшей, писала и переводила стихи.
Мария Николаевна и Николай Ильич стремились дать
своим детям – их было у них пятеро: Николай,
Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Мария – воспитание
свободное, гуманное, патриотическое.
Нравственный и интеллектуальный облик
родителей, достигнутое ими семейное счастье –
вот то, что определяло особую атмосферу Ясной
поляны, где были заложены те истоки «чистоты
нравственного чувства», так восхитившие
впоследствии Н.Г.Чернышевского в первых
произведениях Толстого.
Лев Николаевич всегда с любовью вспоминал о
своих родителях, которых потерял в раннем
детстве. Черты их жизни и характеров он
запечатлел в своих произведениях. Облик Марии
Николаевны угадывается в поэтическом образе Маman
в повести «Детство».
Работа первой группы (слайд 7)
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» (Л. Н. Толстой).
Эпиграф: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой).
Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».
МАТЬ (слайд 8)
1. Какие события происходят в главе «Маман»?
Какой мы видим здесь мать?
2. Какое общее впечатление от матери остается в
этой главе?
3. Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета
матери?
4. Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни?
Как она встречает близкую смерть?
ОТЕЦ (слайд 9)
1. Что мы узнаем об отце из главы «Папа»?
2. Какие две страсти отмечает Толстой в отце в
главе «Что за человек был мой отец»?
3. Как отец относится к людям? Любили ли его
окружающие?
4. Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость
и счастье? Для чего живет этот человек?
5. В какой атмосфере жил Николенька?
(Ассистент обобщает).
Учитель обобщает. (Данный материал
учитель использует как при обобщении во время
работы группы, так и при итоговом обобщении). В
этом произведении Толстой не дает ясного
портрета матери, так как у него остались в памяти
только общие впечатления чего – то очень доброго
и ласкового.
Мать изливает любовь и нежность на ребенка. И, как
всякая мать, она боится оставить его сиротой:
«Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби
меня, никогда не забывай. Если не будет твоей
мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь,
Николенька? – она еще нежнее целует меня».
Материнская нежность рождает в душе Николеньки
чувства бесконечной любви и счастья; и из глаз
его льются ручьями слезы любви и восторга» к
«голубчику» и «душеньке» маменьке.
И эта горячая детская любовь к матери исторгает
из души ребенка первую, чистую, от сердца молитву
о матери и отце: «Спаси, Господи, папеньку и
маменьку».
Прочитаем разговор родителей: ведь это спор на
грани конфликта, но как он тактичен и деликатен! И
отец проявляет чувство такта, закончив разговор
улыбкой и шуткой. Как ведет себя мать? Деликатна и
тверда одновременно, с чувством собственного
достоинства. Она умеет отстоять свое мнение и
право на свою внутреннюю жизнь.
А каким человеком был отец? Для папа удобство и
наслаждения в жизни – главное, у него нет дела,
которое бы его занимало (мы видим, какой он
помещик), ни серьезных увлечений, ни цели в жизни,
не сделал он и военной карьеры. Он живет для себя,
для своих удовольствий и этим счастлив (хотя
по-своему любит жену и детей, но себя – больше,
замечают дети).
Первозданная чистота, свежесть чувств,
доверчивость детского сердца, искренность любви
к ближним – вот что такое счастье детства для
Толстого. Но Лев Николаевич не скрывает и теневых
сторон детских лет. Николенька – главный герой
трилогии догадывается о неблагополучии во
взаимоотношениях родителей, о том, что жизнь не
так безоблачна и радостна, какой она казалась в
те дни, когда его от всех невзгод оберегала
любовь матери. Он глубоко огорчается,
сталкиваясь с проявлениями жестокости,
неискренности. Ему тяжело и неприятно находить
эти качества у своих родных – бабушки и отца, у
гувернера. Но все же Толстой всегда видел в
детстве лучшую пору жизни человека.
В какой атмосфере жил Николенька? Это атмосфера
любви, радости и счастья. Николеньку любили все:
мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.
Мальчик окружен любовью, живет в доброй хорошей
семье (все сложности взрослой жизни открываются
ему уже через годы), наверное, и жизнь должна быть
легкой, беззаботной и счастливой.
По мысли писателя, все, что случается с ребенком,
по мере взросления, всецело зависит от
воспитания, от влияния на него среды и
обстоятельств.
Работа второй группы (слайд 10)
Лев Николаевич Толстой и его семья
Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).
Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.
(Ассистент обобщает).
Учитель обобщает (слайд 11). О своем
детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о
чем – то особенно светлом, прекрасном,
гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить
землю такими святыми, как я только могу
вообразить себе, но только, чтобы не было детей,
или такими людьми, как теперь, но с постоянно
прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», –
так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким,
населенным детьми, был его дом».
Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже»
его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого
дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая
помощница в литературных делах мужа, Софья
Андреевна по праву могла считаться истинной
хранительницей очага толстовского дома. Дети
знали, что для них делает мама: она следит за едой,
шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит»
куколок или составляет гербарий, она и ругает,
если промочены сапоги по утренней росе.
Но ребятам не было известно, что по ночам она
часто просиживает по три – четыре часа над
рукописями отца, что она много раз переписывала
своей рукой главы «Войны и мира» и других
произведений.
Дети были уверены, что мама не может уставать или
быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани,
для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.
Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая
это была удивительно самоотверженная женщина,
мать и жена.
А вот как вспоминал один из сыновей Льва
Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В
детстве у нас было совсем особенное отношение к
отцу. Для нас его суждения были беспрекословны,
его советы были обязательны. Я плохо выдерживал
взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а
когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог
солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам,
хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он
не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни
излишне ласковыми словами. И тем не менее дети
всегда ощущали его любовь!»
Сергей Львович писал: «В детстве наше первое
удовольствие состояло в том, чтобы отец
занимался нами, чтобы он взял нас с собой на
прогулку, по хозяйству, на охоту или в
какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь
рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда
не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и
уж крайне редко он раздражался. Он поправлял,
делал замечания, намекал на недостатки, шуткой
давал понять, что поведение за столом не ахти
какое и заодно рассказывал такой случай или
анекдот, который содержал соответствующий намек.
Он мог так пристально посмотреть в глаза, что
взгляд этот действовал сильнее любого
приказания. Наказание же выражалось обычно в
«немилости»: не обращает внимания, не возьмет с
собой на прогулку».
В семье была прочная традиция читать вслух.
Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал
огромное значение. Он советовал не спешить
читать шедевры классики, считая, что, повзрослев,
они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому
Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно
поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил
сам.
Работа третьей группы (слайд 12)
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Эпиграф: «Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, были семейные». (Н.Страхов).
Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Слово учителя. «Есть вечные песни,
великие творения, завещаемые из века в век»
(А.И.Герцен). К числу таких творений принадлежит и
роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Мы открываем
страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и
бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет
ту жизнь, которую он называет «настоящей». Будучи
сам в неустанном поиске истины, писатель считал:
«Чтобы жить честно, надо путаться, биться,
ошибаться, опять начинать и бросать… И вечно
бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для
чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы
каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь
человеческой души, Толстой утверждал, что «люди
как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток
этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.
Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа.
Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его
героев связывают родственные, дружеские,
любовные отношения; нередко их разделяет
взаимная неприязнь, вражда.
На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с
семейными гнездами главных героев: Ростовыми,
Безуховыми, Курагиными, Болконскими. «Семейная
идея « находит свое наивысшее воплощение в
укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между
близкими людьми этих семейств.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали
в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня
разобраться, какая семья для Толстого – идеал,
какую семейную жизнь он считает «настоящей».
Работа третьей группы по вопросам.
Семья Ростовых (слайд 13)
1. Какой вариант семейственных, родовых связей
приемлем для Толстого?
2. К какому типу семьи примыкают Ростовы?
3. Что значит для них родительский дом? В каких
ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Каковы взаимоотношения родителей и детей?
Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.
Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?
(Ассистент обобщает)
Учитель обобщает. Л.Н.Толстой стоит у
истоков народной философии и придерживается
народной точки зрения на семью – с ее
патриархальным укладом, авторитетом родителей,
их заботой о детях. Духовную общность всех членов
семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а
близость матери и дочери подчеркивает одним
именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у
Толстого, тот природный камертон, по которому
будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа,
Николай, Петя. Их объединит важное качество,
заложенное в семье родителями: искренность,
естественность, простота. Открытость души,
радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома,
эта способность Ростовых притягивать к себе
людей, талант понять чужую душу, умение
переживать, сочувствовать. И все это на грани
самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать
«слегка», «наполовину», они всецело отдаются
чувству, завладевшему их душой.
Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой
показать, что все ее таланты реализуются в семье.
Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и
любовь к музыке, и способность к самой искренней
дружбе и любви; она научит детей самому главному
в жизни таланту – таланту любить самозабвенно,
забывая порой про себя; и учеба эта будет
проходить не в форме нотаций, а в форме
ежедневного общения детей с очень добрыми,
честными, искренними и правдивыми людьми:
матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье
семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом
добром и самом справедливом человеке рядом с
собой. У Пьера эта мечта сбылась…
Как часто употребляет Толстой слова «семья»,
«семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким
теплым светом и уютом веет от этого, такого
привычного и доброго всем слова! За этим словом –
мир, согласие, любовь.
Слово учителя. А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых горах.
Работа третьей группы по вопросам.
Семья Болконских (слайд 14)
1. Каковы взаимоотношения между членами семьи
Болконских? Составляют ли они «породу», как
Ростовы? Что общего у них у всех?
2. Что скрывается за внешней суровостью старика
Болконского?
3. Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в
изображении внутреннего и внешнего облика
Болконских.
4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал
семьи?
5. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
(Ассистент обобщает).
Учитель обобщает. Отличительные черты
Болконских – духовность, ум, независимость,
благородство, высокие представления о чести,
долге. Старый князь, в прошлом екатерининский
вельможа, друг Кутузова – государственный
человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не
желая приспосабливаться к новому времени,
которое требовало не служить, а прислуживаться,
он добровольно заточил себя в имении. Однако и
опальный, он не переставал интересоваться
политикой. Николай Андреевич Болконский
неустанно заботится о том, чтобы дети развивали
свои способности, умели работать и желали
учиться. Воспитанием и обучением детей старый
князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая
этого никому. Он не доверяет никому не только
воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким
«внешним спокойствием и внутренней злобой» он
дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для
испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже
попытка максимально оградить от случайностей и
бед чувство сына: «Был сын, которого жалко
отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с
княжной Марьей толкает его на отчаянные
поступки, злобные, желчные: при женихе скажет
дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна».
Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою
дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно
относилось не к нему, к дочери, которую он любил
больше себя».
Николай Андреевич, гордящийся умом сына и
духовным миром дочери, знает, что в их семье между
Марьей и Андреем не только полное
взаимопонимание, но и искренняя дружба,
основанная на единстве взглядов и мыслей.
Взаимоотношения в этой семье строятся не на
принципе равенства, но они тоже полны заботы и
любви, только скрытой. Болконские все очень
сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им
присущи высокая духовность, истинная красота,
гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде
всего чувством семьи, духовным родством близких
людей, патриархальным укладом, гостеприимством.
Обе семьи отличаются огромной заботой родителей
о детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше,
чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти
мужа и младшего Пети; старик Болконский любит
детей страстно и трепетно, даже строгость и
требовательность его идут только от желания
добра детям.
Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.
Работа третьей группы по вопросам.
Семья Курагиных (слайд 15)
1. Какими этическими принципами
руководствуются члены семьи Курагиных?
2. Существуют ли в их системе ценностей такие
понятия, как «честь», «благородство», «чистая
совесть», «жертвенность»?
3. Как доказывает Толстой свою мысль «нет
нравственного стержня в родителях – не будет его
и в детях».
(Ассистент обобщает).
Учитель обобщает. Собственно,
Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это
целые жизненные уклады, каждый из которых со
своей стороны овеян своей поэзией.
Простое и такое глубокое для автора «Войны и
мира» семейное счастье, то самое, которое знают
Ростовы и Болконские, оно им естественно и
привычно, – это семейное, «мирное» счастье не
будет дано семейству Курагиных, где царит
атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и
связь непоэтична, хотя она, несомненно есть –
инстинктивная взаимоподдержка и солидарность,
своего рода круговая порука эгоизма. Такая
семейная связь не есть положительная, настоящая
семейная связь, но, в сущности, ее отрицание.
Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное
замужество или женитьбу – так понимает свой
родительский долг князь Василий Курагин. Каковы
при этом его дети по существу – его мало
интересует. Их надо «пристроить».
Безнравственность, допускаемая в семье
Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом
говорит поведение Анатоля, отношение Элен с
братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер,
поведение самой Элен. В этом доме нет места
искренности и порядочности. Вы заметили, в романе
даже нет описания дома Курагиных, потому что
семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из
них живет обособленно, учитывая прежде всего
свои интересы.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер:
«О, подлая, бессердечная порода!»
(слайд 16)
Учитель обобщает материал по теме: (слайд 17)
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». (Н.Я. Берковский).
(слайд 18) И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).
Сообщение ученика на тему: (слайд 19) «Тема семьи в романе Л. Н. Толстого» «Анна Каренина».
Эпиграф: « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).
Учитель обобщает. Параллельно с историей Анны и Вронского развивается история любви Кити и Левина, которые создают счастливую семью. Образ Левина, его мысли и чувства особенно близки Толстому: «мысль семейная» находит выражение и в крылатой фразе: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по – своему».
Заключительное слово учителя (слайд
20). Итак, каждая семья – это большой сложный мир, в
котором свои традиции, отношения и привычки, даже
свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что
дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо
звучало не только в силу естественной
привязанности, но и главным образом в силу
убежденности, необходимо, чтобы в доме, в
семейном кругу укреплялись обычаи, порядки,
правила жизни, переступить которые нельзя не из
страха перед наказаниями, а из уважения к устоям
семьи, к ее традициям.
Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей
были прекрасными, чтобы семья была крепкой,
дружной, семейные традиции хранились и
передавались из поколения в поколение. Я желаю
счастья в семье, в той, в которой вы живете
сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под
крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и
взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и
духовно, и материально.
(слайд 21) И в заключении хотелось бы прочитать
прекрасные слова, которые принадлежат народной
артистке СССР Ольге Волковой:
«Мы перестали радоваться, но самое страшное –
перестали удивляться. Удивляться всему: рождению
ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами
пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким,
даже если у него нет зубов; перед смертью скажи
последнее ласковое слово. Отдай свое время и
удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А
женщина – потерпи немного, если муж достоин
этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к
традициям домашних посиделок, хождений друг к
другу в гости, совместных праздников. Точка
отсчета в процессе нашего возрождения – это дом,
семья. В это я верю».
Используемая литература:
Гудзий Н.К. Лев Толстой. Гослитиздат, М., 1960.
Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Проблематика и поэтика. Издательство МГУ, 1959.
Ермилов В. Толстой – художник и роман «Война
и мир», Гослитиздат, М, 1961
Искусство анализа художественного произведения.
(Пособие для учителей). Сост. Т.Г. Браже. М..
«Просвещение», 1971.
Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. Сост. И автор
вступ. Статьи Т.Н. Волкова. – М.: Современник, 1979.
Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М.,
«Художественная литература», 1971.