Интегрированный урок по литературе и химии "Челове и Земля в повести В.П.Астафьева "Царь-рыба"

Разделы: Химия, Литература


Выбор  повести В.П.Астафьева не случаен. Сегодня всем известно слово «экология». А в 70-е годы прошлого столетия, когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, В.П.Астафьев первый вскричал о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о её беззащитности и вместе с тем о способности её постоять за себя.
Самым значительным произведением 70-х годов 20 столетия, в котором взаимоотношения человека с природой рассматриваются всесторонне, в контексте современного общенационального бытия, бесспорно, является повесть В.П.Астафьева «Царь – рыба»…Но и в 21 веке произведение   так же актуально.
Учителями были поставлены задачи:
1. формирование представлений
-о единстве человека и природы на уровне человека как биологического организма (взаимосвязь здоровья среды и здоровья человека);
- о единстве человека и природы на психологическом, личностном уровне (мир природы как духовная ценность).
2.Воздействие на эстетическую и нравственную сферы человека, пробуждение и укрепление в учащихся желания беречь природу.
Обращаясь к данной проблеме, мы понимали, что  с мыслями о природе русская литература связывала представления о естественности человеческого существования, об истоках нравственных понятий. Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека, внутренняя красота личности должна включать в себя и чувство любви к родной природе. В творчестве В.П.Астафьева проблема «человек и земля» рассматривается в аспекте взаимоотношений человека и природы. Отношение к природе у писателя – показатель духовности и самый существенный критерий нравственной оценки человека, в зависимости от этого выстраиваются все остальные качества.
Мы понимаем, что в отношениях с природой человек переступил нравственный рубеж, поэтому и бьют тревогу писатели, учёные, исследователи, предупреждая о последствиях грядущей экологической катастрофы.
Ученики провели ряд исследований, пытались выяснить экологическую ситуацию в нашем городе:

  1. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.
  2. Определение прозрачности талого снега.
  3. Определение запаха талого снега.
  4. Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования.
  5. Исследование влияния веществ на мышечную, костную и эпителиальную ткани курицы.

Одной из причин того, что человек и окружающая среда оказались в конфронтации – это экологическое невежество, непонимание, неинформированность и широкой общественности, и тех, кто ответственен за экономическую и научно-техническую политику, за индустриальные проекты, связанные с воздействием на биосферу.

Блажен, кто ненависть людскую
Любовью может побеждать…

И.С.Никитин

На заострённом конце продолговатого
ивового листа набухла, созрела продолговатая  капля
и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением…

В. Астафьев.

Проблемный вопрос: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? – нет мне ответа».

Приложение № 1  Презентация «Сотворение мира»

Ученик: «В начале сотворил Бог  небо и землю. Земля же была безвидна и пуста. И тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. Приложение № 2.

Приложение № 3. Презентация: фотографии Камчатки: реки, леса, горы, облака… (Размер файла превышает допустимый. За приложением обращаться к автору статьи. Прим. ред.)

Учитель литературы: Да, окружающий мир удивительно красив: в нём есть та высшая красота и гармония, которая неподвластна человеку. Изгибы рек, лесные дали, уходящие ввысь горные хребты, плывущие в поднебесье облака, морские просторы – всё это  – Великое творение Великого Художника.

Ученик:  Псалом 103-й. Ф.И.Глинка Приложение № 4.

Учитель литературы: А физическое строение человека – разве оно несовершенно?

Учитель литературы: Человек полностью приспособился к жизни на Земле, почти во всех её уголках.
И человек тоже творец. Одно из проявлений творчества человека  – отношение к природе.     Природа и человек – мир нерукотворный, созданный Словом Бога, то, что создано руками человека, – мир рукотворный….
В течение долгих веков люди свято верили в акт Божественного творения, а учёные задумывались над вопросом, когда и как жизнь возникла впервые и какой же была Земля в период возникновения.
На протяжении тысячелетий людям казалось очевидным, что живая природа была создана такой, какой мы знаем её сейчас, и всегда останется неизменной.
Но уже в глубокой древности высказывались догадки о постепенном изменении, развитии (эволюции) живой природы. Древнегреческий философ Гераклит сформулировал положение о происходящих в природе изменениях («всё течёт, всё изменяется»).

Ученик: Существует теория, что биологической эволюции предшествовала химическая, состоявшая из четырех этапов. Приложение № 5

Ученик. До сих пор остается загадкой, как же произошел последний шаг от сложной, но неживой макромолекулы к простейшему, но живому организму. По словам английского астрофизика Ф.Хойла, «...представить себе спонтанную сборку живого организма из отдельных молекул – все равно, что пронесшийся над свалкой мусора ураган в мгновение ока соберет новенький действующий “Боинг-747”». Но факт остается фактом: живой организм и химические вещества связаны исторически.

Учитель химии: С точки зрения человека, далекого от науки, вещества, поступающие в организм человека извне, могут быть либо пищей, либо ядом, либо лекарством.

Ученик:  Те, кто имеет дело с экологией, при слове «яд» сразу подумают об угарном газе –  СО – оксид углерода (II). Жители больших городов часто забывают, что на улице с активным автомобильным движением их может подстерегать «экологическая ловушка» – место с концентрацией СО более 0,05 г/л воздуха. Этому способствуют физические свойства оксида углерода: газ без цвета и запаха, с плотностью по воздуху примерно единица.

Ученик: Оксид углерода (II) специфически связывается с гемоглобином крови в прочный комплекс карбоксигемоглобин, в результате чего гемоглобин утрачивает свою ценнейшую способность связывать и переносить кислород. Сродство двухвалентного железа, входящего в состав гемоглобина, к оксиду углерода в несколько сотен раз больше его сродства к кислороду.

Ученик: С химической точки зрения гемоглобин – протеид, состоящий из белковой части – глобина и небелковой – гема.
В геме железо связано двумя ковалентными и двумя координационными связями с атомами азота пиррольных колец. Из двух неиспользованных координационных связей одна идет на соединение с белком, другая – с молекулой О2 или СО.

Рисунок № 1.

Ученик: Даже небольшое содержание СО во вдыхаемом воздухе до 0,1% блокирует 60% гемоглобина организма, что ведет к головной боли, расстройству памяти и внимания, сердечной недостаточности. Возможна потеря сознания, и, если пострадавшего не вынести из «экологической ловушки», могут развиться необратимые нарушения мозгового кровообращения. «Угоревшим» дают вдыхать кислород (можно в смеси с аммиаком) для расширения сосудов.

Учитель литературы:

Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.

Именно эти  строки из стихотворения Николая Рубцова стали эпиграфом к произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба», к которому мы обращаемся сегодня на уроке.

Обращение к теме урока:

С мыслями о природе русская литература связывала представления об естественности человеческого существования, об истоках нравственных понятий. Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека, внутренняя красота личности должна включать в себя и чувство любви к родной природе.

Обращение к эпиграфу. Приложение № 6.

Исследователи: 1 ученик. На занятиях элективного курса «Экология жилища» мы попытались выяснить экологическую  ситуацию в нашем городе, проведя следующие исследования:

Исследование загрязнения воздуха городским транспортом. Приложение № 7.

2 ученик. Приложение  № 8.  

Приложение № 9. Таблица

Вывод: самый интенсивный поток машин и больше всего выбросов в районе КП и ДОФа.

3 ученик. Определение прозрачности талого снега. Приложение № 10.

Суммарное количество взвешенных частиц в воде влияет на её прозрачность. Это можно определить следующим способом.

Приложение №11. Таблица

Вывод: самый чистый снег в районе СРВ

4 ученик. Определение запаха талого снега.

Запах воды определяют при комнатной температуре и при нагревании до 50 – 600С, характеризуя качественно (запах ароматический, гнилостный, болотный, землистый, рыбный…) и количественно

Приложение № 12. Таблицы.

Вывод: наиболее интенсивный запах талого снега в районах КП и ДОФа

5 ученик. Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования.

Мы взяли пробы снега с разных участков города. Поместили по 3 семени огурца в простерилизованные стаканчики и налили, на дно каждой, налили талый снег. Далее мы проводили наблюдения в течение месяца.

Приложение № 13. Таблица

Вывод: методом биотестирования мы доказали, что самый чистый снег в районе СРВ и ДОФа возле музея.

6 ученик: Исследование влияния веществ на мышечную, костную и эпителиальную ткани курицы.
Для исследования мы взяли кусочки курицы, поместили их в простерилизованные банки и залили кока-колой, фантой, 20%-ным  раствором серной кислоты и милкисом. В ходе исследования были получены следующие данные:

Приложение № 14. Таблица.

Вывод: наиболее пагубное влияние оказывают серная кислота и Кока-Кола.

Учитель химии: Одна из причин того, что человек и окружающая среда оказались в конфронтации, – это экологическое невежество, непонимание, неинформированность и широкой общественности, и тех, кто ответственен за экономическую и научно-техническую политику, за индустриальные проекты, связанные с воздействием на биосферу. На живые системы мы переносим чисто инженерные представления и приемы, которые сложились в металлургии, химии, строительстве.
В мире сейчас ежегодно публикуется 15-18 тыс. научных работ и исследований по экологии. Такой информационной лавины более чем достаточно для ликвидации экологического невежества людей. Однако попадает информация главным образом к узким научным специалистам и практически минует тех, кто решает  судьбу новых экологических проектов, новых технологий.

Учитель литературы: Сегодня всем известно слово «экология». А в 70-е годы прошлого столетия, когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, В.П.Астафьев первый вскричал о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о её беззащитности и вместе с тем о способности её постоять за себя.
Самым значительным произведением 70-х годов 20 столетия, в котором взаимоотношения человека с природой рассматриваются всесторонне, в контексте современного общенационального бытия, бесспорно, является повесть В.П.Астафьева «Царь – рыба»…
«Царь-рыба» имеет авторский подзаголовок, определяющий жанр произведения.

Вопрос: Назовите жанр произведения.

Ответ: «Повествование в рассказах».

Вопрос: Каков сюжет повести?

Ученик:  В повествовании нет сквозного сюжета и сквозного героя; автор в изложении событий не придерживается строгой хронологической последовательности. К немногим формальным признакам скрепляющим отдельные главы-рассказы, относятся разного рода приуготовления, упоминания о действующих лицах, которые станут главными в следующих рассказах, или о событиях, которые будут развёрнуты впоследствии.

Вопрос: Какова роль автора-повествователя?

Ученик: Почти во всех критических работах об этом произведении отмечается роль автора-повествователя, высоко оценивается  его активная гуманистическая позиция.
Присутствия автора зримо, мы видим его жест, и выражение лица, различаем голос, его воля направляет течение сюжета, его чувство и настроение окрашивает каждую страницу. Здесь истоки жанрового своеобразия «Царь-рыбы».

Вопрос: Какие стороны общей проблемы «человек и природа» отмечены в рассказах?

Ученики:

Темы детства,
семьи,
труда и природы,
социальное и природное в человеке,
вечные вопросы бытия,
людская солидарность («жить союзно»),
философское восприятие природы
и естественное отношение к ней человека, живущего в единстве с ней и по её законам.

Учитель литературы: Тема детства, тема непосредственного восприятия природы в самых разнообразных, соотносящихся друг с другом и пересекающихся мотивах варьируется на протяжении всей повести.
В детстве, ещё не обременённый никаким опытом, памятью, ещё не осознавая самого себя, человек только ощущает свою нераздельную слитность,  связь с жизнью природы. Постигая открывающийся мир природы с его гармонией и тайнами, он постигает свою причастность к этому миру и смысл собственного в нём существования…
Такое непосредственное, эмоционально-чувственное и эстетически переживаемое восприятие природы и есть наиболее естественное, органичное, по Астафьеву.

Ученик: «Все мы, русские люди, до старости остаёмся в чём-то ребятишками, вечно ждём подарков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, даже прожигающего душу, покрытою окалиной грубости, но в серёдке незащищённую, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе».

Учитель литературы: Всё происходящее в природе – вечно, разумно, целесообразно, и человеку, живущему в согласии с природными законами, нет нужды в рационалистическом их осознании…

В повести «Царь-рыба» представлены три типа отношения человека к природе:

Ученик:

  • разумно-созидательное – со способностью к одухотворённо-поэтическому её восприятию;
  • бездуховно-рационалистическое;
  • хищнически-потребительское.

Учитель литературы: Хищническое отношение к природе, тема браконьерства проходит через всю книгу. В основе браконьерства во всех его многочисленных формах и проявлениях лежит потребительство как психология, образ жизни, поведение и философия…
Создавая портреты чушанских браконьеров, писатель использует одинаковую, типичную ситуацию – «случай на реке», представляющую собой разновидность классической ситуации испытания человека в его противоборстве с природой…

Вопрос: Что включает в себя понятие браконьерства?

Ответ: Понятие браконьерства не означает только потребительское отношение к природе, оно включает в себя также отношение к человеку. Рассматривая природу и человека в единстве, писатель имеет в виду всякое проявление бездуховности, независимо от того, направлено оно на природу или на человека.
Браконьеры имеют родственные черты: хорошее и плохое в человеке выявляется в его отношении к традиционным ценностям, выработавшимся в народе и отложившимся в народном сознании как основа его мироощущения и как незыблемый закон жизни и поведения…

Вопрос: Какую жизнь ведут браконьеры, и какой мотив последовательно развивается во всех рассказах?

Ответ:  Ради наживы браконьеры ведут  трудную жизнь. «Незавидная, рисковая доля браконьера» – этот мотив последовательно развивается во всех рассказах. По физическому и духовному напряжению браконьерство может сравниться с сапёрской, военной  работой, с той лишь разницей, что его цель и результаты позорны…
Моральную характеристику браконьеров дополняют мотивы неизбежной у В.П.Астафьева при изображении человека семейной темы. Семейный мотив, так или иначе, связан с образом каждого из браконьеров, и здесь тоже своя типология. «Хорошо, просто здорово и необходимо знать человеку, что дома его ждут и любят» – с этой авторской позицией соотнесено изображение семей всех браконьеров. Ни в одной из них нет внутрисемейных отношений в нормальных человеческих формах. В каждой семье скандалы, драки, взаимная ненависть…

Учитель литературы: К сожалению, борьба «царя природы» с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворённое ими. Но нет ответа на вопрос: где этому конец?

Учитель химии: Живя в портовом городе, мы не можем не коснуться проблемы браконьерства. Ознакомьтесь с сообщением  группы общественных связей СВПУ береговой охраны ФСБ России, и сделайте вывод о сложившейся ситуации в прибрежных водах Тихого океана.

Учитель литературы: Количество браконьеров сегодня не уменьшается.

Обращение к газете «Пограничник Северо-востока». (Еженедельной региональной газете пограничного управления ФСБ России).

Почти в каждом номере – статья о браконьерах: «Конец браконьерской флотилии» (№ 34 2006 год), «Браконьерский рецидив уже не редкость» (№34 2006), «О судах нарушителях задумались законодатели» (№ 16 2007), «В графе «ущерб» – 20 миллионов рублей».
«Наверное, судить убийцу или вора легче, чем капитана браконьерского судна. Почему?».
Все браконьеры у В.П.Астафьева наказаны. «Бесследно никакое злодейство не проходит» – это принципиальная и художественно последовательная реализуемая авторская позиция.
Мысль о вековечном единстве человека с природой, о том, что у них одна судьба и одно будущее, образно воплощено в рассказе «Царь-рыба». Центральный эпизод этого рассказа – единоборство Утробина с осетром – дан в сказочно-эпическом освещении, как борьба человека («царя природы») с самой природой (царь-рыбой).

Ученик: Приложение № 15.  Отрывок из произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Вопрос: Какое значение имеет образ Царь-рыбы?

Ответ: Игнатьич вспоминает о своих грехах. Это наказание за грехи.

Учитель литературы: Писатель  настойчиво возвращается к вопросу о Боге. В патетический момент борьбы со смертью герой обращается с мольбою к Богу.

Ученик:  "Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" — слабо, без надежды взмолился ловец. – Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался. И зря. На всякий, ну хоть бы вот на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть хоть на кухоньке…"

Учитель литературы: В "Царь-рыбе" В. Астафьев скорее всего бессознательно выстраивает  своего рода православную модель человеческой судьбы. Эта модель в каноническом Православии включает в себя три обязательных момента: грех — покаяние — Воскресение во Христе (прощение и дарование спасения).  Эту модель мы находим во всех крупных произведениях русской классики.
Конечно, В.Астафьев не богослов и не сугубо религиозный писатель. Его герой Игнатьич показан в главе "Царь-рыба” как обыкновенный человек, грех которого проявляется бытовым образом.

Ученик: Характеристика Игнатьича.

Учитель литературы: Как и у всякого, его грех не бьет в глаза, а тихо живет в нем, полузабытый, не тревожащий совести.  Автор показывает аккуратность, мастеровитость, какую-то внутреннюю собранность Игнатьича. На людях он — человек не только достойный, но и, пожалуй, один из лучших в своем селе. Но это — суд людской. Над судом Божиим  Игнатьич до поры до времени не задумывается, греха своего не видит. Внешним повседневным выражением греха является браконьерство Игнатьича. Есть и грех внутренний, полузабытый, глубоко лежащий, "глухая, враждебная тайна", лежащая меж "двумя человеками".

Вопрос: Какой внутренний грех не даёт покоя Игнатьичу?

Ответ: Этот грех — надругательство над Глашей.

Учитель литературы: Выстраивается  образно-смысловой ряд:  Природа-женщина – Рыба-женщина. Таким образом, браконьерство становится символом, затрагивающим не только внешнюю жизнь героя, но и его интимную, подотчетную одному Богу, жизнь.

Ученик:  Игнатьич уже до столкновения с рыбой пытался нести груз покаяния: "Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда не сделал хоть малой пакости, не уезжал из Чуши, осознанно надеясь смирением, услужливостью, безблудьем избыть вину, отмолить прощение". Учитель литературы: Однако покаяние Игнатьича, по мнению В.Астафьева,  неполное. И не потому, что покаяние начинается с  церковного таинства исповеди, а с церковью Игнатьич никак не связан. В этом писатель не упрекает своего героя. Каясь перед одной женщиной,  Глашей, герой «Царь-рыбы»  браконьерствует и уничтожает другую «женщину» — природу. В. Астафьев хотя и не акцентирует эту мысль,  но она угадывается в его авторской реплике:

Ученик: Приложение № 16. Отрывок из произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Учитель литературы: Поэтому-то покаяние Игнатьича названо автором "притворством".  А он ждет от своего героя истинного и полного покаяния. Вне церкви – это экстремальная ситуация, когда герой находится между жизнью и смертью. Тогда-то он и вспоминает о Боге, от которого прятался всю жизнь.Истинное покаяние — с принятием мук смертных — Игнатьич приносит в свой "предсмертный" час, когда уже не остается надежды на спасение и когда вся жизнь встает у него перед глазами. Это покаяние разбойника, раскаявшегося в последний час свой на кресте. Но зато  это — полное, от души принесенное покаяние. В этот решающий час своей жизни герой В.Астафьева  просит прощения у всех людей и особенно у Глаши, "не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его". Очевидно, что "кто-нибудь" — это Бог.

Вопрос: Принял ли Бог его покаяние?

Ученик:  Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяние. Приложение № 17

Учитель литературы: Для одного природа – родной дом, для других – место обитания. В книге В. Астафьева "Царь-рыба" природа еще и воспитатель души. Приложение № 18 …..браконьер Игнатьич изловил огромного осетра, но не смог с ним справиться. Рыба утащила его в воду, и долго были царь реки и царь всей природы – человек – в одной ловушке.  Зловещ набор сравнений и метафор, рисующих царь-рыбу:

Ученик: "Лоб, как бы отлитый из бетона, по которому, ровно гвоздем, процарапаны полосы, картечины глаз, катающихся без звука под панцирем лба..."

Учитель литературы: Автор не случайно выбрал не зверя, а рыбу – существо как будто неодушевленное. Настоящий переворот происходит в душе Игнатьича, когда он начинает понимать, что рыба-то живая, что она, как и он сам, имеет право на жизнь. Восстановить гармонию человека и природы призывает своих читателей В. Астафьев, ибо борьба с природой равносильна борьбе с самой жизнью.

Ученик: Приложение № 19. Отрывок из произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба».

Ученик: Приложение № 20. Отрывок из произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба».

Учитель химии: Может, не зря автор весь мир видит в капле воды. Ведь давно известна одна из аномалий воды – ее память.

Ученик: Память воды или её «закалка». Меняет свойства воды (тщательно очищенной), как давно известно, температура и давление, электрическое поле разной частоты, магнитное поле. Но оказалось, что ряд свойств сохраняется. Химически чистая вода «чувствует» время суток, время года, следовательно, абсолютно чистая вода или, как её называют деструктурированная жидкость, т.е. дистиллированная вода, в состоянии передавать биологическую информацию и «хранить память» о биологически активных молекулах, не исчезая, после многократных разбавлений. Объяснений этому явлению пока нет, но оно никак не укладывается в рамки современной физики, химии и биологии.

Фрагмент к/ф

Ученик: Притча «Душа с очами». Приложение № 21

Ученица: «Люби» К.Бальмонт Приложение № 22.

Подведение итогов урока, обращение к проблеме:  «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? – нет мне ответа». Что сегодня вы могли бы ответить В.П.Астафьеву?

Домашнее задание: написать статью в газету, издать свою газету, рассказать об уроке в школьной газете и т.д.
(Домашнее задание: написать заметку, статью, репортаж с урока).
Оформить в виде газеты.  28 мая  состоится общешкольная конференция.

Список литературы:

  1. И.В.Кошмина. Основы православной культуры. Москва. Гуманитарный издательский центр Владос.2001.
  2. Православная культура в школе. Уроки русской литературы. Москва. Духовные истоки.2004.
  3. Геогрий Юдин Спасённая душа. Рассказы. Сказки. Притчи. Москва. Дрофа.2001.
  4. В.П.Астафьев Повести. Рассказы. Москва. Дрофа.2003.
  5. Природа края в творчестве В.П.Астафьева. «В.П.Астафьеву посвящается…» Н.Новиков «Молодая гвардия». 1977, Интернет-источник
  6. В.Быков. Художник. Солдат. Ровесник.  В журнале «День и ночь». Литературный журнал для семейного чтения,  № 3-4, 2002. Интернет-источник.
  7. Вершинина Надежда. Встречи в Овсянке. Проблема №2 (1226) от 09.01.2004. Интернет-источник.
  8. Мельник Владимир. «Царь-рыба» В Астафьева. Прикосновение к православию. Интернет – журнал сретенского монастыря. 2004 год.