Урок по литературе в 7-м классе по теме «Загадка романа А.С. Пушкина "Дубровский"»

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  • Выяснить тематику произведения, определить причины незавершенности романа А.С. Пушкина “Дубровский”;
  • Развивать коммуникативные навыки и аналитические умения учащихся;
  • Воспитывать внимательного читателя, интерес к поднятым в романе проблемам.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: компьютер, проектор.

Эпиграф урока:

…Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет.
Куда ж нам плыть? (“Осень”. 1833 г.)

Портрет А.С. Пушкина (слайд № 1)

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Мы завершили знакомство с романом А.С. Пушкина "Дубровский". Это произведение вместило в себя очень многое: эпоху, проблемы, волнующие автора, вопросы нравственности.

Сегодня на уроке мы попытаемся обобщить наши мнения о романе, проблемах, поднятых в нем, постараемся понять замысел писателя, выяснить причины незавершенности произведения.

По выражению В.В. Розанова, “…Пушкин – это чудо

Все возрасты взяты им; и каждому возрасту он сказал на ухо свои скрытые думки… и всё коротко и многодумно”.

- Что же хотел сказать поэт читателям своим романом?

II. Основная часть. Аналитическая беседа.

О чём он?

Ответы учащихся:

- о любви, мести, благородстве, крепостном праве;
- о мести, которую остановила любовь;
- о мести и власти, о любви;
- о добре и зле, о несправедливости. (Слайд № 3)

Чтобы определить правильность Ваших мнений, вспомните историю создания романа.

- В какую эпоху создавался роман? (Сообщение о крепостном праве)
- Приведите примеры нравов и обычаев крепостников из романа?
- Какие факты жестокости и деспотизма этого времени отражены на репродукциях с картин художников В.В. Пукирева и Н. Неврева? (Слайд № 4)
- Как Вы думаете, каково отношение автора к тому, что он изображает?

(Обмен мнениями учащихся)

- Как обычно разрешались конфликты между крепостными и помещиками?

(Доходило до бунта и крестьянских волнений.)

Интерес к этой теме подтверждается творчеством поэта в начале 30х годов.

(Сообщения учащихся). Индивидуальное домашнее задание.

Что волнует А.С. Пушкина в начале 30-х годов?

  1. 3 сентября, приезд в Болдино.
  2. 5 декабря – холерные бунты в столице и провинции.
  3. 1831 год – Венчание с Н.Н. Гончаровой. Служба историографом.
  4. 1832–1833 год – “Дубровский”.
  5. 1833 год “История Пугачёва”.
  6. Поэма “Медный всадник”, “Осень”.
  7. Октябрь 1833 года закончена история “Пугачёва”.

- Какую закономерность Вы заметили?
- Какая тема особенно волновала поэта?
- Как он пытался её раскрыть?
- Почему бунтуют крестьяне Дубровского?
- А сам Дубровский, почему стал разбойником?
- К чему привели последствия этого бунта? Почему? (Нет общей цели)

Слово учителя:

На этом заканчивается роман, но автор оставляет план третьего тома произведения.

План III тома романа А.С. Пушкина “Дубровский”:

  1. М.К. жива.
  2. Князь Верейский умер.
  3. Вдова.
  4. Англичанин.
  5. Свидание.

IV. Аналитическая беседа:

- Какую сюжетную линию он должен был продолжить? (Любовную)

(Обмен мнениями учащихся по вопросу дальнейшей судьбы героев романа.)

- Почему писатель прерывает работу над романом и не только не завершает его по плану, но даже не отдает его в печать? (Роман был напечатан после смерти А.С.Пушкина в ПСС в 1841 г.)
- Как Вы думаете, в чём причины незавершенности романа?

Обмен мнениями учащихся:

- автор хотел дать возможность читателям додумать роман самим;
- автор хотел заинтересовать читателя и снова соединить героев;
- А.С. Пушкин посчитал, что его не стоит завершать, так как он о любви и крепостном праве. А знатные и бедные несовместимы по любви;
- автор сам не знал как закончить роман, у него были свои причины. (Слайд № 8)

Слово учителя:

Действительно, загадка. До сих пор в литературоведении критики спорят о жанровой принадлежности произведения А.С. Пушкина, его композиции, проблематике и не приходят к единому мнению.

V. Работа с отрывком из критической статьи Л.С. Сидякова “Дубровский”.

Познакомимся с мнением литературоведа Л.С. Сидякова и частью его статьи “Дубровский” из книги “О художественном образе”.

Задание. Выделите основные положения статьи, которые помогут Вам ответить на поставленный вопрос о причинах незавершенности романа “Дубровский”.

Л.С. Сидяков “Дубровский”

В “Дубровском” поставлен очень актуальный для Пушкина в 30-е годы вопрос о возможности сотрудничества дворян с народом в общей борьбе.

Размышляя над причинами поражения восстания декабристов, А.С. Пушкин пришел к выводу, что оторванность от народа и отказ от совместных действий оказались гибельными для декабристов.

Это вызвало интерес к определению возможных форм такого сотрудничества, рост крестьянских волнений показывал, что народное движение является силой, с которой нельзя не считаться. И Пушкин с начала 30-х годов постоянно мысленно возвращается к этому.

С одной стороны стихийность восстаний вызывала опасение у поэта, а с другой – возникала надежда на то, что участие дворян ограничат эту стихию. Значит, вопрос о возможности сотрудничества народа и дворянской оппозиции был очень актуален и значителен.

Так появляется замысел “Дубровского”, в котором крестьянское движение занимает главное место, вызванное мщением их барина.

Но романтическая мысль о преданной дворне и просвещенном помещике, который напоминал образ благородного разбойника Шиллера, не выдержала жизненной проверки, как и сюжет с выходящей на первый план любовной интригой вместо намечавшейся социальной проблематики.

Противоречивость художественных решений в “Дубровском” связано со сложными поисками романной формы, а также с противоречиями в мировоззрении самого Пушкина, колебавшегося в решении основной проблемы, поставленной в романе. “Дубровский” значителен как опыт социального романа, ставящего большие общественные проблемы, прежде всего острую проблему народного движения. Однако в пору работы над ним Пушкину не ясно, в какой степени возможно и возможно ли вообще сотрудничество дворян с крестьянским движением. Поставив эту проблему и считая такое сотрудничество желательным, Пушкин нашел возможность изобразить его, лишь накладывая на традиционную схему романтического “разбойничьего” романа. Пушкин всё же подметил и отразил несовпадения интересов крестьян и их помещиков даже тогда, когда они выступают в качестве союзников в общей борьбе, он не делает вывода о принципиальной несовместимости крестьян и дворян, к этому он придет в результате исторического исследования “пугачевщины”.

(Из книги “Художественная проза А.С. Пушкина”)

Выводы учащихся о причинах незавершённости романа А.С. Пушкина:

  1. Актуальность вопроса о сотрудничестве крестьян и дворян во время восстаний.
  2. Царь – личный цензор А.С. Пушкина.
  3. Страх поэта перед стихийностью народного бунта.
  4. Надежда на возможность сотрудничества крестьян и дворян.
  5. Противоречивость мировоззрения самого поэта, сомнения в жизненности ситуации.

Итог урока

Слово учителя (Слайд № 12)

Возможно, эти сомнения терзали поэта, когда он в 1833 г. пишет свое “лицейское” стихотворение “Осень”, обрывая его строчками …Куда ж нам плыть?

И тем не менее завершить хочется словами А.А. Платонова: "Писателю никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением. У Пушкина А.С. окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собой бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…"