Цели и задачи:
- Выяснить тематику произведения, определить причины незавершенности романа А.С. Пушкина “Дубровский”;
- Развивать коммуникативные навыки и аналитические умения учащихся;
- Воспитывать внимательного читателя, интерес к поднятым в романе проблемам.
Тип урока: обобщающий
Оборудование: компьютер, проектор.
Эпиграф урока:
…Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет.
Куда ж нам плыть? (“Осень”. 1833 г.)
Портрет А.С. Пушкина (слайд № 1)
Ход урока
I. Оргмомент.
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Мы завершили знакомство с романом А.С. Пушкина "Дубровский". Это произведение вместило в себя очень многое: эпоху, проблемы, волнующие автора, вопросы нравственности.
Сегодня на уроке мы попытаемся обобщить наши мнения о романе, проблемах, поднятых в нем, постараемся понять замысел писателя, выяснить причины незавершенности произведения.
По выражению В.В. Розанова, “…Пушкин – это чудо
Все возрасты взяты им; и каждому возрасту он сказал на ухо свои скрытые думки… и всё коротко и многодумно”.
- Что же хотел сказать поэт читателям своим романом?
II. Основная часть. Аналитическая беседа.
О чём он?
Ответы учащихся:
- о любви, мести, благородстве, крепостном праве;
- о мести, которую остановила любовь;
- о мести и власти, о любви;
- о добре и зле, о несправедливости. (Слайд № 3)
Чтобы определить правильность Ваших мнений, вспомните историю создания романа.
- В какую эпоху создавался роман? (Сообщение о
крепостном праве)
- Приведите примеры нравов и обычаев
крепостников из романа?
- Какие факты жестокости и деспотизма этого
времени отражены на репродукциях с картин
художников В.В. Пукирева и Н. Неврева? (Слайд № 4)
- Как Вы думаете, каково отношение автора к тому,
что он изображает?
(Обмен мнениями учащихся)
- Как обычно разрешались конфликты между крепостными и помещиками?
(Доходило до бунта и крестьянских волнений.)
Интерес к этой теме подтверждается творчеством поэта в начале 30х годов.
(Сообщения учащихся). Индивидуальное домашнее задание.
Что волнует А.С. Пушкина в начале 30-х годов?
- 3 сентября, приезд в Болдино.
- 5 декабря – холерные бунты в столице и провинции.
- 1831 год – Венчание с Н.Н. Гончаровой. Служба историографом.
- 1832–1833 год – “Дубровский”.
- 1833 год “История Пугачёва”.
- Поэма “Медный всадник”, “Осень”.
- Октябрь 1833 года закончена история “Пугачёва”.
- Какую закономерность Вы заметили?
- Какая тема особенно волновала поэта?
- Как он пытался её раскрыть?
- Почему бунтуют крестьяне Дубровского?
- А сам Дубровский, почему стал разбойником?
- К чему привели последствия этого бунта? Почему?
(Нет общей цели)
Слово учителя:
На этом заканчивается роман, но автор оставляет план третьего тома произведения.
План III тома романа А.С. Пушкина “Дубровский”:
- М.К. жива.
- Князь Верейский умер.
- Вдова.
- Англичанин.
- Свидание.
IV. Аналитическая беседа:
- Какую сюжетную линию он должен был продолжить? (Любовную)
(Обмен мнениями учащихся по вопросу дальнейшей судьбы героев романа.)
- Почему писатель прерывает работу над романом
и не только не завершает его по плану, но даже не
отдает его в печать? (Роман был напечатан после
смерти А.С.Пушкина в ПСС в 1841 г.)
- Как Вы думаете, в чём причины незавершенности
романа?
Обмен мнениями учащихся:
- автор хотел дать возможность читателям
додумать роман самим;
- автор хотел заинтересовать читателя и снова
соединить героев;
- А.С. Пушкин посчитал, что его не стоит завершать,
так как он о любви и крепостном праве. А знатные и
бедные несовместимы по любви;
- автор сам не знал как закончить роман, у него
были свои причины. (Слайд № 8)
Слово учителя:
Действительно, загадка. До сих пор в литературоведении критики спорят о жанровой принадлежности произведения А.С. Пушкина, его композиции, проблематике и не приходят к единому мнению.
V. Работа с отрывком из критической статьи Л.С. Сидякова “Дубровский”.
Познакомимся с мнением литературоведа Л.С. Сидякова и частью его статьи “Дубровский” из книги “О художественном образе”.
Задание. Выделите основные положения статьи, которые помогут Вам ответить на поставленный вопрос о причинах незавершенности романа “Дубровский”.
Л.С. Сидяков “Дубровский”
В “Дубровском” поставлен очень актуальный для Пушкина в 30-е годы вопрос о возможности сотрудничества дворян с народом в общей борьбе.
Размышляя над причинами поражения восстания декабристов, А.С. Пушкин пришел к выводу, что оторванность от народа и отказ от совместных действий оказались гибельными для декабристов.
Это вызвало интерес к определению возможных форм такого сотрудничества, рост крестьянских волнений показывал, что народное движение является силой, с которой нельзя не считаться. И Пушкин с начала 30-х годов постоянно мысленно возвращается к этому.
С одной стороны стихийность восстаний вызывала опасение у поэта, а с другой – возникала надежда на то, что участие дворян ограничат эту стихию. Значит, вопрос о возможности сотрудничества народа и дворянской оппозиции был очень актуален и значителен.
Так появляется замысел “Дубровского”, в котором крестьянское движение занимает главное место, вызванное мщением их барина.
Но романтическая мысль о преданной дворне и просвещенном помещике, который напоминал образ благородного разбойника Шиллера, не выдержала жизненной проверки, как и сюжет с выходящей на первый план любовной интригой вместо намечавшейся социальной проблематики.
Противоречивость художественных решений в “Дубровском” связано со сложными поисками романной формы, а также с противоречиями в мировоззрении самого Пушкина, колебавшегося в решении основной проблемы, поставленной в романе. “Дубровский” значителен как опыт социального романа, ставящего большие общественные проблемы, прежде всего острую проблему народного движения. Однако в пору работы над ним Пушкину не ясно, в какой степени возможно и возможно ли вообще сотрудничество дворян с крестьянским движением. Поставив эту проблему и считая такое сотрудничество желательным, Пушкин нашел возможность изобразить его, лишь накладывая на традиционную схему романтического “разбойничьего” романа. Пушкин всё же подметил и отразил несовпадения интересов крестьян и их помещиков даже тогда, когда они выступают в качестве союзников в общей борьбе, он не делает вывода о принципиальной несовместимости крестьян и дворян, к этому он придет в результате исторического исследования “пугачевщины”.
(Из книги “Художественная проза А.С. Пушкина”)
Выводы учащихся о причинах незавершённости романа А.С. Пушкина:
- Актуальность вопроса о сотрудничестве крестьян и дворян во время восстаний.
- Царь – личный цензор А.С. Пушкина.
- Страх поэта перед стихийностью народного бунта.
- Надежда на возможность сотрудничества крестьян и дворян.
- Противоречивость мировоззрения самого поэта, сомнения в жизненности ситуации.
Итог урока
Слово учителя (Слайд № 12)
Возможно, эти сомнения терзали поэта, когда он в 1833 г. пишет свое “лицейское” стихотворение “Осень”, обрывая его строчками …Куда ж нам плыть?
И тем не менее завершить хочется словами А.А. Платонова: "Писателю никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением. У Пушкина А.С. окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собой бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…"