Интерпретация баллады И.В. Гете "Лесной царь" с привлечением музыки

Разделы: Литература


Известный русский писатель и первый музыкальный критик Ф. Одоевский писал: “Пускай теснее соединяется поэзия с музыкой… : тем сильнее будет их действие!” .

Все эти виды искусства воздействуют на человека, вызывая в нем определенные чувства каждый своими средствами, которые зачастую имеют смежную основу. Однако в своей совокупности они оказывают более сильное воздействие, влияя на остроту восприятия и литературного текста, и произведения музыки.

Одной из тенденций современной методики литературы является привлечение музыкальных произведений к работе с художественным текстом. Успешность данного пути интерпретации текста объясняется, прежде всего, сутью психологических процессов, происходящих при восприятии и осмыслении произведений литературы и музыки.

Известно, что процесс восприятия и осмысления основан на синтезе вербального и образного компонентов человеческого мышления. Так, в процессе вербального осмысления художественного текста разум считывает буквенные знаки, расшифровывает и преобразовывает информацию, и только включение работы образного мышления позволяет воспринятому перестроиться в образ, “обрасти” ассоциациями. Сформированные в воображении образы создают эффект внутреннего иллюстрирования, который и формирует определенную чувственную среду по отношению к прочитанному.

Музыкальные произведения, в отличие от литературных текстов, проникая в сознание через органы слуха, вызывают, прежде всего, чувственные ассоциации настроений, определяющиеся тональностью, тембром, ритмикой услышанного. Далее настроения трансформируются в наглядные образы “внутреннего иллюстрирования”, которое является основой осмысления посредством внутренней речи, толкующей воспринятое. Продемонстрировать суть и последовательность этапов мыследеятельности поможет таблица:

Вид искусства Основные этапы мыследеятельности
Литература Раскодирование

слов-образов

Внутреннее иллюстрирование Чувственные ассоциации
Музыка Чувственные

ассоциации

Внутреннее иллюстрирование Осмысление

посредством

внутренней речи

В ходе анализа таблицы становится очевидным тот факт, что если человек одновременно воспринимает и осмысливает и музыкальный, и художественный тексты, то происходит наложение этапов мыследеятельности, и весь процесс можно представить в виде последовательности: раскодирование слов- образов с одновременной активизацией чувственных ассоциаций– внутреннее иллюстрирование– осмысление посредством внутренней речи параллельно с возникновением чувственных ассоциаций.

Таким образом, привлекая музыкальные произведения к интерпретации художественного текста, мы решаем сразу три задачи: во-первых, музыка усиливает работу образного компонента мышления при осмыслении текста, во-вторых, “наложение” психических процессов (см. таблицу) обеспечивает более глубокое проникновение в ткань произведения; в-третьих, постоянное обращение к произведениям музыки формирует базу чувственных ассоциаций учеников.

В своей практике учитель-словесник может использовать музыкальные произведения для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, писательском методе и т. д.

Предлагаем один из вариантов работы над балладой И.Гете “Лесной царь” с привлечением одноименного музыкального произведения Ф. Шуберта.

В начале урока учащиеся вспоминают особенности жанра баллады и его разновидности, выстраивая модель, отраженную в рисунке:

Так как до этого урока ученики изучали только фольклорные баллады, учитель обращает внимание на отличие баллады фольклорной от литературной и в качестве последней называет произведение Иоганна Вольфганга Гете “Лесной царь”, с которым им предстоит работать на уроке.

Беседа по анализу художественного текста может начаться со строк стихотворения Е.А. Баратынского “ На смерть Гете”:

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна …

Учитель предлагает учащимся проанализировать строки и подумать, что хотел отметить в личности поэта Е. Баратынский? Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел "видеть", а для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. "Лесной царь" — страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.

Ученики отмечают, что перед ними действительно баллада, на что указывает лироэпическое содержание, так как наличие сюжета, реальных и вымышленных героев доказывает принадлежность к эпосу, а стихотворная форма и ярко выраженные чувства героев – к лирике. В основе баллады стремительно развивающиеся события. Запоздалый всадник с больным сыном на руках мчится по ночному лесу, стремясь во что бы то ни стало спасти ему жизнь. Необычно само повествование. Оно как бы выходит за рамки лирики и эпоса и перетекает в драму, разворачивающуюся на глазах у зрителей в настоящем времени. Автор как будто намеренно выходит за рамки лиро-эпического произведения, строя повествование на репликах трех действующих лиц — отца, его сына и самого лесного царя. Однако в тексте не указано, кому принадлежит каждая реплика и к кому она обращена. Эту функцию “ремарок” выполняют обращения: “родимый” - сына к отцу, “младенец” - лесного царя к мальчику, “мой младенец” - отца к сыну. Анализируя особенности композиции, нельзя не обратить внимание на многоточие, которое разделяет последние строки. Таким способом И.Гете подчеркивает трагичность развязки, ее неожиданность, изменяя в конце даже время глагола – настоящее на прошедшее.

Одна из особенностей жанра баллады – сочетание реального и фантастического. Такого рода характерная черта присутствует и в балладе И. Гете. С помощью учителя ребята выясняют, что составляет реальный и нереальный мир в содержании. Реальна обстановка: сгущающиеся сумерки леса, “холодная мгла”, “темные ветви” деревьев, их “ночная глубина”. Частью реального является и отец – “ездок запоздалый”, “оробелый” “старик”.

Образ сына представлен автором как наиболее трагический. Ребенок будто связующее звено между реальным и нереальным, рожденным больным воображением. Рассказывая отцу о коварном лесном властелине, он старается найти у него поддержку и защиту. Однако царь — таинственная сила "в темной короне с густой бородой" только для мальчика — отец видит лишь туман и слышит только, как "ветер, проснувшись, колыхнул листы". Ощущению трагической безысходности способствует прием параллелизма:

параллельно сопоставляются видение окружающего младенцем и отцом. Такой прием позволяет осмыслить эмоциональное состояние ребенка, который не может себе представить, что отец ничего не видит и не слышит, он все время просит подтверждения, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ. Для него все, что происходит, — жизнь. Для отца все, чего боится его сын, нереально.

Продолжая анализ образов баллады, обращаемся к фигуре лесного царя.

Это фантастический образ властителя леса. Ему принадлежит все прекрасное: побережья с пестрыми цветами, жемчужные струи, золотые одежды, седые ветлы; его уязвляет красота мальчика, которая ему не принадлежит, поэтому лесной царь предлагает ребенку все соблазны, которые только может.

Подводя итоги анализу, ученики отмечают, что все созданные Гете в балладе образы наделены яркими чертами, индивидуальностью. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные. Эмоциональное состояние представлено в большей степени посредством глаголов и категории состояния. Дитя: “издрогнув, приник”; “мне душно, мне нечем дышать”; “тоскует, кричит”. Старик: “держит и греет”; “скачет, мчится”; “погоняет, летит”. Царь: “перлы и радость сулит”, “в глаза сверкнул”, “пленился красотой”.

По итогам проведенной работы дети делают вывод - это произведение будет трудным для выразительного чтения. Чтецу надо суметь “сыграть” три роли при прочтении, “погрузиться” самому в мир этой баллады и “вовлечь” слушателей. Учитель предлагает учиться выразительному чтению баллады у музыки, приводя слова композитора М.П. Мусоргского о том, что музыка - это “художественное воспроизведение человеческой речи во всех тончайших изгибах ее” , в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов. Учащимся интересно будет узнать, что на слова И. Гете была написана музыкальная баллада.

В 1815 году это стихотворение произвело необычайное впечатление на тогда еще неизвестного восемнадцатилетнего немецкого композитора Франца Шуберта. Музыка возникла в едином, неслыханно могучем порыве вдохновения. "Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух "Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда композитор встал, великолепная баллада была готова". Так мастерством двух гениев был создан признанный шедевр. Шуберт сумел не только уловить каждое движение мысли поэта, но и привнести новое в содержание. В мировой музыкальной литературе трудно сыскать другой пример того, как звуками нарисована нестерпимо яркая картина жизни, ошеломляющая пластичной объемностью и правдивостью.

Но прежде чем обратиться к музыке, учитель предлагает прослушать фрагменты двух музыкальных произведений Ф. Шуберта. Учащиеся должны узнать “Лесного царя” по вступлению, убедившись тем самым в гениальности композитора и возможностях музыки использовать широчайший диапазон выразительности и изобразительности.

После прослушивания произведения целиком учащиеся делятся своими впечатлениями. С первых же звуков нас поглощает пучина тревоги и смятения. Из бешено мчащегося аккомпанемента возникает топот коня, скачущего во весь опор сквозь ветер и ночь. Эти звуки отождествляются с состоянием всадника. Он и конь воспринимаются как одно целое. Голос отца звучит спокойно, но за спокойствием скрыты тревога и озабоченность: скорей, скорей, вперед, только бы поспеть, только бы спасти ребенка... И в топот, неудержный и беспокойный, врывается зловеще-властная тема лесного царя, звучит таинственный, ласково и коварно манящий. голос Мелодия причудливо извивается, пританцовывает, словно дочери лесного царя при лунном сиянии, призрачном и неверном, затеяли хоровод. Все взволнованнее и возбужденнее речь автора. И, наконец, отрывистые, резкие аккорды. И такие же резкие и отрывистые слова, будто мгновенно нанесенные удары, - ребенок мертв...

Для сравнения характеристик, данных И.Гете своим героям, и музыкальных характеристик Ф. Шуберта можно составить следующую таблицу:

Герои Характеристики героев баллады И.В. Гете “Лесной царь Характеристики героев вокальной баллады Ф. Шуберта “Лесной царь”
Дитя Трепетный, приникший к отцу, “издрогнувший” от страха и ужаса оказаться во власти царя Плачущие, резкие, порывистые интонации, постоянное crescendo (увеличение громкости) во фразах
Отец Обеспокоенный внезапным безумием родного дитя, “оробелый Мягкие, неуверенные интонации на фоне пунктирного ритма в нижнем регистре, изображающего стук копыт; его фразы, наоборот, построены на diminuendo (ослабление силы звучания) он пытается успокоить сына, хотя сам еле сдерживает волнение
Лесной царь Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный Музыкальные фразы то ласковы и нежны, то обретают гневно-властные интонации, тема царя разрастается в грозный лейтмотив и довлеет над ходом музыкального повествования

Сопоставление позволяет сделать вывод, что Ф. Шуберт в своей музыкальной интерпретации почти во всем идет “вслед за автором”, подчеркивая все оттенки чувств героев.

В результате проведенной работы словесная характеристика героев, составленная ребятами в ходе анализа стихотворного и музыкального “текстов”, слились в единый образ в процессе осмысления музыки.

Данный процесс можно отразить в схеме:

Таким образом, привлечение к анализу художественного текста музыкального произведения позволяет ученикам более осознанно подойти к составлению партитуры выразительного прочтения.

Но один вопрос остается не раскрытым. В чем же состоит то новое, что привнес композитор в произведение Гете? Внимательные ученики замечают, что в музыке можно услышать не три темы-героя, а четыре. Последняя - неодолимая тема смерти - две взметнувшиеся вверх триоли (особые ритмические фигуры, состоящие из трех нот) и несколько слишком размеренных “неживых” звуков, тяжело и неотвратимо спадающих вниз.

Шуберт как бы вывел эту тему отдельно, утверждая тем самым трагическую развязку, тогда как у Гете лесной царь — это и есть сила, которой не может противостоять человек. Он забирает себе мальчика, как бы быстро отец ни гнал своего коня.   

 Содержание баллады, созданной двумя гениями, охватывает самое жизнь, где фантастика сочетается с правдой, беспощадной в своей трагической обнаженности. Оно реальное и ирреальное, красивое и завораживающее, манящее и пугающее. От него захватывает дух и исходит великая сила, которой пронизана баллада.

 Примечания:

  1. Машенко Н.М. Музыка и живопись на уроках русской литературы. – М., - 1969. – С. 5.
  2. Там же. – С. 31