Цель:
- расширить представление учащихся о красоте;
- познакомить учащихся с особенностями изображения героев в романе «Неандертальский мальчик».
Задачи урока:
1. Развивающие:
- Развитие речи учащихся, обогащение словаря.
- Развитие умений анализировать текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщения.
- Развитие интереса к предмету.
- Развитие эстетического вкуса.
- Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
2. Воспитательные:
- Формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе.
- Воспитание чувства прекрасного.
3. Познавательные:
- Формирование умения понимать авторский замысел.
- Формирование информационных умений.
- обработка умений осмысления, преобразования, интерпритации полученной информации;
- обработка умения работать с разными источниками информации; - Формирование общеучебного умения правильного, осознанного, выразительного чтения.
Оборудование:
У детей:
- Книга Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик».
- Бланк исследовательской работы.
- Сочинение на тему «Моя мама - самая красивая».
У учителя:
- Репродукции картин Шишкина «Утро в сосновом бору», Айвазовского «Девятый вал», Левитана «Золотая осень», «Март».
- Аудио запись песни «Живет на свете красота», П. Чайковский «Вальс цветов».
- Таблички со словами.
- Выставка рисунков.
- Выставка вопросов по книге.
Форма урока: групповая.
Урок сопровождается компьютерной презентацией (приложение 1).
Форма, заполняемая учащимися в ходе исследовательской работы (приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети входят под песню «Живет на свете красота». Рассаживаются на 4 группы.
II. Актуализация знаний.
(Звучит гонг, барабан, звуки леса. Выходит ученик в роли шамана. Кадр №1).
1.
О, матерь мира - а,
Выйди из небесного шатра - а,
Озари ночную тьму - у,
Покажи нам далекие горы…….
2. (Два ученика читают наизусть диалог саблезубых тигров. Кадр №2)
- Р – р – р ! Говорю тебе опасности нет!
- Ну а мне что-то это не нравится. Гр - р- р … звук такой жуткий, прямо мурашки по спине. Ты только послушай!
- Да это детеныши ледниковых людей! Помнишь прошлый раз? Так легко было их слопать.
- Что было, то прошло. Эти, какие – то особенные: им ведом звук, пронзающий уши. И потом, их слишком много.
- Но у них нет никакого оружия… Даже огня нет!
- Р – р – р. Этот звук мне сердце рвет на части.
- Ну тебя с твоим разорванным сердцем: я есть хочу…
- Ничего, поголодать иногда не вредно.
- Что за глупая прихоть – бросать такую добычу!
- Ничего, ничего. Пошли, выспимся хорошенько.
3.
У: Холодно. Дети одни в диком ласу. Саблезубые тигры. Куда мы попали?
Д: В далекие времена, в ледниковый период. В книгу Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик». (Кадр №3)
4.
У: (Учитель обращается к выставке вопросов по книге)
Посмотрите, сколько вопросов возникло у вас после чтения книги. Но большинство из вас интересует:
- Кого и почему неандертальцы считают красивым?
- Неандертальцы все-таки красивые или нет?
Вопрос о красоте – вечный вопрос всех времен. И до сих пор не дано точного определения красоты. Может быть, сегодня нам удастся это сделать? Вы хотите попробовать?
Кто знает, что такое красота?
И объяснить ее хотя – бы сможет?
В ней сложность или простота?
В ней строгость или пестрота?
Кто разобраться мне поможет?
Д: Я! (рука поднята)
5. Итак, сейчас мы с вами не просто учитель и ученики, а исследователи и мы хотим получить ответ на ряд вопросов:
- Что называют красивым?
- Кого и кто считает красивым?
- Почему люди ценят красоту?
(Вопросы записываются на доске.)
У: Что нам для этого нужно сделать?
Д:
- Собрать информацию
- Эту информацию мы будем записывать в своей исследовательской работе.
У: А еще нам нужно определить, что мы будем изучать, т.е. выбрать объекты исследования.
1. |
Природа |
живая |
2. |
Произведения искусства |
живопись |
3. |
Человек |
|
4. |
Предметы быта |
|
5. |
Игрушки |
|
III. Красота в живописи, литературе, музыке.
У: Начинаем собирать информацию. Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами.
1) Вспомните авторов и их произведения.
(Дети читают отрывки из стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Сурикова, Некрасова, Есенина.)
2) Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать звуки природы. (Чайковский «Вальс цветов»)
- Кто считает из вас эту музыку красивой?
- А кому она понравилась?
3) Красота природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Подойдите к той картине, которая вам понравилась, которую вы бы могли назвать красивой. Объясните свой выбор в образовавшейся группе. Озвучьте всем мнение группы.
4) Сядьте на место и попробуйте продолжить фразу в исследовательской работе: Красивым я называю то, что_______________________________________________________________________________________
У каждого своё представление о красоте. Прочитайте вслух.
(На доске: красота восхищает изумляет очаровывает радует).
IV. Аудиозапись.
Счастливая Рука: Эх вы! Ну что за дети! И откуда вы только взялись? Чему вас в школе учат? Разве не знаете, что красиво только то, что полезно?
Умник: Нет, ребята, красиво то, что красиво.
У: кто это говорил? Какой предмет он вел в неандертальской школе? Зачем неандертальским детям магический рисунок? Кадр №4. Давайте отправимся прямо сейчас на урок рисования в неандертальскую школу, чтобы добыть какую-нибудь информацию. (Чтение эпизода по ролям стр. 153-154)
Как вы думаете: Уголёк настоящий художник? Почему?
Д: Его рисунок оригинален, точен, как живой, вызывает смех радость (т.е. положительные эмоции).
У: Все видели в процессе наблюдения за козочками одну и ту же картину. Почему же у неандертальчика появился лев, а у Уголька дедушка Пузан?
Д: Человек по-разному воспринимает окружающий мир, фантазирует.
У: Значит наше предположение подтвердилось: мы по-разному воспринимаем красоту природы.
V. Пиктограммы.
1) У: я хочу поделиться с вами новой информацией. Где и когда бы ни жил человек, он пытался понять окружающий мир и передать свои знания будущим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах древних людей. (Кадр №5) Кто-нибудь знает, как они называются?
ПИКТОГРАММА - это способ передачи информации. Но, к сожалению, эта информация иногда искажается, не точна.
2) Вспомните пиктограмму из книги «Неандертальский мальчик». (Кадр №6). Как прочел ее Щеголек?
- Когда идет дождь, все медведи прячутся в берлоги. А дедушка Пузан?
- Дедушка Пузан – медведь. Когда он пойдет в лес, пусть как следует намокнет и свалится в яму.
Что же на самом деле там было написано?
- Березка и Умник спрятали зверя в пещере Без Дна. Почему же так произошло?
Д: разные люди по-разному воспринимают объекты, рисунки и ту информацию, которую хотел передать художник.
VI. Красота человека.
1) А красоту человека мы тоже по-разному воспринимаем или одинаково? По внешним признакам легко отличить красивого человека от некрасивого. Дома я просила вас написат\ь сочинение о маме и принести её фотографию. Кто желает прочитать? Прикрепите свои сочинения и фотографии на доску. Теперь внимательно посмотрите на фотографии мам. Выберите самое красивое лицо. Готовы! А теперь продолжите фразу. Только отвечайте честно все хором:
На свете много мам, но знаю я
Что нет красивей мамы, чем (моя)
Почему? Они же такие разные?
ВЫВОД: В человеке должно быть все красиво и внешность и душа.
2) Работа со словарем.
У: Ох, как трудно найти истину, чтобы узнать, кого красивым можно назвать. Есть еще какой-нибудь источник информации, который может нам помочь?
Д: Толковый словарь.
У: Прочтем словарную статью. Теперь найдите эту статью в задании 3. Подчеркните ключевые слова.
(На доске запись)
КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК |
Современники Приятный |
3) Красота неандертальцев.
У: Теперь поближе познакомимся с неандертальцами. Кто это? (Табличка на доске. Кадр №7а)
Д: Это Неандертальчик у него тоже есть мама и папа, которых он любит и которые любят его.
Прочитаем о маме стр.8 (нежная, ласковая), о папе стр.8 (Кадр №7б)
Выберите ключевые слова, которые говорят о том, что он красавец.
На доске по мере ответов детей появляются слова:
КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК |
|
Современники Приятный |
Неандертальцы
Волосатый |
4) Запишите, кого еще неандертальцы считали красивым.
(Неандерталочка, Березка, Молния) Чтение учениками отрывков и выбор ключевых слов.
Молния: |
хитроумный |
Березка (стр. 21): |
светлые длинные волосы |
Неандерталочка (стр.25): |
коренастая |
5) У: Запишите, кого считали некрасивым? Почему?
Д: Моржа, у него не было бороды и волос на лице. (Чтение отрывка стр. 33-34)
У: Кто из мальчиков хотел бы дружить с Неандерталочкой и Березкой? Почему НЕТ? А вы для них какие? (Тоже странные)
VII. Синквейн о красоте. (Кадр №8)
Варианты детских работ:
1. Красота 2. Душевная, земная 3. Радует, удивляет, вдохновляет 4. У каждого своя красота 5. Чудо |
1. Красота |
У: Сумели мы дать точное определение красоте?
Д: Нет. Еще не все объекты исследованы.
У: Какие источники информации помогли чуть-чуть нам приоткрыть тайну красоты?
Д: Музыка, живопись, литература, словарь.
У: Где еще можно найти информацию?
- В Интернете
- В энциклопедиях
VIII. Домашнее задание для вас.
Задание к уроку:
1. Найдите в Интернете все о красоте и создайте электронный банк данных. Поделитесь информацией друг с другом.
2. Найдите информацию о красоте в других источниках. Подготовьте сообщение.
3. Напишите рассуждение на тему: «Почему люди ценят красоту?»
4. Найдите сказки о красоте и красивых людях.