Цели – закрепить понятия «лирика», «лирический герой», «романтический герой»; знания о средствах художественной изобразительности (эпитет, сравнение, антитеза, лексический повтор, анафора); развивать навыки комплексного анализа поэтического текста; воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.
Задача – раскрыть особенности творческой индивидуальности Лермонтова.
Тип урока – комплексное применение знаний, умений, навыков.
Форма урока – анализ поэтического текста.
Методы – эвристическая беседа, поисково-исследовательский. Приёмы – творческое чтение, выразительное чтение.
Дидактические принципы – научность, наглядность, доступность.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
(На экране – фото Лермонтова на фоне звёздного неба – «Он не был создан для людей»)
– Здравствуйте. Садитесь.
Каждому из вас, ребята, без сомнения, знакомо имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что вы по одному только слову сможете узнать строчки из его стихотворений. Давайте попробуем: белеет… (парус одинокой / В тумане моря голубом…); скажи-ка… (дядя, ведь не даром / Москва, спалённая пожаром, / Французу отдана…); тучки…(небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною / Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники / С милого севера в сторону южную); погиб… (поэт! – невольник чести – / Пал, оклеветанный молвой); и скучно… (и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…)
Прошло уже более 160 лет со дня смерти поэта, а его личность и его творчество по-прежнему остаются одной из глубочайших загадок нашей культуры. В.Г.Белинский в 19 веке писал о Лермонтове: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей». А в середине 20 века первый космонавт Юрий Гагарин (на экране – портреты Гагарина и Лермонтова на фоне Земли в голубом сиянии «В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…») назвал Лермонтова единственным «космическим поэтом» – Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно / Спит Земля в сиянье голубом». Как такое можно было написать в 19 веке, если только в 20-м подобными откровениями смогли поделиться первые астронавты? Отрывок из стихотворения «Выхожу один я на дорогу» не единственный пример, рождающий споры о космизме Лермонтова. Послушайте строчки из поэмы «Демон» и сравните их с картиной заснеженных гор (ЭКРАН – изображение гор):
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял.
(Дарьял – Дариальское ущелье)
– Соответствует ли иллюстрация отрывку? Нет. Взгляд со стороны, ущелья не видно.
– Что нужно сделать, чтобы увидеть гору как грань алмаза, а ущелье как трещину. (Сделать паузу, дать возможность ребятам ответить самостоятельно) Нужно подняться вверх. Взгляд должен быть из космоса.
(ЭКРАН) Так можно ли считать Лермонтова «космическим поэтом»? Попробуем выяснить это на сегодняшнем уроке. Возможно, нам предстоит совершить открытие в понимании творчества и самой личности поэта.
Чтобы понять поэта, нужно войти в его мир, попытаться понять его мысли, чувства. Немецкий поэт Гёте считал: «Кто хочет понять поэта – должен идти в страну поэта». Как это сделать? (Версии учащихся: обратиться к творчеству поэта, внимательно прочитать…)
– Чтобы войти в мир поэта, в его страну, нам нужен ключ. А ключ этот – это язык поэтического произведения, те самые средства художественной изобразительности, с помощью которых поэт создаёт художественные образы. Назовите их. (…) Если вы научитесь владеть этими ключиками, то поэтический мир откроет перед вами свои тайны.
Я хочу познакомить вас со своим любимым стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды». Мне кажется, что это стихотворение позволяет увидеть, услышать и, возможно, понять поэта. Послушайте стихотворение и скажите, какие образы возникают при его прочтении?
Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо –
Звёзды и небо! – а я человек!..Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы хотел.
1831г. (поэту 17 лет)
Учащиеся перечисляют образы, которые увидели, слушая стихотворение. Выслушать все версии. Остановиться на основных:
- 1 образ – образ ночного звёздного неба; образ неба и звёзд
- 2 образ – образ того, кто смотрит на небо и рассказывает о нём – это образ лирического героя.
Вспомните, кто такой лирический герой? (Лирический герой – герой лирического произведения; это лицо, мысли и чувства которого выражены в лирическом стихотворении.)
В любом стихотворении важно понять состояние души лирического героя. В лирике существует особый вид художественного образа – образ-переживание, в котором соединены мысль и чувство лирического героя. Попробуем разобраться в них.
Прочитайте первую строфу. (…) ЭКРАН.
Какие чувства и мысли владеют лирическим героем, когда он смотрит на звёздное небо, и какие языковые средства указывают на это? Вечернее небо чистое = безоблачное, ничем не омрачено; звёзды ясные и далёкие. Эпитеты рисуют образ и передают чувства лирического героя – восхищается красотой вечернего неба.
– Обратите внимание на сравнение «ясны, как счастье ребёнка». Какова роль этого сравнения? (Экран – ребёнок)
(Версии класса)
Как много нужно ребёнку для счастья? Только любовь и забота родных.
Ребёнок счастлив, когда он ДОМА. И в душе ребёнка, окружённого заботой и любовью, царит ГАРМОНИЯ. Следовательно, в мире звёзд и неба (ЭКРАН – звёздное небо) лирический герой видит ГАРМОНИЮ.
А что происходит в душе лирического героя? (Версии детей) Свой ответ подтвердите строчками из первой строфы стихотворения. (О! для чего мне нельзя и подумать…; лирический герой в отчаянии; депрессивное состояние; крик души)
Обратите внимание на перелом интонации О! Какую роль играет эта частица? (Крик души)
Найдите в этой строфе обращение и объясните его значение. Риторическое обращение к звёздам, где лирический герой с помощью выражения «нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё» признаётся в том, что он несчастлив. Лирический герой не может даже и подумать, что он может быть счастлив как звёзды, то есть у нет этого счастья = он несчастлив.
– В душе лирического героя – разлад, нет согласия с самим собой, в его душе нет тишины и покоя. Я думаю, такое состояние вам знакомо. Как оно называется? (Версии учеников; например: депрессия, отчаяние…) В душе лирического героя – ДИСГАРМОНИЯ.
Все выводы, которые мы с вами сделали сейчас, можно изобразить графически таким образом: (ЭКРАН)
Какой приём использует поэт, рисуя два разных мира? Антитезу.
– С какой целью? (Создать эффект резкого контраста, противопоставить два разных мира.))
– Прочитав первую строфу, мы смогли увидеть два разных мира и понять чувства и мысли лирического героя. Объясняется ли причина этого состояния в первой строфе? Нет.
– Попробуем найти ответ во второй строфе. Прочитайте её (вслух).
Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо –
Звёзды и небо! – а я человек!..
(Строфа – на ЭКРАНЕ)
– Как построена эта строфа? (Вопрос – ответ = диалог)
Это действительно диалог. В чём особенность этого диалога? (Обратите внимание на глагол скажут) Лирический герой сам задаёт вопрос от имени людей и отвечает на него, ведёт мысленный диалог с людьми; смотрит на себя со стороны.
Лирический герой пытается понять самого себя.
Какие же выводы о взаимоотношениях лирического героя и людей можно сделать на основании этого диалога? Ответы детей.
Пытаясь понять самого себя, лирический герой противопоставляет себя людям. Мы снова видим два разных мира: мир людей и мир лирического героя.
ЭКРАН.
Почему бывают несчастны люди? Нет любви… нет денег… нет хорошей работы и т.п.
– А почему несчастен лирический герой? Несчастье лирического героя только в том, что он человек.
– Лирический герой не в конфликте с людьми (поэтому они добрые люди), а в конфликте с самим с собой.
В чём причина этого конфликта? Лирического героя тяготит земная жизнь.
– Понять причину конфликта лирического героя помогает и структура последнего предложения. Посмотрите на предложение с точки зрения синтаксиса (ЭКРАН), охарактеризуйте роль союзов «И», «А» и лексического повтора. Свой ответ постройте с помощью тематического листа. Последнее предложение представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, которое относится к сказуемому «несчастлив» и поясняет его; подлежащее и сказуемое «небо и звёзды – небо и звёзды» образуют лексический повтор, с помощью которого поэт выносит в сильную позицию важные для него слова, которые несут огромную смысловую нагрузку в этом стихотворении. Соединительный союз «и» – один мир, противительный союз «а» – другой мир – мир лирического героя.
Строфа заканчивается восклицанием и многоточием. Почему? Восклицание – это отчаяние от рокового противопоставления. Приём умолчания (…) заставляет задуматься над тем смыслом, который вкладывает поэт в слово человек.
Запишите вывод.
– Почему же быть человеком – это несчастье для лирического героя. Поищем разгадку в третьей строфе. Сделайте это самостоятельно, воспользовавшись вопросами и заданиями, помещёнными в тематических листах. (ЭКРАН – третья строфа)
|
Люди завидуют людям, таким же, как они сами. Лирический герой завидует звёздам. Восхищается звёздами, они для него – идеал красоты, поэтому он говорит о них «прекрасные» (приставка –пре в значении «высшая степень какого-либо качества»). Ограничительная частица «только» – анафора – свидетельствует о том, что ничто земное лирического героя не волнует, душа его стремится только к звёздам, но эта мечта для человека недостижима. Условная частица «бы» (хотел бы, но не могу – я человек) – выражает условие, при котором лирический герой может быть счастлив. Герой обречён на одиночество и несчастья. Третья строфа – это объяснение депрессивного состояния лирического героя.
– Так почему же земная жизнь так тяготит лирического героя? Кто он? Нет возможности обрести счастья, гармонию неба. Лирический герой – это ЗВЕЗДА, упавшая с неба.
(ЭКРАН)
Чего лишился лирический герой, будучи человеком? Дома.
Лирический герой разрывается между двух миров – Землёй и небом (ЭКРАН). Если изобразить графически эти два мира, то где будет находиться лирический герой? Между небом и землёй. (ЭКРАН)
Возможно ли счастье лирического героя в таком состоянии? И почему? Он не может обрести дом в таком состоянии.
У лирического героя Лермонтова нет дома, он одинокий бесприютный странник. Достаточно вспомнить образы, созданные поэтом и хорошо знакомые вам: Белеет парус одинокой / Тучки небесные… Вечные странники; Ночевала тучка золотая/ На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя. Таким же будет Печорин в «Герое нашего времени» – живёт вне дома, он всё время перемещается, даже умер в дороге. Не исключением является и лирический герой данного стихотворения.
Для каких героев в литературе характерно состояние двоемирия? В чём особенность таких героев? Для романтических. Устремлённость к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Обычное состояние романтического героя – одиночество и разочарование.
Такое состояние лирического героя называется двоемирием.
Перед нами, ребята, действительно романтическое произведение, герой которого устремляет свои мечты в мир гармоничный и идеальный для него. Глядя в небо, он ведёт мысленный диалог. Понять основной смысл этих размышлений помогает и композиция всего стихотворения. Давайте ещё раз сделаем вывод о роли каждой строфы: (ЭКРАН, вывод о роли каждой строфы выводится на экран после ответа учащихся)
- 1 строфа (проблема) – лирический герой признаётся: «Я несчастлив». Почему?
- 2 строфа (развитие мысли) – «Я несчастлив, потому что я – человек». Почему?
- 3 строфа (вывод) – человек не может занять место звезды.
Посмотрите внимательно на композицию стихотворения и скажите, к какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение).
Какова цель этого рассуждения? Лирический герой хочет понять сам себя, объяснить причину своего душевного состояния. Поэтому он и обращается только к звёздам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он даёт себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни.
– Мне кажется, что основная мысль этого стихотворения перекликается со строчками из эпитафии, написанной Лермонтовым в 1830 году: (ЭКРАН)
Прочитайте её.
И в нём душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей.
Какие строчки эпитафии характеризуют лирического героя? Он не был создан для людей.
Не случайно именно эти строчки я выбрала для названия сегодняшнего урока.
– Стихотворение называется «Небо и звёзды». К этим образам часто обращались поэты-романтики, многих из них небо и звёзды притягивали своей таинственностью.
Как вы считаете, для романтического героя Лермонтова являются ли звёзды тайной, загадкой? Нет, они для него ясны и понятны, он тоже звезда, звёзды для него родные, они – его дом.
Это подтверждают строчки и из другого стихотворения поэта:
(ЭКРАН – небо с яркой звездой)
Светись, светись, далёкая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несёт мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко…
– Разгадав мысли, чувства, переживания лирического героя, вы сможете теперь передать состояние его души с помощью приёмов выразительного чтения. Давайте послушаем… Спасибо.
– В начале урока мы с вами отправились в мир поэта, в его страну. С какой целью? Вспомните слова Гёте. Понять поэта.
Почему же Лермонтова называют «космическим поэтом»? Необычное мировосприятие… Взгляд сверху… Загадочность… Звёздность…
Загадочные, роковые события жизни поэта, образы, созданные его фантазией находят своё отражение в творчестве других поэтов, например, К.Бальмонта:
Опальный ангел, с небом разлучённый,
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездонных странный брат,
Душой внимавший песне звёзд всезвонной,
Художников (ЭКРАН), например знаменитые картины Михаила Врубеля к поэме «Демон». В 1986 году на телевизионные экраны вышел фильм «Лермонтов» с Николаем Бурляевым в главной роли. Посмотрите фрагмент этого фильма и скажите, насколько удачной вам показалась интерпретация образа поэта.
Фрагмент фильма.
ЭКРАН.
Любимый герой Лермонтова, самый близкий ему душевно, – Демон. Этот герой, видоизменяясь, модифицируясь, но, сохраняя главные свои черты, проходит через всё творчество Лермонтова:
Как Демон мой, я зла избранник,
Как Демон, с гордою душой…
На вопрос а кто прототип вашего Демона Лермонтов ответил: «Я». Но так ли это, вы сможете решить, обратившись к поэме «Демон» и сопоставив её со всем творчеством поэта и его биографией. Сегодня мы только приоткрыли страницу поэзии Лермонтова. Впереди осмысление этой непростой темы. И у каждого из вас будет свой Лермонтов. Трагические сомнения и поиски смысла жизни не лишали Лермонтова веры в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом. Веры вам, вечных поисков смысла жизни!