Конференция "Нравственность есть правда" (гуманизм В.М. Шукшина)

Разделы: Литература


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством (рассказами) В.М. Шукшина;
  2. Продолжить развитие понятия нравственности, нравственных проблем на примере рассказов В.М. Шукшина;
  3. Развивать эстетический вкус, приобщить к самостоятельному чтению и самостоятельной оценке прочитанного.

Оборудование:

  1. Портрет В. М. Шукшина;
  2. Выставка книг писателя и литературы о его творчестве;
  3. Стенд, посвященный В.М. Шукшину, краткие биографические сведения, высказывание В. Каверина: “Шукшин был похож на свои книги. Казалось, он только что оторвался от захвативших его размышлений, а может быть, и не оторвался, продолжает думать, вопреки тому, что происходит вокруг. Доброе лицо его дышало простотой, серьезностью и пониманием. Он как бы существовал сперва для других, а уж потом для себя”;
  4. Плакат “Из истории мудрых мыслей”;
  5. Понятие нравственности (у каждого на парте):

“Нравственность не рассуждение, не выгода, это скорее чувство, чувство неизвестное, почти инстинктивное, но природное: венец его, последнее слово этого чувства, этого влечения человечества, не прерывающееся в нем с начала веков, есть уже объявленная открытая уже нами формула”.

Федор Достоевский

“Каких бы высот не достиг современный прогресс, нравственные начала в человеке являются охранителями его духовного мира, который не имеет права быть пустыней, обезвоженный, однако богатой синтетическими ценностями. Если человек утратит чувство ответственности перед миром, чувство сопричастности чужой боли, он превратится в машину с пластмассовыми деталями…”

Ю.В. Бондарев

Эпиграф к уроку (на доске)

В искусстве уютно
        быть сдобною булкой
                        французской,
но так не накормишь
         ни вдов,
                   ни калек,
                            ни сирот.
Шукшин был горбушкой
            с калиною краской
                          вприкуску,
черняшкою той,
           без которой немыслим народ…

Е. Евтушенко “Памяти Шукшина”

Для русской литературы последних лет характерны поиски современного нравственного идеала, сочетающего вечные ценности человеческой личности с нравственными ценностями общества. Писатели ставят героев своих книг в многообразные ситуации, где необходимо определить свою позицию и тем самым обнаружить нравственную доминанту личности.

Нравственный выбор, совершаемый героем, становится его нравственной победой или позором.

- Почему же литература все чаще обращается к нравственным проблемам? (см. цитату Ю.В. Бондарева)

Это вечные вопросы воспитания чувств, духовного совершенствования решают такие писатели, как В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Ефремов, Т. Толстая, В. Токарева и, конечно, В.М. Шукшин.

Их главная забота и тревога – человек. И в каждом рассказе Шукшина он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество зовет к спору, к обсуждению.

Тема нашей читательской конференции: “Гуманизм Шукшина”.

В понимании слова “гуманизм” мы будем ориентироваться на высказывание Сергея Залыгина: “Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм”.

Задача: почему именно эти слова больше подходят к теме.

Проблема вопроса:

  1. Чего в жизни и в людях не принимает Василий Шукшин?
  2. Какова направленность поисков писателя?
  3. Чем отличается истинный праздник героев Шукшина от праздника ложного, испорченного или неуместного?

Ход урока

  1. Оргмомент;
  2. Слово учителя;
  3. Рассказ учащегося о В. М. Шукшине:

На экране проецируются фотографии села Сростки Алтайского края

 

Ученик (наизусть):

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя,
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.

Поэт Кондаков

На экране проецируются фотографии Василия Макаровича Шукшина

Ученики (заранее подготовленные).

(из автобиографии В. Шукшина)

  • - Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В 1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом в 1946 году ушел из деревни. Работал в Калуге… во Владимире… на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот…служил на Черном море, в Севастополе. Воинское звание – старший матрос; специальность – радист. После демобилизации приехал домой.
  • - Во все времена, везде много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи…
  • …Мне везло…на умных и добрых людей”…
  • 1954-1954 г.г. - преподает русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодежи, одновременно - директор школы.
  • 1954-1960 г.г. - учеба во ВГИКе.
  • 1955 г. - принят в члены КПСС
  • 1958 г. - В Щукшин снялся в первой своей роли в фильме М. Хуциева “Два Федора”. В этом же году первая публикация; в центральной печати в журнале “Смена” №15 напечатан рассказ “Двое на телеге”.
  • 1963 г. - первая книга “Сельские жители”.
  • 1963 г.- В.Шукшин-режиссер киностудии им. Горького. Снимает по своему сценарию фильм “Живет такой парень”.
  • 1965 г. - вышел фильм В.Шукшина “Ваш сын и брат”.
  • 1967 г. - Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного знамени (ноябрь). В декабре удостоен Государственной премии им. братьев Васильевых за фильм “Ваш сын и брат”.
  • 1968 г. - в издательстве “Советский писатель” вышел сборник “Там вдали”
  • 1968-1969 гг. - В. Шукшин снимает по своему сценарию фильм “Странные люди”.
  • 1969 г. - за заслуги в области советской кинематографии удостоен Звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР
  • 1971 г. - за исполнение роли инженера Черных в фильме С.Герасимова “У озера” удостоен Государственной премии СССР
  • 1972 г. - вышел фильм В.Шукшина “Печки-лавочки”.
  • 1973 г. - сборник рассказов в издательстве “Современник” - “Характеры”.
  • 1974 г. (январь) - фильм “Калина красная”, вышла книга в издательстве “Советская Россия” “Беседы при ясной луне”.
  • 1974 г. (конец мая) на Дону начались съемки фильма С.Бондарчука “Они сражались за Родину”, куда Шукшин приглашен на роль Петра Лопахина.
  • 1974 г. (июнь) - в издательстве “Советский писатель” сдан в набор роман “Я пришел дать вам волю”.
  • 2 октября 1974 г. - В.М.Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма “Они сражались за Родину”, на теплоходе “Дунай”, от сердечной недостаточности.
  • Посмертно В.М.Шукшину присуждена Ленинская премия.
  • Последнее десятилетие его жизни-годы исключительного творческого напряжения, полного выявления таланта, небывалого расцвета искусства В.Шукшина - актера, писателя, режиссера, кинодраматурга.
  • При жизни В.Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволял пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо и плохо - начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.

Звучит песня В.Высоцкого “Канатоходец” <Приложение1>

4. Слово учителя. Анализ рассказов В.Шукшина (заранее дан список)

1. О Шукшине написано немало, но его творческое наследие еще нуждается в серьезном осмыслении.

В.Шукшин придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним. “Помню устные рассказы моей матери… Да и сейчас это искусство устного рассказа еще живо в народе… Народный рассказчик-это и драматург, и актер, а вернее ,целый театр в одном лице… Но все это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главным остался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое”.

Красоту и силу своих героев автор видел в огромной любви к людям. Смысл любви, жизни, человеческих отношений эти чудоковатые люди открывают для себя мучительно. О самом важном Шукшин говорит так: “Надо человеком быть, а не сшибать полтинники”.

- Как хорошо сказано! И просто!

2. Ответ на первый проблемный вопрос:

- Как, по мысли Шукшина, нельзя жить, какие жизненные принципы он не принимает?

5. Работа над содержанием рассказов.

1.“Беседы при ясной луне”.

Деревенский делец Баев рассказывает о своем преуспеянии с торжеством и восторгом, как проповедник.

Речь персонажа воссоздает его “духовную организацию”: мелочность, самодовольство, презрение к людям.

Восхождение Баева началось с изобретательного и жульнического плана, предложенного им председателю колхоза для ликвидации задолженности по поставкам молока государству. Баев преуспел в тех трудных условиях в жульничестве, именуемом Баевым “башковитостью”.

Самоутверждения Баевых было вызовом общепринятому. Автор сатирически разоблачает паразитическую психологию, ограниченность, глупость Баева, его оголтелую ненависть к людям иного склада, к культуре и образованности. Характер этот не безобиден и даже опасен, если в трудное время получит какую-то власть над людьми.

2. “Боря” - нечуткое и непонятное отношение одного человека к другому.

“Псих с длинными руками, узколобый пацан с веселой душой” “накормил сигаретой” слабоумного Борю. Нравственное уродство выглядит особенно отталкивающим, потому что проявляется как дикая, бессмысленная жестокость по отношению к беспомощному существу только ради собственного удовольствия. Хамство во всех его проявлениях – следствие недостатка культуры, высшей культуры человеческого общения.

“Привет Сивому!” - ограниченность, хамство, преклонение перед иностранным.

Итак, какие принципы не принимает в людях В.Шукшин?

Это мелочность, самодовольство, жульничество, паразитизм, ограниченность, хамство во всех его проявлениях, нечуткое и непонятное отношение одного человека к другому.

3. Ответ на второй проблематичный вопрос:

- Каковы направления поисков писателя?

Работа над содержанием рассказов: “Чужие”, “Заревой дождь”, “Космос, нервная система и шмат сала”, “Упорный” и др.

Главная сила на земле - разум и труд…Что касается мечты…

Я не отвергаю мечты, но верую я все же в труд…Мечта мечтой, а когда мастер берется за дело, когда руки его знают и умеют сделать точно, красиво, умно - это и подороже всякой мечты…”

“Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду” /В.Шукшин/

/цитаты у каждого ученика на столах./

Автор разделяет народную точку зрения - великодушие и уважение к личности.

4. Ответ на третий проблемный вопрос:

Чем, по мнению В.Шукшина, отличаются ложные и истинные праздники героев?

Отклонения, неожиданности, переломы судьбы не упали с неба в творчестве Шукшина. Он упрямо вглядывался в них – тогда-то и встала перед ним во всей полноте обыкновенная жизнь.

Так, в душе Степана Воеводина (“Степка”) происходит почти неразличимая, незаметно подкрадывающаяся перемена, перед которой оказываются беспомощными все силы души. После 5 лет заключения он возвращается домой – и не только родные, вся деревня радостно встречает его. Теперь все будет хорошо, да и в тюрьме – он сидел за драку – было “не шибко тяжело”, а в целом даже недурно. Он счастлив, что его возвращение позволило землякам “собраться вместе, поговорить, посмеяться”.

Есть в прозе Шукшина воображаемое осуществление мечты; если нельзя сделать так, чтобы она как бы воплотилась, как бы стала действительностью, желанной, естественной и необходимой.

Это – детская черта. Она характерна для всей деятельности Шукшина – сценариста, актера, режиссера.

И возвращение Степана и праздник, и трагическое недоразумение, бессмыслица, нелепость. На самом деле он убежал из заключения за 3 месяца до окончания срока.

Почему? Этот вопрос с изумлением задает ему участковый, потом милиционер, потом немая сестра – мычаньем, полным человеческой муки. В их лице обыкновенная жизнь спрашивает его: “Почему?”. Ведь теперь он получит еще 2 года. “Соскучился! – отвечает Степан – Теперь можно сидеть. А то меня сны замучили – каждый день деревня снится. А хорошо у нас весной, верно?”

“Алеша Бесконвойный”:

- Почему такие прозвища? За что дано? Прозвище дано за “редкую в наши дни безответственность, неуправляемость”. Впрочем, безответственность заключается в том, что он не работает в субботу и в воскресенье, приравнивая сельскую работу к заводской.

А неуправляемость – неточное слово для убежденного оптимиста, который устраивает себе банный день для того, чтобы убедиться в том, что жизнь – прекрасна. (“Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день… То есть – он вполне понимал, что он – любит. Стал стучаться покой в душе – стал любить…”)

И банный день, который Шукшин рисует с такой этнографической точностью, что весь рассказ можно назвать “энциклопедией бани”, нужен Алеше, чтобы со всей полнотой почувствовать эту любовь. Казалось бы трудно поставить рядом такие понятия, как любовь к человечеству и баня, однако они сопоставлены – и убедительно, без напряжения.

Герой Шукшина – отец пятерых детей – спокойно и трезво “вдумывается в жизнь”: “Что в ней за тайна, надо ее жалеть или можно помирать спокойно?”

В самом деле, что странного в том, что он отвоевал себе один день, чтобы попариться и подумать?

- Можно ли отнести Алешу Бесконвойного к “Чудакам”? Можно, если понимать это слово как синоним человека, свободного от моментальности, неразличимости, однообразия. В том-то и сила, что обыкновенному человеку, не чудаку, необходимо искусство, наука, наконец, любимое дело, для того чтобы оценить счастье существования. А Алеше Бесконвойному не надо почти ничего. Просто баня.

Чем отличается истинный праздник героев Шукшина от праздника ложного, испорченного или неуместного?

“Космос, нервная система и шмат сала”, “Сапожки” и др.

“Самое главное для человека, самый большой праздник – это понять другого человека, сделать для него что-то доброе, быть понятым”.

Рассказы “Чудик”, “Упорный”. Их герои – искренние и деятельные натуры, все действия их устремлены к добру; они везде и всюду хотят доставить людям радости.

- Какова природа и смысл этого социального явления – “чудик”?

Шукшинский чудик – это тип времени. В нем существует своеобразный “зазор” между жаждой жить насыщенной человеческой жизнью и умением так жить. Он не всегда может разобраться в тех философских вопросах, которые перед собою ставит (“Верую”, “Штрихи к портрету”), порой имеет искаженное представление о подлинной культуре (“Чудил”, “Дебил”), и иногда ему попросту не хватает широты кругозора (“Мастер”, “Упорный”, “Микроскоп”).

Неудачи, постигающие славных и добрых “чудиков” Шукшина, предупреждают о том, что нет и не может быть легкого и безболезненного обретения душевной гармонии, что мало “почуять” сокровенное в себе самом и захотеть жить одухотворенно, надо осознавать высокие нравственные ориентиры, вобрать их в себя и руководствоваться ими.

Героиня рассказа “Письмо” говорит: “Ты живи, да радуйся, да других радуй!”, считая, что жизнь – главная ценность, и в этом красится и крепится жизнь людей. Это очень непростой урок: радоваться жизни может только тот, кто умеет чувствовать красоту жизни, ценить ее в себе и вокруг себя, а радует других тот, кто чуток к людям, бережлив к их сердцам, заботлив об их счастье.

Откликаться на боль других, приносить людям добро – смысл жизни нравственной личности. Таким был настоящий человек, замечательный писатель – Василий Макарович Шукшин. И его слова, обращения ко всем нам, как никогда сейчас актуальны! “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы их всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. “Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком! “ (Из последнего письма в издательство “Молодая гвардия”).

Стоит задуматься: всегда ли по-человечески мы поступаем? Вроде бы ничего особенного, а человеку больно. Об этом рассказы Шукшина. Об этом наш урок. Давайте это не забывать.

6. Обращение к словам В. Каверина, к портрету В.М. Шукшина.

7. Стихотворение <Приложение2>

8. Итог урока. Оценки по д/з.