Разработка урока по литературе "Светлые идеи поэзии А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


  1. Данный урок – это презентация учебного проекта обучающихся «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»
  2. Проект проводится в рамках уроков литературы.
  3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, МХК, ИЗО, музыка.
  4. Проект рассчитан на обучающихся 9 классов (14-15 лет).
  5. Состав проектной группы: класс
  6. Тип проекта:
    • по масштабу – групповой;
    • по продолжительности – средней (6 уроков, примерно 2 недели);
    • по характеру основной деятельности – комбинированный;
    • по предметной содержательной области – предметный;
    • по характеру управления – непосредственный.
  7. Проблема: догматическое представление о Пушкине как о великом русском поэте, подмена живого интереса к творчеству «должным».
  8. Цель:
    1. практическая
      • выявление восприятия личности Пушкина и его художественного творчества в 4-х аспектах:
      • в академической науке (биография поэта, критика, воспоминания современников, письма);
      • в массовом сознании (опрос учащихся, педколлектива, родителей);
      • в искусстве(портреты поэта, рисунки Пушкина, работы художников к произведениям);
      • в сознании подростка 14-15 лет (чтение и анализ стихов, художественное чтение наизусть);
    2. педагогическая – привлечение обучающихся к «поэтической вселенной Пушкина», к постижению смысла того, что поэт писал и делал.
  9. Задачи:
    • развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;
    • развивать коммуникативные умения (информационный обмен, ролевое взаимодействие);
    • развивать интеллектуальные умения и навыки).
  10. Оборудование: научная, художественная, методическая литература, Интернет.
  11. Аннотация.
    Часты рассуждения о том, что у каждого есть или должен быть «свой» Пушкин, однако при естественном обилии субъективных отношений в социальной памяти складывается обобщенный его образ. Этим проектом демонстрируется:
    • феномен пушкинского творчества далеко выходит за пределы «окончательных решений»;
    • значение Пушкина для русской культуры столь велико, что еще ни одному поколению предстоит постигать его тайны и раскоывать как вечно живое явление;
    • если «В начале было Слово», то в начале современной русской духовной культуры – художественный акт Пушкина.
  12. Предполагаемый продукт проекта – фильм и сборник работ.
  13. Этапы:
    • подготовка («погружение» в проект (чтение «Мой Пушкин» М.И. Цветаевой), планирование; ученики выдвигают проблему, ставят цель, задачи, распределяют роли);
    • исследование (сбор информации, анализ, подбор музыки, иллюстраций, материалов к фильму);
    • анализ и обобщение (анализ информации, просмотр фильма, оформление результатов);
    • презентация;
    • самоанализ.

Тема урока: «Светлые идеи» поэзии А.С.Пушкина» (урок литературы в 9 классе, урок – презентация проектов учащихся, заключительный урок по лирике Пушкина А.С.)

Цель урока: создание условий для формирования эстетически грамотного читателя, умеющего адекватно понять произведение, воспроизвести его в своём сознании, выразить отношение к нему.

  1. Обучающая:
    • обобщить изученный материал по лирике Пушкина путём формирования способности анализа на примере его лирических произведений;
    • формировать ключевые компетенции ученика: социальные, языковые, информационные.
  2. Развивающая: развивать способности обучающихся к самореализации и самообразованию через защиту проектов.
  3. Воспитательная: воспитание патриотических чувств, уважения к вечным ценностям.

Оборудование урока:

  • Портрет писателя.
  • Предметы интерьера эпохи 19 века.
  • Рисунки обучающихся.
  • Маркерная доска, магниты, ноутбук, проектор, магнитофон, диск с записью романса к повести «Метель» А.С. Пушкина, карточки с названиями стихотворений, распечатка стихотворений.

Ход урока

1. Организационный момент

(звучит вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г. Свиридова)

2. Вступительное слово учителя

– 170 лет назад закончилась земная жизнь А.С. Пушкина и началась жизнь после смерти, отразившаяся в бесчисленных мифологических зеркалах. К тем тысячам людей, кто (как сказала А. Ахматова), услышав роковую весть, бросился к дому поэта и навсегда остался, добавляются новые и новые тысячи и миллионы. Они встают на цыпочки, вытягивают шеи и пытаются разглядеть, как это там внутри, словно бы разыгрывая сцену из его собственного произведения: «Что там за шум? Послушай! Что за шум? Народ завыл, там падают, что волны, за рядом ряд… ещё… ещё… Ну брат, дошло до нас…»

А у Вас есть «свой Пушкин»?

Именно этот Вопрос Вы поставили перед собой, выдвигая проблему проекта: традиционное представление о Пушкине как о великом русском поэте, «солнце русской поэзии»; подмена интереса к творчеству интересом к мифологизированной биографии.

– Деление на две команды позволило Вам искать собственный путь решения данной проблемы. И сегодня у нас урок-презентация Ваших проектов на тему «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»

Эпиграфом к которому станут строчки из стихотворения «Пушкин» поэта ХХ века Михаила Алексеевича Кузьмина:

Он жив! у всех душа нетленна,
Но…
М.А. Кузмин

– Слово для презентации проекта предоставляю первой группе…

– Слово второй команде…

(ребята демонстрируют свои фильмы, каждой команде отводится 3 мин)

Слово учителя:

– Каждая проектная группа показала «своего живого Пушкина».

Вернёмся к эпиграфу, с которого начали урок. Как его можно продолжить? (он особенно живёт!)

А какие слова самого Пушкина по этому поводу можно процитировать.

(Нет весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит…)

– Каждая группа выбрала по несколько текстов, близких темами, настроением, чувствами именно Вам самим.

Вы их анализировали, сопоставляли с биографией поэта, выясняли адресатов и т.п.

Я их выстроила на доске в хронологическом порядке:

«Романс», 1814        
«Вольность», 1817    
«Я пережил свои желанья», 1821    
«Телега жизни», 1823    
«Цветок», 1828    
«Я вас любил…», 1829    
«Мадона», 1830    
«Элегия», 1830    
«Эхо», 1831    
«Я памятник воздвиг себе…», 1836    

– Соотнесите данные тексты с периодами творчества Пушкина, которые выделяются в академической литературе.

    Лицей    
  Петербург  
  Южная ссылка  
  После ссылки из Михайловского  
  Болдинская осень  
  Новая жизнь (творчество 30-х гг.)  

– Лицей

Назовите стихи, написанные Пушкиным в данный период? («К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», «К Дельвигу», «К Пущину», «Батюшкову»… более 130 произведений).

Какова главная тема творчества 1813-1817 гг.? (тема дружбы)

Что есть дружба в понимании Поэта? (родство душ, сердец, сотворчество, святое братство);

        Дружба. Родство душ, сердец, сотворчество, «святое братство».

– Петербург

Какова основная тема данного периода творчества?

Назовите произведения 1817-1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня»…)

Что является основой свободы по Пушкину?

(Закон, справедливость
«Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье…»
«Вечный Закон», вольность – покой).

Почему в оде «Вольность» слова Свобода и Закон употреблены с большой буквы? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии).

        Свобода. Закон. Гармония в мире. «Святая вольность».

– Южная ссылка

Какова тема стихотворений, выбранных вами?

Чем Вам близко такое понимание жизни?

        Философские мотивы. Жизнь, смерть. Смысл жизни.

– После ссылки из Михайловского

Какова тема данных стихотворений? (Любовь)

На примере «Я вас любил…» посмотрим:

Какая это любовь?

Как поэт подчёркивает силу любви? (Любовь невысказанная, «безмолвная», не связана с надеждами на взаимность. Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадёжности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой; разлюбив её, он верит в то, что она вновь будет любима.)

Почему в стихотворении нет описания возлюбленной? (Говорить о ней столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий).

        Любовь. «Святая деликатность духа».

– Болдинская осень. Творчество 30-х гг.

«Мадона»: Каким видит идеал своей жизни лирический герой данного текста? (Свой дом «обитель», «простой угол», где он живёт «средь медленных трудов»).

Для чего нужен образ «Мадоны»? (позволяет определить смысл любви: она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий. Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему).

        Идеал скромной жизни, вдохновенного труда и красоты.

– Последний этап земной жизни поэта

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Нерукотворный». Как понимаете это слово? (который невозможно создать руками людей, «созданный без участия труда человеческих рук»).

– В.И. Даль: «Не руками сделанный, созданный, сотворенный Богом» => в поэтическом контексте развивается переносное значение «чудесный». А чудеса, по Новому Завету, творил первоначально сам Иисус Христос, затем – причисленные к лику святых.

        Тема предназначения поэта. Поэт – боговдохновенен, несет Его истину. Поэзия – божественное творение.

– Посмотрите, какой мотив в творчестве Пушкина становится определяющим. (Святости жизни, явлений…)

– «Солнце русской поэзии» - в контексте сегодняшнего урока это определение наполняется новым содержанием: светел Пушкин, потому что чувствовал и выражал свет вечный, духовное предназначение.

3. Этап рефлексии

Какие «чудные открытия» свершили и свершили ли во время проекта, урока?

Закончен ли Ваш проект «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»

– А может быть, Пушкин…

– 1937 г. Н. Ушаков «Пушкин» (чтение учителя наизусть)

Дана загадка на века
гармонии необычайной, –
поэзия живёт,
пока
её возникновенье – тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.З
агадка – тем и хороша,
что, может быть,
неразрешима.