- Данный урок – это презентация учебного проекта обучающихся «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»
- Проект проводится в рамках уроков литературы.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, МХК, ИЗО, музыка.
- Проект рассчитан на обучающихся 9 классов (14-15 лет).
- Состав проектной группы: класс
- Тип проекта:
- по масштабу – групповой;
- по продолжительности – средней (6 уроков, примерно 2 недели);
- по характеру основной деятельности – комбинированный;
- по предметной содержательной области – предметный;
- по характеру управления – непосредственный.
- Проблема: догматическое представление о Пушкине как о великом русском поэте, подмена живого интереса к творчеству «должным».
- Цель:
- практическая
- выявление восприятия личности Пушкина и его художественного творчества в 4-х аспектах:
- в академической науке (биография поэта, критика, воспоминания современников, письма);
- в массовом сознании (опрос учащихся, педколлектива, родителей);
- в искусстве(портреты поэта, рисунки Пушкина, работы художников к произведениям);
- в сознании подростка 14-15 лет (чтение и анализ стихов, художественное чтение наизусть);
- педагогическая – привлечение обучающихся к «поэтической вселенной Пушкина», к постижению смысла того, что поэт писал и делал.
- практическая
- Задачи:
- развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;
- развивать коммуникативные умения (информационный обмен, ролевое взаимодействие);
- развивать интеллектуальные умения и навыки).
- Оборудование: научная, художественная, методическая литература, Интернет.
- Аннотация.
Часты рассуждения о том, что у каждого есть или должен быть «свой» Пушкин, однако при естественном обилии субъективных отношений в социальной памяти складывается обобщенный его образ. Этим проектом демонстрируется:- феномен пушкинского творчества далеко выходит за пределы «окончательных решений»;
- значение Пушкина для русской культуры столь велико, что еще ни одному поколению предстоит постигать его тайны и раскоывать как вечно живое явление;
- если «В начале было Слово», то в начале современной русской духовной культуры – художественный акт Пушкина.
- Предполагаемый продукт проекта – фильм и сборник работ.
- Этапы:
- подготовка («погружение» в проект (чтение «Мой Пушкин» М.И. Цветаевой), планирование; ученики выдвигают проблему, ставят цель, задачи, распределяют роли);
- исследование (сбор информации, анализ, подбор музыки, иллюстраций, материалов к фильму);
- анализ и обобщение (анализ информации, просмотр фильма, оформление результатов);
- презентация;
- самоанализ.
Тема урока: «Светлые идеи» поэзии А.С.Пушкина» (урок литературы в 9 классе, урок – презентация проектов учащихся, заключительный урок по лирике Пушкина А.С.)
Цель урока: создание условий для формирования эстетически грамотного читателя, умеющего адекватно понять произведение, воспроизвести его в своём сознании, выразить отношение к нему.
- Обучающая:
- обобщить изученный материал по лирике Пушкина путём формирования способности анализа на примере его лирических произведений;
- формировать ключевые компетенции ученика: социальные, языковые, информационные.
- Развивающая: развивать способности обучающихся к самореализации и самообразованию через защиту проектов.
- Воспитательная: воспитание патриотических чувств, уважения к вечным ценностям.
Оборудование урока:
- Портрет писателя.
- Предметы интерьера эпохи 19 века.
- Рисунки обучающихся.
- Маркерная доска, магниты, ноутбук, проектор, магнитофон, диск с записью романса к повести «Метель» А.С. Пушкина, карточки с названиями стихотворений, распечатка стихотворений.
Ход урока
1. Организационный момент
(звучит вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г. Свиридова)
2. Вступительное слово учителя
– 170 лет назад закончилась земная жизнь А.С. Пушкина и началась жизнь после смерти, отразившаяся в бесчисленных мифологических зеркалах. К тем тысячам людей, кто (как сказала А. Ахматова), услышав роковую весть, бросился к дому поэта и навсегда остался, добавляются новые и новые тысячи и миллионы. Они встают на цыпочки, вытягивают шеи и пытаются разглядеть, как это там внутри, словно бы разыгрывая сцену из его собственного произведения: «Что там за шум? Послушай! Что за шум? Народ завыл, там падают, что волны, за рядом ряд… ещё… ещё… Ну брат, дошло до нас…»
А у Вас есть «свой Пушкин»?
Именно этот Вопрос Вы поставили перед собой, выдвигая проблему проекта: традиционное представление о Пушкине как о великом русском поэте, «солнце русской поэзии»; подмена интереса к творчеству интересом к мифологизированной биографии.
– Деление на две команды позволило Вам искать собственный путь решения данной проблемы. И сегодня у нас урок-презентация Ваших проектов на тему «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»
Эпиграфом к которому станут строчки из стихотворения «Пушкин» поэта ХХ века Михаила Алексеевича Кузьмина:
Он жив! у всех душа нетленна,
Но…
М.А. Кузмин
– Слово для презентации проекта предоставляю первой группе…
– Слово второй команде…
(ребята демонстрируют свои фильмы, каждой команде отводится 3 мин)
Слово учителя:
– Каждая проектная группа показала «своего живого Пушкина».
Вернёмся к эпиграфу, с которого начали урок. Как его можно продолжить? (он особенно живёт!)
А какие слова самого Пушкина по этому поводу можно процитировать.
(Нет весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит…)
– Каждая группа выбрала по несколько текстов, близких темами, настроением, чувствами именно Вам самим.
Вы их анализировали, сопоставляли с биографией поэта, выясняли адресатов и т.п.
Я их выстроила на доске в хронологическом порядке:
«Романс», 1814 | ||
«Вольность», 1817 | ||
«Я пережил свои желанья», 1821 | ||
«Телега жизни», 1823 | ||
«Цветок», 1828 | ||
«Я вас любил…», 1829 | ||
«Мадона», 1830 | ||
«Элегия», 1830 | ||
«Эхо», 1831 | ||
«Я памятник воздвиг себе…», 1836 |
– Соотнесите данные тексты с периодами творчества Пушкина, которые выделяются в академической литературе.
Лицей | ||
Петербург | ||
Южная ссылка | ||
После ссылки из Михайловского | ||
Болдинская осень | ||
Новая жизнь (творчество 30-х гг.) |
– Лицей
Назовите стихи, написанные Пушкиным в данный период? («К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», «К Дельвигу», «К Пущину», «Батюшкову»… более 130 произведений).
Какова главная тема творчества 1813-1817 гг.? (тема дружбы)
Что есть дружба в понимании Поэта? (родство душ, сердец, сотворчество, святое братство);
Дружба. Родство душ, сердец, сотворчество, «святое братство». |
– Петербург
Какова основная тема данного периода творчества?
Назовите произведения 1817-1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня»…)
Что является основой свободы по Пушкину?
(Закон, справедливость
«Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье…»
«Вечный Закон», вольность – покой).
Почему в оде «Вольность» слова Свобода и Закон употреблены с большой буквы? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии).
Свобода. Закон. Гармония в мире. «Святая вольность». |
– Южная ссылка
Какова тема стихотворений, выбранных вами?
Чем Вам близко такое понимание жизни?
Философские мотивы. Жизнь, смерть. Смысл жизни. |
– После ссылки из Михайловского
Какова тема данных стихотворений? (Любовь)
На примере «Я вас любил…» посмотрим:
Какая это любовь?
Как поэт подчёркивает силу любви? (Любовь невысказанная, «безмолвная», не связана с надеждами на взаимность. Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадёжности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой; разлюбив её, он верит в то, что она вновь будет любима.)
Почему в стихотворении нет описания возлюбленной? (Говорить о ней столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий).
Любовь. «Святая деликатность духа». |
– Болдинская осень. Творчество 30-х гг.
«Мадона»: Каким видит идеал своей жизни лирический герой данного текста? (Свой дом «обитель», «простой угол», где он живёт «средь медленных трудов»).
Для чего нужен образ «Мадоны»? (позволяет определить смысл любви: она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий. Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему).
Идеал скромной жизни, вдохновенного труда и красоты. |
– Последний этап земной жизни поэта
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
«Нерукотворный». Как понимаете это слово? (который невозможно создать руками людей, «созданный без участия труда человеческих рук»).
– В.И. Даль: «Не руками сделанный, созданный, сотворенный Богом» => в поэтическом контексте развивается переносное значение «чудесный». А чудеса, по Новому Завету, творил первоначально сам Иисус Христос, затем – причисленные к лику святых.
Тема предназначения поэта. Поэт – боговдохновенен, несет Его истину. Поэзия – божественное творение. |
– Посмотрите, какой мотив в творчестве Пушкина становится определяющим. (Святости жизни, явлений…)
– «Солнце русской поэзии» - в контексте сегодняшнего урока это определение наполняется новым содержанием: светел Пушкин, потому что чувствовал и выражал свет вечный, духовное предназначение.
3. Этап рефлексии
Какие «чудные открытия» свершили и свершили ли во время проекта, урока?
Закончен ли Ваш проект «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»
– А может быть, Пушкин…
– 1937 г. Н. Ушаков «Пушкин» (чтение учителя наизусть)
Дана загадка на века
гармонии необычайной, –
поэзия живёт,
пока
её возникновенье – тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.З
агадка – тем и хороша,
что, может быть,
неразрешима.