Цели урока: 1) помочь учащимся постичь философский смысл произведения, создать свою версию прочитанного; познакомить с евангельскими сюжетами в литературе и искусстве и обогатить их духовный мир приобщением к вечным истинам; 2) обучать целостному анализу художественного текста; 3) подвести учащихся к определённым выводам, к пониманию поэтики автора.
Оборудование: репродукция картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне»; запись романса Г. Брага «Валахская легенда», презентация
Модель урока: работа с текстом – презентация - обсуждение.
Ход урока.
1. Проверка уровня восприятия рассказа. Работа с эпиграфами к уроку.
1. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». (Ф.М. Достоевский)
2. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». (Саади)
3. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали». (Из Апокалипсиса.)
- Какое из этих высказываний выбрали бы вы в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой выбор. Запишите эпиграф в тетрадь.
2. Проблемный вопрос.
- Перечитайте тему урока. Почему герой задаёт этот вопрос? И кому?
- Кто же Коврин: гений или посредственность? Как объяснить его нравственное отступничество?
3. История создания рассказа.
- «Чёрный монах» - самое поэтическое и самое фантастическое произведение Чехова, которое вызвало высокую оценку Л.Н. Толстого и в то же время разноречивые и неуверенные отзывы критиков. Слишком уж необычным был этот рассказ, не вписывающийся в контекст художественного мира писателя. Рождением образа чёрного монаха Чехов обязан … сновидению. Из воспоминаний брата Михаила: « Сижу я как-то после обеда у самого дома… и вдруг выбегает брат Антон и как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза <…> - Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился чёрный монах».
Этот факт так взволновал Чехова, что он написал рассказ с одноимённым названием. Какую цель преследовал Чехов, выстраивая действие вокруг фигуры призрака, сделав призрак если не главным, то заглавным её героем? «Просто пришла охота изобразить манию величия», – так комментировал замысел своего произведения сам Чехов в письме к А.С. Суворину.
Вторым фактором, повлиявшим на создание этого удивительного рассказа, была «Валахская легенда» Гаэтоно Брага, которую любила петь Лика Мизинова, часто бывавшая в Мелихове, где и появился «Чёрный монах». В этом романсе было нечто мистическое…
Звучит «Валахская легенда»
♦ Сообщение учащегося «Валахская легенда»: история серенады».
В Мелихове, в отдельном домике, Чехов написал «Чайку». Звучала там и знаменитая «Серенада для голоса с виолончелью» итальянского композитора и виолончелиста Гаэтано Брага. Эта «Серенада» получила еще и название «Валахская легенда».
В рассказе Чехова Таня — сопрано, одна из барышень — контральто и молодой человек на скрипке разучивали эту серенаду. Известно, что в Мелихове у Чехова расходились нервы — он почти совсем не спал. Стоило только ему начать забываться, как он вдруг пробуждался, вскакивал и уже долго не мог уснуть. Но, как бы то ни было, приезд Лики и Потапенко сильно развлекал его. Потапенко пел, играл на скрипке. Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда в моду «Валахскую легенду» Гаэтано Брага:
О, что за звуки слышу я,
Сердце они пленяют
И на крыльях зефира к нам сюда
Как бы с небес долетают…
В этой легенде больная девушка слышит в бреду доносящуюся до неё с неба песнь ангелов, просит мать выйти на балкон и узнать, откуда несутся эти звуки, но мать не слышит их, не понимает её, и девушка в разочаровании засыпает снова.
Чехов находил в этом романсе что-то мистическое, полное красивого романтизма, и он послужил импульсом к написанию рассказа «Черный монах». Коврин, признаваемый окружающими душевнобольным, противопоставлен «больной воображением» девушке из «Валахской легенды»: она слышит таинственные голоса, которые для него не существуют. Интересно, что сам Чехов, по свидетельству его брата М.П. Чехова, очень любил слушать исполнение «Валахской легенды».
Вообще история этой серенады Гаэтано Брага любопытна. Дмитрий Шостакович, как и Чехов, был чуток к мистике. Все началось с провидческого сна в новогоднюю ночь 31 декабря 1925 года - Шостаковичу тогда было всего 18 лет, и он был студентом Ленинградской консерватории. Идет Шостакович один по пустыне, и вдруг навстречу ему появляется старец в белой одежде и говорит, что этот год будет для Шостаковича счастливым.
Шостакович просыпается с ощущением огромной радости. Вспоминает рассказ Чехова «Черный монах», где у Коврина тоже было состояние великой радости. Память о новогоднем сне с вещим монахом преследовала Шостаковича всю жизнь. Однажды он попросил жену отыскать ноты забытого композитора Гаэтано Брага, автора любимой у интеллигенции «Серенады». Жена находит в архивах ноты Брага, и Шостакович с изумлением узнает, что Чехов описал «Серенаду» не совсем так, как она исполнялась. Писатель изменил состав инструментов, у композитора в партитуре были не только сопрано, контральто и скрипка. Подумав, Шостакович переписывает музыку Брага в чеховском ключе, добавив от себя только фортепиано с акцентными басами. Случилось невероятное - давно умерший Чехов руками Шостаковича пишет музыку к своему рассказу…
4. Текстуальный анализ произведения.
Учитель: Проблема рассказа – гений и посредственность, гений и толпа. В основе рассказа «Чёрный монах» - дуализм, идеалистическое философское направление, признающее основой мира два независимых начала: материю и дух. Два мира как организующая сила произведения – это мир людей и мир чёрного монаха.
I– мир людей.
1. Что составляет содержание внутренней жизни Коврина? Психология, философия… Область запредельного?
2. Как его отношение к природе помогает раскрыть характер героя?
♦ Чтение описания старинного парка (I глава).
Общение с природой и творчество неразрывно связаны в жизни героя. Взаимодействие с природой по-своему «заряжает» Коврина. Она может дать ответы на главные вопросы бытия.
3. Можете ли вы сказать, что Коврин – гармоничная личность?
4. Кто противостоит герою в рассказе? Какой характер носит общение с природой у Егора Семёновича и Тани? Что значит для них сад?
Сад – учреждение, которому отдана вся жизнь Песоцких.
5. Не заслоняет ли увлечение садом реальную жизнь для Егора Семёновича и Тани?
6. В чём вы видите «футлярность» Песоцкого?
Это подозрение к своим работникам, ко всякому «чужому человеку» как первому врагу, похуже древесного вредителя.
7. Почему именно Коврина Егор Семёнович хочет видеть мужем Тани?
8. Что роднит Песоцкого и Коврина? Не чувствуете ли вы некоторого противоречия в позиции автора?
Творческое отношение к своему делу, одержимость, повышенная чувствительность, «нервность» натуры.
9. Можно ли Коврина и Таню назвать родственными душами?
10. Внимательно перечитайте конец главы I и начало главы II. На каком слове писатель делает акцент и почему? («…ему казалось, что в нём каждая жилочка дрожит и играет от удовольствия.» - «Он много читал и писал, учился итальянскому языку и, когда гулял, с удовольствием думал о том, что скоро опять сядет за работу».)
11. Счастлив ли Коврин настолько, чтобы сказать, что жизнь удалась?
II – мир чёрного монаха.
1. Каков смысл образа чёрного монаха? Что он призван символизировать? Чем привлекает вас его описание?
Человеческий облик он обретает лишь вблизи человека, превращаясь из черного столба-вихря в монаха.
2. Обсудим хронотоп миража. Почему автор подчёркивает, что во временном отношении он вечен, а в пространственном – выходит за пределы земли?
3. Почему чёрный монах явился именно Коврину? Может быть, чёрный монах и есть воплощённая мания величия магистра философии Андрея Коврина?
Творческая одержимость героя оборачивается безумием – раздвоением личности, и чёрный монах есть не что иное, как второе «я» Коврина, выражение его размышлений о смерти и бессмертии, о смысле жизни и об убеждённости в своей избранности.
3. В чём смысл проповедей монаха?
4. Чем гордится герой, встречаясь с чёрным монахом?
♦ Чтение диалога из V главы (От слов «Ты один из тех немногих…» до слов «Монах не ответил…»).
5. К чему призывает Коврина монах?
«…высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего «я» - это как бы уничтожить это «я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье <…> Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек». (Из записных книжек Ф.М. Достоевского.)
5. Как Таня и Егор Семёнович отнеслись к тому, что происходило с Андреем Васильевичем?
6. И вот его вылечили. Что изменилось в жизни героя?
«Люби ближнего, будь всегда бодр духом, не впадай в уныние, оставайся верен себе, своим главным жизненным принципам – так ты исполнишь своё человеческое назначение и получишь в награду «царствие Божие». Вот формула счастья. «Сумасшедший» Коврин был очень близок к выполнению евангельской мудрости. Когда же его «вылечили», он перестал видеть чёрного монаха, утратил жизненные ориентиры и изменил своё мировоззрение. Счастливый человек стал жестоким и равнодушным, потому что исчезла главная загадка жизни.
План | II глава | V глава | VIII глава |
Природа | «…и вдруг в груди его шевельнулось радостное молодое чувство, какое он испытывал в детстве, когда бегал по этому саду». | «Когда вечерние тени стали ложиться в саду, неясно послышались звуки скрипки, поющие голоса…» |
«Не замечая роскошных цветов, он погулял по саду, посидел на скамье, потом прошёлся по парку. <…> Угрюмые сосны с мохнатыми корнями, которые в прошлом году видели его здесь таким молодым, радостным и бодрым, <…> точно не узнавали его». |
Работа |
«Читаю психологию, занимаюсь же вообще философией. <…> … этим только я и живу». |
«…отдать идее всё – молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, - какой высокий, какой счастливый удел!» |
«Живя у тестя в деревне, он пил много молока, работал только два часа в сутки, не пил вина и не курил». |
Любовь | «Ему почему-то вдруг пришло в голову, что <…> он может привязаться к этому маленькому, слабому, многоречивому существу, увлечься и влюбиться…» | «Я хочу любви, которая захватила бы меня всего, и эту любовь только вы, Таня, можете дать мне. Я счастлив!…» | «Его лицо показалось Тане некрасивым и неприятным. Ненависть и насмешливое выражение не шли к нему». |
♦ Работа с таблицей.
7. Почему Коврин не состоялся как личность? Кто в этом виноват?
♦ Чтение конца IX главы (От слов «Чёрный высокий столб …» до слов «Коврин уже верил тому…»).
8. Каков финал рассказа? Произошло ли прощение героя? И какой ценой?
Коврин наказан за нравственное отступничество, за трусость. А ведь трусость, по Евангелию, – это главный порок. Победил чёрный монах с лукавой улыбкой. Но умирает не слабый человек – умирает гений, безумие которого было признаком избранничества, дающегося одному из бесчисленного множества людей.
Учитель:Чеховская повесть соотнесена с таким распространенным эпизодом житий святых, как явление герою святого, ангела, Христа или Богоматери.
Сообщение учащегося о картине И.Н. Крамского «Христос в пустыне».
Бытует мнение, что легенда о чёрном монахе – интерпретация мифа об Иисусе Христе, его скитаниях по пустыне, вознесении и ожидании второго пришествия. Перед вами репродукция картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне».
Картина «Христос в пустыне», написанная в 1872 году, изображает эпизод евангельской легенды, где рассказывается, как Христос, преданный одним из учеников, удалился на ночь в пустыню, чтобы там, в одиночестве, решить – бежать ли ему, оставив борьбу, или отдаться в руки властей и умереть во имя идеи.
Посреди голой, безжизненной пустыни на обломке скалы сидит человек, погружённый в мучительную думу. Он изображён на фоне предрассветного неба. Линия горизонта делит холст на две равные части – мир горний и мир дольний. Мир горний, освещённый лучами восходящего солнца, - это мир света и надежды. Мир дольний, ещё погружённый в тень, - каменистая пустыня, мёртвая и холодная.
Художник, создавая своего Христа, работал так, что для него, кроме занятия живописью, не существовало высшего наслаждения.
«… Есть один момент в жизни каждого человека, … когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу», - писал Крамской. Такого сомневающегося, одинокого человека изобразил художник. Всю жизнь сам художник испытывал странную раздвоенность между механическим и вдохновенным трудом. Крамской признавался: «Это не Христос. Это есть выражение моих личных мыслей».
- Как содержание картины соотносится с содержанием рассказа?
5. Слово учителя.
- Итак, рассказ прочитан. «Черный монах» снискал славу одного из самых загадочных произведений А.П. Чехова. Споры в литературной критике по поводу этой чеховской вещи продолжаются до сих пор, причем не только относительно ее художественных достоинств, но и степени автобиографичности. Чехов действительно предсказал свою судьбу: будет и Крым, и кровь горлом, и мировое признание его таланта «Черный монах», на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. В нем отразилась глубокая философия автора, а также те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали А. П. Чехова в период написания повести. «Жизнь до такой степени пуста, что только чувствуешь, как мухи кусаются — и больше ничего», — запишет Чехов в то время. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: «Это рассказ медицинский, historia morbi» . Однако в письме к Суворину Чехов обращает внимание на то, какого рода болезнью страдает его герой, Коврин. Эта болезнь — мания величия, болезнь многих русских людей XIX века. Но Чехов-врач суров. «Он всем своим творчеством и особенно рассказом «Черный монах» говорит, что художник - не от мира сего, что он не участвует в игрищах на ярмарке тщеславия, что он находится вне социума, не занимает ни министерских, ни генеральских, никаких значимых должностей, он сидит, образно говоря, на облаке и свидетельствует, как Бог, жизнь людей: не лечите творца, не меняйте его ментальность, она часто не совпадает со своим временем, не суйтесь к творцу с тяпками и грядками!» (Ю. Кувалдин)
Основная тема повести — изображение человека, сомневающегося в своей исключительности, человека, со страхом ждущего нового столетия. И подчинены осмыслению этой темы все художественные средства, используемые в произведении.
6. Работа с презентацией «Поэтика рассказа «Чёрный монах».
Выступления учащихся.
7. Рефлексия.
- Почему Коврин стал отступником? Можете ли вы осуждать героя?
Составление синквейна
Гений.
Безумный мудрец
Раздвоение личности
Обыкновенные люди – необыкновенная судьба
Чёрный монах – чёрный человек
Коврин – носитель зла или добра
Блаженная улыбка – смерть-благо, возвращение к своему «Я»
8. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Что лучше: быть безумным гением или умной посредственностью?»