Литература
-
По следам прочитанных произведений. Некоторые формы работы с книгой 2020
Как создать ситуацию осознанного чтения, чтобы ученик стал очень внимательно вчитываться в текст, обращая внимания на детали? Технология рефлексивного чтения повышает интерес учащихся к чтению, позволяет вдумчиво читать текст, формируя навыки самообразования.
-
Урок литературы в 10-м классе. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе 2020
Цели урока: познакомить учащихся с новым жанром; выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить их темы, их роль в нравственном воспитании.
-
"Победный май". Сценарий смотра художественной самодеятельности, посвященного 75-летию Великой Победы 2020
Представлен сценарий смотра художественной самодеятельности, посвященного 75-летию Великой Победы.
-
Формирование читательской самостоятельности младших школьников в рамках требования ФГОС 2020
В современной школе в основе успешного обучения приоритетное значение имеют формы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности, направленной на решение реальных жизненных задач. Стандарты ориентируют нас на то, что школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы выпускник был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.
-
Читать или отдыхать? Читательский дневник для летнего чтения 2020
Каждую весну дети получают список для летнего чтения. Как учитель обычно выбирает книги?
-
Итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе 2020
Представлен итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе. Урок проводится с использованием презентации.
-
Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению 2020
В процессе работы с учащимися на уроках мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности учащегося на уроке предшествует чтение учебного материала. Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать. Следовательно, сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать. Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
-
«Недоросль» Д.И.Фонвизина как социально-политическая комедия (материалы к урокам по пьесе «Недоросль») 2020
«Недоросль» является новаторским произведением. До сих пор литературоведы спорят о художественном методе драматурга и приходят к мысли, что в творчестве Фонвизина начал зарождаться новый художественный метод – ранний реализм, предшествующий критическому реализму XIX века. Драматург стал родоначальником нового комедийного жанра – социально-политической комедии, а пьеса «Недоросль» – предшественницей «Горя от ума» А.С.Грибоедова. А.С.Пушкин назвал Фонвизина «сатиры смелым властелином» и «другом свободы», тем самым определив его роль в русской литературе. В.Г.Белинский считал «Недоросля» первой по-настоящему «народной драматической пьесой». Многое изменилось в жизни общества и человека с момента написания произведения. Однако комедия остается злободневной и до сих пор с успехом идет во многих театрах страны. «Недоросль» имеет огромное значение для современников и последующих поколений. Основные положения великого драматурга могут стать жизненными принципами молодого человека XXI века.
-
Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" "Дорогою добра". 6-й класс 2020
Цели урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях; формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; обучение обобщению прочитанного, услышанного.
-
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне) 2020
В 2020 году отмечается 75-летие со Дня Победы над фашизмом. Следовательно, становятся актуальными внеклассные мероприятия, посвященные этой дате. Современные дети живут в мирное время и сведения о войне получают из учебников истории, из интернета. Чтобы не обесценивать подвиг советского народа и воспитать у школьников уважительное отношение к истории своей страны, возникает необходимость в систематизации их знаний о Великой Отечественной войне в целом убеждения каждого ученика.
-
Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников 2020
Одна из проблем современного образования – необходимость переработать большое количество информации, выделить главное, нужное для решения той или инной задачи. Комплексному решению этой проблемы способствует и формирование у современного школьника навыков смыслового чтения. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
-
О проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы) 2020
Последние годы мы увлекались уроками КВН, различными деловыми играми, уроками-аукционами, уроками-интервью. Бесспорно, это усиливает интерес к предмету. Но это монументальные, батальные формы уроков и я поставила задачу вовлечь учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, а для меня, как для учителя, вооружиться новой технологией. В результате поисков меня заинтересовал проектный метод. Проектно-исследовательская деятельность – это эффективная форма индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
-
Учение с увлечением. Игры на уроке как средство развития творческих способностей учащихся 2020
Важная задача стоит перед каждым выпускником в 9-м или 11-м классе: хорошо сдать экзамены, в том числе по русскому языку, литературе. Подготовка к этому начинается задолго до выпуска из школы.
-
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Героизм трудового фронта» 2020
Внеурочное мероприятие посвящено теме трудового подвига народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Многие дети на вопрос про родственников – участников войны часто отвечают, что в их семье таких нет, потому что никто не воевал, не понимая, что, как правило, если родственники не участвовали в сражениях, то они трудились в тылу. Работа на заводах, в колхозах, в научных институтах и т.п. не воспринимается как участие в войне и вклад в победу. Задача мероприятия показать роль трудового тыла в Победе над врагом и важность каждой семьи в этом.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Народный театр" 2020
Данный урок проводится в 5-м классе, направлен на достижение учащимися следующих предметных результатов: знать историю развития театра в России, черты народного театра, своеобразие образа народного любимца Петрушки, понимать важность возникновения в 17 веке театра Петрушки и степень его влияния на формирование современного кукольного театра. Урок построен таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес учащихся к предложенной теме. Для этого создана яркая презентация, снабженная аудио- и видеофайлами.
-
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ-2021 по литературе 2020
Даны методические рекомендации для подготовки к ОГЭ по литературе в 2021 г.
-
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста 2020
В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в образовательной организации; рассматривается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования знаний о стране: устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.
-
Человек на войне. Урок литературы в 9-м классе 2020
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с «Фронтовой тетрадью» и стихами о Великой Отечественной войне писателя-фронтовика Морхаджи Нармаева; развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи; развитие навыков выразительного чтения стихов; подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.
-
Тема: «Лучшее в себе хочу взрастить я». Подготовка к сочинению на уроке литературы. 7-й класс 2020
Цели урока: рассмотреть состояние окружающей среды, тюльпан, занесенный в Красную книгу; задуматься над вопросом связи человека и природы; углубить знания об анализе текста; совершенствовать речевые навыки, умение видеть необычное.
-
Фольклорное путешествие 2020
Материалы данной статьи помогут учителю литературы при проведении недели русского языка и литературы, организации внеклассной работы по предмету «Родная литература». Элементы путешествия можно использовать на уроках литературы при изучении темы «Фольклор».
-
Своя игра по биографии и творчеству И.С.Тургенева 2020
Представлена презентация по биографии И.С.Тургенева.
-
Приемы работы с текстом при изучении произведений о войне сибирских авторов в рамках факультативного курса «Проектирование виртуальных экскурсий» 2020
Воспитание патриотизма в школьниках невозможно без сохранения памяти о войне. Использование приёмов активного чтения (солнце ассоциаций, круги Эйлера, древо мудрости и т.п.) при изучении произведений о войне М.Сергеева, Дж.Алтаузена, М.Рыбакова, И.Уткина, Ю.Воронова и других сибирских авторов в рамках указанного факультативного курса поможет в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
-
Урок литературы по теме "Тема мести и прощения в произведениях русской литературы". 6-й класс 2020
Цели урока: художественный анализ текстов; формирование навыка художественного пересказа, выразительного чтения, монологической речи у учащихся; познакомиться с такими понятиями как «месть», «прощение», рассмотреть значения этих слов; работать самостоятельно в группах; воспитание милосердия и сострадания, развитие чувства толерантности у учащихся. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа «Мститель», оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Именно эти вопросы волнуют автора рассказа «Мститель».
-
Рабочая программа по учебному курсу "Родная (русская) литература" 2020
Рабочая программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Назначение учебного курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.
-
Урок по духовно-нравственному воспитанию в рамках Рождественских чтений. Тема: «Духовные поиски человека в повести И.С.Шмелева «Неупиваемая Чаша» 2020
Цели мероприятия: постижение идейно-художественного своеобразия повести «Неупиваемая Чаша», стиля и замысла автора; анализ отрывков из литературной критики; знакомство с живописью и музыкой духовного содержания, молитвой «Царице Моя Преблагая»; развитие интереса к творчеству И.С.Шмелева, музыке П.И.Чайковского, Шуберта; воспитание духовно-нравственных ценностей русской православной культуры.
-
Слагаемые дружбы (размышления о прочитанном) 2020
Темы дружбы освящается во многих произведениях, но везде по-разному. Три повести, где дружба является главным смыслом, интересны для размышления. В повести М.Парр «Вафельное сердце» – это дружба – счастье, в «Удивительном закладе» Елены Борониной – дружба – помощь, в повести «Детство Темы» Н.Г.Гарина–Михаловского – дружба – испытание. Поэтому и отклик о прочитанном строится по-разному: то в виде собеседования по теме, то в виде двухчастного дневника, то в виде ответа на проблемный вопрос.
-
Эссе на тему «Мои методические находки. Путевые заметки молодого учителя» 2020
Первую «методическую находку» я «выдумала», будучи еще студенткой. Принесла в класс две красивые картонные коробки в форме карандаша с глазками, носиком, ушками и треугольной шляпкой-крышкой (эти коробки достались мне после поедания сладких новогодних подарков). Они отдаленно напоминали человека, возможно, героя из книги А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дети очень удивились происходящему. Я поставила эти коробки на самое видное место около доски, раздала каждому по листку бумаги и попросила написать те слова, которые ребята ежедневно используют в своей речи.
-
Рабочая программа по литературе. 5-й класс 2020
Рабочая программа по литературе для 5-го класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения и на основании основной общей программы основного общего образования МОУ СОШ №2 г.Бронницы. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014 г.).
-
Развитие навыков метапознания через рефлексию 2020
Педагоги погружаются в обучение, постоянно переосмысливая, как поддержать учеников и готовить их к успеху. Мы постоянно спрашиваем себя: «Как мы расширяем возможности наших учеников и что еще мы можем сделать, чтобы подготовить их к изменяющемуся миру?» Это важный вопрос, который постоянно возвращает нас к понятию «метапознание».
-
Интервьюирование на уроках литературного чтения как один из приемов развития коммуникативных УУД 2020
Для учителей начальных классов важно развить коммуникативные навыки учащихся, так как уже в начальной школе необходимо научить младших школьников думать творчески, создать среду для исполнения своих потенциалов и возможностей, для свободного общения в кругу сверстников. Ведь следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов является навык общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Одним из действенных приемов является включение в речевой опыт ребенка роли интервьюера и интервьюируемого. Жанр интервью хорошо известен в журналистике, его используют взрослые в своей деятельности, но использование интервью в качестве приема работы со школьниками младшего возраста еще не до конца изучено и применяется не так обширно, как того заслуживает.