Литература
-
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: человек, гражданин, учёный, публицист... 7-й класс 2021
Цели урока: расширение знаний о Д.С.Лихачёве как человеке, гражданине, учёном, публицисте; развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения; воспитание уважения к Родине, выдающимся личностям России, к русскому слову и русской культуре. Анализ жизненных обстоятельств и событий, повлиявших на формирование личности Д.С.Лихачёва.
-
Иван Сергеевич Тургенев «Муму». Обобщающий урок по рассказу 2021
Цель урока: все ученики смогут анализировать систему образов в произведении, структуру, оформить свое представление с помощью стратегий «Рафт», «Фишбоун», вспомнят содержание повести. Большинство – смогут анализировать систему образов, поймут структуру, раскроют стратегии «Рафт», «Фишбоун», «Паспорт героя» некоторые учащиеся смогут анализировать систему образов, усвоить углубленный сюжет повести, подобрать аргументы, примеры для доказательства тезисов, сделать выводы.
-
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования (стандарты второго поколения) 2021
Цель программы: создание экономически-правовых, организационных и учебно-методических условий для непрерывного процесса воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных стандартов.
-
Интегрированный урок в 5-м классе (математика + литература) «Статистический анализ на стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» 2021
Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов.
-
Урок литературного чтения. Ю.Н.Кушак "Почтовая история". 3-й класс 2021
Цели урока: создание условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся через остановку проблемы.
-
Жанры утопии и антиутопии. Тема будущего в романах Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и Е.И.Замятина «Мы» 2021
В данной статье представлен способ конструирования урока литературы на основе таксономии Бенджамина Блума. Целью предложенной конструкции урока является формирование у учеников основной компетенции – «умение учиться». Такой урок, на наш взгляд, способен пробудить интерес обучающихся к художественному произведению как на уроке литературы, так и к чтению в целом. Чтение художественной литературы в последние годы теряет приоритет с необыкновенной быстротой. Негативные последствия этого факта налицо: ученик порой не в состоянии осмыслить и понять даже содержание учебника – и не только учебника по литературе. Предложенный способ конструкции урока является попыткой применения проблемно-диалогических технологий, с помощью которых ученик становится непосредственным участником образовательного процесса.
-
Коляда, Коляда! Отворяй ворота 2021
Внеклассное мероприятие «Коляда, Коляда! Отворяй ворота» предназначено для учащихся 6–7-х классов. Цель – расширение представлений об обрядовом фольклоре как жанре устного народного творчества. Мероприятие воспитывает интерес к истории родной страны, уважение к её традициям; систематизирует и обогащает знания детей о праздниках и традициях русского народа; развивает творческие способности обучающихся.
-
Применение новых педагогических технологий на уроках литературы 2020
Технология развития критического мышления на уроках литературы направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии развития критического мышления и работать с учениками любого возраста.
-
Нестандартные формы работы на уроках литературы в 6–9-х классах как средство формирования личностных качеств и мотивации к чтению у учащихся 2020
Современные дети представляют особое поколение, по-особенному воспринимающее и обрабатывающее информацию. Их личности формируют интернет, медиа сфера, социальные сети. Если в советское время дети хотели быть похожими на литературных героев, известных космонавтов, ученых, в первые постсоветские десятилетия – на персонажей из литературы и героев фильмов, то ученики 2010- и 2020-х выбирают для себя ориентирами лиц из медиа-пространства (блогеры, рэперы, звезды YouTube). То есть литература у современных детей ушла даже не на второй, а на очень далекий план. Поэтому все труднее выбрать формы работы на уроках литературы, которые были бы интересны ученикам и при этом позволяли бы учителю решать поставленные задачи. Ведь именно эти уроки объясняют и воспитывают в детях человечность, милосердие, сочувствие, бескорыстность, честность и другие основополагающие качества сильной личности.
-
По следам прочитанных произведений. Некоторые формы работы с книгой 2020
Как создать ситуацию осознанного чтения, чтобы ученик стал очень внимательно вчитываться в текст, обращая внимания на детали? Технология рефлексивного чтения повышает интерес учащихся к чтению, позволяет вдумчиво читать текст, формируя навыки самообразования.
-
Урок литературы в 10-м классе. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе 2020
Цели урока: познакомить учащихся с новым жанром; выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить их темы, их роль в нравственном воспитании.
-
"Победный май". Сценарий смотра художественной самодеятельности, посвященного 75-летию Великой Победы 2020
Представлен сценарий смотра художественной самодеятельности, посвященного 75-летию Великой Победы.
-
Формирование читательской самостоятельности младших школьников в рамках требования ФГОС 2020
В современной школе в основе успешного обучения приоритетное значение имеют формы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности, направленной на решение реальных жизненных задач. Стандарты ориентируют нас на то, что школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы выпускник был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.
-
Читать или отдыхать? Читательский дневник для летнего чтения 2020
Каждую весну дети получают список для летнего чтения. Как учитель обычно выбирает книги?
-
Итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе 2020
Представлен итоговый урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 9-м классе. Урок проводится с использованием презентации.
-
Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению 2020
В процессе работы с учащимися на уроках мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности учащегося на уроке предшествует чтение учебного материала. Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать. Следовательно, сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать. Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
-
«Недоросль» Д.И.Фонвизина как социально-политическая комедия (материалы к урокам по пьесе «Недоросль») 2020
«Недоросль» является новаторским произведением. До сих пор литературоведы спорят о художественном методе драматурга и приходят к мысли, что в творчестве Фонвизина начал зарождаться новый художественный метод – ранний реализм, предшествующий критическому реализму XIX века. Драматург стал родоначальником нового комедийного жанра – социально-политической комедии, а пьеса «Недоросль» – предшественницей «Горя от ума» А.С.Грибоедова. А.С.Пушкин назвал Фонвизина «сатиры смелым властелином» и «другом свободы», тем самым определив его роль в русской литературе. В.Г.Белинский считал «Недоросля» первой по-настоящему «народной драматической пьесой». Многое изменилось в жизни общества и человека с момента написания произведения. Однако комедия остается злободневной и до сих пор с успехом идет во многих театрах страны. «Недоросль» имеет огромное значение для современников и последующих поколений. Основные положения великого драматурга могут стать жизненными принципами молодого человека XXI века.
-
Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" "Дорогою добра". 6-й класс 2020
Цели урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях; формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; обучение обобщению прочитанного, услышанного.
-
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне) 2020
В 2020 году отмечается 75-летие со Дня Победы над фашизмом. Следовательно, становятся актуальными внеклассные мероприятия, посвященные этой дате. Современные дети живут в мирное время и сведения о войне получают из учебников истории, из интернета. Чтобы не обесценивать подвиг советского народа и воспитать у школьников уважительное отношение к истории своей страны, возникает необходимость в систематизации их знаний о Великой Отечественной войне в целом убеждения каждого ученика.
-
Смысловое чтение на уроках литературы как основа формирования функциональной грамотности школьников 2020
Одна из проблем современного образования – необходимость переработать большое количество информации, выделить главное, нужное для решения той или инной задачи. Комплексному решению этой проблемы способствует и формирование у современного школьника навыков смыслового чтения. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
-
О проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы) 2020
Последние годы мы увлекались уроками КВН, различными деловыми играми, уроками-аукционами, уроками-интервью. Бесспорно, это усиливает интерес к предмету. Но это монументальные, батальные формы уроков и я поставила задачу вовлечь учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, а для меня, как для учителя, вооружиться новой технологией. В результате поисков меня заинтересовал проектный метод. Проектно-исследовательская деятельность – это эффективная форма индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
-
Учение с увлечением. Игры на уроке как средство развития творческих способностей учащихся 2020
Важная задача стоит перед каждым выпускником в 9-м или 11-м классе: хорошо сдать экзамены, в том числе по русскому языку, литературе. Подготовка к этому начинается задолго до выпуска из школы.
-
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Героизм трудового фронта» 2020
Внеурочное мероприятие посвящено теме трудового подвига народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Многие дети на вопрос про родственников – участников войны часто отвечают, что в их семье таких нет, потому что никто не воевал, не понимая, что, как правило, если родственники не участвовали в сражениях, то они трудились в тылу. Работа на заводах, в колхозах, в научных институтах и т.п. не воспринимается как участие в войне и вклад в победу. Задача мероприятия показать роль трудового тыла в Победе над врагом и важность каждой семьи в этом.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Народный театр" 2020
Данный урок проводится в 5-м классе, направлен на достижение учащимися следующих предметных результатов: знать историю развития театра в России, черты народного театра, своеобразие образа народного любимца Петрушки, понимать важность возникновения в 17 веке театра Петрушки и степень его влияния на формирование современного кукольного театра. Урок построен таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес учащихся к предложенной теме. Для этого создана яркая презентация, снабженная аудио- и видеофайлами.
-
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ-2021 по литературе 2020
Даны методические рекомендации для подготовки к ОГЭ по литературе в 2021 г.
-
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста 2020
В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в образовательной организации; рассматривается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования знаний о стране: устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.
-
Человек на войне. Урок литературы в 9-м классе 2020
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с «Фронтовой тетрадью» и стихами о Великой Отечественной войне писателя-фронтовика Морхаджи Нармаева; развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи; развитие навыков выразительного чтения стихов; подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.
-
Тема: «Лучшее в себе хочу взрастить я». Подготовка к сочинению на уроке литературы. 7-й класс 2020
Цели урока: рассмотреть состояние окружающей среды, тюльпан, занесенный в Красную книгу; задуматься над вопросом связи человека и природы; углубить знания об анализе текста; совершенствовать речевые навыки, умение видеть необычное.
-
Фольклорное путешествие 2020
Материалы данной статьи помогут учителю литературы при проведении недели русского языка и литературы, организации внеклассной работы по предмету «Родная литература». Элементы путешествия можно использовать на уроках литературы при изучении темы «Фольклор».
-
Своя игра по биографии и творчеству И.С.Тургенева 2020
Представлена презентация по биографии И.С.Тургенева.