Великие уроки Ф.М.Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: Ф.М.Достоевский, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Предметы: литература, история, обществознание, право.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 10.

Технологии: личностно-ориентированная, технология критического мышления, ИКТ технология.

Аннотация: урок проводится после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», темы по обществознанию: «Виды преступлений и наказаний», по истории: «Историческая обстановка в России после отмены крепостного права».

Тип урока: комбинированный (открытие нового знания и обобщение).

Форма урока: практикум с элементами ролевой игры.

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова.
  • Сформулировать мотивы совершения преступления.
  • Определить тип наказания Раскольникова по современным законам.

Развивающие:

  • Формировать умение анализировать эпизод текста.
  • Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.
  • Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, опираясь на текст романа; приводить аргументы для подтверждения своих рассуждений из литературного и жизненного материала.
  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать духовно-нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним, толерантность. Воспитывать любовь к своей стране, истории, ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Прививать уважительное отношение к людям разных национальностей, религий, рас.
  • Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
  • Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.
  • Дать возможность научиться обрабатывать информацию, систематизировать и анализировать художественные произведения.

Планируемый результат: формирование УУД:

  • познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение задавать вопросы; умение составлять ответы на вопросы;
  • личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.
  • регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
  • коммуникативные УУД: умение оформлять собственные мысли в устной и в письменной форме.

Межпредметные связи: языкознание, история, философия, обществознание и право.

Оборудование к уроку: учебник (Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. Часть 2. \ под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2020), презентация к уроку, фрагменты экранизации, музыкальное оформление (7 Симфония Шостаковича).

Методы и средства: самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод.

Групповая работа:

  • 1 группа - историки, знакомят с исторической обстановкой в России;
  • 2 группа - обществоведы, рассказывают, какие бывают виды преступлений и наказаний;
  • 3 группа - социологи, проводили опрос и составляли диаграмму на тему «Что мы знаем о неофашизме?»;
  • 4 группа - юристы, объясняют, какое бы наказание получил Раскольников в наше время.

Корень злых дел - в дурных мыслях.
Л.Толстой

I. Вступление. Урок начинается с чтения стихотворения О.Хайяма

Мы - источник веселья и скорби рудник.
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик. (Слайд 3)

II. Слово учителя литературы. Беседа

- Ребята, о чем это стихотворение?

(Ответы учеников)

- Конечно, это стихотворение о сложности человеческих характеров, о двойственности человеческой души. Каких героев из русской литературы можно отнести к героям с противоречивым характером?

(Ответы учеников)

- Это Григорий Александрович Печорин из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Евгений Онегин из романа в стихах А.С.Пушкина, Александр Андреевич Чацкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и, конечно, Родион Раскольников из недавно изученного романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Ребята, о каком же герое сегодня пойдет речь? Как вы думаете, у какого из названных героев самый противоречивый характер? (Проблемная ситуация)

(Ученики сами называют героя произведения, о котором пойдет речь на уроке)

- Да, действительно, это Родион Раскольников. Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Великие уроки Ф.М.Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). А речь пойдет на уроке о преступлении и наказании в жизни и в литературе. А в конце урока мы попробуем сами сформулировать, какие же уроки мы извлекли из романа Достоевского и из сегодняшнего урока. (Слайд 1)

Как видите, урок сегодня не совсем обычный. Его ведут два учителя: учитель литературы и учитель истории.

Итак, самый сложный характер имеет Раскольников. Из всех названных героев только он совершает самый страшный поступок - убийство. «Во мне живут два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой судит его», - говорил о себе Печорин. Такой же и наш герой. Давайте вспомним, что хорошего, доброго делает Родион, а что злого?

- Добрые поступки: помогает семье Мармеладова, отдает последние деньги (читает стихотворение в прозе И.Тургенева «Два богача» подготовленный ученик), приводит пьяного домой; отдает деньги, присланные матерью на учебу, Катерине Ивановне на похороны; просит полицейского проводить пьяную и обесчещенную девушку до дома; ссорится с Лужиным и выгоняет его, избавляя тем самым Дуню от неравного брака; любит мать, сестру, выступает защитником «униженных и оскорбленных»…

- Злые, безнравственные поступки: убивает двух женщин, возможно, Лизавету беременную; ворует деньги, драгоценности; считает себя избранным; ведет себя высокомерно с сокурсниками… А ведь это все великие грехи в христианском учении.

(Слайд 5) На слайде видим 7 Великих грехов в христианской религии и 10 заповедей, знакомимся с ними.

III. Слово учителя истории и обществознания

Учитель обществознания:

- Итак, Родион Раскольников совершил преступление.

- Что такое преступление? (Ответы учащихся)

- Какими признаками оно обладает? (Ответы учащихся) (Слайд 6)

- Какие виды преступлений вы знаете? (Ответы учащихся) (Слайд 7)

- Каковы причины совершения преступлений? Давайте предоставим слово социологам (Слайд 8)

Социолог: Причины совершения преступлений можно разделить на 3 группы.

  • Индивидуальные. К ним можно отнести низкий уровень правосознания и правовой культуры, правовой нигилизм, а также совершение преступления в состоянии аффекта.
  • Социальные. К ним относятся социальное окружение, низкий уровень социального контроля, жизни, несоответствие потребностей возможностям.
  • Идеологические - совокупность взглядов человека на устройство общества, мира.

Учитель обществознания: Каковы причины совершения преступления Раскольниковым? (ответы учащихся)

- Какие типы преступников выделяют юристы? Слово юристам (слайд 9)

Юрист: Классифицируя преступников по степени их антиобщественной направленности поведения, можно выделить 3 основных типа преступников:

  • Злостный преступник. Он готов в любое время совершить тяжкое преступление. Их в среднем 15-20%. Многие из них рецедивисты, т.е лица, уже побывавшие в заключении и вновь вернувшиеся к преступному ремеслу. Он сам не замышляет преступление, если его не подтолкнет к этому соучастник. Или украдет только то, что «плохо лежит». Таких насчитывается больше 60%.
  • Случайный преступник. Преступление он совершает либо по неосторожности, либо в состоянии аффекта. Как правило, больше оно не повторяется. Таких преступников насчитывается около 20%.

Учитель обществознания: Определите тип преступника в отношении Р.Раскольникова (ответы учащихся).

За совершение преступления наступает наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Какие виды наказания выделяют в современном российском законодательстве? Слово юристам.

Юрист: в современном российском уголовном законодательстве существуют 13 способов того, как покарать преступника. Среди них выделяются основные, которые могут применяться самостоятельно, и дополнительные. К основным относятся: лишение свободы, штраф, исправительные и обязательные работы и другие. К дополнительным- конфискация имущества, лишение государственных наград, почетных званий, права заниматься определенной деятельностью и другие. (Слайд 10)

IV. Учитель литературы

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел сам Р.Раскольников. Давайте поближе познакомимся с ним. Пусть расскажет о себе. А потом вы можете задать ему вопросы. О чем бы вы спросили? (Слайд 4)

(Выходит перед классом ученик в роли Раскольникова, рассказывает о себе.) Ученики задают вопросы. Один из вопросов: «Почему ты решился на убийство?»

V. Учитель обществознания

- Юристы, классифицируйте деяния Раскольникова по современному уголовному законодательству. (Ответ: статья 105 ч.2 «Умышленное убийство» и статья 158 ч.3 «Кража)

- Какова форма вины Раскольникова? (Ответ учащихся: прямой умысел).

- Какое наказание он бы получил сегодня? (Ответ: до 20 лет лишения свободы)

- Давайте послушаем справку об исторической ситуации в России после отмены крепостного права в 1861 году (роман «Преступление и наказание был написан в 1866 году). Слово историкам. (Слайд 11).

Историк: 19 февраля 1861 года Александр II отменил крепостное право и получил за это прозвище «Освободитель». Но реформа не стала популярной, напротив, явилась причиной массовых волнений и гибели императора.

Крестьянам дали «волю», то есть личную свободу. Но землю в собственность они не получили. Собственником земли по-прежнему оставался помещик, а крестьянин был лишь ее пользователем. Чтобы стать полноправным владельцем надела крестьянин должен был выкупить его у барина. Освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община, покинуть которую было затруднительно - все были «скованы одной цепью». Общинникам, например, было невыгодно, чтобы зажиточные крестьяне выделялись и вели самостоятельное хозяйство.

  • После отмены крепостного права в 1861 году помещикам пришлось заново приспосабливаться к новым экономическим условиям рынка и заново перестраивать своё хозяйство. Созданные во время реформ мизерные "нарезки" вынуждали крестьян идти на поклон к помещику, чтобы арендовать у него землю.
  • Что мог предложить крестьянин помещику за аренду наделов? Зачастую ничего, кроме своего труда. Крестьянин продолжал отрабатывать барщину у помещика, только теперь уже своим инвентарём и своими лошадьми. Такая отработка являлась полукрепостническим пережитком и тормозила дальнейшее развитие рыночных отношений.
  • Передовые помещики стремились строить свои хозяйства с капиталистическим уклоном. Они заводили собственный скот, покупали инвентарь, внедряли технические новшества в сельское хозяйство и нанимали рабочих за сдельную оплату. Однако далеко не все были способны выдержать конкуренцию с кабальными формами эксплуатации.
  • После 1861 года в деревне стало наблюдаться явное расслоение крестьянства: семья, у которой оставались излишки урожая, и которой теперь не нужно было делиться с помещиком, постепенно становилась зажиточной. С другой стороны, в деревне появились разорившиеся крестьяне, которые влачили нищенское существование и никак не могли уже ничем исправить своё положение. Основная же масса крестьян, проживающих в волостях и уездах состояла из бедноты и середняков. В среднем на почти каждую крестьянскую семью приходилось до 34 рублей ежегодных выплат, что убийственно било по финансам любой семьи. Крестьяне в поисках работы уходили в города. В городе росла безработица, процветало пьянство, проституция.

Учитель обществознания: Таким образом, социально-экономическая обстановка в стране в пореформенное время способствовала усилению социальной напряженности.

Идеология Родиона Раскольникова опиралась на теорию Ф.Ницше. Кто он такой и в чем смысл его теории? Слово историкам. (Слайд 12)

Историк:

Фридрих Ницше - немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, родился в 1844 году в Саксонии. В детстве он обладал болезненным восприятием и остро переживал даже незначительные свои ошибки и несовершенства, поэтому стремился к саморазвитию и внутренней дисциплине.

Ницше убежден, что человек - это «болезнь Земли», в нем заложено нечто ошибочное и неправильное. Поэтому рождается Сверхчеловек, который воплощает человеческий идеал.

Сверхчеловек - воплощенное отрицание. Он отрицает социально предустановленное, религию и этику, нормы и правила. Это существо, умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир.

Основные черты Сверхчеловека:

  • Личность, самостоятельно управляющая своей судьбой. «Аристократ духа», человек, возвышающийся над серой массой. «Жизнь - это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены».
  • Он стоит над понятиями добра и зла, самостоятельно определяя моральные правила. Сверхчеловек преодолевает все мелочное и прорывается к вершине человеческого духа: «навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде». Жизнь проходит в постоянной борьбе и надо с мужеством смотреть в лицо смерти.
  • Цель жизни - в поиске истины, творческом и созидательном труде, преодолении себя. На это способны только избранные, те, кто наделен «волей к мощи». Ницше призывает истребить «тварь внутри человека» и созидать в себе творца.

Ницше погружается в пучину глубочайших внутренних конфликтов. Что, возможно, было одной из причин его безумия. Выражаясь метафорически, Ницше сгорел в огне своих идей, воплощая в себе ненасытное искание невозможного и страстное стремление к совершенству.

Учитель обществознания: Кто еще в истории из известных вам политических деятелей взял за основу его теорию? (Ответы учащихся: Б.Муссолини в Италии и А.Гитлер в Германии)

Оба они пропагандировали теорию фашизма. Что это такое? (Слайд 13)

(Звучит симфония Шостаковича)

VI. Давайте послушаем стихотворение о войне, которое написал Муса Джалиль «Варварство»

(Слайд 14)

Учитель обществознания: Наши деды и прадеды воевали за то, чтобы искоренить фашизм на этой планете раз и навсегда. Но, к сожалению, фашизм не умер, а возрождается в виде неофашизма (Слайд 15). Слово социологам.

Социолог: С целью исследования проблемы неофашизма и его проявления мы провели опрос среди учащихся десятых классов нашего лицея. (Слайды 16-17).

Учитель обществознания:

- Как же проявляется неофашизм сегодня? (Обсуждение) (слайд 18).

(Ответы: погромы, насилие, дискриминация в правах и др.)

- Какую опасность он несет? (Обсуждение)

- По каким признакам его можно распознать? (Обсуждение) (Ответы: агрессия, жестокость, насилие, бесчеловечность, т.е проявление зла).

- Какими способами можно противостоять этой беде? (обсуждение).

Противостоять неофашизму нужно не на словах, а на деле. Прежде всего не занимать пассивную позицию, а быть активным. Только всем вместе можно с ним справиться. И чтобы не допустить распространения неофашизма нужно противостоять, значит

  • Помнить уроки истории,
  • Защищать целостность страны и мира,
  • Уважать свой народ и народы других стран (слайд 19).

VII. Итоги урока

Родион Раскольников - это человек, в котором уживались и добро, и зло. А корень дурных дел - в мыслях, как говорил великий мыслитель (Слайд 2).

Что же победило? Конечно, добро. А помогла победить зло Сонечка своей любовью, верой. Что бы было с ним, если бы её не оказалось рядом?

(Звучит притча о черном и белом волке) (Слайд 20)

VIII. Рефлексия

Какие же уроки мы извлекли из романа и сегодняшнего урока?

(Ответы детей)

- Если с близкими случается беда, надо не оставлять их, помогать.

- Надо любить людей.

- Нельзя быть гордыми, высокомерными, тщеславными.

- Надо беречь близких людей: мать, отца, свою семью. Прежде чем сделать что-то дурное, подумай о них.

- Не пострадаешь - не будешь по-настоящему счастлив.

- Надо верить в добро, истину.

- Убийство - это самый тяжкий грех.

- Надо читать произведения классиков, чтобы научиться понимать жизнь.

- Надо помнить уроки истории.

- Необходимо знать виды наказаний за преступления.

- Надо знать, что такое неофашизм и уметь противостоять ему. (Слайд 21)