Конспект интегрированного урока литературы и изобразительного искусства. Лозунги войны как публицистический стиль речи в плакатном искусстве

Разделы: Литература, МХК и ИЗО, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: 6

Ключевые слова: плакатное искусство


Тип урока: обобщения и систематизации.

Форма: интегрированное занятие (литература и ИЗО).

Цель: повторение знаний о публицистическом стиле и плакатном искусстве через творческую деятельность учащихся (создание окон Мира).

Задачи:

  • систематизировать основные понятия ранее пройденного материала;
  • познакомить с лозунгами Великой Отечественной войны;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать патриотизм и интерес детей к прошлому и настоящему нашей Родины.

Формирование УУД:

  • Личностные действия:
    • развитие способностей учащихся: творческих, речевых, аналитических;
    • развитие умений: опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
    • воспитание у обучающихся патриотических чувств, формирующих гордость и сопричастность к истории нашей Родины.
  • Регулятивные действия: умение поставить цель, спланировать свою деятельность, оценить себя и своих товарищей (системно-деятельностный подход).
  • Коммуникативные действия: развитие умения излагать с достаточной точностью свои мысли и аргументировать точку зрения, работать в группе.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • видеофильм;
  • листы бумаги формата А4, шаблоны, краски, маркеры, фломастеры, кисти.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Этап включения изученного в систему знаний.
  5. Творческая практическая деятельность.
  6. Рефлексия.
  7. Выставка работ.

Подготовительная работа: сообщение о задачах публицистического стиля подготовленного ученика.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (эмоциональный настрой)

Приветственное слово учителя:
- Подравняйтесь около своих парт, выпрямите спинки, покажите свою красоту. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, мы его проводим для вас вместе с учителем изобразительного искусства. На столе у вас разноцветные ладошки.
Открытая ладонь - это символ искренности и дружелюбия. Давайте поприветствуем друг друга, а также наших гостей.
- Какому памятному событию посвящены цифры-символы на ваших ладошках?
- И это действительно так.
Слайд 1
- Ведь 2020 год юбилейный. Исполняется 75 лет со дня Великой Победы. 75 лет мы с вами чтим память погибших в той страшной войне. Победу приближали не только солдаты, проливавшие кровь на фронтах, но и люди, оставшиеся в тылу. А также писатели и поэты, художники и публицисты.
- А как же они могли бороться с врагом? (иллюстрацией, словом)
- Молодцы, ребята. Ваши ответы верные.

Дети приготовились к занятию. Поприветствовали друг друга и гостей

75 лет со дня Великой Победы

Отвечают на вопросы

2. Актуализация знаний

- Мы не раз с вами говорили о стилях речи. Давайте их вспомним.
- А теперь взгляните, ребята на доску. На ней предложения разных стилей из книг о войне. Давайте определим стиль каждого.
Слайд 2

  1. Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета.
  2. Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий. Прислал письмо мне на фронт, видать, с другого фронта.
  3. Слава нашему великому народу, НАРОДУ-ПОБЕДИТЕЛЮ!

- Какой стиль речи из предложенных лишний?
Слайд 3
- А к какому жанру его отнесём? (репортаж, заметка, лозунг, открытое письмо, статья)
- Верно.

Художественный, разговорный, официально-деловой, научный

Учащиеся отвечают на поставленный
вопрос: 3 предложение лишнее. Его можно отнести к публицистическому стилю.
Лозунг

3. Постановка темы и учебной цели

- Итак, давайте предположим тему нашего урока?
Слайд 4
- Давайте определим задачи.
Повторить…
Составить…
Выполнить…

Тема: «Лозунги как публицистический стиль речи»

Публицистический стиль,
Лозунги,
Творческую работу

4.Этап включения изученного в систему знаний

- Работаем дальше. На ваших столах рабочие листы с заданиями. За каждое вы будете ставить себе оценку. Обратите внимание на 1 задание.

1. Стили речи и их характеристика перепутались. Соотнесите их стрелочками.

Информация точная, аргументированная. Исключает приблизительности.

Р

Информация официальная, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

П

Непринуждённо, без забот о литературной правильности речи. Сообщается что-либо в процессе общения людей.

Н

Прямая и призывная информация, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

Х

Применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора...

О-Д

- У кого 5 верных ответов, поднимите ладошки цветные. А у кого меньше?
В следующем задании вы будете работать с текстом

2. Работа с публицистическим текстом.

Используя слова для справок, восстановите текст. Почитайте его.
- А почему этот текст публицистического стиля?
- Давайте прослушаем его задачи и стилевые черты.
(Читает подготовленный ученик)

3. - Сейчас вы, ребята, просмотрите небольшое видео с лозунгами в плакатном искусстве. Обратите внимание на их особенности.

- К чему плакаты призывали? О чём рассказывали? Просили? (Просмотр видео)

- Агитационные плакаты получили развитие в годы ВОВ. Все формы искусства служили одной цели - борьбе с врагом. Страдания не убили искусство.
Слайд 7, Слайд 8
- Ребята, вспомните, к какому виду изобразительного искусства относится плакат? (К графике) Переходим к 3 заданию.
Слайд 9, 10
- Разгадайте кроссворд, вспомнив некоторые особенности плакатного искусства.

По вертикали:

1. Определённого размера буквы и цифры.
2. Цвет, который использовался для привлечения внимания.

По горизонтали:

1. Не сложный, не трудный, легко доступный пониманию.
2. Остановка мыслей, зрения, слуха на чём-либо.

- Поднимите ладошки, у кого всё верно.
- Какие задачи плакатов можно ещё вспомнить?
Слайд 11
Плакаты появились давно, сначала это были афиши, объявления большого размера размещенные в окнах магазинов, домов. В гражданскую войну их называли «ОКНА РОСТА». Они освящали положение на фронте, рассказывали о мирном строительстве в стране. ВО войну появились окна ТАСС Агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза. Они призывали советский народ к героической борьбе на фронте и само­отверженному труду в тылу, прославляли подвиги советских людей. [1]

Слайд 5

Проверяют себя по слайду

1

Н

2

О-Д

3

Р

4

П

5

Х

Дети поднимают цветные ладошки

Слайд 6
Проверяют себя по слайду публицистический
Ученик говорит: воздействовать на разум и чувства читателя;
общедоступность, эмоциональность; Используются в газетах, в передачах радио и телевидения и плакатах.
Просмотр видеофильма.
Они призывали к защите Родины, рассказывали о подвигах, обращались с просьбой к людям в помощи фронту. Плакат мог вызывать чувство ненависти к фашистам. Плакаты могли призывать к работе заводы, которые делали танки, самолеты, боеприпасы.

Учащиеся разгадывают кроссворд

6. Творческая работа

- Давайте и мы сегодня создадим плакаты, они будут называться «Окна мира!»
Слайд № 12.
- С чем у вас ассоциируется слово МИР?
Какие изображения подходят к этой теме? (голуби, цветы, дети..) Какой текст, фраза?
У вас на партах рабочие материалы для творческой работы. Используя их, выполните эскиз плаката, используя предложенные изображения, напишите лозунг. Вспомните правила композиции: Что в работе самое главное, размер шрифта, рисунок. Посмотрите образцы шрифтов.

Выполняют творческую работу. Работают в парах.

6.Рефлексия деятельности

Выставка работ.
- Давайте составим синквей со словом плакат.
- Поднимите ладошки те, кто считает, что поставленные задачи мы выполнили?
- Кто научился составлять лозунги?
- Кого воодушевила сегодняшняя работа на создание нового?
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу.
- Понравилось ли занятие?
- Поставьте себе оценку.

Обсуждают работы.
Слайд № 8.
Плакат
Эмоциональный, доступный.
Останавливает, призывает, рассказывает.
Поднимает массы на защиту своей Родины.
МИР.
Учащиеся дают самооценку своей деятельности и оценивают себя, своих товарищей.

Презентация

Видиоролик

Приложение

Рабочий лист

Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Окна_сатиры_РОСТА