Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина «Мститель»

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: В.Солоухин, внеклассное чтение, В.Солоухин «Мститель»


Как неожиданно может
раскрыться всякий человек,
какими неожиданными
гранями может сверкнуть,
если жизнь повернёт его так
и сяк.
В.Солоухин

В.Солоухин

Цели урока:

  • порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее;
  • дать представление о внутреннем конфликте;
  • формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обучение элементам анализа рассказа;
  • обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности;
  • выявить лексическое значение слова «месть».

Развивающие:

  • развитие логики;
  • развитие умение анализировать прочитанное;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • развитие речи;
  • развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать тему и цель урока;
  • развитие умения групповой работы.

Воспитательные:

  • воспитание милосердия, доброты, умения сострадать;
  • воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

  • Предметные: воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
  • Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В.Солоухина «Мститель». Владимир Алексеевич Солоухин - современный писатель, автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Герой рассказа «Мститель» - ваш ровесник. Он оказывается в сложной ситуации: отомстить обидчику или удержаться от мести?

2. Работа с текстом. Анализ рассказа

Вспомните сюжет этого рассказа. Герой оказался в сложной ситуации. От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Поговорим о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё. Месть страшна и разрушительна, механизм её возникновения и развития всегда одинаков - вызвана она серьёзными причинами, как смерть близких, или такими «пустяками», как пущенный в спину комок земли, дело не столько в поводах к мести, сколько в её последствиях.

Что вы понимаете под словом «месть» и как относитесь к этому явлению?

Составьте синквейн к слову « месть».

Примерный вариант:

Месть.

Черная, злобная.
Отомстить, избить, отплатить.
Месть - душа с обидой и злостью.
Горечь.

Месть.

Обидная, горькая.
Ударить, расправиться, растоптать.
Месть - это удар исподтишка.
Порок.

Прочитайте различные толкования этого слова.

Мщенье - ср. месть, мета - оплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство, готовность мстить; месть также отвлеченное понятие сего порока (Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989).

Месть - действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).

Месть - намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды (Малый академический словарь).

Месть - заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф. - «тъ" от основы "mit", представленной в ст.-сл. "митъ" - "смена, чередование", др.-инд. "mithas" "взаимный" ("Краткий этимологический словарь русского языка" Н.М.Шанского).

  • Чем они отличаются? В каком из них сильнее выражена негативная оценка?
  • Что добавляет к слову «месть» его происхождение (Родственные слова в других языках говорят о смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому).
  • На что похожа месть?

Обратимся к тексту рассказа.

  • От чьего лица ведётся повествование?
  • Что мучает главного героя?

Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности - антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него.

Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему?

Ответ подтвердить текстом.

Настроение у героя радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли.

Что изменило настроение мальчика?

«… как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток».

Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это "маленькое происшествие". Сравните, как меняется восприятие пейзажа в начале рассказа и после "происшествия".

Почему такую обиду вызвал у героя поступок Витьки, ведь он «никогда не плакал от физической боли»? Найдите в тексте необходимые доказательства.

Обиделся и разозлился, потому что:

  • «Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади».
  • «когда-то заступился за Витьку»;
  • «не дрались на «любака»;

Действительно ли это происшествие "маленькое", незначительное?

Нет, для кого-то, может, и незначительное происшествие, но для мальчика это большая обида: получить удар от друга, который и физически слабее, и рассказчик всегда за него заступался. А тут Витька его ударил.

Светлые, яркие краски погасли, т.к. возникает тема мести, а она "застилает" глаза, закрывает все вокруг черной пеленой и в душе человека тоже; месть страшна и разрушительна - и не важно, какими причинами она вызвана.

Вскоре созрел план мести. Расскажите о нем. Обратите внимание на лексику данного абзаца.

(«…набью морду», «…дам ему прямо в нос», «…тресну по уху, чтобы загудело по всей голове», «…скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»)

Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? (Найдите эти слова в тексте). Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).

Что повлияло на изменение первоначального плана мести? Какой момент во внутреннем монологе можно считать кульминационным, поворотным? Почему? («Витька улыбнулся от уха до уха», то есть искренне. «Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать… Витька доверчиво идёт впереди».)

Герой всё время оттягивает момент мести. Конфликт между двумя мальчиками так и не проявляется в реальное действие, а всё, что происходит в рассказе, является результатом борьбы различных чувств в душе мальчика? («Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку»).

Что такое конфликт?

(Конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, не развивающий действие, называется внутренним конфликтом).

Внутренний конфликт помогает писателю показать особенности того, или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мири других людей.

Почему угасла обида мальчика и он отказался от задуманной мести? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит на него зла и не стремиться отомстить, а также общие интересы, увлекательная для обоих прогулка)

Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

А если Витька - не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

Таким образом, рассказчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно, и в село мальчики вошли уже как дружки-приятели.

Давайте обратимся к эпиграфу.

Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала эпиграфом к данному рассказу?

Что значит «неожиданно»? Какой гранью души повернулся герой к читателю? Что это за «грани»? Какие стороны души героя вам понравились?

Произнесите, пожалуйста, вслух слова «месть» и «прощение». Как вы их произносите? Обратите внимание: когда мы произносим слово «месть», лицо становится злым и страшным. А когда произносим слово» прощение, лицо растягивается в улыбке, хотим мы этого или нет.