Такая разная любовь! На примере новеллы П.Мериме и оперы Ж.Бизе «Кармен»

Разделы: Литература, Музыка

Класс: 8


Бинарный урок - верное средство повышения мотивации учащихся!

Бинарный урок - отличное условие формирования целостной картины мира!

Бинарный урок - мощный стимул развития творчества учащихся и учителя!

Бинарный урок литературы и музыки «Такая разная любовь!»

Предмет

Бинарный урок литературы и музыки

Класс

8

Тип урока

Расширение и углубление знаний учащихся

Цель урока

Расширить представление о любви

Задачи урока

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, обобщать литературные и музыкальные образы;
развитие умения групповой работы;
развитие коммуникативных УУД;
формирование личностной позиции учащихся по теме урока.

Планируемые результаты

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, участвовать в познавательно-творческом процессе
Метапредметные: умение прогнозировать, анализировать, сравнивать и обобщать, сотрудничать с учителем и сверстниками
Предметные: умение работать с художественным материалом, давать характеристику литературным и музыкальным образам

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, музыкальный инструмент фортепиано

Дидактическое обеспечение

Видеофрагменты, тексты отрывков из новеллы и оперного либретто. Оформление доски: сердце, портреты Кармен, Хосе, Эскамильо, таблички-выводы. Портреты П.Мериме и Ж.Бизе.

Предварительная подготовка

Чтение новеллы П.Мериме «Кармен»

Бинарный урок - современный урок в РАМКАХ ФГОС!

Сценарий бинарного урока «Такая разная любовь!»

Пролог

УЛ - Вечные темы искусства! Вы можете назвать их? (Любовь, война, дружба, защита родной земли)

УМ - Посмотрите на этот символ. (На доске - сердце) Определите «вечную тему искусства» для нашей встречи. Да, любовь! Пушкин писал: «Любви все возрасты покорны».

УЛ - Какие произведения о любви, сразу возникают у вас в памяти? Чьи образы представляются? (Ромео и Джульетта…)

Да, о любви писали многие, а сегодня на уроке мы рассмотрим, какой может быть любовь на примере героев новеллы французского писателя Проспера Мериме («появляется» портрет)

УМ - и оперы французского композитора Жоржа Бизе («появляется» портрет)

УЛ и УМ - «Кармен».

Действие

УЛ - Скажите, где происходят события? (Испания, Севилья)

Давайте вспомним и назовем главных героев. Для этого вы поработаете в группах следующим образом: из предлагаемых отрывков новеллы необходимо собрать портреты героев. Время работы - 2 минуты.

Групповая работа

Давайте проверим. Кто главные герои этой новеллы? (Хосе и Кармен).

На доске возле сердца появляются портреты Кармен и Хосе.

Зачитайте, каким мы видим в произведении Хосе. Что портрет позволяет сказать о его характере? (характер мрачный, Хосе - гордый человек)

А Кармен? Что автор подчеркивает в ее портрете? Как выделяет Кармен из толпы других женщин? (красота, жестокое выражение глаз)

С какой проблемой столкнулись? Чье описание осталось?

Да, есть еще один мужской образ. Кто он? (пикадор Лукас)

УМ - Мужские образы в опере имеют отличия. В новелле тореадор по имени Лукас едва упомянут. В опере же он носит имя Эскамильо и имеет яркую характеристику.

На доске возле сердца появляется портрет Эскамильо

Давайте с ним знакомиться. Какое впечатление он на вас произведет? Роль Эскамильо исполняет Юрий Мазурок.

Видеофрагмент 2.21 Куплеты Эскамильо

Ответы детей

Красивый, мужественный, уверенный, самовлюбленный…Это подчеркивают жизнеутверждающий мотив и маршевый ритм. Голос - сочный, густой баритон.

Он ждёт любви? Да!
И ждёт тебя любовь, тореадор,
Да ждёт тебя любовь.

Такими словами заканчиваются его знаменитые куплеты.

УЛ - Вернёмся к главной героине - Кармен.

Проанализировав отрывки из текста, какой вывод вы можете сделать о ней? Что есть для Кармен любовь? (свободная любовь, больше всего в жизни ценит свою свободу, ее любовь недолговечная)

Докажите это текстом.

Что говорит о характере Кармен ее отношение к любви? (свободолюбивая, не готова подчиниться мужчине даже любимому)

Можно ли говорить о том, что любовь к мужчине меняет ее жизнь?

УМ - Изложение её жизненной позиции, своеобразную «декларацию» свободной любви мы услышим в знаменитой «Хабанере». Это первый сольный номер героини в опере. Интересно, какие новые грани образа вы откроете, прослушав этот музыкальный портрет. В роли Кармен - Елена Образцова.

Видеофрагмент - 1.57 Хабанера

Ответы детей

Образ томный, чувственный, страстный. Это мы слышим в музыкальной интонации. Бизе неспроста использует хабанеру. Это испанский танец, предшественник современного танго.

Для более полной характеристики Кармен послушайте ещё одну тему. Она - основной лейтмотив всей оперы.

Звучит тема «роковой страсти»

Что почувствовали в этих звуках? (напряженность, драматизм…)

Эта тема «роковой страсти» - неотъемлемая грань её образа. Почему?

УЛ - Вспомните, как она манипулирует людьми, влюбленными в неё. Например, тот англичанин, который купил ей дом, давал ей деньги, выполнял все ее прихоти.

УМ - Что ж, сделаем окончательный вывод: Кармен - женщина страстная, свободная, роковая.

Вывод-табличка «появляется» на доске возле портрета Кармен

УМ - Мы уже слышали «гимн свободе» Кармен в её «Хабанере». Какое представление о жизни и любви у Хосе? Как это передается в слове и в звуке? Послушайте его Арию с цветком и сделайте вывод об этом. И ещё: обратите внимание, какая тема будет звучать в начале этой сцены. В роли Хосе Владимир Атлантов.

Видеофрагмент 3.38 Ария с цветком

Ответы детей

Да, перед нами открытый, любящий мужчина. Его партия насыщена лирическими напевными мелодиями, близкими к итальянскому оперному стилю. Партия Эскамильо написана для баритона, а партия Хосе - для какого голоса? Да, это лирический тенор. Амплуа этого голоса - герой-любовник.

Ариозо с цветком и «гимн свободе» - это два совершенно противоположных представления о жизни и любви.

А с какой темы начиналась сцена?

Да, с темы «роковой страсти». Как вы думаете, почему? Для этого вам необходимо вновь вернуться к произведению Мериме.

УЛ - Посмотрите на отрывки из текста новеллы. Хосе любит Кармен. Как он себя ведет? Чего он ждет от нее, на чем настаивает? (Выполнял все ее прихоти, терял себя рядом с ней, готов был на все, лишь бы она его любила, она должна быть только с ним, любить только его.)

А чего хочет Кармен? (свободы)

Как автор разрешает этот конфликт? (Кармен отказывает Хосе в любви, Хосе ее убивает.)

Можно ли сказать, что и жизнь Хосе закончилась? (Да, ведь любовь к Кармен - вся его жизнь.)

Такое развитие образ получит в новелле Мериме.

УМ - Такое развитие образ Хосе получит и в опере Бизе.

УМ - Что ж, сделаем ещё один вывод: любовь Хосе - это…

УЛ - Я думаю, это можно выразить следующими словами «Так не доставайся же ты никому!»

Вывод-табличка «появляется» на доске возле портрета Хосе

УМ - У нас остался ещё один герой - Эскамильо. Посмотрите сцену из последнего действия оперы и прокомментируйте её. Как складываются его взаимоотношения с Кармен? Нашла ли его любовь?

Видеофрагмент 2.32 Сцена Кармен и Эскамильо.

Ответы детей

Эскамильо появляется под руку с Кармен. Вы обратили внимание, как она была одета?

Да! С роскошью. Как богатая невеста! Такое может себе позволить только победитель корриды в зените славы.

Заканчивается сцена лирическим дуэтом. Как вы думаете, их чувства искренние?

Его последние слова: «Если любишь - дождись!» Какое представление о любви, на ваш взгляд, у Эскамильо? (Он дает право выбора для возлюбленной.)

О чем это говорит? (о его щедрости, великодушии, благородстве)

УЛ - Что ж, сделаем последний вывод: Эскамильо - нежный, щедрый, открытый.

Вывод-табличка «появляется» на доске возле портрета Эскамильо

Эпилог

УМ - Мы славно вместе поработали. Спасибо Жоржу Бизе.

УЛ - И Просперу Мериме.

УМ - Результат нашей работы очевиден. (Жестом показать на оформленную доску.)

УЛ - А сейчас мы предлагаем вам расширить представление о любви, для этого дополните наше сердце своими размышлениями: Что есть любовь для вас.

УМ - Это можно сделать словом, предложением, символом, рисунком…Время работы в группах 3-4 минуты.

Дети дополняют сердце своими работами

УМ. - Мы тоже хотим внести свою лепту: Любовь - вовсе не огонь. Это воздух. Без него нет дыхания.

УЛ - Это слова русского писателя Василия Розанова. И мы к ним

УЛ и УМ - присоединяемся!

Приложение