Цели урока:
- Дать учащимся представление о личности писателя А.И.Солженицына;
- Определить тематику рассказов-миниатюр, углубить представление учащихся о жанровых особенностях стихотворений в прозе, провести сопоставительный анализ рассказов; выявить авторскую позицию;
- Способствовать формированию индивидуального восприятия жизни и личности писателя через его творчество.
Задачи урока:
- Повышение мотивации учащихся к изучению творчества А.И.Солженицына;
- Формирование нравственных основ личности учащихся через рассказы «Крохотки»;
- Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята, начинаем урок родной литературы. Посмотрите на фотографию человека на слайде. Он вам знаком? Это фотография А.И.Солженицына. Догадались, да, что речь науроке пойдёт о Солженицыне. Запись даты и темы урока в тетради.
Учитель. Говорят, что глаза -это зеркало души человека.
- О чем, как о человеке, помогают узнать глаза этого человека?
Задание. Подберите и запишите в тетради слова, с вашей точки зрения, наиболее точно характеризуют этого человека.
(Проницательный взгляд, сосредоточенность, скорбная задумчивость, высокая мудрость, уверенность в себе, суровое лицо).
3.Когда-то Александр Исаакиевич Солженицын сказал: « Хочу найти такую Россию, такое место, где усталой душе был бы приют..» . Как вы понимаете выражение «усталая душа»? (Много трудностей испытал, скитался, обижали)
Какое выразительное средство используется в этом выражении? (эпитет)
Учитель. Да, ребята, много трудностей пришлось испытать в жизни Александру Исаакиевичу.
Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Его отца к тому времени уже не было в живых: за несколько месяцев до рождения сына он погиб на охоте. Мальчик знал его только по фотокарточкам и рассказам матери, В 1926 году Александр Солженицын пошел в школу. Он рано начал читать Льва Толстого: уже в 10 лет он познакомился с романом «Война и мир». Мальчик мечтал стать писателем, сочинял приключенческие рассказы и даже составил из своих произведений две рукописные газеты. В 1936 году Александр Солженицын окончил школу с золотой медалью, и его приняли в Ростовский государственный университет без вступительных испытаний. Он подал документы на физико-математический факультет. Чтобы заработать, студент Солженицын разгружал вагоны, а на старших курсах занимался репетиторством. Вскоре он перевелся на факультет русской литературы. Хотел на фронт, не брали. Писатель не сдавался: он снова и снова приходил в военкомат, чтобы попасть на фронт. Солженицын добился своего: 18 октября 1941 года его мобилизовали и зачислили рядовым в гужевой транспортный батальон. Подразделение находилось в тылу, там Солженицын ухаживал за лошадьми. В 1943 году Александр Солженицын встретился на фронте со своим другом Николаем Виткевичем. Они начали переписываться и обсуждать проблемы, с которыми сталкивались на службе. Цензуры они не опасались - считали, что карается только разглашение военной тайны. Постепенно друзья стали критиковать власть, писали, что Сталин «извращает» идеи Ленина. 9 февраля 1945 года Солженицына арестовали и лишили звания. Приговорен к 8 годам лагерей. В 1964 году Александр Исаевич Солженицын был лишен советского гражданства и выдворен из России. Долгие годы он вместе с семьей жил в Америке, но всегда ждал встречи с горячо любимой родиной. Осенью 1993 года Солженицын и его жена совершили «прощальную поездку» по Европе, а затем вернулись в Россию. Последние годы жизни Солженицын провел на подмосковной даче, которую ему подарил президент России Борис Ельцин. В 2007 году Солженицыну присудили государственную премию «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». 3 августа 2008 года писатель скончался, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия. Он провел в лагерях восемь лет, получил Нобелевскую премию по литературе, первым из советских писателей заговорил о репрессиях советской власти. В СССР произведения Солженицына запрещали, а сейчас они входят в школьную программу. В 2018 году Солженицыну исполнилось 100 лет.
Учитель. Его судьба трудна, интересна и необычна, как и его произведения. Мы сегодня познакомимся с циклом его рассказов под названием «Крохотки». Автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она наша Россия. В конце урока скажете, нашёл ли Солженицын место в России, где «усталая душа» нашла приют.
Какие ассоциации вызывает это слово? (крошки хлеба, капельки росы)
В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет:
«Крохотка - кроха, крошка - малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.
«Крохотки» были написаны в период между 1958 и 1960 годами, многие из них отразили впечатления от велосипедных путешествий писателя по средней России.
Учитель: Давайте познакомимся с его крохотками. Послушайте первую миниатюру «Утёнок». (Читает учитель)
- Кто главный герой рассказа?
- Какой он. Найдите из текста его описание. (Маленький жёлтый, беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые, от братьев отличился характером, невесомого жалкенького жёлтенького)
- Какие слова использует автор? (с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- Каково отношение автора к утёнку?
- Кого ищет утёнок? (Маму, своих родных)
- Почему у утенка мама курица? (высидела курица, ей подложили утиные яйца)
- Курица отличала утенка от цыплят? (высидела одинаково всех и грела одинаково). (Для матери-курицы все дети равны)
- Чем отличается утенок от остальных? (своим характером, все под навесом, а он гуляет)
- А что говорит автор о человеке? (Он скоро на Венеру полетит, целый мир перепашет, умеет управлять атомом)
- Кто сильнее? Человек или этот утёнок? (Человек силён, но никогда не смонтирует этого утенка. Утенок - создание природы. Человек перед природой тоже очень хрупок. Жизнь человека тоже может быть очень хрупкой)
- Что хотел сказать автор своей крохоткой?
Учитель: Прослушаем следующую миниатюру «Шарик». Это стихотворение в прозе.
- Кто главный герой миниатюры?
- От чего страдает Шарик? Как давно он на цепи? Пёсик Шарик содержится на цепи с детства, то есть по сути он не знает свободы.
- Как называет автор собаку? (бедняга)
- Найдите в тексте описание поведения собаки на свободе.
- От чего отказался Шарик взамен на свободу?
- Как автор относится к мальчику, который посадил на цепь собачку?
- Автор противопоставляет два описания (Первое описание - это описание куриных костей, где важную роль играют эпитеты.
- Какие кости? («ещё тёплые, пахучие». Казалось бы, голодный пёс не должен отказаться от такого редкого для него угощения).
Второе описание - это описание снега, тоже с помощью эпитетов: «пушистый, обильный». (Шарик подбежал к костям, понюхал их и всё-таки сделал свой выбор в пользу свободы.)
- Что выберет Шарик? («хлеб насущный», еда, или духовная составляющая этого мира - его красота.)
Текст заканчивается авторским выводом: рассказчик словно проникает во внутренний мир Шарика и читает его мысли: «Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..»
- Что хотел донести до нас автор?
В этом рассказе А.Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Это как программа, заложенная где-то внутри нас с самого рождения - свобода! Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться.
Рассказ "Костер и муравьи" повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну - маленькой Родине - и погибали. Муравьи - весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: "…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!" Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле - великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А.И.Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности. Муравьи вместе с гнилым бревном, в котором они жили, попадают в огонь. Убегая от пламени, спасая жизнь, «едва преодолев свой ужас» они вновь возвращаются к горящему бревну - «к покинутой родине»! «И были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и гибли там».
- Почему повествователь вытащил бревно из костра? Какой это человек? - Почему муравьи возвращались к горящему бревну? (Муравьям даны человеческие чувства и качества, они чувствуют, как люди)
- Что за великая сила влекла их назад? (любовь к покинутой Родине)
- Что значит для муравьев горящее бревно? (это их Родина)
- Чему учит рассказ? (Любить Родину. Спасать Родину.
Учитель: Следующая миниатюра «Вязовое бревно». Как думаете, о чём пойдёт речь? Читает ученик.
* Кто главный герой этого рассказа? (обычное бревно)
* Каким было дерево в прошлом году? (его уничтожили)
*Какое это дерево сейчас? (появился свежий росток)
* Найдите описание ростка (свежий зелёный росток будущий вяз)
* Что собираются делать с бревном? (его положили, собираются убивать - пилить)
*Что делали с бревном в прошлом году? (тащили трактором, распиливали на части, кидали в баржи и кузовы, накатывали в штабели, сваливали на землю)
* Что это за процесс? (процесс убийства дерева ассоциируется с процессом убийства человека)
* Скем сравнивается бревно? (С человеком)
* Какое художественное средство использует автор в выражении «бревно положили мы на козлы, как на плаху»? Что такое плаха? (большая деревянная колода, на которой отсекали голову, приговоренного к смерти) (Сравнение)
*Почему не смогли пилить бревно? Что напоминает бревно? (человеческую шею)
*Почему не смогли спилить бревно? (хочет жить, бревно живое)
*Что хотел сказать автор своим произведением? (жизнь побеждает, тяга к жизни, бесконечность жизни, невозможность уничтожить жизнь. Бревно - символом стойкости, могущества природы, ее способности к сопротивлению и сохранению своих живительных сил.)
Подведём итоги
- Какая миниатюра поразила вас больше всего? Чем?
- А что объединяет все миниатюры? (Боль за Родину).
- О чем предупреждает писатель, повествуя о жизни в своих лирических рассказах «Крохотки»? (Человек силён, но природа сильнее человека. Каждое живое существо стремится к свободе. Люди должны любить свою Родину, защищать её. Никто не вправе лишать человека свободы. Нельзя бросать Родину. Вера в Бога.
- Какими знаками препинания заканчиваются «Крохотки»?
В основном вопросительными и восклицательными, но больше всего многоточий.
- Почему?
Автор говорит о том, что его по-настоящему тревожит, поэтому так эмоциональна его речь. А многоточие… Может быть, эти «на цыпочках ушедшие слова» предлагают нам додумать, что недосказано. А может, горечь от происходящего в стране перехватывает горло …
- Прошло почти полвека, как были созданы «Крохотки». Актуальны проблемы, поднятые Солженицыным в наши дни?
- Нашёл Солженицын в России приют для «усталой души»? (Да, есть в России люди, способные любить природу, Родину. Есть красивы места). А в Ундорах есть приют для усталой души?
- Если бы вы были композиторами, какую музыку к «Крохоткам» бы создали? (прослушивание музыки)
Учитель: А.И.Солженицын - писатель с обострённым чувством совести, справедливости, он проповедовал любовь ко всему живому, он верил в Бога. Я предлагаю послушать голос самого писателя и последнее произведение из крохоток «Молитва. Когда человек произносит молитву? Прослушивание аудиозаписи
Вывод
А.И.Солженицын верил, что Бог даёт силы, добро сопровождает людей. В «Крохотках» отражены самые сокровенные мысли и переживания писателя. Одной из главных тем рассказов из цикла "Крохотки" является любовь ко всему живому на земле. Закончить урок хочется сказать словами Путина В.В. «Любовь к Родине является основой жизни россиян, на это чувство опирается вся история страны»
Домашнее задание
Создать свою крохотку, нарисовать рисунок к понравившейся миниатюре.