Предмет: литература.
Класс: 8.
Место урока в учебном плане - урок 2-й.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Форма урока: урок - презентация индивидуальных проектов.
Ключевые слова - «чудо-человек», трагедия, героика, юмор.
Проблема - проблема человека на войне.
Проблемный вопрос: «Почему Твардовский назвал Василия Теркина «русский чудо-человек»?»
Актуальность - сохранение памяти о Великой Отечественной войне и ее героях.
Цель урока - раскрытие образа Василия Теркина, его нравственного подвига.
Задачи урока:
- Обучающие: показать трагические, героические и юмористические страницы поэмы; исследовать языковые особенности произведения; дать характеристику главному герою.
- Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать презентационные умения; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с толковым словарем, текстом поэмы: находить необходимые для доказательства мыслей цитаты; развивать самостоятельность, умения работать в группе и индивидуально; формировать коммуникативные компетенции учащихся.
- Воспитывающие: воспитывать патриотизм; осуществить связь с историей, русским языком, музыкой, жизнью.
Планируемые результаты.
- Личностные: формирование способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование гражданской позиции, патриотических чувств; освоение норм поведения в социуме; использование для решения познавательных задач различных источников информации (толковый словарь, тексты поэмы, учебник «Литература»).
- Метапредметные: умение ставить цель, задачи и находить пути их решения; умение понимать проблему, толковать понятия, строить рассуждения, выдвигать гипотезу, делать выводы; умение работать индивидуально и в группе; организация сотрудничества с учителем и одноклассниками; владение нормами устной монологической и диалогической речи.
- Предметные: умение анализировать произведение, давать характеристику герою; приобщение к ценностям русской литературы; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к произведению и литературному герою; понимание роли языка в создании художественного образа.
Формируемые УУД (универсальные учебные действия)
- Познавательные УУД: умение включаться в проектную деятельность, умение искать и выделять необходимую информацию.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга; формировать устную монологическую речь; читать выразительно вслух, понимать прочитанное.
- Личностные УУД: развитие личностных особенностей в соответствии с правилами и нормами морали: уважение к героям Великой Отечественной войны; развитие самоконтроля, устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- Регулятивные УУД: формирование способности к целеполаганию; развитие регуляции учебной деятельности и саморегуляции (планирование цели и нахождение путей их достижения); формирование ситуации рефлексии - самокоррекции.
Технологии: ТРКМ, проектно-исследовательская деятельность, мультимедиатехнология.
Ресурсы:
- мультимедийная презентация;
- проектор;
- экран;
- тексты поэмы «Василий Теркин»;
- «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой;
- доска;
- тетради;
- Коровина В.Я. 8 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.2 / В.И.Коровин, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 399 с.: ил. - ISBN 978-5-09-030293-7;
- «Романс» Г.Свиридова к повести А.Пушкина «Метель»;
- песня «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры»;
- песня «Вася-Василек»;
- звук метронома;
- свечи;
- «Книга Памяти».
Структура урока
I Орг. момент.
II Мотивация к учебной деятельности.
III Актуализация знаний.
IV Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели деятельности.
V Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.
VI Сам. работа и проверка по эталону.
VII Итог урока.
VIII Рефлексия деятельности.
IX Информация о домашнем задании.
Ход урока
I. Орг. момент. (ТРКМ. I этап - «Вызов»)
(Все ученики одеты в военную форму, что создает атмосферу праздника, торжества.)
Учитель. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какие вы сегодня удивительно красивые и нарядные. От вас пахнет весной 45-го года. Почему? (Используются ситуация-проблема, словесный метод (беседа, «тонкий вопрос» - прием ТРКМ). Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - К такому моему внешнему виду обязывает произведение, над которым мы начали работать на прошлом уроке, - поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
Уч-ся 2. - Мне хочется прикоснуться к тем эмоциям, которые испытывал русский солдат каждый день на войне.
Уч-ся 3. - Военная форма вызывает у меня восторг, преклонение перед памятью о тех, кто за нашу свободу, мирное небо сложил свои головы.
Уч-ся 4. - Для меня военная одежда - это дань ВО войне и ее героям.)
Учитель. - Спасибо, ребята, за ваши ответы, за вашу память. Давайте сделаем фото на память. (Используется метод поощрения. Фотографируемся.)
II. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. - Сейчас я вам покажу одну фотографию. (Использование мультимедиатехнологии. Демонстрация слайда 1 - памятника. Применение наглядно-иллюстративного метода.) Посмотрите на нее внимательно и скажите, кто на ней изображен? (Ситуация - проблема, ситуация интереса, интриги, стартовой мотивации к изучению нового. Дети строят гипотезу. Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - Я вижу А.Твардовского, а рядом с ним, возможно, фронтовой друг.
Уч-ся 2. - Мне кажется, что на снимке сам поэт и его герой Василий Теркин.)
Учитель. - (Осуществляется связь с жизнью.)Действительно, это памятник А.Т.Твардовскому и Василию Теркину, установленный в г.Смоленске 02.05.1995г., в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.Памятник литературному герою вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет памятником и им.
- Как вы думаете, почему памятник установлен именно в Смоленске?
(Использование метода проблемного обучения. Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - Автор поэмы родом из Смоленщины, его герой - тоже оттуда. Они - земляки.)
Учитель. - Все верно. А о чем они, по вашему мнению, беседуют?
(Выдвижение гипотезы. Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - Я думаю, вспоминают горькие страницы войны.
Уч-ся 2. - Я считаю, вспоминают товарищей-однополчан, не вернувшихся с войны.
Уч-ся 3. - Мне кажется, рассказывают о том, как им удалось остаться в живых.)
Учитель. - Спасибо. В главе «От автора» (см. учебник на с. 158-159) есть, на мой взгляд, ответ на вопрос.
- Найдите и прочитайте его. (Работа с учебником. Частично-поисковый метод. Выборочное чтение текста.
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне…
Как же вдруг тебя покину?
Старой дружбы верен счет….)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Учитель. - Давайте и мы с вами вспомним тяжелое, суровое для нашей страны, нашего народа время, один из эпизодов из жизни Василия Теркина. Для этого проверим д/з.
- Что нужно было дома сделать?
(Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - Д/з было выучить понравившийся отрывок из главы «Переправа».)
Учитель. - Хорошо. (Учащиеся читают отрывки. Используется репродуктивный метод. На слайде 2 - иллюстрация к главе «Переправа». Учитель оценивает выступления учащихся, мотивируя.)
(Слайд 2 - вывод 1) Вывод 1. Итак, на примере одной главы становится понятно, что война всегда несет гибель, разрушения, что это самое страшное событие, противное человеческому разуму. Однако, благодаря мужеству, стойкости, патриотизму русских солдат свершилось чудо - долгожданная победа. Поистине русский человек, говоря словами самого Твардовского, - «чудо-человек».
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели деятельности
(ТРКМ. II этап - «Осмысление».)
Учитель. - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о русском чудо - человеке. Тему урока так и назовем - «Русский чудо-человек». (Слайд 3 - тема и фото Василия Теркина. Использование наглядно-иллюстративного метода.)
- Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока. (Ученики работают в тетрадях.)
Эпиграфом к уроку возьмем строки из главы «От автора». (Слайд 3 - эпиграф.)
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой.
А.Твардовский
- Запишите эпиграф в свои тетради и прокомментируйте его. (Ученики работают в тетрадях. Используется словесный метод («Осмысление эпиграфа», беседа.) Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - Автор гордится своим героем, переживает за него и вместе с ним.
Уч-ся 2. - Твардовский обобщает мысль о том, что пришлось пережить русскому человеку на войне.
Уч-ся 3. - А.Твардовский 4 раза употребил слово «мой». Это говорит о том, что поэт разделяет беды и радости героя, принимает их как свои.)
Учитель. - Очень хорошо. Итак, цель нашего урока - раскрыть личность Василия Теркина. Для ее выполнения нам предстоит решить следующие задачи:
- показать трагические, героические и юмористические страницы поэмы;
- исследовать языковые особенности произведения;
- дать характеристику главному герою.
Все они выделены в эпиграфе.
Ключевыми на уроке будут понятия: «чудо-человек», «трагедия», «героика», «юмор».
- Что обозначает слово «чудо - человек»? (Осуществляется связь с русским языком. В случае затруднения обратиться за помощью к толковому словарю С.И.Ожегова (частично-поисковый метод). Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - Слово «чудо» в толковом словаре С.И.Ожегова обозначает «необыкновенный».)
- Почему А.Т.Твардовский назвал Василия Теркина «русский чудо - человек»? В чем его необыкновенность? (Использование приема «толстых вопросов».) На этот проблемный вопрос мы постараемся ответить. Каждый из вас получил индивидуальные задания - подготовить небольшие проекты. Назовите свои темы.
(Примерные ответы детей:
Уч-ся 1.- 1. Трагические и героические страницы поэмы.
Уч-ся 2. - 2. Отдых на войне и фронтовой юмор.
Уч-ся 3. - 3. Языковые особенности поэмы.
Уч-ся 4. - 4. «Теркин - кто же он такой?»)
(Слайд 4 - план.)
Это и будет наш план. По ходу работы записывайте темы проектов и интересные для вас цитаты. (Учитель настраивает на работу, что дисциплинирует учащихся.)
V. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.
(Презентация проектов. Выступления учащихся. Технология проектно-исследовательской деятельности.)
Уч-ся 1. Тема проекта № 1 - «Трагические и героические страницы поэмы», или «Боль моя… и подвиг мой». (Приложение 1. Демонстрация слайдов 5-7. Работа над ключевым словом «смерть», инсценирование эпизода из главы «Смерть и воин». Осуществляется ситуация разновозрастного сотрудничества.)
Вывод 2. Гипотеза подтвердилась. Действительно, война - это трагедия, это смерть. Но, благодаря мужеству и героизму Василия Теркина, свершилась Победа. В диалоге Теркина со смертью - вся сила духа, «нравственное изящество» героя. «Не подвержен Теркин смерти», - читаем в главе «От автора». Сам же герой в главе «Теркин пишет» так объясняет свою победу над смертью: «большой любитель жить, выжил я, ребята!» На самом деле, он противостоял собственной смерти «ради жизни на земле».
Учитель. - Спасибо. Садись.(Метод стимулирования (поощрение).)
- Ребята, скажите, без чего русский солдат мог жить на войне, а без чего не мог? (Проблемный метод, словесный метод. Выдвижение гипотезы. Примерные ответы детей:
Уч-ся 1. - Солдат мог жить и жил без семьи, родных. Но не мог жить без мысли о скорой победе над врагом.
Уч-ся 2. - Солдат мог жить без тепла и уюта. Но не мог жить без дум о родине.)
Учитель. - Хорошо. Подробный ответ на этот вопрос полусерьезно - полушутливо дал сам автор в главах «О потере» и «От автора». Найдите его. 1 вариант работает с главой «О потере», 2 вариант - с главой «От автора». (Использование частично-поискового метода. Работа по вариантам. Выборочное чтение отрывков из глав: «О потере» и «От автора».)
1)
Без кисета, как без рук.
2)
Без кисета и махорки
Вкус не тот уже.
3)
Боец без шапки - не боец.
4)
Потерять семью не стыдно -
Не твоя была вина,
Потерять башку обидно…
5)
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
(Глава «О потере»)
6)
На войне, в пыли походной…
Лучше нет воды холодной…
7)
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
8)
Не прожить… без правды сущей.
Учитель. -
9)
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить…
Учитель. - Без чего? (Учитель спрашивает ученика, который готовил проект №2. Ученик заканчивает фразу.)
без прибаутки,
Шутки самой немудрой…
Без хорошей поговорки
(Глава «От автора»)
Учитель. - Действительно, без юмора. Итак, предоставим слово по проекту №2. (Применяется технология здоровьесбережения.)
Уч-ся 2. Тема проекта № 2 - «Отдых на войне и фронтовой юмор», или «… моя отрада, отдых мой». (Приложение 2 и приложение 3. Демонстрация слайдов 8-9. Сообщение о месте юмора на войне в поэме дополняется выпущенным стендом с материалом на тему в быту. Анализ главы «Гармонь» в форме литературно-музыкальной композиции. Осуществляется разновозрастное сотрудничество.)
Вывод 3. В ходе исследования материала гипотеза подтвердилась. Народная мудрость гласит: «Шутки и пение - на войне спасение». Действительно, смех - это внутренняя защита, свобода. Он помогает человеку справиться с горем, бедой, не сойти с ума. Смех в поэме «Василий Теркин» добрый, способствующий поддержанию боевого духа, порой грубоватый, но всегда остроумный. В главе «Перед боем» Василий Теркин произносит: «Не унывай!» Об этом поется и в песне «Вася-Василек».
(Звучит 1 куплет песни «Вася - Василек» в исполнении военного ансамбля им. Александрова)
Учитель. - Спасибо. Садись. (Используется метод стимулирования (поощрение).)
Поэма, как известно, писалась на войне. Она сразу полюбилась всем. Ее заучивали наизусть. Почему? В чем сила произведения? На этот вопрос даст исчерпывающий ответ тот, кто готовил проект № 3. Послушаем.
Уч-ся 3. Тема проекта № 3 - «Языковые особенности поэмы». (Приложение 4. Демонстрация слайдов 10-12. Использование таблицы как приеме ТРКМ.)
Вывод 4. Гипотеза нашла свое подтверждение. Поэт использовал для поэмы простой, народный язык, фольклорные традиции как способ выражения единства народного духа, чтобы его мысли и слова были понятны каждому русскому человеку. Цветовые эпитеты передают войну, окрашенную в темные, мрачные и кроваво-красные тона как символ смерти.
Учитель. - Спасибо. Садись. (Используется метод стимулирования (поощрение).)
А теперь давайте подведем итог: кто же такой Василий Теркин? Предлагаю послушать выступление по проекту № 4.
Уч-ся 4. Тема проекта № 4 - «Теркин - кто же он такой?». (Приложение 5. Демонстрация слайдов 13-15. Использование кластера, синквейна как приемов ТРКМ.)
Вывод 5. Гипотеза подтвердилась. В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду, к жизни, к людям. Его уникальность, гениальность, необыкновенность - в естественности, непосредственности, обыкновенности. Недаром о Теркине народ сложил пословицы: «Будь предан России, как Теркин Василий», «Теркин - солдат на все хват». Действительно, (применяется синквейн как прием ТРКМ)
Василий Теркин
Святой и грешный
Воюет, помогает, балагурит
И в огне не горит и в воде не тонет
Русский чудо - человек
Учитель. - Спасибо. Садись. (Используется метод стимулирования (поощрение).)
Я бы еще добавила: Василию Теркину присущи «скрытая теплота патриотизма» (впервые на нее обратил внимание Л.Н.Толстой, рассказывая о героях Отечественной войны 1812 года) и простота: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Осуществляется связь времен, внутрипредметная связь)
- Обратимся к вашему учебнику на с. 163. (Работа с учебником, читаю цитату.) «Теркин прост, - пишет литературовед, - но вовсе не простоват, не беден духовно. Ему дана от природы тончайшая душевная чуткость и деликатность, «высшая интеллигентность сердца». Его жизнелюбие, феерическая талантливость, широта, доброта, щедрость отдачи и умение быть «от скуки на все руки» - качества, необходимые всем в тягчайшей боевой обстановке».
VI. Сам. работа и проверка по эталону
Учитель. - Выполним небольшую самостоятельную работу. Ваша задача - подготовить эскиз страницы буклета по вашему проекту. Для этого я подготовила рабочий материал, который можно использовать.
(Звучит «Романс» Г.Свиридова к повести А.Пушкина «Метель». Ученики работают индивидуально. После выполнения творческого задания - проверка и оценка.)
VII. Итог урока
(ТРКМ. III этап - «Рефлексия».)
Учитель. (На фоне песни «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры» читает слова Г.Бакланова, выведенные на экран - слайд 16)
Только большие художники
способны в одну судьбу вмесить
судьбу всего народа, потому каждый,
читая книгу, находит в ней самого себя.
Г.Бакланов
Действительно, «нет семьи такой, где б не памятен был свой герой».
- Назовите ваших героев Великой Отечественной войны. (Проводится митинг «Бессмертный полк» по «Книге Памяти» или фотографии. Осуществляется связь с жизнью.)
- Давайте зажжем свечи в память о тех, кто жил «не ради славы», и постоим в скорбном молчании. (Слайд 17. Метроном. Минута молчания.)
Учитель. - 2017 год - юбилейный год для поэмы: 1) в 1942 году (75 лет тому назад) были опубликованы первые главы; 2) в 1942 году (75 лет тому назад) началось Смоленское сражение; 3) а главному герою - Василию Теркину - исполняется 125 лет! Почему, спросите вы? (Ситуация - проблема, ситуация интереса, интриги) А вот почему. (Слайд 18 - кластер)
(Осуществляется внутрипредметная связь.) В конце XIX века, в 1892 году, (125 лет тому назад) был написан роман «Василий Теркин». Его автором является Петр Дмитриевич Боборыкин. Главный герой - Василий Теркин - уроженец Нижегородской губернии, купец, патриот Родины: сам, выйдя из народных глубин, стремился «дать полный ход всему, что в нём кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду». Так высоко ценил этот роман и его героя Максим Горький. В 1939-1940 годах А.Т.Твардовский пишет поэму «Василий Теркин», где главный герой - герой Финской войны. В 1941-1945 гг. Василий Теркин Твардовского становится героем Великой Отечественной войны. Немного позже, в 1953-1964 годах, А.Твардовский пишет поэму «Теркин на том свете», в ней Василий Теркин - герой тоталитарного режима (она изучается в 11 классе) (перспективное планирование). Василий Теркин и сегодня жив. Он наш современник: в современной интерпретации поставлен спектакль «Теркин на этом свете».
Вывод 6. Василия Теркина по праву можно назвать героем без времени. «Русский чудо-человек». (Слайд 19)
VIII. Рефлексия деятельности
Учитель. - Урок наш был насыщен полезной, на мой взгляд, информацией.
- А каковы ваши ощущения? (Ответы детей)
Все вы сегодня молодцы, честно заработали свои оценки (за д/з, за проекты и страницы для буклета). Спасибо. (Каждый ученик получает по три мотивированные оценки.)
IX. Информация о д/з
- Оформить буклет в печатном виде, соединив ваши станицы и подумав и титульном листе.
- До свидания! И будьте такими, как Теркин Василий!