Статья будет полезна учителям русского языка и литературы.
Каждый педагог учит ребенка мыслить, творчески усваивать знания. Технология проблемного обучения предполагает способ обучения, при котором ученик сталкивается с научными противоречиями и пытается самостоятельно их решить. [5] Важным условием является тип взаимодействия между учителем и учеником, при котором последний может свободно выражать свои мысли и делиться идеями, а учитель внимательно следит за ходом его размышлений.
Давайте посмотрим, какие рефлексивные приёмы можно использовать учителю при анализе и интерпретации художественного произведения на уроках литературы. Разберём сам термин. Что же такое рефлексия? Советский и российский филолог, лингвист, герменевт Георгий Исаевич Богин характеризует рефлексию как способность понимать своё понимание. В этом случае речь идёт о рефлексии не столько с педагогических позиций, сколько с позиций филологической герменевтики - рефлексии «понимающей», которая возникает в процессе обращения читателя к смысловым образованиям в тексте. [2] С этой точки зрения любая смыслообразующая ситуация в тексте, любое художественное средство от эпитета, ритма, художественной детали, до метафоризации, символизации, подтекста, внутреннего монолога героя могут являться точками «фиксации рефлексии» [Богин, c.14]. Количество «фиксаций» зависит от природы художественного произведения, от умения направить читательскую рефлексию, от собственной рефлективной реальности школьника. Чем больше «фиксаций», тем больше он понимает.
На основе статьи И.В.Сосновской «Читательская рефлексия как условие понимания ценностных смыслов в художественном произведении» мы выделили рефлексивные приёмы, которые можно использовать при анализе и интерпретации художественного произведения. [6]
Приём «аксиоматики» - толкование смысла слова-понятия через рефлексию.
Приём деформации текста - приём, заключающийся в пропуске или замене отдельных слов и выражений, изменении конструкции предложений.
Приём «достраивания» - приём привнесения чего-то нового.
Приём «жизненной правды» - это приём, основанный на сходстве опредмеченных в тексте переживаний с имеющимся в рефлективной реальности читателя опытом, что оптимизирует переживания, пробуждая рефлексию.
Приём идентификации - прием предполагает «вживание», перенесение в изучаемый объект, познание его изнутри, создание образных картин с целью актуализации представлений в сознании воспринимающего.
Приём постановки вопроса к герою - приём, при котором читатель задаёт вопросы герою, чтобы понять, что чувствует последний.
Приём построения гипотезы - это прием, опирающийся на предположительный характер. Гипотеза рождается в результате анализа фактического материала, на основе обобщения наблюдений.
Приём рефлективного мостика - это приём, характеризующийся переходом от средства текстопостроения к размышлениям над онтологическими (вечными) смыслами и картинами бытия.
Приём создания внутреннего диалога - это приём, заключающийся во внутреннем общении человека с самим собой. Существует также письменная форма рефлексии-эссе.
Учителю, будучи знакомым с рефлексивными приёмами, можно использовать их на уроке. Приведём пример фрагмента урока.
Фрагмент урока литературы в 6 классе с использованием рефлексивных приёмов (по новелле О.Генри «Дары волхвов», учебник Г.С.Меркина «Литература» 6 класс, в 2-х частях, 2016 г.)
Истинная любовь - что это?
Цели:
- совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст;
- формировать навыки социально-психологической характеристики героев, способствовать познанию общечеловеческих ценностей: любовь, самопожертвование.
Ход урока
1. Индукция на доске слово «любовь» (прием Конструирование вопросов к себе):
- Как вы понимаете слово «любовь»?
- Какие ассоциации возникают со словом «любовь»?
- Что значит словосочетание «истинная любовь»?
2. Задание по группам, ответить на вопросы:
- Что значит любить?
- Возможна ли любовь без уважения?
- Связаны ли понятия Любовь и Самопожертвование?
- В чём заключается сила любви?
3. Целеполагание.
- Как думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
- Какое произведение будем изучать?
- Какова будет цель урока?
Мы будем сегодня говорить о любви, о большой любви двух героев новеллы «Дары волхвов».
4. Чтение отрывка №1.
- Когда происходят события, описанные в новелле?
- Как живут герои?
- Что заставляет плакать героиню Делу? (понимание учащимися сложившейся ситуации и переживание - тесно связано с рефлексией)
Найдите цитаты, которые помогают понять чувства Делы в этот день?
- На что решается Дела ради своего любимого человека? Жалеет ли она об этом?
«Следующие два часа пролетели на розовых крыльях - прошу прощенья за избитую метафору. Делла рыскала по магазинам в поисках подарка для Джима».<…> «Наконец, она нашла. Без сомнения, что было создано для Джима, и только для него. Ничего подобного не нашлось в других магазинах, а уж она все в них перевернула вверх дном, Это была платиновая цепочка для карманных часов, простого и строгого рисунка, пленявшая истинными своими качествами, а не показным блеском, - такими и должны быть все хорошие вещи. Ее, пожалуй, даже можно было признать достойной часов. Как только Делла увидела ее, она поняла, что цепочка должна принадлежать Джиму, Она была такая же, как сам Джим. Скромность и достоинство - эти качества отличали обоих».
Продолжение использования приема Конструирование вопроса к себе на основе прочитанного отрывка:
- Вернёмся к вопросу: связаны ли понятия Любовь и Самопожертвование?
Озвучить ответы по группам.
Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, - продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, - но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе!»
Предположите: что произойдёт дальше? Какова будет реакция Джима на поступок Делы? (прием Гипотезы, прогнозирования).
Озвучиваем предположения по группам.
Чтение отрывка №2. Насколько наши предположения оказались верны?
«Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного. Впрочем, эти туманные намеки будут разъяснены далее.
Джим достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол.
- Не пойми меня ложно, Делл, - сказал он. - Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел».
«Ибо на столе лежали гребни, тот самый набор гребней один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого... Делла знала это, - и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск».
Рефлексия (использование приема Идентификация):
- Постарайтесь представить себя на месте Делы или Джима, прочувствовать эмоции, состояние души и ответить на вопрос: «Что бы я чувствовал(а), если бы находился(лась) на месте героя?»
- В чём заключается сила любви?
- Так что же значит словосочетание «истинная любовь»?
Истинный смысл любви заключается в том, чтобы отдавать другому все, что сможешь. Вы не ждете от него ничего, ведь для Вас важна сама возможность делать счастливым этого человека.
Таким образом, в процессе достижения цели урока, мы постигали образы персонажей, их внутреннего мира и ценностных установок. Вовлечение школьника в рефлексивные приёмы анализа и интерпретации текста будет способствовать развитию читателя, понимающего художественный текст как структуру целостного смыслового мира. [4]
Рефлексивные приёмы анализа и интерпретации художественного произведения в технологии проблемного обучения являются результативными, поскольку обеспечивают высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий, а также позволяют приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 2012.
2. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Учебное пособие/ Г.И.Богин. - Калининград: Калининградский гос.ун-тет, 1982.
3. Меркин Г.С. Литература, учебник, 6 класс, в 2-х частях, 2016 г.
4. Островская В.В. Организация герменевтического пространства урока литературы как условие эффективного постижения учащимися авторского сознания в художественном произведении. /Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск, 2009.
5. Проблемное обучение: коротко о методе [Электронный документ]. - Режим доступа: https://4brain.ru/blog/problem-learning/
6. Сосновская И.В. «Читательская рефлексия как условие понимания ценностных смыслов в художественном произведении». Монография/ И.В.Сосновская, Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007.